г. Вологда |
|
15 марта 2018 г. |
Дело N А13-10677/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2018 года.
В полном объёме постановление изготовлено 15 марта 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Докшиной А.Ю. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сусловой М.И.,
при участии от заявителя Барашкова Д.В. по доверенности от 27.06.2017 N 35АА 1138123, от ответчика Сучкова О.Н. по доверенности от 30.05.2017 N 3035, от Департамента по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Вологодской области Проворовой Е.Г. по доверенности от 22.12.2017 N 113,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 10 ноября 2017 года по делу N А13-10677/2017 (судья Селиванова Ю.В.),
установил:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - КФХ) Мосенков Н.А. (ОГРНИП 310353711600043, ИНН 351900389141; место жительства: Вологодская область, Усть-Кубинский район, село Богородское) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (ОГРН 1033500044456, ИНН 3525048696; место нахождения: 160000, город Вологда, улица Пушкинская, дом 25; далее - управление, УФАС, антимонопольный орган) о признании незаконным решения от 14.06.2017 N 04-01/46-18.1-17.
К участию в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Вологодской области (ОГРН 1073525019370, ИНН 3525196711; место нахождения: 160000, город Вологда, улица Козленская, дом 8; далее - департамент), общество с ограниченной ответственностью "Промышленные активы" (ОГРН 1097746229657, ИНН 7725667926; место нахождения: 115114, Москва, набережная Дербеневская, дом 11; далее - общество, ООО "Промактивы", ООО "Промышленные активы"), бюджетное учреждение Вологодской области "Дирекция по охране и воспроизводству объектов животного мира" (ОГРН 1023500004110, ИНН 3525045864; место нахождения: 160019, город Вологда, улица Горького, дом 37; далее - дирекция).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 10 ноября 2017 года по делу N А13-10677/2017 заявленные требования удовлетворены.
УФАС с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой с учетом дополнений к ней просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, материалам дела. Полагает, что департамент не допустил ООО "Промактивы" к участию в аукционе по формальному основанию.
Глава КФХ Мосенков Н.А. в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласился, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Департамент, ООО "Промактивы" и дирекция отзывы на апелляционную жалобу не представили.
ООО "Промактивы" и дирекция надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей КФХ, УФАС и департамента, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, департаментом на официальном сайте в сети Интернет опубликовано извещение от 11.04.2017 N 110417/0644819/02 (лот N 1) о проведение аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения в отношении охотничьих угодий, расположенных на территории Усть-Кубинского района в соответствующих границах, указанных в извещении, площадью территории охотничьих угодий - 30 150 га.
Для участия в аукционе поступило 9 заявок.
Из протокола рассмотрения заявок от 01.06.2017 следует, что заявка ООО "Промышленные активы" не допущена к участию в аукционе на основании пунктов 1 и 3 части 13 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ, Закон об охоте) в виду ее несоответствия требованиям, указанным в извещении о проведении аукциона, а именно в связи с неправильным указанием в заявке даты платежного поручения и отсутствием в заявке описания границ и площади охотничьего угодья (том 1 листы 79-85, 108-110).
Письмом от 02.06.2017 N 04-1199/17 общество извещено об отказе в допуске к участию в аукционе.
Общество не согласилось с отказом департамента в допуске к участию в аукционе и 06.06.2017 обратилось в управление с жалобой, по результатам рассмотрения которой в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" управлением принято решение от 14.06.2017 N 04-01/46-18.1-17 о признании жалобы обоснованной (пункт 1 резолютивной части решения). Организатору торгов постановлено выдать предписание ( пункт 2).
Не согласившись с таким решением УФАС, глава КФХ Мосенков Н.А. обжаловал его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Из части 1 статьи 198 АПК РФ следует, что для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо наличие двух факторов: несоответствия оспариваемого акта действующему законодательству и нарушения в результате его принятия прав и законных интересов заявителя.
При этом в силу положений части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 названного Кодекса обязанность доказывания законности принятого решения возлагается на соответствующий орган, который его принял.
В соответствии с Законом N 209-ФЗ, которым регулируются отношения, возникающие в связи с осуществлением видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (часть 1 статьи 4), охотничьи угодья - это территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (пункт 15 статьи 1).
Предоставление юридическим лицам права пользования объектами животного мира осуществляется на основании охотхозяйственных соглашений, заключаемых по итогам проведения аукциона (статьи 25 и 27 Закона об охоте).
В соответствии со статьей 27 Закона N 209-ФЗ в целях привлечения инвестиций в охотничье хозяйство с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями заключаются охотхозяйственные соглашения на срок от двадцати до сорока девяти лет (часть 1). Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключает охотхозяйственное соглашение с победителем аукциона на право заключения такого соглашения или с иным лицом в соответствии с частями 27 и 31 статьи 28 настоящего Федерального закона (часть 3).
