г. Санкт-Петербург |
|
14 августа 2018 г. |
Дело N А56-90901/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 августа 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Барминой И.Н.,
судей Желтянникова В.И., Жиляевой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бургановой А.А.
при участии:
от истца (заявителя): Чернова А.В., доверенность от 20.11.2017;
от ответчика (должника): Назарова М.Ф., доверенность от 21.12.2017;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14590/2018) администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.04.2018 по делу N А56-90901/2016 (судья Воробьева Ю.В.), принятое
по иску общества с ограниченной ответственностью "МЕТ.ИЗ";
к Администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области
о признании незаконным решения
установил:
общество с ограниченной ответственностью "МЕТ.ИЗ", место нахождения: 188664, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, пгт Токсово, Ленинградское ш., д. 55-А, ОГРН 1044700560552, ИНН 4703073391 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области, место нахождения: 188643, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, г. Всеволожск, Колтушское шоссе, д. 138, ОГРН 106470300911, ИНН 4703083640 (далее - Администрация), о признании незаконными:
- решения земельной комиссии муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от 05.10.2016 N 15/16 об отказе в заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 47:07:0502042:57,
- отказа Управления по муниципальному имуществу Администрации в заключении с Обществом договора купли-продажи указанного земельного участка с установленным видом разрешенного использования - для размещения индивидуальных жилых домов;
- об обязании Администрации заключить с Обществом договор купли-продажи указанного земельного участка по цене, равной 15% от его кадастровой стоимости, с установленным видом разрешенного использования - для размещения индивидуальных жилых домов;
- об обязании Администрацию направить Обществу проект указанного договора купли-продажи.
Решением от 21.04.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 01.08.2017, в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.11.2017 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Направляя дело на новое рассмотрение, кассационная инстанция указала на то, что суду следует определить, в состав какой территориальной зоны входит спорный земельный участок и какой вид разрешенного использования в ней предусмотрен.
При новом рассмотрении суд установил, что вид разрешенного использования в отношении спорного земельного участка установлен согласно требованиям земельного и градостроительного законодательства - "для размещения индивидуальных жилых домов". Суд указал, что в Единый государственный реестр недвижимости в отношении спорного земельного участка сведения об изменении вида разрешенного использования на "для размещения индивидуальных жилых домов" не внесены, однако суд посчитал, что это обстоятельство не является препятствием для заключения с Обществом договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка.
Решением от 26.04.2018 суд удовлетворил заявление в полном объеме.
В апелляционной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просило отменить решение и отказать в иске.
Податель жалобы настаивает на том, что в данном случае у Администрации отсутствовали правовые основания для предоставления спорного участка в собственность по договору купли-продажи, поскольку для юридических лиц размещение жилищного строительства возможно только в малоэтажной многоквартирной жилой застройке.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Администрация (арендодатель) и Общество (арендатор) 17.11.2011 заключили договор N 3091/1.6-08 аренды земельного участка с кадастровым номером 47:07:05-02-042:0068 общей площадью 2000 кв. м, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, пгт Токсово, Санаторная ул., участок N 33-а для завершения строительства жилого дома.
Построенный жилой дом принадлежит Обществу на праве собственности, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права от 16.07.2015 N 47-47/013-47/013/015/2015-1338/1.
Общество на основании пункта 2 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) 20.11.2015 обратилось в администрацию муниципального образования "Токсовское городское поселение" (далее - Администрация поселения) с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 2 000 кв. м с кадастровым номером 47:07:0502042:68, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, пос. Токсово, Санаторная ул., участок N 33-а.
Письмом от 13.01.2016 N 26 с приложением выписки из протокола заседания комиссии муниципального образования "Токсовское городское поселение" по согласованию границ земельных участков от 10.12.2015 N 55, утвержденной постановлением Администрации поселения от 20.05.2014 N 93 "Об утверждении Положения "О земельной комиссии администрации муниципального образования "Токсовское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области" и состава земельной комиссии", постановлением Администрации поселения от 07.04.2015 N 85 "О внесении изменений в постановление N 93 от 20.05.2014", в заключении договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка отказано, поскольку его правообладателем является Администрация.
По результатам рассмотрения заявления Общества Администрацией ему предоставлена выписка из протокола заседания межведомственной земельной комиссии муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от 30.03.2016 N 12, утвержденного постановлением Администрации от 11.04.2016 N 607, согласно которой были приняты следующие решения: Управлению по муниципальному имуществу заключить с Обществом договор купли-продажи по цене, равной 3% от кадастровой стоимости на указанный земельный участок, для эксплуатации жилого дома; провести сверку по арендной плате; рекомендовать Обществу в соответствии с пунктом 13 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" обратиться с заявлением о приведении вида разрешенного использования земельного участка в соответствие с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития от 01.09.2014 N 540.
