г. Хабаровск |
|
15 марта 2018 г. |
А73-10940/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 марта 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Тищенко А.П., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Абрамовым Д.А.
при участии в заседании:
от Муниципального унитарного предприятия "Водоканал Хабаровского муниципального района Хабаровского края": Семенчикова Л.Г., представитель по доверенности от 09.01.2018 N 3; Петрушенко О.В., представитель по доверенности от 12.07.2017; Харитонов П.А., представитель по доверенности от 09.01.2018 N 7;
от Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу: Карловская Т.В., представитель по доверенности от 09.01.2018 N 02-57/3; Жерлова Г.И., представитель по доверенности от 12.03.2018 N 02-32/36;
от третьих лиц: Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Хабаровского муниципального района: Куценко М.Ю., представитель по доверенности от 14.02.2018 N 4;
общества с ограниченной ответственностью "Межмуниципальное общество "Гаровский водозабор"; индивидуального предпринимателя Бадьиной Натальи Геннадьевны: не явились;
от Департамента по недропользованию по Дальневосточному Федеральному округу: не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу
на решение от 09.01.2018
по делу N А73-10940/2017
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Гавриш О.А.
по заявлению Муниципального унитарного предприятия "Водоканал Хабаровского муниципального района Хабаровского края"
к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу
о признании незаконным бездействия; об обязании совершить действия
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Межмуниципальное общество "Гаровский водозабор"; индивидуальный предприниматель Бадьина Н. Г.; Департамент по недропользованию по Дальневосточному Федеральному округу; Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Хабаровского муниципального района
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Водоканал Хабаровского муниципального района Хабаровского края" (далее - МУП "Водоканал ХМР") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу (далее - Департамент Росприроднадзора по ДФО) о признании незаконным бездействие Департамента Росприроднадзора по ДФО, выразившееся в не проведении проверок соблюдения ООО "Межмуниципальным обществом "Гаровский водозабор" и ИП Бадьиной Н.Г. условий недропользования, содержащихся в лицензиях серии ХАБ N 02584 ВЭ, серии ХАБN 02722 ВЭ; об обязании Департамента Росприроднадзора по ДФО провести проверку соблюдения ООО "Межмуниципальное общество "Гаровский водозабор" и ИП Бадьиной Н.Г. условий недропользования, содержащихся в лицензиях серии ХАБ N 02584 ВЭ, серии ХАБ N 02722 ВЭ; об обязании Департамента Росприроднадзора по ДФО составить акт соответствующей проверки и, в случае наличия, копии сделанных предписаний по устранению выявленных нарушений представить в Департамент по недропользованию по ДФО.
Определением суда от 27.07.2017 на основании статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Межмуниципальное общество "Гаровский водозабор" (далее - ООО "ММО "Гаровский водозабор"), индивидуальный предприниматель Бадьина Н.Г. (далее - ИП Бадьина Н.Г.), Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Хабаровского муниципального района (далее-Комитет).
Определением суда от 10.10.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу (далее - Дальнедра).
Решением суда от 09.01.2018 заявленные требования удовлетворены. Оспариваемое бездействие Департамента Росприроднадзора по ДФО признано незаконным и на него возложена обязанность провести проверку соблюдения ООО "ММО "Гаровский водозабор" и ИП Бадьиной Н.Г. требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, условий недропользования, содержащихся в лицензиях серии ХАБ N 02584 ВЭ, ХАБ N 02722 ВЭ (соответственно).
Не согласившись с судебным актом, Департамент Росприроднадзора по ДФО обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой ссылаясь на незаконность и необоснованность судебного акта, принятого при неправильном применении норм материального права просит его отменить, в удовлетворении требований отказать. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что в настоящее время ООО "ММО "Гаровский водозабор" и ИП Бадьина Н.Г. условия фактического пользования недрами не осуществляют (в связи с приостановкой деятельности), что в свою очередь, исключает возможность вменения законным лицензиатам нарушений, связанных с осуществлением пользования недрами, и как следствие, оснований для проведения проверки не имеется. Так же приводит доводы об отнесении объекта пользования недрами для добычи подземных вод к объекту III категории (категория низкого риска), оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду, что исключает проведение плановых проверок в отношении таких объектов. По мнению Департамента Росприроднадзора по ДФО, МУП "Водоканал ХМР" предпринял не все зависящие от него меры для получения (переоформления) лицензии на пользование недрами.
В судебном заседании апелляционного суда представители Департамента Росприроднадзора по ДФО на доводах жалобы настаивали, просили решение суда отменить, жалобу удовлетворить.
Представители МУП "Водоканал ХМР" в судебном заседании, а так же в возражениях на жалобу, выразили несогласие с ее доводами, просили оставить судебный акт в силе как законный и обоснованный.
