г. Пермь |
|
12 марта 2018 г. |
Дело N А71-12797/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 1 марта 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 марта 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Борзенковой И.В., Голубцова В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ситниковой Т.В.
при участии:
от Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чайковском Пермского края - Рахманова О.В., паспорт, доверенность от 11.01.2018;
иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 21 декабря 2017 года по делу N А71-12797/2017,
принятое судьей Мосиной Л.Ф.
по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда
Российской Федерации в г. Чайковском Пермского края (ИНН 5920017540, ОГРН 1025902031693)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике (ИНН 1831099255, ОГРН 1041800269928)
третьи лица: Управление Федерального казначейства по Удмуртской Республике, Министерство финансов Удмуртской Республики, Управление финансов Администрации муниципального образования "Якшур-Бодьинский район", Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики
о признании незаконным решения,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чайковском Пермского края (далее - фонд) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике (далее - Управление Росприроднадзора, ответчик) в возврате излишне уплаченной суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду в части платы за размещение отходов за 1-4 кварталы 2016 года 3518 руб. 82 коп., а также о признании незаконным решения Управления Росприроднадзора от 26.04.2017 N 02-46/179 об отказе в возврате излишне уплаченной суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду в части платы за размещение отходов за 1, 2, 3, 4 кварталы 2016 года 3518 руб. 82 коп.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21 декабря 2017 года заявление удовлетворено. Признано незаконным решение Управления Росприроднадзора от 26.04.2017 N 02-46/179 об отказе в возврате излишне уплаченной суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1,2,3,4 кварталы 2016 года в части платы за размещение отходов в общей сумме 3518 руб. 82 коп. На Управление Росприроднадзора возложена обязанность возвратить фонду излишне уплаченную сумму платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1,2,3,4 кварталы 2016 года в части платы за размещение отходов в общей сумме 3518 руб. 82 коп.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Росприроднадзора обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы оно ссылается на то, что фонд с заявлением о возврате излишне внесенной платы за негативное воздействие в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования не обращался; ответчик является территориальным органом Росприроднадзора; порядок возврата такими органами излишне внесенной платы за негативное воздействие на окружающую среду в настоящее время не установлен.
Заявитель с решением суда не согласен по основаниям, указанным в письменном отзыве, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. В судебном заседании представитель фона поддержал доводы отзыва, просил в удовлетворении жалобы отказать.
Третье лицо, Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики, по мотивам, указанным в письменном отзыве, считает решение суда незаконным и необоснованным.
Министерство финансов Удмуртской Республики в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Ответчик, третьи лица, извещенные о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, явку своих представителей в заседание апелляционного суда не обеспечили, отзывы на апелляционную жалобу не направили, что в силу ст.156 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и не оспаривается участвующими в деле лицами, фонд представил в Управление Росприроднадзора расчеты (декларации) по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 1-4 кварталы 2016 года, согласно которым он обязан перечислить в бюджет плату за размещение отходов производства и потребления за 2016 год в сумме 3518,82 руб. Платежными поручениями от 07.04.2016 N 172111, от 07.07.2016 N 197886, от 17.10.2016 N 303068, от 27.02.2017 N 777284 данная плата в общей в сумме 3518,82 руб. перечислена фондом (л.д.55-65).
18.04.2017 фонд обратился в Управление Росприроднадзора с заявлением о возврате платы за размещение отходов производства и потребления за 2016 год в размере 3518 руб. 82 коп.
Управление Росприроднадзора решением, выраженным в письме от 26.04.2017 N 02-46/179, отказало в возврате платы за негативное воздействие на окружающую среду, указав, что до момента перехода субъекта Российской Федерации к новому регулированию вопроса по обращению с твердыми коммунальными отходами, а именно при отсутствии определения региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, следует руководствоваться Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса", которым не предусмотрено включение в тарифы операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами плату за негативное воздействие на окружающую среду. Следовательно, плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы (л.д.15).
Несогласие заявителя с таким отказом послужило основанием для его обращения в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судом принято приведенное выше решение.
Решение суда является правильным, соответствует нормам материального и процессуального права.
