город Москва |
|
06 марта 2018 г. |
Дело N А40-137482/17 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Левиной Т.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 30 ноября 2017 года по делу N А40-137482/17,
принятое в порядке упрощенного производства судьей Жбанковой Ю.В.
по иску ЗАО "ЛОКОТРАНС" (ИНН 7604054410, ОГРН 1027600682010)
к ОАО "РЖД" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)
о взыскании денежных средств
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Локотранс" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик) о взыскании 100 358 руб. 91 коп. убытков.
Дело рассмотрено в порядке главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы 08.11.2017 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить оспариваемый судебный акт, в удовлетворении иска отказать.
Заявитель ссылается на то, что суд пришел к неверному выводу о возникновении технических неисправностей у спорных вагонов по причине неправильной эксплуатации их перевозчиком, а ввиду естественного износа. Полагает, что Классификатор не применяется в настоящем случае.
Истцом представлен отзыв на апелляционную жалобу.
Апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон по правилам ст. 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Как усматривается из материалов дела, 22.04.2017 на станции Ярославль Главный Северной ж.д. выпущен из текущего ремонта вагон собственности ЗАО "Локотранс" N 53789301. Из уведомления формы ВУ-23 следует, что данный вагон был забракован на станции Кострома Новая по неисправности 107 "Выщербина обода колеса".
Вагон N 53789301 был осмотрен представителем ЗАО "Локотранс" совместно с представителем ВЧДЭ-Ярославль Главный. По результатам осмотра был составлен Акт проверки обоснованности отцепки в текущий ремонт вагона собственности ЗАО "Локотранс" на станции Ярославль Главный от 19.04.2017 г.
Данный акт указывает на наличие выщербины, образовавшейся на старом ползуне на колесной паре N 29-65004-78, акт подписан представителем ЗАО "Локотранс" и представителем ВЧДЭ-Ярославль Главный, к акту приложены фотоматериалы.
В ходе ремонта выявленные неисправности были устранены, о чем свидетельствует расчетно-дефектная ведомость от 22.04.2017 г.
25.04.2017 г. на станции Сольвычегодск Северной ж.д. выпущен из текущего ремонта вагон собственности ЗАО "Локотранс" N 52630464. Данный вагон был забракован на станции Низовка по неисправности 102 "Тонкий гребень", о чем свидетельствует справка ИВЦ ЖА 2653 "Справка о последнем выполненном ремонте" на вагон N 52630464.
На основании договора N АО-ДД/ФЯро/В-53/16 от 24.03.2016 г. вагон N 52630464 был осмотрен представителем Ярославского филиала АО "ПГК" с местонахождением в г. Котлас Приходько А.А. По результатам осмотра был составлен Акт обоснованности отцепки вагона N 52630464 собственности ЗАО "Локотранс" в ТР-2 ВЧДЭ-13 Сольвычегодск от 24.04.2017 г. К Акту приложены фотоматериалы. Согласно данному Акту, на колесной паре N 1175-48443-2012 с правой стороны выявлен ползун 0,8 мм.
В ходе ремонта выявленные неисправности были устранены, о чем свидетельствует расчетно-дефектная ведомость от 25.04.2017 г.
06.03.2017 г. на станции Лоста Северной ж.д. выпущен из текущего ремонта вагон собственности ЗАО "Локотранс" N 52682846. Данный вагон был забракован на станции Сольвычегодск по неисправности 102 "Тонкий гребень" и 106 "Ползун на поверхности катания", о чем свидетельствует уведомление формы ВУ-23.
Из расчетно-дефектной ведомости от 06.03.2017 г. следует, что неисправность под кодом 106 "ползун" была обнаружена на колесной паре N 1175-013926-07.
В ходе ремонта выявленные неисправности были устранены, о чем свидетельствует расчетно-дефектная ведомость от 06.03.2017.
В соответствии с Классификатором неисправностей вагонных колесных пар и их элементов (1.20.001-2007), утвержденным ОАО "РЖД" 07.12.2007:
- п. 212 раздела 2: ползун - это термомеханическое повреждение в виде плоской площадки на поверхности катания обода колеса. Причины образования ползунов: неисправности тормозных приборов; нарушение правил регулировки рычажной передачи; неправильное управление тормозами локомотива; роспуск вагонов на немеханизированных сортировочных горках со скоростями, превышающими допустимые (в нарушении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации 21.12.2010 г. N 286 - приложения N 5).
