г. Пермь |
|
13 марта 2018 г. |
Дело N А60-22367/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 марта 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г.Н.,
судей Васильевой Е.В., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Державиной А.В.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу МО город Алапаевск в лице Администрации МО город Алапаевск, поданную в порядке ст. 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 29 июня 2017 года
по делу N А60-22367/2017
вынесенное судьей Киселевым Ю.К.,
по заявлению ООО "Частные инвестиции" (ИНН 7724597987, ОГРН 1067760010823)
к Финансовому управлению Администрации МО город Алапаевск (ИНН 6601015644, ОГРН 1106601000758)
третье лицо: МКУ "Служба единого заказчика" МО город Алапаевск
о признании незаконным бездействия,
установил:
ООО "Частные инвестиции" (далее - заявитель, общество) 10.05.2017 обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением признании незаконным бездействия Финансового управления Администрации МО город Алапаевск (далее - заинтересованное лицо, Управление), выразившегося в не приостановлении расходных операций по всем имеющимся лицевым счетам МКУ "Служба единого заказчика" МО город Алапаевск при исполнении исполнительного листа N 047105 и об обязании Управления приостановить расходные операции по всем имеющимся лицевым счетам МКУ "Служба единого заказчика" муниципального образования город Алапаевск в целях исполнения указанного исполнительного документа.
Заявление принято к производству под N А60-22367/2017.
Кроме того общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением признании незаконным бездействия Управления, выразившегося в не приостановлении расходных операций по всем имеющимся лицевым счетам МКУ "Служба единого заказчика" МО город Алапаевск при исполнении исполнительного листа серии АС N 001041841 и об обязании Управления приостановить расходные операции по всем имеющимся лицевым счетам МКУ "Служба единого заказчика" муниципального образования город Алапаевск в целях исполнения указанного исполнительного документа.
Заявление принято к производству под N А60-22900/2017.
Определением суда от 13.06.2017 дела N А60-22367/2017 и А60-22900/2017 объединены в одно производство с присвоением единого номера А60-22367/2017.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 29.11.2017 заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие Финансового управления Администрации МО город Алапаевск, выразившееся в не приостановлении операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника - МКУ "Служба единого заказчика" муниципального образования город Алапаевск после 30.06.2010 в связи с неисполнением должником выданных Арбитражным судом Свердловской области исполнительных листов серии АС N 001041841 от 14.01.2010 по делу N А60-30296/2009 и N 047105 от 23.03.2004 по делу N А60-29791/2003. Суд обязал Финансовое управление Администрации МО город Алапаевск устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем приостановления в порядке, предусмотренном п. 7 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника - МКУ "Служба единого заказчика" муниципального образования город Алапаевск до полного исполнения требований исполнительного листа серии АС N 001041841 от 14.01.2010, выданного Арбитражным судом Свердловской области по делу N А60-30296/2009, и исполнительного листа N 047105 от 23.03.2004, выданного Арбитражным судом Свердловской области по делу N А60-29791/2003.
Не согласившись с указанным судебным актом, МО город Алапаевск в порядке ст. 42 АПК РФ обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение отменить, перейти к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, привлечь к участию в деле в качестве третьего лица МО город Алапаевск в лице Администрации МО город Алапаевск, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заявитель представил письменный отзыв по возражениям заявителя жалобы, в соответствии с которым находит принятое решение по делу законным и обоснованным, просит оставить жалобу без удовлетворения.
При проверке законности и обоснованности обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном ст.266, 268 АПК РФ, судом апелляционной инстанции установлены основания для перехода к рассмотрению настоящего спора по правилам суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что 01.03.2010 общество направило в Управление почтой исполнительный лист серии АС N 001041841 от 14.01.2010, выданный Арбитражным судом Свердловской области по делу N А60-30296/2009 на взыскании с МКУ "Служба единого заказчика" МО город Алапаевск (далее - учреждение) денежных средств в сумме 447 801,71 руб. Документы поступили в Управление 31.03.2010.
