г. Самара |
|
15 марта 2018 г. |
Дело N А55-18281/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2018 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 марта 2018 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Терентьева Е.А.,
судей Пышкиной Н.Ю., Романенко С.Ш.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ильиной Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 06 марта 2018 г. в зале N 6 помещения суда
апелляционную жалобу акционерного общества "Промсинтез"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 17 января 2018 года по делу N А55-18281/2017, судья Рысаева С.Г.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" (ОГРН 1176313043004, ИНН 6330076954), Самарская область, город Чапаевск,
к акционерному обществу "Промсинтез" (ОГРН 1026303178428, ИНН 6335007320), Самарская область, город Чапаевск,
о взыскании 1 886 865 руб. 08 коп.,
с участием представителя истца Заплеевичко А.А. (доверенность от 16.05.2017 г.), представителя ответчика Васильевой Ю.В. (доверенность от 18.10.2016 г.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Водоканал" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к акционерному обществу "Промсинтез" о взыскании компенсации расходов, связанных с негативным воздействием сточных вод на работу ЦСВ в размере 1 886 865 руб. 08 коп., в том числе:
- за апрель 2017 г. - 938 507 руб. 41 коп., кроме того НДС 18% - 168 931, 33 руб., итого - 1 107 438 руб. 74 коп.;
- за май 2017 г. - 660 530 руб. 80 коп., кроме того НДС 18% - 118 895, 54 руб., итого - 779 426 руб. 34 коп.
В обоснование требования истец указал, что ответчиком не исполнены обязательства по договору холодного водоснабжения и водоотведения N 119 от 01.01.2014 г.
В отзыве на иск АО "Промсинтез" с требованиями истца не согласилось, указав, что требования АО "Водоканал" являются необоснованными, анализы проб сточных вод, проведенные центральной заводской лабораторией АО "Промсинтез" должны быть приняты во внимание при проведении расчета платы за негативной воздействие на ЦСВ (за истинное значение следует принять среднее арифметическое значение результатов анализа параллельных проб двух лабораторий (истца и ответчика)).
В дополнении к отзыву АО "Промсинтез" указало, что истцом в обоснование требований представлен анализ акта пробы сточных вод, произведенный не аккредитованной, а аналитической лабораторией, что противоречит закону.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 17 января 2018 года иск удовлетворен.
С АО "Промсинтез" в пользу ООО "Водоканал" взыскан долг по оплате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за апрель - май 2017 г. в сумме 1 886 865 руб. 08 коп., а также расходы по госпошлине.
Не соглашаясь с принятым Арбитражным судом Самарской области судебным актом, акционерное общество "Промсинтез" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. В обоснование своей просьбы ответчик в апелляционной жалобе указал, что представленный истцом акта аналитической лаборатории является ненадлежащим доказательством, поскольку не был принят к исполнению аккредитованной лабораторией, аналогичное мнение было высказано по запросы ответчика Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, ответчик ходатайствовал о привлечении Министерства к участию в деле в качестве третьего лица, однако, судом было принято оспариваемое решение.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Водоканал" просит оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного решения, принятого по делу Арбитражным судом Самарской области, проверена Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с требованиями статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда 06.03.2018 г. приняли участие представитель истца Заплеевичко Александр Анатольевич, действующий на основании доверенности от 16.05.2017 г., выданной за подписью генерального директора ООО "Водоканал" Карпова В.В., представитель ответчика Васильева Юлия Владимировна, действующая на основании доверенности от 18.10.2016 г., выданной за подписью генерального директора АО "Промсинтез" Яковлева А.Н.
В соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
При этом в силу части 4 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые признаны, удостоверены лицами, участвующими в деле, в порядке, установленном статьей 70 настоящего Кодекса, и приняты арбитражным судом первой инстанции, не проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции, а в силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Независимо от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли арбитражным судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о необоснованности жалобы по следующим основаниям.