- п. 611 раздела 6: выщербина по светлым пятнам, ползунам, наварам - это - местное разрушение в виде выкрашивания металла поверхности катания колеса.
Основные причины возникновения: выкрашивание участков поверхности катания, образующихся в результате закалки металла при скольжении заклиненных колесных пар по рельсам.
Раскрывая понятия ползуна и выщербины по ползуну, классификаторы характеризуют их общие признаки и определяют причинно-следственную связь их появления, ставя в зависимость причину возникновения данных повреждений именно от действий перевозчика (неисправности тормозных приборов; нарушение правил регулировки рычажной передачи; неправильное управление тормозами локомотива; роспуск вагонов на немеханизированных сортировочных горках со скоростями, превышающими допустимые).
Из того обстоятельства, что "выщербина по ползуну" образуется путем выкрашивания участков поверхности катания при скольжении заклиненных колесных пар по рельсам, следует, что по происхождению выщербины типа 1 являются повреждениями, то есть неисправностями, вызванными нарушением установленных правил и условий эксплуатации вагона, при маневровых и погрузочно-выгрузочных операциях на путях промышленных предприятий и путях общего пользования.
Таким образом, на вагоне N 53789301 была обнаружена выщербина типа 1 -"выщербина по ползуну", а на вагонах N 52630464, N 52682846 - "ползуны".
В соответствии с приложением 5 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации 21.12.2010 N 286 (зарегистрированы Минюстом России 28.01.2011, регистрационный N 19627), ответственность за исправное техническое состояние, техническое обслуживание, ремонт и обеспечение установленных сроков службы железнодорожного подвижного состава, несут владельцы железнодорожного подвижного состава, работники железнодорожного транспорта, непосредственно его обслуживающие.
Истец как владелец железнодорожного подвижного состава обеспечивает содержание подвижного состава в исправном техническом состоянии путем заключения с вагонными ремонтными предприятиями договоров на текущий отцепочный и плановый (деповской или капитальный) ремонт вагонов.
Перевозку вагонов и обслуживание при перевозке вагонов тормозного оборудования локомотивов и вагонов осуществляет перевозчик (ОАО "РЖД").
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик, то есть, ОАО "РЖД".
Согласно п. 2.5.2 Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (Инструкция осмотрщику вагонов), утвержденной 22.05.2009 г. на 50-ом заседании Совета по железнодорожном) транспорту СНГ, все вагоны перед подачей под погрузку должны предъявляться работниками железнодорожной станции к техническому обслуживанию. Вагоны, требующие ремонта с отцепкой от состава, после разметки осмотрщиками и выдачи на них уведомления формы ВУ-23-М (ВУ-23) средствами станции подаются на специализированные пути, оснащенные необходимыми технологическими устройствами. Определение технического состояния и пригодности ходовых частей, колесных пар, буксового узла, рамы вагона, тормозного оборудования, автосцепного устройства грузовых вагонов производится работниками железнодорожной станции.
В силу п. 2.5.3 Инструкции запрещается подавать вагоны под погрузку без предъявления к техническому обслуживанию и записи в книге формы ВУ-14 о признании их технически исправными.
Вагон N 52630464 следовал со станции Усть-Илимск до станции Низовка. При этом ОАО "РЖД" приняло вагон N 52630464 к перевозке 08.04.2017 г. со станции Усть-Илимск до станции Низовка, что подтверждается копией транспортной железнодорожной накладной N ЭВ499988.
Вагон N 52682846 следовал со станции Юрьевсц до станции Шарья. При этом ОАО "РЖД" приняло вагон N 52682846 к перевозке 19.02.2017 г. со станции Юрьевец до станции Шарья, что подтверждается копией транспортной железнодорожной накладной N ЭА281672.
Таким образом, в момент принятии вагонов к перевозке они были исправны.
ЗАО "Локотранс" как владелец железнодорожного подвижного состава заключает с вагонными ремонтными предприятиями договоры на текущий отцепочный и плановый (деповской или капитальный) ремонт вагонов, тем самым обеспечивая исправное состояние своих вагонов. Отсутствие неисправностей вагонов N 53789301, N 52630464, N 52682846, поданных к погрузке, подтверждается принятием их ОАО "РЖД" к перевозке.