Согласно части 2 статьи 27 Закона N 209-ФЗ по охотхозяйственному соглашению одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий.
Таким образом, действующим законодательством определен порядок заключения охотхозяйственного соглашения по результатам проведения аукциона.
Статьей 28 Закона N 209-ФЗ определен порядок проведения аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения.
Организатор аукциона обязан подготовить документацию об аукционе, которая наряду со сведениями, указанными в извещении о проведении аукциона, должна содержать требования к содержанию и форме заявки на участие в аукционе (пункт 1 части 7 статьи 28).
Частью 4 статьи 28 Закона N 209-ФЗ предусмотрено, что организатор аукциона устанавливает форму и сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата денежных средств, вносимых в качестве обеспечения заявок на участие в аукционе.
Согласно пункту 2 части 6 статьи 28 Закона N 209-ФЗ извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о предмете аукциона, в том числе о местоположении, границах и площади охотничьего угодья.
Таким образом, положениями Закона N 209-ФЗ определено, что местоположение, границы и площадь охотничьего угодья являются предметом аукциона.
Из извещения также следует, что аукцион проводится на право заключения охотхозяйственного соглашения в отношении охотничьих угодий в конкретно определенных границах территории Усть-Кубинского района.
Требования к описанию границ охотничьих угодий установлены приказом Минприроды России от 06.08.2010 N 306.
Согласно подпункту 1 части 9 статьи 28 Закона N 209-ФЗ для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок заявку на участие в аукционе по установленной форме.
В соответствии с пунктами 1, 3 части 13 названной статьи основанием для отказа в допуске к участию в аукционе является предоставление недостоверных сведений и несоответствие заявки на участие в аукционе требованиям, указанным в извещении о проведении аукциона.
Как следует из извещения о проведении аукциона, в соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Закона N 209-ФЗ предметом аукциона является право на заключение охотхозяйственного соглашения в отношении охотничьих угодий, площадью территории охотничьих угодий - 30 150 га, расположенных на территории Усть-Кубинского района в следующих границах:
северная - от юго-западного угла квартала 7 ТОО "Север" Богородского сельского участкового лесничества Усть-Кубинского государственного лесничества на восток по южной границе квартала 7 ТОО "Север" Богородского сельского участкового лесничества Усть-Кубинского государственного лесничества до северо-западного угла квартала 10 ТОО "Север" Богородского сельского участкового лесничества Усть-Кубинского государственного лесничества. Далее от северо-западного угла квартала 10 ТОО "Север" Богородского сельского участкового лесничества Усть-Кубинского государственного лесничества на восток по северным границам кварталов 10, 9 ТОО "Север" Богородского сельского участкового лесничества Усть-Кубинского государственного лесничества, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 82 Куркинского сельского участкового лесничества Усть-Кубинского государственного лесничества (из ВГООХ) до северо-восточного угла квартала 82 Куркинского сельского участкового лесничества Усть-Кубинского государственного лесничества (из ВГООХ);
восточная - от северо-восточного угла квартала 82 Куркинского сельского участкового лесничества Усть-Кубинского государственного лесничества (из ВГООХ) по восточным границам кварталов 82, 89 Куркинского сельского участкового лесничества Усть-Кубинского государственного лесничества (из ВГООХ) до северо-западного угла квартала 62 ТОО "Залесье" Богородского сельского участкового лесничества Усть-Кубинского государственного лесничества. Далее на восток по северным границам кварталов 62, 69 ТОО "Залесье" Богородского сельского участкового лесничества Усть-Кубинского государственного лесничества до места пересечения с рекой Уфтюгой. Далее на юг вниз по течению по правому берегу реки Уфтюги до юго-восточного угла квартала 91 ТОО "Залесье" Богородского сельского участкового лесничества Усть-Кубинского государственного лесничества. Далее на юго-запад по южной границе квартала 91 ТОО "Залесье" Богородского сельского участкового лесничества Усть-Кубинского государственного лесничества до северо-восточного угла квартала 94 ТОО "Залесье" Богородского сельского участкового лесничества Усть-Кубинского государственного лесничества. Далее на юг по восточной границе квартала 94 ТОО "Залесье" Богородского сельского участкового лесничества Усть-Кубинского государственного лесничества до его юго-восточного угла. Далее на юго-запад по южной границе квартала 94 ТОО "Залесье" Богородского сельского участкового лесничества Усть-Кубинского государственного лесничества, восточной границе квартала 26 ТОО "Север" Богородского сельского участкового лесничества Усть-Кубинского государственного лесничества до северо-восточного угла квартала 110 Сусельского сельского участкового лесничества Усть-Кубинского государственного