Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 мая 2018 г. N Ф08-3205/18 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
07 марта 2018 г. |
дело N А32-44689/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 марта 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Галова В.В., Попова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковалевой В.Ю.,
в отсутствие участвующих в деле лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройинвест-Кубань"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.01.2018 по делу N А32-44689/2017,
принятое судьей Чесноковым А.А.,
по заявлению Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края
к заинтересованному лицу обществу с ограниченной ответственностью "Стройинвест-Кубань" (ИНН 2308187073, ОГРН 1122308002442)
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Стройинвест-Кубань" (далее - общество) к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявленные требования мотивированы тем, что обществом не было исполнено предписание департамента от 07.06.2017 N 09-1599-Ю-52-АЦ.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.01.2018 заявление удовлетворено. Общество привлечено к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 50 000 рублей. Решение мотивировано тем, что обществом выявленные нарушения, указанные в предписании от 07.06.2017 N 09-1599-Ю-52-АЦ, фактически не устранены, акты об устранении выявленных недостатков не оформлялись.
Общество с ограниченной ответственностью "Стройинвест-Кубань" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило отменить решение, отказать в удовлетворении заявления о привлечении общества к административной ответственности. В обоснование апелляционной жалобы указывает на следующее. Предписание не соответствует критерию исполнимости и законности. В департамент неоднократно направлялась исполнительная документация, связанная с выполнением усилений железобетонных стен и диафрагм нулевого цикла многоэтажного жилого дома в отметках от 0,400 до -3,900. Требования по представлению проектной документации исполнено обществом, несмотря на незаконность требований департамента. В протоколе от 04.08.2017 N 09-1599-Ю-193-АЦ и заявлении о привлечении к административной ответственности заявлены новые требования, отсутствовавшие в предписании от 07.06.2017 N 09-1599-Ю-52-АЦ. Суд не исследовал доказательства относительно наличия нарушений требований проектной документации.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Департаментом по надзору в строительной сфере Краснодарского края в ходе осуществления мероприятий по государственному строительному надзору на объекте капитального строительства "Многоэтажный жилой дом со встроенными помещениями, автостоянкой и магазином с офисными помещениями по ул. Черниговская, 1 в г. Краснодаре, 3-й этап строительства", расположенного по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Черниговская, 1, было выявлено, что застройщиком - ООО "СтройИнвест-Кубань" осуществляется строительство объекта капитального строительства с нарушениями норм градостроительного законодательства Российской Федерации.
Административным органом установлены следующие нарушения:
- усиление железобетонных стен и диафрагм нулевого цикла многоэтажного жилого дома в отметках - 0,400 до - 3,900 путем наращивания железобетона выполнено в полном объеме (В блок-секциях "Литер А", "Литер Б", "Литер В"). При этом исполнительная документация по усилению железобетонных стен и диафрагм нулевого цикла многоэтажного жилого дома в отметках - 0,400 до - 3,900 путем наращивания железобетона не представлена в полном объеме, в связи с чем не представляется возможным дать оценку выполненным работам (не представлены журналы работ, технологические карты работ);
- обществом представлена откорректированная проектная документация и положительное заключение негосударственной экспертизы от 01.08.2017 N 23-2-1-2-0137-15-02, выданного ООО "Краснодарская негосударственная экспертиза". При этом исполнительная документация по монтажу наружных стен жилого дома из ЛСТ и ячеистого бетона не представлена, в связи с чем не представляется возможным дать оценку выполненным работам (не представлены акты освидетельствования скрытых работ по монтажу наружных стен; акты промежуточной приемки ответственных конструкций; исполнительные геодезические схемы положения конструкций наружных стен; журналы работ, акты испытания конструкций, документы (сертификаты, паспорта), удостоверяющие качество материалов, примененных при производстве строительно-монтажных работ; технологические карты работ);
- обществом представлена откорректированная проектная документация и положительное заключение негосударственной экспертизы от 01.08.2017 N 23-2-1-2-0137-15-02 выданного ООО "Краснодарская негосударственная экспертиза". При этом исполнительная документация по монтажу внутренних стен и перегородок жилого дома из ЛСТ и ячеистого бетона не представлена, в связи с чем не представляется возможным дать оценку выполненным работам (не представлены акты освидетельствования скрытых работ по монтажу внутренних стен и перегородок; акты промежуточной приемки ответственных конструкций; исполнительные геодезические схемы положения конструкций внутренних стен и перегородок; журналы работ, акты испытания конструкций, документы (сертификаты, паспорта), удостоверяющие качество материалов, примененных при производстве строительно-монтажных работ; технологические карты работ).
ООО "СтройИнвест-Кубань" в установленном порядке 07.06.2017 выдано предписание N 09-1599-Ю-52-АЦ об устранении нарушений законодательства. С учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства в предписании был установлен срок устранения выявленных нарушений - 30 календарных дней со дня вручения. Предписание N 09-1599-Ю-52-АЦ было получено директором общества в тот же день.
04.08.2017 должностным лицом административного органа по итогам внеплановой выездной проверки был составлен акт проверки N 09-1599-Ю-586-АЦ, в котором зафиксированы выявленные нарушения.
В результате указанной проверки установлено, что ООО "СтройИнвест-Кубань" требования предписания от 07.06.2017 N 09-1599-Ю-52-АЦ фактически не исполнены, нарушения законодательства не устранены.
