г. Ессентуки |
|
15 марта 2018 г. |
Дело N А61-5011/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 марта 2018 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Цигельникова И.А.,
судьи: Афанасьевой Л.В., Параскевовой С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Денисовым В.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край,
апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Северная Осетия - Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 27.12.2017 по делу N А61-5011/2017 (судья Акимцева С.А.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Курбанова Артура Мугутдиновича (ОГРИП 309151610400025, ИНН 151605418858)
к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Северная Осетия - Алания
о признании незаконными и отмене постановления от 03.10.2017 N 401 о привлечении к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в размере 30000р, а также представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 03.10.2017,
в отсутствие представителей сторон,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Курбанов Артур Мугутдинович (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Северная Осетия - Алания (далее - Министерство) о признании незаконными и отмене постановления от 03.10.2017 N 401 и представления от 03.10.2017.
Решением суда от 27.12.2017 требования Предпринимателя удовлетворены. Признаны незаконными и отменены постановление от 03.10.2017 N 401 и представление от 03.10.2017 Министерства.
Судебный акт мотивирован неправильной квалификацией вмененного административного правонарушения по статье 8.2 КоАП РФ.
Не согласившись с решением суда, Министерство обжаловало его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе Министерство просит решение суда отменить, оспариваемые постановление и оставить без изменения.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что Предприниматель осуществляет деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома цветных металлов на основании лицензии Министерства от 18.07.2014 N 051.
Прокуратурой Промышленного района г. Владикавказ 07.09.2017 в адрес Министерства направлено требование о выделении специалистов для участия проверке организаций и иных лиц, осуществляющих деятельность в сфере оборота лома черного и цветного металлов.
По результатам выездной проверки деятельности Предпринимателя, Министерством составлен акт от 15.09.2017, в котором отражены выявленные нарушения Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 N 370 (далее - Правила N 370) и Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 N 369 (далее - Правила N 369). По мнению Министерства, Предприниматель осуществляет деятельность по обращению с отходами (сбор, транспортировка лома цветных металлов 3-5 класса опасности) без специального разрешения (лицензии) на осуществление данного вида деятельности.
28.09.2017 должностным лицом Министерства, в присутствии Предпринимателя, составлен протокол об административном правонарушении N 203/375 о совершении Предпринимателем административного правонарушения, выразившегося в осуществлении деятельности по обращению с отходами (сбор, транспортировка лома цветных металлов 3-5 класса опасности) в отсутствии специального разрешения (лицензии) и 03.10.2017 принято постановление N 401 о привлечении Предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 30000р.
03.10.2017 Министерством в адрес Предпринимателя вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в котором Предприниматель обязывался в течение одного месяца со дня его получения представить в Министерство сведениях о получении разрешения (лицензии) на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности.
Не согласившись с названными постановлением и представлением, Предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования Предпринимателя, исходил из следующего.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается (часть 1). К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием (часть 3).
Согласно части 1 статьи 9 Закона N 99-ФЗ лицензия предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона.
На основании пункта 34 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов подлежит лицензированию. Обязанность лицензировать указанный вид деятельности подтверждена пунктом 5 Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 N 370 "Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 N 1287 утверждено Положение о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов (далее - Положение N 1287), которое определяет порядок лицензирования деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, за исключением реализации лома черных и цветных металлов, образовавшегося у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в процессе собственного производства.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Обращение с отходами представляет собой деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы (ст. 4.1 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Объективной стороной состава данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
Статья 14.1 КоАП РФ устанавливает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии).
Суд первой инстанции пришел к выводу, что в рассматриваемом случае отсутствие у Предпринимателя лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности, нарушает не экологические и санитарно-эпидемиологические требования, а непосредственно требования, установленные для регулирования иных правоотношений, связанных с соблюдением порядка лицензирования.
Кроме того, из содержания акта проверки не усматриваются обстоятельства сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования Предпринимателем отходов лома цветных металлов.
Суд апелляционной инстанции, с учетом пункта 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" соглашается с выводом суда первой инстанции о неправильной квалификации правонарушения.
С учетом неправильной квалификацией Министерством вменяемого Предпринимателю правонарушения, оспариваемое постановление от 03.10.2017 правомерно признано судом первой инстанции незаконным и подлежащим отмене. Поскольку представление Министерства от 03.10.2017 основано на выводах Министерства, изложенных в постановлении от 03.10.2017, с учетом изложенных выше обстоятельств, представление Министерства от 03.10.2017 также правомерно признано судом первой инстанции недействительным.
Судом первой инстанции также отмечено, что получение какого-либо специального разрешения (лицензии) является добровольным действием лица, носящим исключительно заявительный характер, а потому действия Министерства, обязывающие Предпринимателя получить лицензию, являются необоснованными, нарушающими права индивидуального предпринимателя.
Апелляционный суд не находит оснований для отмены состоявшегося судебного решения, поскольку существенные для дела обстоятельства установлены в полном объеме, доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка (часть 6 статьи 210 АПК РФ).
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 27.12.2017 по делу N А61-5011/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.А. Цигельников |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.