лесничества (из ВГООХ). Далее на юг по восточной границе квартала ПО Сусельского сельского участкового лесничества Усть-Кубинского государственного лесничества (из ВГООХ) до северной границы квартала 118 Сусельского сельского участкового лесничества Усть-Кубинского государственного лесничества (из ВГООХ). Далее на юг до северо-восточного угла квартала 118 Сусельского сельского участкового лесничества Усть- Кубинского государственного лесничества (из ВГООХ). Далее на юг по восточной границе квартала 118 Сусельского сельского участкового лесничества Усть-Кубинского государственного лесничества (из ВГООХ) до места пересечения с рекой Петровкой. Далее вниз по течению по правому берегу реки Петровки до места впадения ее в реку Березовку. Далее вниз по течению по правому берегу реки Березовки до места впадения ее в реку Ёду. Далее вниз по течению по правому берегу реки Ёды до устья реки Кинозбы. Далее вверх по течению по левому берегу реки Кинозбы до места пересечения с восточной границей квартала 108 Куркинского сельского участкового лесничества Усть-Кубинского государственного лесничества (из ВГООХ). Далее на юг по восточным границам кварталов 108, 111 Куркинского сельского участкового лесничества Усть-Кубинского государственного лесничества (из ВГООХ), 13, 14 Северо-Кубенского ПУ Усть-Кубинского государственного лесничества (из ВГООХ) до юго-восточного угла квартала 14 Северо-Кубенского ПУ Усть- Кубинского государственного лесничества (из ВГООХ).
Далее на восток по северным границам кварталов 16, 17 Северо- Кубенского ПУ Усть-Кубинского государственного лесничества (из ВГООХ), 125, 126, 127, 128 Куркинского сельского участкового лесничества Усть-Кубинского государственного лесничества (из ВГООХ) до северо-восточного угла квартала 128 Куркинского сельского участкового лесничества Усть-Кубинского государственного лесничества (из ВГООХ). Далее на юго-восток по восточной границе квартала 128 Куркинского сельского участкового лесничества Усть-Кубинского государственного лесничества (из ВГООХ) до северо-западного угла квартала 29 ТОО "Заря" Центрального сельского участкового лесничества Усть-Кубинского государственного лесничества. Далее на северо-восток по северной границе квартала 29 ТОО "Заря" Центрального сельского участкового лесничества Усть-Кубинского государственного лесничества до места пересечения с рекой Уфтюгой. Далее вниз по течению по правому берегу реки Уфтюги до места впадения ее в озеро Кубенское;
южная - от места впадения реки Уфтюги в озеро Кубенское на юго-запад по условной прямой на мыс Шелин. Далее на юго-запад по прямой до водной границы озера Кубенского Вологодского и Усть-Кубинского районов (координаты N59 43.238 Е039 16.310);
западная - от места пересечения водной границы озера Кубенского Вологодского и Усть-Кубинского районов (координаты N 59 43.238 Е 039 16.310) на северо-запад по водной границе озера Кубенского граница Вологодского и Усть-Кубинского районов до устья реки Порозовицы. Далее на север вверх по течению по левому берегу реки Порозовицы до юго-западного угла квартала 6 Северо-Кубенского ПУ Усть-Кубинского государственного лесничества (из ВГООХ). Далее на север по западным границам кварталов 6, 1 Северо-Кубенского ПУ Усть-Кубинского государственного лесничества (из ВГООХ), 154, 148, 142, 135, 125, 114, 104, 88, 81, 79 Сусельского сельского участкового лесничества Усть-Кубинского государственного лесничества (из ВГООХ) до северо-западного угла квартала 79 Сусельского сельского участкового лесничества Усть-Кубинского государственного лесничества (из ВГООХ). Далее на восток по северной границе квартала 79 Сусельского сельского участкового лесничества Усть-Кубинского государственного лесничества (из ВГООХ) до юго-западного угла квартала 19 ТОО "Север" Богородского сельского участкового лесничества Усть-Кубинского государственного лесничества. Далее на север по западным границам кварталов 19, 17 ТОО "Север" Богородского сельского участкового лесничества Усть-Кубинского государственного лесничества до северо-западного угла квартала 17 ТОО "Север" Богородского сельского участкового лесничества Усть-Кубинского государственного лесничества. Далее на северо-запад по южным границам кварталов 14, 13 ТОО "Север" Богородского сельского участкового лесничества Усть-Кубинского государственного лесничества до юго-западного угла квартала 13 ТОО "Север" Богородского сельского участкового лесничества Усть-Кубинского государственного лесничества. Далее на север по западной границе квартала 13 ТОО "Север" Богородского сельского участкового лесничества Усть-Кубинского государственного лесничества до юго-восточного угла квартала 21 Сусельского сельского участкового лесничества Усть-Кубинского государственного лесничества (из ВГООХ). Далее на север по восточным границам кварталов 21,11 Сусельского сельского участкового лесничества Усть-Кубинского государственного лесничества (из ВГООХ) до юго-западного угла квартала 7 ТОО "Север" Богородского сельского участкового лесничества Усть-Кубинского государственного лесничества (том 1 листы 102-105).