Статьей 105 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" установлено, что при повреждении или утрате перевозчиком принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, другим юридическим или физическим лицам вагонов, контейнеров или их узлов и деталей перевозчик такие вагоны, контейнеры обязан отремонтировать либо возместить владельцу вагонов, контейнеров стоимость ремонта или фактическую стоимость поврежденных или утраченных вагонов, контейнеров или их узлов и деталей.
Таким образом, поскольку повреждение вагонов было обнаружено по прибытии вагона с путей перевозчика, следовательно, вагоны повредил перевозчик и, в силу ст. 105 ФЗ N 18 "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", обязан устранить неисправности за свой счет.
Согласно прилагаемому расчету, общая сумма убытков ЗАО "Локотранс", вызванных повреждением колесных пар вагонов N 53789301, N 52630464, N 52682846 составила 100 358 руб. 91 коп.
ЗАО "Локотранс" направило в адрес Подрядчика претензии N 2049 от 24.05.2017 г., N 2278 от 09.06.2017 г., N 2325 от 14.06.2017 г., которые были оставлены без ответа.
В силу ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками, в частности, понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
При таких обстоятельствах, факт причинения истцу убытков, вызванных повреждением перевозчиком колесных пар вагонов, их размер, а также причинно-следственная связь между действиями ответчика и наличием у истца убытков, вопреки доводам апеллянта, подтверждены материалами дела.
Отклоняется довод апелляционной жалобы о том, что Классификатор 1.20.001-2007 является локальным актом ОАО "РЖД" и, будучи утвержденным для внутренней работы, не может быть использован ЗАО "Локотранс" без прямого указания на то в договоре N ТОР-ЦВ-00-15 от 18.04.2013.
Согласно п. 2 указанного Классификатора, он предназначен для:
- исключения разнообразия в наименовании одних и тех же неисправностей колесных пар;
- правильного ведения статистического учета причин выхода из строя колесных пар в эксплуатации и поступлении в ремонт;
- установления объема ремонтных работ;
- оптимизации процессов обслуживания и ремонта колесных пар;
- регистрации информации о состоянии колесных пар в течение их жизненного цикла в базе данных системы контроля и учета колесных пар;
-использования результатов статистического учета при разработке мер по повышению эксплуатационной стойкости и удлинению срока службы колесных пар и их элементов.
При проведении ремонта вагона N 52636420 от 31.03.2016 г. действия по установлению объема ремонтных работ, оптимизации процессов обслуживания и ремонта колесных пар, регистрации информации о состоянии колесных пар, а также ведению официального статистического учета производит не собственник колесных пар - ЗАО "Локотранс", а ОАО "РЖД", осуществлявшее текущий ремонт вагона.
Следовательно, применение данного классификатора не относится к компетенции Истца, в сферу деятельности которого не входит проведение плановых и текущих ремонтов вагонов. Однако при проведении текущего ремонта вагона N 52636420 Классификатор должен был быть применен ОАО "РЖД", на что указывает п. 1 Классификатора. Согласно данному пункту, классификатор неисправностей вагонных колесных пар и их элементов предназначен для работников вагонного и пассажирского хозяйств, ремонтных и эксплуатационных предприятий - филиалов ОАО "РЖД" и распространяется на колесные пары типа РУ1-957 и РУ1Ш-957 пассажирских и грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524) мм.
Таким образом, ЗАО "Локотранс" не применяет Классификатор 1.20.001-2007 самостоятельно, но настаивает на том, что он должен был быть применен работниками ОАО "РЖД" при осуществлении текущего ремонта спорных вагонов.
Не принимается во внимание и довод о том, что Классификатор 1.20.001-2007утратил силу.
Факт отмены Классификатора не может изменить механизма и причин образования ползунов. Более того, определение ползунов и выщербин по ползунам как повреждений имеет свое обоснование не только в классификаторе неисправностей вагонных колесных пар и их элементов 1.20.001-2007, но и в Классификаторе ИТМ1-В Министерства путей сообщения, введенном в действие с 01 января 1979 в силу Закона N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", является действующим и не отмененным Минтрансом.
