город Омск |
|
14 марта 2018 г. |
Дело N А46-19812/2017 |
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ивановой Н.Е.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-457/2018) общества с ограниченной ответственностью "Ликеро-водочный завод "ОША" на решение Арбитражного суда Омской области от 29.12.2017 по делу N А46-19812/2017 (судья Долгалев Б.Г.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявление общества с ограниченной ответственностью "Ликеро-водочный завод "ОША" (ИНН 5503024984, ОГРН 1025501857260) к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу (ИНН 5406541225, ОГРН 1095406025428) о признании незаконным и отмене постановления от 13.10.2017 N 6-09-20/448ю-2017 о назначении административного наказания в виде 70 000 руб. за совершение правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
апелляционная жалоба рассмотрена без вызова представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ликеро-водочный завод "ОША" (далее по тексту - ООО "ЛВЗ "ОША", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (далее по тексту - МРУ Росалкогольрегулирования по Сибирскому федеральному округу, административный орган, Межрегиональное управление) о признании незаконным и отмене постановления от 13.10.2017 N 6-09-20/448ю-2017 о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере 70 000 руб. за правонарушение, выразившееся во включении в декларацию об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции искаженной информации, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определением Арбитражного суда Омской области от 26.10.2017 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон на основании пункта 4 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Омской области от 29.12.2017 по делу N А46-19812/2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
При этом арбитражный суд пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и отсутствии со стороны административного органа нарушений установленного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях порядка производства по делу об административном правонарушении.
Не согласившись с принятым решением, ООО "ЛВЗ "ОША" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что в декларации по форме приложения N 1 к Правилам за 2 квартал 2017 года отражен объем произведенного этилового спирта, учтённого при фактической температуре, что, в свою очередь, не является нарушением действующего законодательства и не свидетельствует об искажении информации.
Ссылаясь на пункт 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 47 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", податель жалобы полагает, что состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образуют лишь действия по представлению декларантом соответствующей декларации в ином виде или с нарушением установленной формы, чем это предусмотрено Правилами представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей от 09.08.2012 N 815.
Кроме того, заявитель считает недоказанной вину общества во вменяемом ему правонарушении.
Также ООО "ЛВЗ "ОША" представило дополнения к апелляционной жалобе, в которых указало на отсутствие запрета на декларирование объёма произведенного этилового спирта, определенного с применением мерников. Податель жалобы отмечает, что общество подало корректирующую декларацию в срок и до вынесения постановления о привлечении к ответственности за совершение административного правонарушения.
В предоставленном до начала судебного заседания отзыве Межрегиональное управление просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Информация о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, размещена на сайте суда в сети Интернет.
В соответствии с положениями части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации в пункте 47 постановления от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции без вызова сторон и без проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, дополнения к ней, отзыв на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
17.07.2017 ООО "ЛВЗ "ОША" представило декларации об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (далее - декларации) за 2 квартал 2017 года по формам приложений N N 1, 6, 10 к Правилам N 815.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее-Закон N 294-ФЗ) МРУ Росалкогольрегулирования по Сибирскому федеральному округу были проведены мероприятия по наблюдению за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации, содержащейся в федеральных государственных информационных системах: АИС "Электронный паспорт предприятия" (подсистемы - декларирование, аналитика, отчеты) ЕГАИС - УТМ подсистема: Сервер отчетов "SQL Server Reporting Services", в результате которых было выявлено расхождение сведений об объемах производства и оборота этилового спирта, содержащихся в ЕГАИС и декларациях по формам приложений NN 1 и 6 за 2 квартал 2017 года, что могло свидетельствовать об искажении обществом сведений в декларациях и является нарушением статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
В период с 04.09.2017 по 28.09.2017 на основе приказа МРУ Росалкогольрегулирования по Сибирскому федеральному округу от 31.08.2017 N 538 (с изменениями к нему от 04.09.2017 N 542) была проведена выездная проверка с целью проверки вышеуказанной информации.