Представитель Комитета в заседании апелляционного суда поддержал позицию МУП "Водоканал ХМР", просил оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения.
Иные участники процесса, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, участия в судебном заседании апелляционного суда не принимали, возражений не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьей 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и возражений на нее, выслушав участников процесса, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что собственником водозаборных сооружений участка Гаровский Хабаровского месторождения подземных вод (3 водозаборные скважины на Гаровском месторождении), а также земельного участка под названными водозаборными сооружениями является Хабаровский муниципальный район.
Приказом Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района от 28.04.2017 N 127-1 объекты водоснабжения участка Гаровский Хабаровского месторождения (в том числе объекты водоснабжения, участвующие в технологическом процессе Гаровского водозабора и территориально расположенные в селах Некрасовка и Дружба) закреплены на праве хозяйственного ведения за МУП "Водоканал ХМР".
Актом приема-передачи к приказу о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения от 01.05.2017 МУП "Водоканал ХМР" передано, в том числе: здание водозабора (0,8 км к востоку от ст.Гаровка-1) с необходимым оборудованием для его эксплуатации, хлораторная, водонапорная башня, резервуары чистой воды N 1и N 2, скважина N 3096(8а), насосные скважины N 1064 (7а) и N 9, все скважины расположены в 3 км к востоку от ст.Гаровка-1, а также другое оборудование для обеспечения водой населения сельских поселений село Некрасовка, село Ильинка и Дружбинского сельского поселения.
Приказом Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района от 07.06.2017 N 187-1 МУП "Водоканал ХМР" до признания права муниципальной собственности приказано принять во временную эксплуатацию бесхозяйные объекты водоснабжения, выявленные в ходе проведения инвентаризации: скважины NN 1, 2, 3, 4, 5, все скважины расположены в 0,8 км к востоку от ст. Гаровка-1.
Постановлениями администрации Хабаровского муниципального района от 07.07.2017 N N 1290, 1291, 1292 гарантирующей организацией для централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения сельских поселений село Некрасовка, село Ильинка и Дружбинского сельского поселения определено МУП "Водоканал ХМР", которое осуществляет эксплуатацию перечисленных водозаборных сооружений (добычу подземных вод) на участке Гаровский Хабаровского месторождения, в целях обеспечения водоснабжения населения сел Некрасовка, Дружба, Ильинка.
В целях получения лицензии на соответствующие участки недр, МУП "Водоканал ХМР" обратилось в Дальнедра с соответствующей заявкой с приложенным необходимым пакетом документов.
Письмом от 05.06.2017 N 5-31/1074 Дальнедра отказало в предоставлении права пользования недрами на испрашиваемых участках в связи с наличием действующих лицензий: ХАБ 02722 ВЭ, принадлежащей ИП Бадьиной Н.Г. и ХАБ 02584 ВЭ, принадлежащей ООО "Межмуниципальное общество "Гаровский водозабор".
17.07.2017 МУП "Водоканал ХМР" обратилось в Департамент Росприроднадзора по ДФО с заявлением о проведении проверки соблюдения ООО "ММО "Гаровский водозабор" и ИП Бадьиной Н.Г. условий недропользования, содержащихся в лицензиях серии ХАБ N 02584 ВЭ, серии ХАБ N 02722 ВЭ.
Департамент Росприроднадзора по ДФО письмом от 24.07.2017 N 07-15/5007 сообщил МУП "Водоканал ХМР" о том, что согласно письму Дальнедра от 14.02.2107 N5-28/329 лицензиаты с октября 2016 лишены права осуществлять выполнение условий пользования недрами согласно лицензиям Департамента Росприроднадзора по ДФО выданным до 2034. В связи с данными обстоятельствами законные недропользователи письменно уведомили Дальнедра о приостановке деятельности в соответствии с пунктом 15.11 Положения о порядке лицензирования пользования недрами. На основании изложенного Департамент Росприроднадзора Дальневосточному федеральному округу пришел к выводу, что ООО "ММО "Гаровский водозабор" и ИП Бадьина Н.Г. предприняли надлежащие меры по выполнению условий лицензионных соглашений и требований законодательства.
Указанные обстоятельства послужили поводом для обращения МУП "Водоканал ХМР" с рассматриваемыми требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о ненадлежащем исполнении Департаментом Росприроднадзора по ДФО своих контрольных полномочий, наличии у него правовых оснований, предусмотренных для проведения внеплановой проверки ООО "ММО "Гаровский водозабор" и ИП Бадьиной Н.Г., и нарушении оспариваемым бездействием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, с чем соглашается и апелляционная коллегия в силу следующего.
В силу положений статьи 42 Конституции Российской Федерации, статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", части 1 статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", статей 9, 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" целью лицензирования на пользование недрами, в том числе является предотвращение ущерба правам, законным интересам, жизни и здоровью граждан, охрана окружающей среды.