04.06.2010 общество направило в Управление почтой исполнительный лист N 047105 от 23.03.2004, выданный Арбитражным судом Свердловской области по делу N А60-29791/2003 на взыскании с учреждения денежных средств в сумме 3 451 502,15 руб. Документы поступили в Управление 17.06.2010.
По состоянию на март 2017 года требования исполнительных документов не были исполнены.
01.03.2017 и 15.03.2017 общество направило почтой в Управление заявления о приостановлении всех расходных операций по лицевым счетам учреждения на основании п. 7 ст. 242.5 БК РФ.
31.03.2017 Управление издало приказ N 17 о приостановлении операций по расходованию средств на лицевом счете должника за исключением оплаты труда.
Полагая, что Управление в течение длительного времени незаконно бездействует, не приостановило все расходные операции по лицевым счетам учреждения, общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что финансовым управлением допущено незаконное бездействие выразившееся в неприостановлении операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, в том числе, счетах на оплату труда, что нарушает права и законные интересы взыскателя на своевременное получение денежных средств.
Как следует из материалов дела, субсидиарный должник - МО город Алапаевск, как одна из сторон исполнительного производства к участию в деле не привлекалось, в материалах дела не имеется доказательств его извещения о времени и месте судебного заседания, заявление рассмотрено по существу в отсутствие субсидиарного должника по исполнительному производству.
Определением Семнадцатого арбитражного суда от 13.02.2018 на основании ч. 6.1 ст. 268 АПК РФ суд перешел к рассмотрению дела N А60-22367/2017 по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МО город Алапаевск в лице Администрации МО город Алапаевск.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, отзывы не представили, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке ч. ч. 3, 5 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Рассмотрев заявление общества о признании незаконным бездействия управления, выразившегося в неприостановлении расходных операций по всем имеющимся лицевым счетам МКУ "Служба единого заказчика" МО город Алапаевск (далее - учреждение) в связи с непогашением долга по исполнительным листам серии АС N 001041841 от 14.01.2010 (выдан Арбитражным судом Свердловской области по делу N А60-30296/2009), N 047105 от 23.03.2004 (выдан Арбитражным судом Свердловской области по делу N А60-29791/2003), и о возложении на управление обязанности приостановить в соответствии с п. 7 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) операции по всем лицевым счетам учреждения в целях полного исполнения указанного исполнительного документа по правилам суда первой инстанции, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые действия (бездействия) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых действий (бездействия) на предмет их соответствия закону или иному нормативному правовому акту и соблюдения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании судебных актов в соответствии с гл. 24.1 данного Кодекса (п. 3 ст. 239 БК РФ).
В силу п. 1-7 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в п. 2 ст. 242.1 данного Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета. Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя. При наличии оснований, указанных в п. 3 и 4 ст. 242.1 названного Кодекса, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата. Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года. Если выплаты по исполнению исполнительного документа имеют периодический характер, должник одновременно с информацией, указанной в абз. 1 п. 3, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию о дате ежемесячной выплаты по данному исполнительному документу. Для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник одновременно с информацией, указанной в абз. 1 п. 3, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации. При нарушении должником указанных требований орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.. При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу местного самоуправления, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений. Орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием. Должник обязан представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, платежное поручение на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абз. 1 п. 3 данной статьи. При неисполнении должником установленных требований орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений. При неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с п. 3 названной статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений. Операции по лицевым счетам должника не приостанавливаются при предъявлении должником в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, документа, подтверждающего исполнение исполнительного документа, документа об отсрочке, о рассрочке или об отложении исполнения судебных актов либо документа, отменяющего или приостанавливающего исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ. При неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя.
Таким образом, законодателем предусмотрен порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений, предоставляющий органу, осуществляющему открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, право на приостановление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, в случае допущения им нарушений требований, установленных п. 3, 6 и 7 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
При достаточности лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов муниципального бюджетного учреждения исполнение исполнительного документа должно быть осуществлено в пределах трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений.