Вопреки мнению ответчика, Руководящий документ по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 не может заменять какие бы то ни было классификаторы неисправностей вагонов, поскольку не содержит дифференциации неисправностей по типам, а лишь раскрывает методы выявления и устранения дефектов. Причин возникновения неисправностей Руководящий документ также не содержит. Поэтому вывод ответчика о том, что неисправность "ползун" согласно Руководящему документу имеет эксплуатационную природу, не соответствует действительности.
Довод ответчика о том, что истец самостоятельно отнес выявленную на вагоне неисправность к повреждению, не соответствует действительности. Определение вида неисправности было произведено квалифицированными специалистами АО "ПГК", дипломы которых имеются в материалах дела.
Ответчик отмечает, что для определения механизма образования ползунов и выщербин по ползуну необходимо проведение металлографической экспертизы.
Причины и механизм образования ползунов и выщербин по ползунам нормативно определены Классификаторами неисправностей 1.20.001-2007 и ИТМ1-В. Сам факт наличия на колесных парах спорных вагонов ползунов и выщербин по ползунам подтверждается вышеуказанными актами проверки обоснованности отцепки вагонов и расчетно-дефектными ведомостями, представленными истцом в материалы дела.
Кроме того, проведение металлографической экспертизы в настоящий момент невозможно, поскольку поврежденные колесные пары были отремонтированы путем обточки поверхности катания.
Отклоняется довод о том, что Классификатор ИТМ1-В не предназначен для определения причин возникновения неисправностей, а служит лишь для правильного ведения статистического учета и исключения разнообразия в наименовании одних и тех же дефектов колесных пар, а подлежит применению Классификатор К ЖА 2005.
Стоит отметить, что согласно Классификатору К ЖА 2005, его использование предусмотрено при анализе технического состояния вагонного парка, для управления ремонтом вагонов, учета наличия неисправных вагонов и для кодирования основных неисправностей грузовых вагонов колеи 1520 мм. Определение причин и механизма возникновения неисправностей, как и в случае с Классификаторами ИТМ1-В и 1.20.001-2007 также не относится к задачам данного классификатора. Однако, в отличие от Классификатора ИТМ1-В и Классификатора 1.20.001-2007, классификатор КЖА содержит лишь цифровой код, обозначающий принадлежность неисправностей к эксплуатационным, технологическим или повреждениям, не раскрывая причин и механизмов возникновения дефектов.
Вследствие того, что Классификаторы ИТМ1-В и 1.20.001-2007 содержат подробное описание неисправностей и причин их образования, они являются более полными. Довод ответчика о том, что указанные классификаторы носят рекомендательный характер и не могут изменять или дополнять Классификатор К ЖА 2005, не имеет нормативного обоснования.
Кроме того судебная коллегия не соглашается с доводом о том, что износ колесных пар является естественным процессом и не является основанием для взыскания убытков с ОАО "РЖД", поскольку уменьшение толщины обода колесных пар может происходит не только путем естественного трения колеса о поверхность рельсов, но и в процессе обточки колесной пары.
Согласно пп. 2.10 пункта 25.1 "Нормы браковки колесных пар и их элементов по видам неисправностей и способы их устранения" Руководящего документа по ремонту и техническому обслуживанию колёсных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524 мм) способом устранения ползуна является восстановление профиля поверхности катания колес.
Процесс восстановления профиля поверхности катания колес подробно описан в разделе 19 Руководящего документа по ремонту и техническому обслуживанию колёсных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524 мм). Восстановление профиля поверхности катания колес производится методом механической обработки обода колеса - обточкой на колесотокарных или шлифованием на колесошлифовальных станках. В процессе указанной обработки и уменьшается толщина обода.
Таким образом, в результате повреждения и последующей обточки колесные пары ЗАО "Локотранс" утратили свою прежнюю стоимость и технические характеристики в связи с уменьшением толщины обода. Данные о толщине обода колесных пар, выкаченных из-под вагона до и подкаченных под вагон после обточки, содержатся в представленных в материалы дела расчетно-дефектных ведомостях и листках учета комплектации на ремонты спорных вагонов.
Обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, содержащиеся в нем выводы, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необоснованности поданной апелляционной жалобы и оставлению обжалуемого решения суда первой инстанции без изменения.
В соответствии со статьями 110, 176, 266-268, п. 1 ст. 269, 271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 08.11.2017 года по делу А40-137482/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа по основаниям, установленным в ч.4 ст.288 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Т.Ю. Левина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.