В ходе проведения внеплановой проверки было установлено следующее.
Согласно сведениям об объемах производства этилового спирта, отраженным ООО "ЛВЗ "ОША" в декларации по форме приложения N 1 за 2 квартал 2017 года, общество во 2 квартале 2017 года произвело этиловый спирт в объеме 192 951, 98 дал.
Однако по данным, зафиксированным в ЕГАИС, объем произведенного этилового спирта составил 194 309, 37 дал, расхождение составило 1 357, 30 дал.
В нарушение установленных требований ООО "ЛВЗ "ОША" определяло значение показателя объем производства этилового спирта с применением мерников, учитывая объем в декалитрах при фактической температуре, и отразило это значение в декларации по форме Приложения N 1 к Правилам за 2 квартал 2017 года.
В результате в графе N 7 декларации по форме приложения N 1 за 2 квартал 2017 года отражен объем произведенного этилового спирта - 192 951, 98 дал, в то время как по данным АСИиУ, приведенным к температуре +20 °С, этот объем составил - 194 309,37 дал.
Таким образом, в ходе проверки установлено, что ООО "ЛВЗ "ОША" в декларации по форме приложения N 1 за 2 квартал 2017 года исказило сведения об объемах произведенного этилового спирта в сторону занижения на 1 357, 39 дал, и, как следствие, исказило в декларации по форме приложения N 10 к Правилам за 2 квартал 2017 года сведения о произведенном этиловом спирте.
Кроме того, согласно сведениям, отраженным в декларации по форме приложения N 1 к Правилам за 2 квартал 2017 года, объем прочего расхода составил 84,1 дал, при этом в ходе проверки ООО "ЛВЗ "ОША" не представило первичные документы, подтверждающие указанный объем прочего расхода.
Общество представило пояснения, согласно которым в декларации по форме Приложения N 1 за 2 квартал 2017 года объемы продукции (спирта) на начало и конец отчетного периода, объемы поступления и расхода этилового спирта за отчетный период указаны в физическом выражении при разной фактической температуре, в связи с чем нарушается арифметический баланс в соответствующей строке декларации по форме Приложения N 1. Для выравнивания арифметического баланса в декларации по форме Приложения N 1 за 2 квартал 2017 года указан объем прочего расхода 84,1 дал.
Кроме того, в ходе проверки были сопоставлены сведения об объемах поставленного этилового спирта за 2 квартал 2017 года, отраженные ООО "ЛВЗ "ОША" в декларациях по формам приложений N 1 и N 6 за 2 квартал 2017 года с первичными документами на отгруженную продукцию, в том числе в адрес следующих контрагентов - покупателей: ООО "ЛВЗ "ОША", ОАО "СИБИАР", ЗАО "БАХТАШ", ООО "Ишимский винно-водочный завод", ОАО "Кемеровская фармацевтическая фабрика", ОАО "Акционерное Курганское общество медицинских препаратов и изделий Синтез", в результате чего установлено расхождение в объеме поставленного спирта в размере 1 463,73 дал.
Указанное расхождение возникло по причине того, что ООО "ЛВЗ "ОША" отразило в декларациях по формам приложений N N 1 и 6 к Правилам за 2 квартал 2017 года объем поставленной продукции, объем спирта по мерникам с учетом поправки на объемное расширение мерников в физическом выражении при текущей температуре (ТТН-гр.4а), а не по данным АСИиУ при температуре +20 °С.
13.10.2017 заместителем руководителя МРУ Росалкогольрегулирования по Сибирскому федеральному округу Шалюхиной М.Н. было вынесено постановление N 6-09-20/448ю-2017 о привлечении общества к административной ответственности в виде штрафа в размере 70 000 руб. (с учетом отягчающего обстоятельства) за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "ЛВЗ "ОША" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
29.12.2017 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое обществом в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 названной статьи).
Статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Правоотношения, возникающие в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 1 Закона N 171-ФЗ его действие распространяется на отношения, участниками которых являются юридические лица (организации) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу спиртосодержащей непищевой продукции, пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, и физические лица, состоящие с указанными организациями и индивидуальными предпринимателями в трудовых отношениях и непосредственно осуществляющие отпуск алкогольной продукции покупателям по договорам розничной купли-продажи (продавцы), а также на отношения, связанные с потреблением (распитием) алкогольной продукции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
Частью 4 статьи 14 Закона N 171-ФЗ предусмотрено, что порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы Закона N 171-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 утверждены Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (далее - Правила N 815).
Порядок заполнения деклараций об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей утвержден приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 23.08.2012 N 231 (далее - Порядок N 231).
В соответствии с пунктом 1.9 Порядка N 231 в декларации отражается объем произведенной продукции, прошедшей весь цикл технологической обработки, разлитой в потребительскую тару, а также объем продукции собственного производства, используемый для производства другой продукции собственного производства.
В пункте 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ установлено, что в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей.
При этом под искаженными данными следует понимать такие сведения, которые на момент внесения в соответствующий документ (декларацию) не обладали свойствами достоверности, то есть на указанный момент было известно, что данные введения не соответствуют сведениям, содержащимся в других документах, например в первичных учетных документах, и имелась возможность их исправить. Представление организацией декларации с включением в нее искаженных данных препятствует осуществлению надлежащего контроля со стороны административного органа за оборотом алкогольной продукции.
В соответствии с пунктом 2 Правил учета объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2006 N 380 (далее - Правила N 380) при учете объема производства и оборота продукции единицей измерения является декалитр при температуре этой продукции +20 °С.
Согласно пункту 3 Правил N 380 учет объема производства продукции осуществляется в организациях, которые производят продукцию (за исключением этилового спирта по фармакопейным статьям), основное технологическое оборудование для производства которой оснащается автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции (далее - АСИиУ).
В соответствии с пунктом 4 Правил N 380 учет объема производства продукции осуществляется с применением технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота продукции в ЕГАИС (далее - технические средства).
Согласно пункту 8 Правил N 380 для учета объема производства этилового спирта используются следующие показатели:
- объем готовой продукции,
- объем безводного (100-процентного) спирта в готовой продукции,
- концентрация безводного спирта в готовой продукции.
В соответствии с пунктом 9 Правил N 380 значения этих показателей определяют с применением автоматических средств измерения (АСИиУ):
- после окончания последней технологической операции, связанной с производством продукции конкретного наименования, перед передачей ее на хранение или использования для собственных нужд,
- до поставки продукции, не разлитой в потребительскую тару, из емкости для хранения.
Согласно пункту 11 Правил N 380 значения показателей, используемых для учета объема производства и оборота продукции, фиксируются организациями в журнале учета объема производства и оборота, за исключением розничной продажи, и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - Журнал учета объемов производства и оборота).
Форма Журнала учета объемов производства и оборота утверждена приказом ФНС РФ от 17.08.2006 N ММ-3-07/534@ "Об утверждении формы журнала учета объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и порядка его заполнения" в соответствии с пунктом 5 Правил N 380.
В соответствии с пунктом 13 Правил N 380 данные Журнала учета объема производства и оборота используются организациями при заполнении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей.
Исходя из изложенного, значения показателей, в том числе показателя объема произведенного этилового спирта, должны определяться с применением АСИиУ в декалитрах при температуре +20 °С, указываться в Журнале учета объемов производства и оборота (раздел 1 "Производство") и в графе 7 "произведено с начало отчетного периода" декларации по форме Приложения N 1.
Таким образом, поскольку значения показателей, полученные посредством измерения АСИиУ, фиксируются организациями в журнале учета объема производства и оборота и используются при заполнении деклараций, указанные сведения должны быть идентичны.