Согласно разделу 1 документации об аукционе заявители предоставляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок заявку на участие в аукционе по форме согласно приложению 1.
Из приложения 1 к документации об аукционе следует, что заявка на участие в аукционе должна содержать сведения о предмете аукциона в соответствии с извещением о проведении аукциона, в том числе и с указанием конкретных границ.
В рассматриваемом случае заявка общества не содержала сведений о предмете аукциона в соответствии с извещением о проведении аукциона, поскольку в ней отсутствовали сведения о площади и границах охотничьих угодий, в которых в дальнейшем обязанность по проведению мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов, созданию охотничьей инфраструктуры принимается победителем аукциона путем заключения охотхозяйственного соглашения.
В связи с этим, апелляционная инстанция поддерживает вывод суда о том, что аукционная комиссия правомерно пришла к выводу о несоответствии заявки требованиям, указанным в извещении о проведении аукциона, и не допустила ООО "Промышленные активы" к участию в аукционе на основании пункта 3 части 13 статьи 28 Закона N 209-ФЗ.
Доводы управления о формальном основании отказа ООО "Промышленные активы" в допуске к участию в аукционе со ссылкой на отсутствие у аукционной комиссии сомнений, на какой именно аукцион заявитель подал заявку, также правомерно отклонены судом первой инстанции.
В заявке ООО "Промышленные активы указано на желание принять участие в аукционе на право заключения охотхозяйственного соглашения в отношении охотничьих угодий, расположенных на территории Усть-Кубинского района.
Согласно представленной карте-схеме охотничьих угодий на территории Усть-Кубинского района имеются иные охотничьи угодья, не являющиеся предметом спорного аукциона, в том числе используемые на правовых основаниях юридическими лицами, а также зоны охраны охотничьих ресурсов, добыча охотничьих ресурсов в которых запрещена.
Как верно отметил суд, на стадии рассмотрения заявок и допуска участника аукционная комиссия должна быть убеждена в отсутствии заблуждений участника относительно предмета аукциона. Правильное понимание предмета аукциона участником должно быть очевидным для аукционной комиссии, поскольку в дальнейшем охотничьи угодья конкретной площадью в определенных границах в силу части 4 статьи 27 Закона N 209-ФЗ являются существенным условием охотхозяйственного соглашения, воля на заключение которого в полном соответствии с предметом аукциона определяется и подтверждается на стадии подачи заявки путем соблюдения требований аукционной документации.
Таким образом, оснований для признания жалобы общества обоснованной, а также для вывода о формальном подходе департамента к рассмотрению заявки у управления не имелось.
В связи с этим решение УФАС от 14.06.2017 N 04-01/46- 18.1-17 нельзя признать законным и обоснованным.
Суд первой инстанции также верно отметил, что согласно пункту 2 части 9 статьи 28 Закона N 209-ФЗ для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе в случае установления организатором аукциона требования обеспечения заявки на участие в аукционе.
Указание обществом в заявке даты платежного поручения 15.05.2017 является технической ошибкой и с учетом наличия в составе заявки описи документов, а также платежного поручения от 23.05.2017 N 3, подтверждающего внесение денежных средств в определенной сумме, поступление денежных средств на счет организатора торгов в установленные сроки и в полном объеме, неправомерно расценено аукционной комиссией как предоставление недостоверной информации и основание для отказа в допуске к участию в аукционе по пункту 1 части 13 статьи 28 Закона N 209-ФЗ.
Антимонопольный орган ссылается также на отсутствие нарушения прав и законных интересов главы КФХ принятым УФАС решением от 14.06.2017.
Вместе с тем с такой позицией также нельзя согласиться, поскольку из пункта 9 раздела 2 документации об аукционе следует, что охотхозяйственное соглашение может быть заключено с участником аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене предмета аукциона, в течение тридцати дней со дня, следующего за днем признания победителя аукциона уклонившимся от заключения охотхозяйственного соглашения.
Помимо того, из пояснений представителя департамента следует, что с любым из надлежащих участников аукциона может быть заключено охотхозяйственное соглашение.
Оценивая иные доводы апеллянта, суд апелляционной инстанции с учетом вышеизложенных норм права, фактических обстоятельств настоящего дела и содержания оспариваемого решения также приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по указанным в ней причинам.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу по существу правильного принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Оснований для отмены судебного акта не усматривается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 10 ноября 2017 года по делу N А13-10677/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.