город Ростов-на-Дону |
|
14 марта 2018 г. |
дело N А32-37423/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 марта 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.
судей И.Н. Глазуновой, Т.Р. Фахретдинова
при ведении протокола судебного заседания секретарем Черниковой Е.С.
при участии:
от истца: представитель не явился, извещен,
от ответчика: представитель не явился, извещен,
от третьих лиц: представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 21.12.2017 по делу N А32-37423/2017
по иску публичного акционерного общества "Кубаньэнерго"
к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея
при участии третьих лиц - индивидуального предпринимателя Устиновой Елены Сергеевны; общества с ограниченной ответственностью "Лидер"; акционерного общества "Адлерский чай"
о признании права собственности,
принятое судьей Ермоловой Н.А.,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Кубаньэнерго" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Межрегиональному Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - ответчик, управление) о признании права собственности на следующие объекты недвижимого имущества:
- здание трансформаторной подстанции А-279, кадастровый номер 23:49:0404008:8390, площадью 28,1 кв.м., расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Лазурная, строение 10;
- здание трансформаторной подстанции А-245, кадастровый номер 23:49:0404008:8391, площадью 57,3 кв.м., расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Дачная, строение 10;
- здание трансформаторной подстанции А-243, кадастровый номер 23:49:0404008:8381, площадью 29,7 кв.м., расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, с. Орел-Изумруд, ул. Банановая, д. 2, строение 5;
- здание трансформаторной подстанции А-339, кадастровый номер 23:49:0404008:8379, площадью 57,2 кв.м., расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, с. Орел-Изумруд, ул. Банановая, д. 2, строение 1;
- здание трансформаторной подстанции А-267, кадастровый номер 23:49:0402023:2478, площадью 57,3 кв.м., расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Мира, строение 167.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.12.2017 исковые требования удовлетворены, за истцом признано право собственности на вышеуказанные объекты недвижимости.
Решение мотивировано тем, что спорные трансформаторные подстанции были приватизированы Краснодарским производственным объединением энергетики и электрификации "Краснодарэнерго" в составе имущественного комплекса для стационарного размещения, безопасной и стабильной эксплуатации энергетического оборудования, поэтому истец, как правопреемник, является законным собственником спорных объектов, которые не обладают признаками самовольной постройки.
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея обжаловало решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.12.2017 в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивированна тем, что межрегиональное управление является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не имеет притязаний в отношении спорных объектов.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционная жалоба рассмотрена в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителей сторон, не явившихся третьих лиц, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на территории Краснодарского края расположены закрытые трансформаторные подстанции, принадлежащие истцу в результате приватизации производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго".
Публичное акционерное общество энергетики и электрификации Кубани образовано в связи с приведением в соответствие с Федеральным законом "Об акционерных обществах" учредительных документов акционерного общества открытого типа "Энергетики и электрификации Кубани", являющегося правопреемником Краснодарского производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго".
При рассмотрении дел N А32-15697/2011, N А32-55523/2009 и N А32-8172/2013 установлено, что преобразование Краснодарского производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго" в ПАО "Кубаньэнерго" осуществлялось в составе единого хозяйственного комплекса, все имущество, за исключением не подлежащего приватизации, было передано вновь созданному обществу.
Таким образом, ПАО "Кубаньэнерго" является правопреемником Краснодарского производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго".
Сведения о спорных трансформаторных подстанциях в план приватизации не включены, поскольку до 1992 года трансформаторные подстанции напряжением 10/6/0,4 кВ числились в балансе в графе "Оборудование". В пообъектной расшифровке оборудования и машин в акте оценки основных средств не приведена расшифровка, однако, были все основания для их включения в соответствии с инвентарными карточками правопредшественника истца.
Письмами Департамента имущественных отношений города Сочи подтверждается, что объекты не значатся в реестре муниципальной собственности. Отнесение спорных объектов к недвижимому имуществу подтверждается заключениями кадастрового инженера.
Ввиду отсутствия сформированного земельного участка под объектами, а также должной индивидуализации (площадь, кадастровый номер) объектов, ПАО "Кубаньэнерго" лишено возможности зарегистрировать право собственности во внесудебном порядке.
ПАО "Кубаньэнерго" обратилось с претензией от 28.04.2017 года N КЭ/009/1122 в управление, в которой просило внести изменения в акт оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992 года, дополнив его сведениями о спорных объектах с указанием их наименования, кадастровых номеров, адресных ориентиров и площади спорных объектов.