Из материалов дела следует, что в нарушение указанных требований ООО "ЛВЗ "ОША" отражало в декларации по форме Приложения N 1 к Правилам за 2 квартал 2017 года объем производства этилового спирта не по данным АСИиУ, учтенным при температуре +20 °С, а по данным мерников при фактической температуре.
В результате в графе N 7 декларации по форме приложения N 1 за 2 квартал 2017 года отражен объем произведенного этилового спирта -192 951,98 дал, в то время как по данным АСИиУ, приведенным к температуре +20 °С, этот объем составил - 194 309,37 дал.
Следовательно, в ходе проверки установлено, что ООО "ЛВЗ "ОША" в декларации по форме приложения N 1 к Правилам за 2 квартал 2017 года исказило сведения об объемах произведенного этилового спирта в сторону занижения на 1 357,39 дал, а также, в силу названных причин, исказило сведения об объеме произведенного этилового спирта в декларации по форме приложения N 10 к Правилам за 2 квартал 2017 года на 1 357,39 дал.
Кроме того, была проверена достоверность и полнота отражения обществом в декларации по форме приложения N 1 к Правилам за 2 квартал 2017 года сведений об объемах прочего расхода этилового спирта.
Так, в частности, согласно сведениям, отраженным в декларации по форме приложения N 1 к Правилам за 2 квартал 2017 года, объем прочего расхода составил - 84,1 дал, при этом в ходе проверки ООО "ЛВЗ "ОША" не представило первичные документы, подтверждающие указанный объем прочего расхода.
Согласно пояснениям ООО "ЛВЗ "ОША", в декларации по форме Приложения N 1 за 2 квартал 2017 года объемы продукции (спирта) на начало и на конец отчетного периода, объемы поступления и расхода этилового спирта за отчетный период указаны в физическом выражении при разной фактической температуре, в связи с чем нарушен арифметический баланс в соответствующей строке декларации по форме приложения N 1. Для выравнивания арифметического баланса в декларации по форме Приложения N 1 за 2 квартал 2017 года в графе "прочий расход" указан объем 84,1 дал.
Однако обществом не учтено, что в соответствии с Порядком N 231 в декларации по форме Приложения N 1 в графе 21 "прочие расходы" подлежит отражению объем расхода этилового спирта на лабораторные нужды, на технические цели и другие расходы, в том числе объем недостачи этилового спирта, выявленный при проведении инвентаризации, на основании соответствующих первичных документов.
Таким образом, в ходе проверки установлено, что ООО "ЛВЗ "ОША" в декларации по форме приложения N 1 к Правилам за 2 квартал 2017 года исказило сведения об объемах прочего расхода в сторону завышения на 84,1 дал.
Также, в ходе проверки были сопоставлены сведения об объемах поставленного этилового спирта за 2 квартал 2017 года, отраженные ООО "ЛВЗ "ОША" в декларациях по формам Приложений N N 1 и 6 за 2 квартал 2017 года, с первичными документами на отгруженную продукцию, в том числе в адрес следующих контрагентов - покупателей: ООО "ЛВЗ "ОША", ОАО "СИБИАР", ЗАО "Бахташ", ООО "Ишимский винно - водочный завод", ОАО "Кемеровская фармацевтическая фабрика", ОАО "Акционерное Курганское общество медицинских препаратов и изделий Синтез".