Пунктом 9 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств местного бюджета исполнительный документ о взыскании средств с органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, направляется в орган по месту открытия главному распорядителю средств местного бюджета лицевого счета как получателю средств местного бюджета для исполнения в порядке, установленном указанным Кодексом.
Согласно п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" судам следует учитывать, что специальный порядок исполнения судебных актов о взыскании долга с учреждения и собственника его имущества в порядке субсидиарной ответственности за счет денежных средств, возможность установления которого предусмотрена ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентируется ст. 161 и гл. 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, по смыслу которых взыскание первоначально обращается на находящиеся в распоряжении учреждения денежные средства, а в случае их недостаточности - на денежные средства субсидиарного должника.
При разрешении споров по искам, предъявленным кредитором государственного (муниципального) учреждения в порядке субсидиарной ответственности, судам надлежит исходить из того, что по смыслу п. 1 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации с учетом положений ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учредителем и собственником имущества учреждения, а также надлежащим ответчиком в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам этого учреждения является соответствующее публично-правовое образование, а не его государственные (муниципальные) органы (п. 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации").
Судом апелляционной инстанции установлено, что задолженность по исполнительному листу серии АС N 001041841 от 14.01.2010 по делу N А60-30296/2009 предусматривает взыскание не только с МКУ "Служба единого заказчика" но и субсидиарно с МО город Алапаевск в лице Администрации МО город Алапаевск.
Задолженность, по исполнительному листу N 047105 от 23.03.2004 по делу NА60-29791/2003, взыскана в субсидиарном порядке с МО город Алапаевск в лице Администрации МО город Алапаевск.
Установив, что по указанным исполнительным листам управлением не приостановлено осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника по истечении трех месяцев, предусмотренных для исполнения должником обязательств перед взыскателем по исполнительному листу, и не были направлены в установленный срок взыскателю сведения о неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев, суд приходит к выводу о несоблюдении управлением положений ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации при осуществлении взыскания на денежные средства учреждения.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что бездействие управления не повлекло нарушение прав и законных интересов общества.
Управлением приостановлены все операции по расходованию средств на всех лицевых счетах МКУ "Служба единого заказчика" за исключением оплаты труда, в том числе по другим исполнительным листам, находящимся на исполнении в управлении (л.д. 64).
В соответствии с п. 2 ст. 120 ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
При этом субсидиарным должником ежемесячно производятся частичные погашения по всем исполнительным листам, находящимся на исполнении в финансовом управлении, включая исполнительные листы серии АС N 001041841, N 047105 (л.д. 137).
На момент рассмотрения дела остаток по исполнительному листу N 001041841 составил 40 000 руб., по исполнительному листу N 047105 - 375 930,80 руб.
Поскольку взыскание за счет денежных средств, находящихся в распоряжении учреждения, невозможно в силу их отсутствия, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, приостановление операций по лицевым счетам учреждения не приведет к восстановлению нарушенных прав взыскателя.
Соответственно, оспариваемое заявителем бездействие управления не нарушает его прав и законных интересов, защита которых при установленных судами обстоятельствах возможна в порядке субсидиарной ответственности.
Поскольку заявителем не представлены доказательства нарушения его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявленные требования общества удовлетворению не подлежат.
Обстоятельство, повлекшее переход к рассмотрению дела арбитражным судом апелляционной инстанции по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции (часть 6.1 статьи 268, пункт 2 части 4 статьи 270 АПК РФ), является основанием для отмены обжалуемого решения.
В связи с допущенным судом первой инстанции нарушением норм процессуального права пункт 2 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) решение Арбитражного суда Свердловской области от 29 июня 2017 года по делу N А60-22367/2017 подлежит отмене.
В удовлетворении требований надлежит отказать.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины по иску в размере 6 000 руб. относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 29 июня 2017 года по делу N А60-22367/2017 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Г.Н.Гулякова |
Судьи |
Е.В.Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.