г. Пермь |
|
13 марта 2018 г. |
Дело N А50-29652/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 марта 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зелениной Т.Л.,
судей Дюкина В.Ю., Поляковой М.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Поповой О.С.,
при участии:
от ответчика: Чупина М.И. (паспорт, доверенность от 05.06.2017);
от иных лиц, участвующих в деле, представители не явились;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, индивидуального предпринимателя Курановой Елены Юрьевны,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 06 декабря 2017 года,
принятое судьей Г.В. Лядовой
по делу N А50-29652/2017
по заявлению индивидуального предпринимателя Курановой Елены Юрьевны (ОГРНИП 3121836200016, ИНН 182799562263)
к Администрации Чайковского городского поселения
заинтересованное лицо: муниципальное казенное учреждение "Жилкомэнергосервис" (ОГРН 1095920000274 ИНН 5920031111)
о признании незаконным отказа в размещении объектов,
установил:
Индивидуальный предприниматель Куранова Елена Юрьевна (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Администрации Чайковского городского поселения (далее - ответчик) о признании незаконным отказа в размещении объектов, выраженного в письме от 21.07.2017 N 02-36-1666вх, о возложении на ответчика обязанности принять решение о размещении объектов на части земельного участка с кадастровым номером 59:12:0010337:11.
В порядке ст. 200 АПК РФ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено муниципальное казенное учреждение "Жилкомэнергосервис".
Решением арбитражного суда от 06.12.2017 (резолютивная часть от 22.11.2017) в удовлетворении требований отказано.
Решение суда от 06.12.2017 обжаловано заявителем в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе заявитель ссылается на отсутствие доказательств действительности договоров безвозмездного пользования от 29.08.2016 N 03-09/111, от 29.07.2017 N 03-09/165. Договоры были предоставлены в последнем судебном заседании, копии этих документов заявителю не направлялись. Заявитель указывает, что на заключение этих договоров при отказе в размещении объектов ответчик не ссылался. Также заявитель не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что автопарковка не относится ни к элементам благоустройства, ни к малым архитектурным формам, просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
Ответчик против доводов апелляционной жалобы возражает, просит оставить решение суда без изменения.
Заинтересованное лицо возражений на апелляционную жалобу не представило.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, заявителю на праве собственности принадлежит здание кинотеатра "Горизонт" кадастровым номером 59:12:0010337:14, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 59:12:0010337:10 по адресу: Пермский край, г. Чайковский, ул. Ленина д. 59.
07.07.2017 заявитель обратился к ответчику с заявлением о выдаче решения о размещении на части земельного участка с кадастровым номером 59:12:0010337:11, находящегося в муниципальной собственности, объектов: элементов благоустройства территории и малых архитектурных форм, подъезда и подъездной дороги к зданию кинотеатра "Горизонт", парковки общего пользования без взимания платы.
Письмом от 21.07.2017 N 02-36-166вх ответчик отказал в размещении объектов в связи с тем, что участок имеет вид разрешенного использования -для общего пользования и используется для проведения публичных мероприятий.
Полагая, что отказ ответчика в размещении объектов является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает основания для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлены случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в публичной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержден Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300. В соответствии с пунктом 4 указанного постановления к числу таких объектов отнесены элементы благоустройства территории и малые архитектурные формы (беседки, ротонды, веранды, навесы, скульптуры, остановочные павильоны, фонари, урны для мусора, приспособления для озеленения, скамейки и мостики).
Понятие элемента благоустройства было приведено в Методических рекомендациях по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011 N 613.
Пунктом 1.3. Методических рекомендаций к объектам благоустройства относятся территории различного функционального назначения, на которых осуществляется деятельность по благоустройству, в том числе: детские площадки, спортивные и другие площадки отдыха и досуга; площадки для выгула и дрессировки собак; площадки автостоянок; улицы (в том числе пешеходные) и дороги; парки, скверы, иные зеленые зоны; площади, набережные и другие территории; технические зоны транспортных, инженерных коммуникаций, водоохранные зоны; контейнерные площадки и площадки для складирования отдельных групп коммунальных отходов.
Постановлением Правительства Пермского края от 22.07.2015 N 478-п утверждено Положение о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Пермского края без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 8 Положения уполномоченный орган в течение 10 календарных дней со дня поступления заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящего Положения, принимает решение о размещении объектов по форме согласно приложению 2 к настоящему Положению либо об отказе в размещении объектов по основаниям, указанным в пункте 9 настоящего Положения.
Согласно пункту 9 Положения решение об отказе в размещении объектов принимается при наличии хотя бы одного из следующих оснований: заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 3-5 настоящего Положения; в заявлении указаны предполагаемые к размещению объекты, не предусмотренные перечнем; в заявлении указана цель использования земель или земельного участка, не соответствующая назначению объектов; размещение объектов приведет к невозможности использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием; земельный участок, на использование которого испрашивается решение о размещении объектов, предоставлен физическому или юридическому лицу; в случае наличия утвержденного проекта межевания территории или утвержденной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, в границах которых предполагается размещение объектов инфраструктуры федерального, регионального или муниципального значения; размещение объектов приведет к нарушениям режима использования земельного участка в соответствии с установленными зонами с особыми условиями использования территорий.
В выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 01.11.2016 на земельный участок с кадастровым номером 59:12:0010337:11 указано назначение этого объекта: земли населённых пунктов, территория общего пользования.
Обжалуемый отказ мотивирован тем, что испрашиваемый земельный участок имеет вид разрешенного использования - для общего пользования (уличная сеть) и используется для проведения публичных мероприятий.
Согласно Правилам благоустройства муниципального образования Чайковское городское поселение, утвержденных решением Думы Чайковского городского поселения от 21.09.2017 N 513, к элементам благоустройства относятся - пешеходные коммуникации, технические зоны транспортных, инженерных коммуникаций, инженерные коммуникации, детские площадки, спортивные площадки, контейнерные площадки, площадки для выгула и дрессировки животных, площадки автостоянок, размещение и хранение транспортных средств на территории города, элементы освещения, информационные и рекламные конструкции, ограждения (заборы), элементы объектов капитального строительства, малые архитектурные формы, элементы озеленения, остановочные навесы, уличное коммунально-бытовое и техническое оборудование, водные устройства, элементы инженерной подготовки и защиты территории, покрытия, некапитальные нестационарные сооружения.
Малыми архитектурными формами признаются - сооружения, предназначенные для архитектурно-ландшафтной организации и благоустройства территории и дополняющие основную застройку, памятники и скульптурные композиции, высота которых не превышает 25 м, элементы монументально-декоративного оформления, в том числе парковые скульптуры, мемориальные доски; фонтаны, плескательные бассейны, глубина которых не превышает - 0,5 м, спортивные площадки (комплексы), иное спортивное и игровое оборудование, площадки отдыха, устройства для оформления мобильного и вертикального озеленения, водные устройства, ворота, навесы, перголы, садово-парковые сооружения, мостики, скамейки, беседки, цветочницы, вазоны, урны, лестницы, пандусы, балюстрады, решетки, велопарковки, расположенные в границах территорий общего пользования.
Согласно пункту 21 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации парковкой (парковочным местом) является специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.
Аналогичное определение парковки содержится в пункте 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (далее - Правила дорожного движения).
Из приведенных положений нормативных актов следует, что парковка, как правило, является принадлежностью автомобильной дороги, подэстакадных или мостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий строений или сооружений, создается как элемент их благоустройства и выполняет вспомогательную роль по организованной стоянке транспортных средств.
Деятельность автостоянок регулируется Правилами оказания услуг автостоянок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 г. N 795, пунктом 2 которых установлено, что автостоянкой являются здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенные для хранения автомототранспортных средств.
Таким образом, автостоянкой являются специально предназначенные для хранения автомототранспортных средств отдельная открытая площадка, здание, сооружение, а также часть здания или сооружения.
Как установлено судом первой инстанции, в качестве основного объекта на испрашиваемом земельном участке предполагается размещение автопарковки.
Учитывая изложенное, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что автопарковка не может быть отнесена ни к элементам благоустройства, ни к малым архитектурным формам.
Судом первой инстанции также принято во внимание, что из письма Отдела ГИБДД МВД России по Чайковскому району от 02.08.2016 N 4790 следует, что часть испрашиваемого заявителем земельного участка проходит рядом с мемориалом Великой Отечественной войны и пешеходной зоной. Данный факт заявителем не оспаривается, также как и факт проведения на данной территории городских массовых гуляний.
Также судом первой инстанции установлено, что земельный участок с кадастровым номером 59:12:0010337:11, площадью 4855 кв.м, расположенный по адресу: Пермский край, г. Чайковский, ул. Ленина, 59, с разрешенным использованием: территория общего пользования, передан в безвозмездное пользование МКУ "Жилкомэнергосервис" по договорам N 03-09/111 от 29.08.2016, N 03-09/165 от 29.07.2017 на срок до 28.06.2018.
Указанное обстоятельство также является основанием принятия решения об отказе в передаче земельного участка в соответствии с п. 9.5 Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Пермского края без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 22.07.2015 N 478-п.
Судом первой инстанции справедливо отмечено, что каких-либо доводов в подтверждение недействительности договоров безвозмездного пользования земельным участком N 03-09/111 от 29.08.2016, N 03-09/165 от 29.07.2017 заявителем не приведено, соответствующих доказательств не представлено (ст. 65 АПК РФ). Не представлены такие доказательства и в суд апелляционной инстанции.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя.
В целом, доводы апелляционной жалобы повторяют доводы ответчика, изложенные в суде первой инстанции, получившие надлежащую оценку в обжалуемом судебном акте. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение суда от 06.12.2017 отмене не подлежит.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 06 декабря 2017 года по делу N А50-29652/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Т.Л. Зеленина |
Судьи |
В.Ю. Дюкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.