Письмом от 12.04.2016 N 27 Общество обратилось в Администрацию поселения об изменении вида разрешенного использования испрашиваемого земельного участка с "для строительства жилого дома" на "для эксплуатации жилого дома", приложив копию выписки из протокола заседания межведомственной земельной комиссии муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от 30.03.2016 N 12.
Согласно постановлению Администрации поселения от 09.06.2016 N 154 вид разрешенного использования указанного земельного участка с "для строительства жилого дома" изменен на "для размещения индивидуальных жилых домов". В связи с этим в отношении испрашиваемого земельного участка внесены соответствующие изменения и получена кадастровая выписка на участок от 19.08.2016 N 47/201/16-589737 с указанием вида разрешенного использования - для размещения индивидуальных жилых домов.
Общество 13.04.2016 обратилось к Администрации с заявлением о заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 47:07:0502042:68, приложив выписку из протокола заседания межведомственной земельной комиссии муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от 30.03.2016 N 12.
Согласно выписке из протокола заседания земельной комиссии муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от 05.10.2016 N 15/16 Обществу отказано в заключении договора купли-продажи в связи с несоответствием установленного вида разрешенного использования цели предоставления земельного участка согласно ранее установленному акту выбора (распоряжение Администрации от 11.01.2005 N 28). При условии предоставления Обществом кадастрового паспорта рассматриваемого земельного участка с приведенным видом его разрешенного использования в соответствии с классификатором (утвержденным приказом Минэкономразвития от 01.09.2014 N 540) "малоэтажная многоквартирная жилая застройка". Управлению по муниципальному имуществу предписано заключить с закрытым акционерным обществом "МЕТ.ИЗ" (после реорганизации - Общество) договор купли-продажи по цене, равной 15% от кадастровой стоимости.
Получив указанную выписку, 10.11.2016 Общество обратилось в Управление по муниципальному имуществу Администрации с заявлением о заключении договора купли-продажи земельного участка по названной цене.
Письмом Управления по муниципальному имуществу Администрации от 18.11.2016 N 2363/1.6.20 в заключении договора отказано.
Общество, считая указанный отказ незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При новом рассмотрении суд первой инстанции удовлетворил заявление.
Согласно требованиям части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными актов (действий, бездействия) органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемые акты (действия, бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и должностных лиц недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 15 ЗК РФ, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Исследовав и оценив представленные материалы дела доказательства, суд пришел к выводу о том, что изменение вида разрешенного использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом в отношении конкретного участка, а не на основании Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Минэкономразвития от 01.09.2014 N 540, и волеизъявлению Администрации. Суд установил, что испрашиваемый земельный участок находится в территориальной зоне Ж-1, основным видом разрешенного использования испрашиваемого земельного участка является - "для размещения индивидуальных жилых домов".
Суд заключил, что такого вида разрешенного использования как "малоэтажная многоквартирная жилая застройка" зона Ж-1 не предусматривает; на момент обращения Общества с заявлением о приобретении в собственность спорного земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ, у Администрации отсутствовали законные основания для отказа в заключении с Обществом договора купли-продажи указанного земельного участка по цене, равной 15% от его кадастровой стоимости.
Указанные выводы суда, сделанные при правильном применении судом норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, Администрацией не опровергнуты.
Довод Администрации о том, что предоставление спорного участка в собственность по договору купли-продажи для Общества возможно только в малоэтажной многоквартирной жилой застройке, правомерно не принят судом во внимание как основанный на неправильном толковании норм земельного законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Таким образом, действующее законодательство не ограничивает возможность заявителя выкупить спорный земельный участок с учетом того, что основным видом разрешенного использования этого земельного участка является размещение индивидуальных жилых домов.
При таких обстоятельствах, суд правомерно удовлетворил заявленные требования.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.04.2018 по делу N А56-90901/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район"- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Н. Бармина |
Судьи |
В.И. Желтянников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-90901/2016
Истец: ООО "МЕТ.ИЗ"
Ответчик: Администрация муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области
Хронология рассмотрения дела:
14.08.2018 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-14590/18
26.04.2018 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-90901/16
27.11.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-12188/17
01.08.2017 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-14486/17
21.04.2017 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-90901/16