04.08.2017 должностным лицом административного органа в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 09-1599-Ю-193-АЦ по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Усматривая в действиях общества событие и состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена санкцией части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заявитель обратился в суд с заявлением о привлечении к административной ответственности.
Как следует из материалов дела, основанием для вынесения в отношении общества предписания от 07.06.2017 N 09-1599-Ю-52-АЦ послужило нарушение обществом на объекте строительстве требований нормативных документов в области строительства.
Выданное соответствующим органом в пределах своей компетенции предписание об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации презюмируется законным, пока иное не будет установлено вступившим в законную силу решением суда по заявлению лица, оспорившего соответствующее предписание.
Неисполнением этого не признанного в установленном порядке незаконным предписания общество посягает на общественные отношения в сфере порядка управления, игнорируя, как застройщик-заказчик, обязательные для исполнения указания органа государственного строительного надзора.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что предписание от 07.06.2017 N 09-1599-Ю-52-АЦ является законным и обоснованным, подлежит обязательному выполнению. Общество не представило доказательств недействительности предписания.
Общество ссылается на выводы апелляционного суда в постановлении от 28.12.2017 по делу N А32-26065/2017.
Вместе с тем, указанное постановление вынесено в отношении иного лица (подрядчика), и признано недействительным, в том числе, в связи с тем, что нарушения допущены иным лицом (заказчиком).
В соответствии с частью 3 статьи 23.1. КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, рассматриваются судьями арбитражных судов Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
По делу об административном правонарушении подлежат выяснению такие обстоятельства как наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, причины и условия совершения административного правонарушения, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (статья 26.1. КоАП РФ).
Суд первой инстанции установил наличие в действиях общества событие и состав вмененного ему правонарушения.
В силу части 6 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений.
Статьёй 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным выше Кодексом или законами субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Судом установлено, что обществом выявленные нарушения, указанные в предписании от 07.06.2017 N 09-1599-Ю-52-АЦ, фактически не устранены, акты об устранении выявленных недостатков не оформлялись.
Общество не отрицает непредставление запрошенной административным органом документации, однако указывает на то, что законом не предусмотрена обязанность предоставления технологических карт.
Кроме того, согласно п. 1.1 предписания, обществу указано на предоставление актов освидетельствования скрытых работ, актов промежуточной приемки ответственных конструкций, исполнительных геодезических схем положения конструкций, журналов работ, актов испытания конструкций, документов, подтверждающих качество материалов, технологических карт работ. Акт описи вложения от 05.07.2017 (л.д. 49) вопреки доводам общества исполнение предписания не подтверждает, поскольку в описи не указаны все истребованные документы.
Доводы общества об отсутствии необходимости предоставлять административному органу истребованные документы не обоснован.
Согласно п. 3.23. СП 70.13330.2012 "Несущие и ограждающие конструкции" производственный контроль качества строительно-монтажных работ надлежит осуществлять в соответствии с СП 48.13330.
При приемочном контроле должна быть представлена следующая документация: исполнительные чертежи с внесенными (при их наличии) отступлениями, допущенными предприятием - изготовителем конструкций, а также монтажной организацией, согласованными с проектными организациями - разработчиками чертежей, и документы об их согласовании; заводские технические паспорта на стальные, железобетонные и деревянные конструкции; документы (сертификаты, паспорта), удостоверяющие качество материалов, примененных при производстве строительно-монтажных работ; акты освидетельствования скрытых работ; акты промежуточной приемки ответственных конструкций; исполнительные геодезические схемы положения конструкций; журналы работ; документы о контроле качества сварных соединений; акты испытания конструкций (если испытания предусмотрены дополнительными правилами настоящего свода правил или рабочими чертежами); другие документы, указанные в дополнительных правилах или рабочих чертежах.
Также вопреки предписанию не представлена исполнительная документация по усилению железобетонных стен и диафрагм нулевого цикла многоэтажного жилого дома в отметках - 0,400 до - 3,900 путем наращивания железобетона (не представлены журналы работ, технологические карты работ).
Не представлена исполнительная документация по монтажу наружных стен жилого дома из ЛСТ и ячеистого бетона (не представлены акты освидетельствования скрытых работ по монтажу наружных стен; акты промежуточной приемки ответственных конструкций; исполнительные геодезические схемы положения конструкций наружных стен; журналы работ, акты испытания конструкций, документы (сертификаты, паспорта), удостоверяющие качество материалов, примененных при производстве строительно-монтажных работ; технологические карты работ).
Не представлена исполнительная документация по монтажу внутренних стен и перегородок жилого дома из ЛСТ и ячеистого бетона (не представлены акты освидетельствования скрытых работ по монтажу внутренних стен и перегородок; акты промежуточной приемки ответственных конструкций; исполнительные геодезические схемы положения конструкций внутренних стен и перегородок; журналы работ, акты испытания конструкций, документы (сертификаты, паспорта), удостоверяющие качество материалов, примененных при производстве строительно-монтажных работ; технологические карты работ).
Факт неисполнения обществом в установленный срок предписания подтверждается материалами дела.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие оснований для привлечения общества к административной ответственности по ч. 6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Назначенное наказание соответствует санкции части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и соответствует характеру совершенного правонарушения.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении управлением не допущено и обществом не оспаривается, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не выявлено.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.01.2018 по делу N А32-44689/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
В.В. Галов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.