В ответе от 10.05.2017 года N 05/6020 управление сообщило, что оно не правомочно вносить изменения или дополнения в акт оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992 года и рекомендовало обратиться с исковым заявлением в суд.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения ПАО "Кубаньэнерго" в арбитражный суд с настоящим иском о признании права собственности на спорные объекты недвижимости (трансформаторные подстанции).
Повторно изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к переоценке выводов суда первой инстанции об удовлетворении иска ввиду следующего.
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
В силу пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (с изменениями на 27.02.2003) объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия, подлежат передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством.
В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунального бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235, передаче в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность подлежат объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не включаемые в состав приватизируемого имущества предприятий согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий", в том числе: сооружения и сети водопровода и канализации, котельные, тепловые сети, электрические сети, объекты благоустройства, другие сооружения и коммуникации инженерной инфраструктуры (за исключением находящихся на территории предприятий).
В соответствии с пунктом 3 Положения утверждение плана приватизации предприятия (изменений, вносимых в план приватизации предприятия) является решением о передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
План приватизации производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго" содержит приложение N 9, в котором поименован перечень объектов, не подлежащих приватизации, остающихся в государственной собственности. Указанный перечень не содержит спорных объектов.
На основании статьи 1 Закона Российской Федерации от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" активы предприятий относятся к объектам приватизации.
Порядок приватизации предприятий топливно-энергетического комплекса определен Указами Президента Российской Федерации от 15.08.1992 N 923 "Об организации управления электроэнергетическим комплексом Российской Федерации в условиях приватизации" и от 05.11.1992 N 1334 "О реализации в электроэнергетической промышленности Указа Президента Российской Федерации от 14.08.1992 N 922 "Об особенностях преобразования государственных предприятий, организаций топливно-энергетического комплекса в акционерные общества" в целях повышения эффективности функционирования Единой энергетической системы Российской Федерации в условиях приватизации государственной собственности и распространялся, в том числе и на Краснодарэнерго, входившее в состав предприятий ТЭК Российской Федерации.
Порядок определения состава приватизируемого имущества установлен пунктом 1.3 Временных методических указаний по оценке стоимости основных объектов приватизации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 66 "Об ускорении приватизации государственных предприятий в РСФСР", которым предусмотрено, что оценка имущества осуществляется предприятием на основе данных его полной инвентаризации, по итогам инвентаризации должны быть отрегулированы выявленные в ходе ее проведения расхождения фактического наличия ценностей против данных бухгалтерского учета и отчетности. На выявленное по результатам инвентаризации не учтенное по балансу имущество заводятся инвентарные карточки, делаются записи в соответствующих бухгалтерских документах, итоги оценки отражаются в соответствующих актах.
Согласно статье 27 Закона Российской Федерации от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" состав и цена активов приватизируемого предприятия указывается в сделке приватизации. Составной частью сделки являются акты оценки имущества, в которых отражается состав приватизируемого имущества. При этом неправильное указание имущества в одном акте оценки вместо другого не может служить основанием для вывода о том, что это имущество не включено в состав приватизируемого. Если имеются бесспорные доказательства включения отдельных объектов движимого имущества в состав приватизируемого имущества, то эти объекты должны признаваться выкупленными в установленном порядке, даже если они в совокупности образуют недвижимость.
Истцом в материалы дела представлены сообщения Департамента имущественных отношений города Сочи от 24.05.2016 N 12691/0205-17-9, от 18.03.2016 N 5843/0205-17-34, от 20.05.2016 N 12015/0205-17-30, от 18.03.2016 N 5843/0205-17-24, от 23.05.2016 N 12549/0205-17-35 о том, что спорные объекты в реестре муниципальной собственности не значатся, а также сообщение Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 11.07.2016 N 52-15629/16-21.19 о том, что спорные объекты в реестре краевой собственности не значится.
Публичное акционерное общество энергетики и электрификации Кубани образовано в связи с приведением в соответствие с Федеральным законом "Об акционерных обществах" учредительных документов акционерного общества открытого типа "Энергетики и электрификации Кубани", являющегося правопреемником Краснодарского производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго".
Пообъектной расшифровки объектов недвижимости план приватизации 1993 года не содержит, в акте оценки стоимости зданий и сооружений от 26.04.2001 года по состоянию на 01.07.1992 указано, что спорные объекты подлежат приватизации. В соответствии с планом приватизации государственное предприятие "Краснодарэнерго" относилось к федеральной собственности.
Как установлено кадастровым инженером, здание трансформаторной подстанции А-279 расположено в границах земельного участка с кадастровым номером 23:49:0404008:2643, здание трансформаторной подстанции А-245 расположено в границах земельного участка с кадастровым номером 23:49:0404008:2647, здание трансформаторной подстанции А-243 расположено в границах земельного участка с кадастровым номером 23:49:0404007:1157, здание трансформаторной подстанции А-339 расположено в границах земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:437, здание трансформаторной подстанции А-267 расположено в границах земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402023:465.