01.01.2014 г. ОАО "Водоканал" (организация ВКХ) и ОАО "Промсинтез" (абонент) заключили договор N 119 холодного водоснабжения и водоотведения, по условиям которого организация ВКХ, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную воду, а абонент обязуется оплачивать холодную (питьевую) воду установленного качества в объеме, определенном настоящим договором.
Кроме того организация ВКХ обязалась осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим договором, соблюдать в соответствии с настоящим договором режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации, находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Оплата по настоящему договору (раздел III) осуществляется абонентом по тарифам на питьевую воду (водоснабжение) и водоотведение, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). При установлении организации ВКХ двухставочных тарифов указывается размер подключенной нагрузки, в отношении которой применяется ставка тарифа за содержание централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения.
Тариф на водоотведения на дату заключения договора 12, 40 руб./куб.м. без учета НДС 18%, с 01.07.2014 г. по 31.12.2014 г. - 12, 92 руб./куб.м. без учета НДС 18%.
Расчетный период, установленный настоящим договором, равен 1 календарному месяцу. Абонент оплачивает полученную холодную воду и отведенные сточные воды до 10-го числа месяца, следующего за расчетным месяцев, на основании счетов, выставляемых к оплате организацией ВКХ не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем.
Размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер оплаты сточных вод в связи с нарушением абонентом нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии с условиями договора абонент обязался обеспечивать эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и (или) находящихся в границах его эксплуатационной ответственности, согласно требованиям нормативно-технических документов, соблюдать установленный настоящим договором режим потребления холодной воды и режим водоотведения, производить оплату по договору в порядке, в сроки и размере, которые определены в соответствии с настоящим договором, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и плату за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, а также вносить плату за вред, причиненный водному объекту, соблюдать установленные нормативы допустимых сбросов и лимиты на сбросы сточных вод, принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (если для объектов этой категории абонентов в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на централизованную систему водоотведения, в случаях, установленных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, подавать декларацию о составе и свойствах сточных вод и уведомлять организацию ВКХ в случае нарушения декларации о составе и свойствах сточных вод.
В соответствии с пунктом 21 договора количество принятых организацией ВКХ сточных вод по выпускам N N 1, 4 определяется по показаниям приборов учета сточных вод NN 798, 4002, 959, установленных на данных выпусках, за исключением случаев, когда в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, коммерческий учет осуществляется расчетным способом.
Судом первой инстанции правильно определено, что правоотношения сторон в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении водоотведении", Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации Постановление Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 г. N 644.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении водоотведении" водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров холодного водоснабжения и водоотведения. В случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 25 Правил N 644, абонент обязан соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящими Правилами, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
Пунктом 111 Правил N 644 предусмотрено, что абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (в том числе ее отдельных объектов).
В соответствии с пунктом 113 постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 г. N 644 сточные воды, принимаемые (отводимые) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать, в том числе следующим требованиям: значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения (далее - максимальные допустимые значения показателей и концентраций), по перечню согласно приложению N 5.
В соответствии с пунктом 118 Правил N 644, в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в порядке и размере, которые определены Правилами N 644.
В соответствии с пунктом 119 Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктами 120, 123 (1) и 130 настоящих Правил, на основании результатов анализов контрольных проб сточных вод. Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 10 дней со дня выставления счета.
Общие требования к составу и свойствам сточных вод установлены приложением 5 к Правилам N 644. В соответствии с пунктом 40 договора в целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод абонент подает в организацию ВКХ декларацию о составе и свойствах сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения. Аналогичная обязанность для абонента предусмотрена и Правилами N 644.
Декларация АО "Промсинтез" о составе и свойствах сточных вод сбрасываемых в централизованную систему водоотведения г.о. Чапаевск на 2017 год в окончательном варианте была предоставлена ООО "Водоканал" 23.03.2017 г.