Согласно части 1 статьи 329 АПК РФ постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных данным Кодексом и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 данного Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативными изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 Закона об охране окружающей среды в редакции, действовавшей до 01.01.2016, к видам негативного воздействия на окружающую среду, за которые взимается плата, относится в том числе размещение отходов производства и потребления.
В силу статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) (в редакции Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ) под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов; хранение отходов - это складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; объекты размещения отходов - это специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Статьей 23 Закона об отходах в редакции, действовавшей до 01.01.2016, было предусмотрено, что плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Анализируя правовую природу так называемых экологических платежей, Конституционный Суд Российской Федерации в том числе в постановлении от 05.03.2013 N 5-П указал, что такие платежи являются необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.
Федеральными законами от 21.07.2014 N 219 и от 29.12.2014 N 458-ФЗ внесены существенные изменения в Закон об охране окружающей среды и Закон об отходах.
Так, в соответствии с пунктом 1 введенной в действие с 01.01.2016 статьи 16.1 Закона об охране окружающей среды плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
Аналогичное правило закреплено в новой, действующей с 01.01.2016, редакции статьи 23 Закона об отходах.
Согласно пункту 2 статьи 18 Закона об отходах нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы.
Таким образом, как верно установлено судом первой инстанции, с 01.01.2016 плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов может взиматься только с юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих специализированную деятельность по размещению твердых коммунальных отходов.
Отсутствие в субъекте Российской Федерации регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами не может являться основанием для возложения обязанности по внесению платы на иных лиц, поскольку в силу Закона об охране окружающей среды они плательщиками не являются.
Данный вывод изложен также в письме Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, изложенной в письме от 21.02.2017 N АС-06-02-36/3591 "О плате за негативное воздействие на окружающую среду".
Заявитель настоящему делу (орган Пенсионного фонда Российской Федерации) не осуществляет специализированной деятельности по размещению твердых коммунальных отходов, в связи с чем обязанности по внесению платы за 2016 г. в сумме 3518,82 руб. у него не имелось.
В соответствии с п.2 ст.16.3 Закона об охране окружающей среды излишне уплаченные суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат возврату по заявлению лиц, обязанных вносить плату, или зачету в счет будущего отчетного периода.
В соответствии с пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета обладает, в том числе следующими бюджетными полномочиями: принимает решение о возврате излишне уплаченных платежей в бюджет, пеней и штрафов и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно Приложению 5 к Федеральному закону от 14.12.2015 N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год" главным администратором платы за негативное воздействие на окружающую среду является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).
Приказом Росприроднадзора от 29.02.2016 N 110 "Об осуществлении территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" утвержден перечень территориальных органов (подразделений) и казенных учреждений, осуществляющих полномочия главных администраторов (администраторов) доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов (Приложение 1).
Согласно указанному Перечню (пункт 47) на территории Удмуртской Республики территориальным органом Росприроднадзора, осуществляющим полномочия главного администратора доходов, является Управление Росприроднадзора по Удмуртской Республике.
О том, что администратором спорных доходов бюджета является ответчик по настоящему делу, свидетельствуют и платежные поручения, представленные фондом в доказательство внесения спорной платы (л.д.11-14).
В соответствии с письмом Росприроднадзора от 15.03.2017 N АС06-02-36/5194 "О зачете, возврате излишне уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду" возврат излишне уплаченных сумм платы осуществляется территориальными органами Росприроднадзора по письменным заявлениям лиц, обязанных вносить плату, по результатам рассмотрения которых принимается решение о возврате излишне уплаченных сумм.
Как установлено судами, фонд перечислил в бюджет плату за размещение отходов производства и потребления за 2016 год в сумме 3518,82 руб. в отсутствие у него такой обязанности. То есть данная сумма является излишне уплаченной и подлежит возврату плательщику.
На основании изложенного и в соответствии с частью 4 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции правомерно обязал Управление Росприроднадзора устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возврата ему излишне внесенной платы за негативное воздействие на окружающую среду.
На основании изложенного решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Взыскание госпошлины по апелляционной жалобе не производится ввиду освобождения ответчика от уплаты госпошлины при обращении в арбитражные суды (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ).
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21 декабря 2017 года по делу N А71-12797/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.