Само по себе нахождение зданий трансформаторной подстанции на территории земельных участков, которые не принадлежат ПАО "Кубаньэнерго" на праве собственности или на праве аренды, не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований ПАО "Кубаньэнерго" в отношении таких подстанций, поскольку право собственности правопредшественника ПАО "Кубаньэнерго" возникло в результате приватизации, подстанции были построены в период до введения в действие Гражданского кодекса Российской Федерации и входили в производственный комплекс правопредшественника истца.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости спорные объекты были построены в период с 1971 по 1974 г.г.
Поскольку спорные здания трансформаторных подстанций принадлежали государственному предприятию - Краснодарскому производственному объединению энергетики и электрификации "Краснодарэнерго", находившемуся в федеральной собственности на момент его приватизации, оснований для отнесения зданий трансформаторных подстанций к самовольному строительству не имеется.
В материалы дела приобщена расшифровка объектов социально-бытового и социально культурного назначения по состоянию на 01.07.1992 года, остающихся в государственной собственности (приложение N 9 к плану приватизации), которая не содержит спорных объектов.
Кроме того, в материалы дела приобщены справки о балансовой принадлежности спорных объектов, подтверждающие их нахождение на учете истца в настоящее время.
Так, согласно акту оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992 г., утвержденному 26.04.2001 г. заместителем председателя Комитета по управлению государственным имуществом Краснодарского края, а также представленным в материалы дела техническим паспортам (с учетом пояснений кадастрового инженера от 04.07.2017 г. N N 01/040717, 02/040717, 03/040717, справок о присвоении регистрационного адреса от 14.07.2010 N4288, от 20.07.2010 N4366), спорные здания трансформаторных подстанций входили в состав имущества Производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго" (правопредшественника истца) на момент приватизации.
Таким образом, у общества право собственности на спорные объекты недвижимости возникло по основаниям, предусмотренным статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации, то есть в порядке приватизации государственного имущества.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает необходимым отметить, что спорные объекты не числятся в реестре государственной собственности Краснодарского края, реестрах муниципальной собственности, сведения о государственной регистрации права в ЕГРП отсутствуют, спорные объекты являются объектами недвижимости, о чем в материалах дела имеются соответствующие заключения кадастрового инженера.
При рассмотрении дел N А32-42817/2015, А32-15697/2011, А32-55523/2009 и А32-8172/2013 установлено, что преобразование Краснодарского производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго" в общество осуществлялось в составе единого хозяйственного комплекса, все имущество, за исключением не подлежащего приватизации, было передано вновь созданному обществу.
Согласно пункту 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 25.02.98 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации становится собственником государственного имущества, включенного в уставный капитал акционерного общества в соответствии с планом приватизации.
При таких обстоятельствах, спорные объекты не могут быть отнесены к муниципальной собственности, не могут принадлежать каким-либо другим лицам, кроме истца, вне зависимости от наличия документов, подтверждающих их возведение, так как Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 установлен особый порядок приватизации объектов электроэнергетики.
Материалами дела подтверждается, что спорные объекты приняты на баланс общества в 1992 году, что подтверждается инвентарными карточками и инвентарной описью основных средств. При этом, ни ответчик, ни кто-либо другой, более 24 лет правопритязаний в отношении спорных объектов не заявляли, расходы по их содержанию не несли, не пользовались ими и не претендовали на них.
Указом Президента РФ от 15 августа 1992 г. N 923 "Об организации управления электроэнергетическим комплексом Российской Федерации в условиях приватизации" производственное объединение энергетики и электрификации "Краснодарэнер-го" учреждено в качестве дочернего акционерного общества Российского акционерного общества энергетики и электрификации.
Распоряжением Госкомимущества РФ от 25 декабря 1992 г. N 1233-р утвержден типовой план приватизации производственного объединения энергетики и электрификации, а также Типовой устав акционерного общества открытого типа, учреждаемого путем преобразования производственного объединения энергетики и электрификации.
Таким образом, орган Российской Федерации по управлению государственным имуществом - орган, уполномоченный на распоряжения объектами инженерной инфраструктуры, в том числе в отношении спорных зданий закрытых трансформаторных подстанций, состоящих на балансе производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго".
В этой связи доводы Межрегионального управления о том, что оно является ненадлежащим ответчиком по делу, подлежат отклонению.
С учетом изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.12.2017 по делу N А32-37423/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.