18.04.2017 г. в соответствии с утвержденной Управлением Росприроднадзора по Самарской области программой контроля качества свойств сточных вод, в ходе осуществления мероприятий по контролю качества сточных вод, представителями ООО "Водоканал" совместно с представителями АО "Промсинтез" в контрольных канализационных колодцах ККК-1 (ВК-23), ККК-2 (ВК-14), ККК-5 (ул. Артиллерийская) был произведен отбор проб сточных вод отводимых АО "Промсинтез" в ЦСВ.
По результатам анализов отобранных проб в ККК-1 химико-бактериологической лабораторией ООО "Водоканал" выявлено превышение нормативов допустимого сброса по показателю загрязняющего вещества "железо". При НДС показателя железо - 5,0 мг/дм.куб. установленного Правилами N 644, реальный показатель загрязняющего вещества железо составил 8,6+-0,8 мг./дм.куб.
В соответствии со статьей 123 Правил N 644 в случае сброса, в том числе в случае указания сброса в декларации, абонентом сточных вод с превышением максимальных допустимых значений показателей и концентраций, размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения без учета налога на добавленную стоимость в части превышения максимальных допустимых значений показателей и концентраций определяется по формуле: П = (Макс(Ki1) + Сумм(Ki2) + Макс(Ki3) + Сумм (Ki4) + Kiрн + KiT + Кiлос + Кiжиры + Kiпхб + Макс(Кi5)) x T x Qпр, где: Макс(Кi1) - максимальные из всех значений кратностей превышения фактической концентрации i-го загрязняющего вещества или фактического показателя свойств сточных вод абонента над максимальным допустимым значением концентрации i-го загрязняющего вещества или показателя свойств сточных вод (далее - кратность превышения (Кi) по веществам (показателям), отнесенным к группе 1 согласно перечню, предусмотренному приложением N 5 к настоящим Правилам, при этом кратность превышения (Кi) определяется по формуле, предусмотренной пунктом 123(1) настоящих Правил; сумм (Кi2) - суммарные значения кратностей превышения (Кi) по веществам (показателям), отнесенным к группе 2 согласно перечню, предусмотренному приложением N 5 к настоящим Правилам; Макс (Кi3) - максимальные из всех значений кратностей превышения (Кi) по веществам (показателям), отнесенным к группе 3 согласно перечню, предусмотренному приложением N 5 к настоящим Правилам; сумм (Кi4) - суммарные значения кратностей превышения (Кi) по веществам (показателям), отнесенным к группе 4 согласно перечню, предусмотренному приложением N 5 к настоящим Правилам; КipH - значение кратности превышения (Кi) по водородному показателю (pH), которое принимается равным соответствующему значению коэффициента воздействия указанного показателя свойств сточных вод согласно перечню, предусмотренному приложением N 5 к настоящим Правилам; КiТ, Кiлос, Кiжиры, Кiпхб - значения кратностей превышения (Кi) соответственно по температуре, летучим органическим соединениям, жирам, полихлорированным бифенилам; Макс (Кi5) - максимальные из значений кратностей превышения (Кi) по веществам, отнесенным к группе 5 согласно перечню, предусмотренному приложением N 5 к настоящим Правилам; Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость (руб./куб. метр); Qпр - объем сточных вод, сброшенных абонентом через канализационный выпуск, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения в случаях, предусмотренных Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, а в иных случаях - общий объем сточных вод за календарный месяц, в котором зафиксировано превышение максимальных допустимых значений показателей и концентраций, до следующего отбора проб организацией, осуществляющей водоотведение, но не более 3 календарных месяцев (при расчетах платы на основании результатов анализов контрольных проб сточных вод) (куб. метров). При расчете платы на основании декларации указанные объемы сточных вод учитываются ежемесячно в течение срока действия декларации. В случае если организация, осуществляющая водоотведение или очистку сточных вод, принимает сточные воды от другой организации, осуществляющей водоотведение, значение Qпр такой организации уменьшается на объем хозяйственно-бытовых сточных вод, отведенных в ее канализационные сети товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах или жилых домов.