При сопоставлении установлены следующие расхождения:
Контрагент-получатель |
Объем поставленного спирта за 2 квартал 2017 года, дал |
Расхож дение, дал |
|
по АСИиУ при +20 °С (отпускное отделение спиртохранилищ а), первичные документы ТТН |
в декларациях по формам Приложений N N 1 и 6 |
||
Всего поставлено этилового спирта |
235 512,13 |
234 048,4 |
-1463,73 |
В том числе по следующим контрагентам - покупателям: | |||
ООО "ЛВЗ "ОША" |
57 160,76 |
56 739,79 |
-420,97 |
ООО "СИБИАР" |
53 661,56 |
53 442,52 |
-219,04 |
ЗАО "Бахташ" |
8 997,56 |
8 901,38 |
-96,18 |
ООО "Ишимский винно-водочный завод" |
15 563,14 |
15 330,32 |
-232,82 |
ОАО "Кемеровская фармацевтическая фабрика" |
86 337,39 |
85 978,29 |
-359,1 |
ОАО "Акционерное Курганское общество медицинских препаратов и изделий Синтез" |
3 078,5 |
3 050,15 |
-28,35 |
ИТОГО |
224 798,9 |
223 442,5 |
-1356,46 |
Расхождение сведений в объеме 1 463,73 дал возникло по причине того, что ООО "ЛВЗ "ОША" в нарушение требований вышеперечисленных правовых актов отразило в декларациях по формам приложений N 1 и 6 к Правилам за 2 квартал 2017 года объем поставленной продукции, объем спирта по мерникам с учетом поправки на объемное расширение мерников в физическом выражении при текущей температуре (ТТН - гр.4 а), а не по данным АСИиУ при температуре +20 °С.
На основании изложенного суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что ООО "ЛВЗ "ОША" в декларации по форме приложения N 6 к Правилам за 2 квартал 2017 года исказило сведения об объемах поставленного этилового спирта в сторону занижения на 1 463,73 дал.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что ООО "ЛВЗ "ОША" исказило:
1. в декларации по форме приложения N 1 к Правилам за 2 квартал 2017 года:
- сведения об объемах произведенного этилового спирта в сторону занижения на 1 357,39 дал;
- сведения об объемах поставленного этилового спирта в сторону занижения на 1 463,73 дал;
- сведения об объемах прочего расхода этилового спирта в сторону завышения на 84,1 дал;
2. в декларации по форме приложения N 6 к Правилам за 2 квартал 2017 года сведения об объемах поставленного этилового спирта в сторону занижения на 1 463,73 дал;
3. в декларации по форме приложения N 10 к Правилам за 2 квартал 2017 года сведения об объемах произведенного этилового спирта в сторону занижения на 1 357,39 дал.
Искажение сведений в декларациях по формам приложений N N 1,6,10 к Правилам за 2 квартал 2017 года образует событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом суд апелляционной инстанции отклоняет ссылку подателя жалобы на пункт 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 47 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", исходя из которой, по мнению ООО "ЛВЗ "ОША", состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образуют лишь действия по представлению декларантом соответствующей декларации в ином виде или с нарушением установленной формы, чем это предусмотрено Правилами N 815.
Из указанного пункта следует, что представление декларантом соответствующей декларации в ином виде, чем это предусмотрено упомянутыми Правилами, или с нарушением установленной формы образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации. Однако названным Постановлением не указано, что только эти действия могут быть квалифицированы как правонарушение, предусмотренное данной статьей.
Так, оспариваемым постановлением обществу вменяется искажение информации об объеме производства и поставок этилового спирта при декларировании его производства и оборота, а не нарушение формата или порядка представления деклараций.
Также не может быть принят во внимание довод о том, что расхождений между сведениями, отраженными в декларациях и в бухгалтерских документах, не установлено. Как указывалось выше, ООО "ЛВЗ "ОША" вменяется искажение информации при декларировании производства и оборота этилового спирта. Так, отразив в декларациях объем произведенного и поставленного этилового спирта в иных единицах измерения, нежели это предусмотрено Правилами N 380 (декалитр при температуре +20 °С), общество занизило показатель объема производства этилового спирта на 1 357,39 дал и показатель объема поставленного спирта на 1 463,73 дал в представленных декларациях.
ООО "ЛВЗ "ОША", являясь профессиональным участником алкогольного рынка, осуществляя деятельность по производству этилового спирта с 2008 года согласно сведениям, отраженным в ЕГРЮЛ, и имея лицензию на осуществление деятельности по производству, хранению и поставкам этилового спирта, должно было и не могло не знать о необходимости соблюдения требований законодательства.