Как следует из материалов дела, ООО "ММО "Гаровский водозабор" и ИП Бадьина Н.Г. являются владельцами лицензий на пользование недрами на участке Гаровский Хабаровского месторождения, в местах расположения водозаборных скважин, используемых с целью добычи подземных вод для осуществления хозяйственно-бытового водоснабжения населения сел Некрасовка, Дружба, Ильинка.
Для данных населенных пунктов указанные скважины являются единственным источником водоснабжения, объектами жизнеобеспечения и водоснабжения населения, детских, медицинских и других социально значимых объектов.
Таким образом, необеспечение надлежащей охраны недр и безопасного их использования, в том числе при их эксплуатации сторонней организацией (не имеющей лицензии), может повлечь изъятие из недр воды с превышением допустимых объемов, с нарушением технологии и прочим, разрушение, приведение в негодность недр для дальнейшей их эксплуатации, и полностью лишит источника водоснабжения (жизнеобеспечения) данные населенные пункту.
Невыполнение лицензиатом своих обязанностей может привести к подъему воды ненадлежащего качества, попаданию в поднимаемую из недр питьевую воду бактерий и других посторонних веществ и предметов, что ставит под угрозу причинение вреда жизни и здоровью населения поименованных населенных пунктов, окружающей среде.
В соответствии со статьями 4, 5 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) и пунктами 2, 4 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденного приказом Минприроды России от 29.06.2012 N 196 (далее - Административный регламент), на Росприроднадзор и его территориальные органы возложены функции по проведению в установленном порядке государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.
В рамках выполнения данных функций Росприроднадзор обеспечивает предупреждение, выявление и пресечение нарушений всеми пользователями недр, требований международных договоров Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о недрах, стандартов, норм, правил в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр, а также обеспечивают предотвращение самовольного пользования недрами.
Указанные надзорные полномочия Росприроднадзор реализует посредством проведения плановых и внеплановых проверок недропользователей.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно пункту 38 Административного регламента основанием для принятия решения о проведении внеплановой проверки является поступление в Росприроднадзор или территориальные органы Росприроднадзора обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно пункту 105 Административного регламента материалы проверок, проведенных территориальными органами Росприроднадзора, в ходе которых выявлены нарушения условий пользования недрами, являющиеся основанием для досрочного прекращения, приостановления или ограничения права пользования участками недр, направляются в Росприроднадзор в целях направления указанных материалов в Роснедра с представлением о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования участком недр.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, судом первой инстанции, верно установлено, что обращение МУП "Водоканал ХМР" в Департамент Росприроднадзора по ДФО содержит факты угрозы возникновения причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в населенных пунктах Некрасовка, Ильинка, Дружба ввиду несоблюдения ООО "ММО "Гаровский водаконал" и ИП Бадьиной Н.Г. правил пользования недрами и условий соответствующих лицензий.
В связи с этим суд первой инстанций пришел к правильному выводу о наличии у Департамента Росприроднадзора по ДФО правовых оснований для проведения внеплановой проверки ООО "ММО "Гаровский водаконал" и ИП Бадьиной Н.Г.
Поскольку лицензия на определенный участок недр может быть выдана лишь одному обладателю и вторая лицензия на тот же участок не выдается, то получение лицензии МУП "Водоканал ХМР", фактически пользующимся недрами в состоянии крайней необходимости, в целях необходимости обеспечения водоснабжением населения и социальных объектов сельских поселений Некрасовка, Ильинка, Дружба, является невозможным.
При названных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования, признав незаконным и нарушающим права МУП "Водоканал ХМР" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности бездействие Департамента Росприроднадзора по ДФО, выразившееся в не проведении проверки соблюдения ООО "ММО "Гаровский водаконал" и ИП Бадьиной Н.Г. правил недропользования и условий лицензии и возложил на Департамент Росприроднадзора по ДФО обязанность по проведению проверки в отношении держателей лицензий (серии ХАБ N 02584 ВЭ, ХАБ N 02722 ВЭ).
Ссылки Департамента Росприроднадзора по ДФО на то, что ИП Бадьина Н.Г. и ООО "ММО "Гаровский водозабор" не осуществляют деятельность, что исключает возможность их проверить, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку ИП Бадьина Н.Г. и ООО "ММО "Гаровский водозабор" по-прежнему продолжают оставаться владельцами лицензий, в связи с чем, являются пользователем недр, поскольку в силу статьи 9 Закона о недрах права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, тогда как спорные лицензии являются действующими, не отозваны, не сданы.
Доводы Департамента Росприроднадзора по ДФО о том, что в отношении объектов государственного надзора, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся, так же правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку по материалам дела установлено наличие оснований для проведения внеплановой проверки.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 09.01.2018 по делу N А73-10940/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
А.П. Тищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.