В соответствии с пунктом 123 (1) Правил N 644 кратность превышения (Ki) определяется по формуле: Кi = ((ФКi - ДКi) / ДКi) x КВ, где: ФКi - фактическая концентрация i-го загрязняющего вещества или фактический показатель свойств сточных вод абонента, заявленные абонентом в декларации либо зафиксированные в контрольной пробе сточных вод абонента, отобранной организацией, осуществляющей водоотведение, на конкретном канализационном выпуске (мг/куб. дм).
При наличии у абонента нескольких канализационных выпусков в систему водоотведения и при отсутствии на них приборов учета сточных вод (за исключением случаев определения объемов сточных вод по данным баланса водопотребления и водоотведения) значение ФКi определяется как усредненное значение концентрации загрязняющего вещества (показателя свойств сточных вод) по канализационным выпускам, на которых было зафиксировано превышение максимальных допустимых значений; ДКi - максимальное допустимое значение концентрации i-го загрязняющего вещества или показателя свойств сточных вод согласно перечню, предусмотренному приложением N 5 к настоящим Правилам (мг/куб. дм); КВ - коэффициент воздействия загрязняющего вещества или показателя свойств сточных вод согласно перечню, предусмотренному приложением N 5 к настоящим Правилам.
Согласно сведений предоставленных АО "Промсинтез" через выпуск ВК-23 в апреле 2017 года ООО "Водоканал" было принято 44306 куб.м. сточных вод, в мае 2017 года - 31183 м.куб. сточных вод.
В соответствии с расчетом истца задолженность АО "Промсинтез" перед ООО "Водоканал" за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, в части превышения допустимой концентрации загрязняющего вещества за апрель, май 2017 года составила 1 886 865 руб. 08 коп. из них: апрель 2017 года - 1 107 438 руб. 74 коп., май 2017 года - 779 426 руб. 34 коп.
АО "Промсинтез" были выставлены счета - фактуры N Б256 от 30.04.2017 г., N Б2 от 31.05.2017 г. и представлены акты N Б526 от 30.04.2017 г., N Б2 от 31.05.2017 г. а также выставлены счета на оплату негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения N 2009 от 30.04.2017 г., N 2 от 31.05.2017 г., которые ответчиком оплачены не были.
Претензией от 27.06.2017 г. исх. N 2-620 истец сообщил ответчику о необходимости оплатить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Письмом от 30.06.2017 г. исх.N 22/1781 ответчик выразил несогласие с результатами данных расчётов и итоговой сумме к оплате, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
В соответствии с Приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской области N 657 от 10.07.2015 г. и данными, содержащимися в Декларации о составе и свойствах сточных вод сбрасываемых в централизованную систему водоотведения (ЦСВ) г.о. Чапаевске на 2017 г. нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ АО "Промсинтез" по состоянию на 2017 г. не установлены (не утверждены).
В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении водоотведении" контроль состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в централизованную систему водоотведения, осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В настоящее время порядок отбора контрольной пробы сточных вод, проведение анализов контрольных проб определен пунктами 64, 65, 67, 69, 70, 71 действующих Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 г. N 167 (с изменениями в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 г. N644).
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 г. N 644 установлено, что пункты 9, 61, 62, 64, 65, 67 и 69 - 71 Правил N 167, и постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 г. N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" не распространяются на абонентов, в отношении которых устанавливаются лимиты на сбросы и нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосбросные площади.
Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, в письме от 03.02.2015 г. N 2388-ОД/04 даны разъяснения относительно порядка применения пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 г. N 644 с учетом рекомендаций, изложенных в пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.2015 г. N 3 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере водоотведения". Так, организации, осуществляющие водоотведение, и их абоненты, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, в течение 2014 года, а также до установления таким абонентам указанных нормативов руководствуются требованиями пунктов 9, 61, 62, 64, 65, 67 и 69 - 71 Правил N 167 и постановления Правительства Российской Федерации от 31.121995 г. N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов".