В части довода ООО "ЛВЗ "ОША" о его самостоятельном устранении допущенных нарушений посредством представления корректирующих деклараций по формам приложений N N 1, 2, 6, 7, 9, 10 к Правилам N 815 на бумажном носителе до вынесения обжалуемого постановления суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 16 Правил N 815 декларации представляются в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронном виде. Организации должны направлять декларации по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой выдан любым удостоверяющим центром, аккредитованным в порядке, установленном Федеральным законом "Об электронной подписи". При этом возможность организаций-декларантов представлять декларации на бумажном носителе была исключена уже с 2014 года Постановлением Правительства от 15.11.2013 N 1024 "О внесении изменений в Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" (вступило в законную силу 01.01.2014).
Из материалов дела следует, что корректирующие декларации были представлены обществом в период проведения внеплановой выездной проверки в отношении ООО "ЛВЗ "ОША". Указанные декларации были представлены на бумажном носителе, поскольку в силу требований пункта 20 Правил о запрете представления корректирующих деклараций во время проведения проверки деятельности организации, доступ для сдачи корректирующих деклараций в порядке и формате, определенных действующим законодательством (в форме электронного документа по телекоммуникационным каналам связи), был закрыт.
Таким образом, корректирующие декларации, на которые ссылается заявитель, представлены в не предусмотренном действующими нормативно-правовыми актами формате (на бумажных носителях) в период проведения внеплановой выездной проверки и в орган, не уполномоченный осуществлять прием деклараций.
В связи с этим, получив пакет документов от ООО "ЛВЗ "ОША", МРУ Росалкогольрегулирования по Сибирскому федеральному округу 10.10.2017 направило пакет представленных Обществом документов обратно заявителю с сопроводительным письмом N у6-18362/09, поскольку Управление не имеет права, а также возможности осуществлять прием и анализ данных документов.
При таких обстоятельствах апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии в действиях общества события вменяемого административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что доказательств, свидетельствующих о принятии обществом всех зависящих от него мер для соблюдения требований законодательства к порядку декларирования объемов поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в материалах дела не содержится. Заявителем не доказано, что правонарушение было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного юридического лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению вышеуказанных требований законодательства Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии в действиях ООО "ЛВЗ "ОША" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы заявителя, приведенные в суде первой инстанции, о возможности применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правомерно отклонены судом ввиду отсутствия оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным с целью освобождения ООО "ЛВЗ "ОША" от ответственности, поскольку обстоятельства совершения обществом рассматриваемого административного правонарушения не имеют свойства исключительности.
Каких-либо нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, регламентированной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом при производстве по делу об административном правонарушении, возбужденном в отношении общества, в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции установлено не было. Не выявлено таких нарушений и при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции.
Срок привлечения к административной ответственности не пропущен.
Наказание назначено административным органом с учетом отягчающего вину обстоятельства, выраженного в повторности совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (постановление от 26.04.2017 N 6-09-20/31ю-2017), в размере 70 000 руб.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, отказав в удовлетворении заявленных обществом требований, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются. Таким образом, ООО "ЛВЗ "ОША" из федерального бюджета подлежит возврату 3 000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной за рассмотрение апелляционной жалобы по платежному поручению N 55046264 от 11.01.2018.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 29.12.2017 по делу N А46-19812/2017 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Ликеро-водочный завод "ОША" (ИНН 5503024984, ОГРН 1025501857260) из федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной за рассмотрение апелляционной жалобы по платежному поручению N 55046264 от 11.01.2018.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-19812/2017
Истец: ООО "ЛИКЕРО-ВОДОЧНЫЙ ЗАВОД "ОША", ООО "Ликеро-водочный завод "ОША"
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА ПО СИБИРСКОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