В силу пункта 65 Правил N 167 контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах. Анализы контрольных проб сточных вод производятся лабораторией организации водопроводно-канализационного хозяйства или по усмотрению указанной организации в аттестованной и (или) аккредитованной для производства таких работ другой организации (лаборатории) (пункт 67 Правил N 167).
Истцом представлено свидетельство N 24-851 о состоянии измерений в лаборатории (выдано 30.06.2014 г. ФБУ "Самарский ЦСМ" и действительно до 30.06.2017 г.), подтверждающее правомерность проведения лабораторией истца анализа контрольных сточных вод.
Как следует из материалов дела, в период с 19.06.2017 г. по 21.06.2017 г. ФБУ "Самарский ЦСМ" проведена метрологическая экспертиза состояния измерений показателей природной, питьевой и сточной воды в химико-бактериологической лаборатории ООО "Водоканал" и установлено соответствие применяемого оборудования, реактивов, помещений, квалификации персонала требованиям, предусмотренным методиками измерений, наличие фонда необходимых нормативных и технических документов, внедрение системы контроля качества результатов измерений, и 30.06.2017 г. было выдано заключение N 24-081 "О состоянии измерений лаборатории" со сроком действия до 30.06.2020 г., подтверждающее наличие условий для выполнения измерений показателей водных объектов с установленной достоверностью и точностью.
Таким образом, истец - ООО "Водоканал", как организация ВКХ, вправе использовать результаты анализов контрольных проб сточных вод произведенные аттестованной лабораторией, целях определения размера платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Результаты анализов контрольных проб отобранных в контрольном колодце АО "Промсинтез" - 18.04.2017 г. являются достоверными, используемые при производстве аналитических исследований лабораторией ООО "Водоканал" методики, являются исключительно стандартизированными, а оборудование, реактивы, помещения, квалификация персонала, система контроля результатов и качества измерений, полностью соответствуют требованиям действующего законодательства.
Ответчиком доказательств недостоверности выводов, изложенных в протоколе результатов анализов сточных вод о содержании загрязняющих веществ, в материалы дела не представлено.
В своих возражениях ответчик указывает на то, что центральной заводской лабораторией АО "Промсинтез" проведены анализы параллельной пробы сточных вод, якобы отобранной совместно с ООО "Водоканал" в ходе осуществления мероприятий по контролю качества сточных вод 18.04.2017 г. Ответчик считает, что поскольку результаты анализа параллельной пробы противоречат результатам анализа контрольной пробы отобранной ООО "Водоканал", то результаты контроля АО "Промсинтез", наравне с результатами ООО "Водоканал", должны быть приняты во внимание при проведении расчёта платы за негативное воздействие на ЦСВ.
Судом первой инстанции верно оценены обстоятельства отбора проб, при этом установлено, что представленный АО "Промсинтез" "протокол анализа сточных вод 18.04.2017 г." не содержит сведений о том, где, когда и кем отбирались пробы, какой лабораторией производился анализ пробы, сведения об аттестации (аккредитации) лаборатории, сведения о наличии пломб на пробах, номера емкостей и количество исследуемых образцов идентификационных признаков подписантов протокола, данный протокол был направлен истцу 30.05.2017 г., при этом отобранная резервная проба была утилизирована истцом, тем самым ответчик, злоупотребляя своим правом и заявив о свих возражениях против результатов анализа пробы истца через значительный промежуток времени, тем самым лишил возможности истца воспользоваться правом проведения анализа резервной пробы ввиду ее уничтожения к указанному времени (акт N 8 утилизации пробы 19.05.2017 г.).
Согласно пункту 68 Правил N 167 при отборе представителем организации водопроводно-канализационного хозяйства контрольной пробы абонент может одновременно в присутствии представителя организации водопроводно-канализационного хозяйства отобрать параллельную пробу и провести ее анализ в аттестованной и (или) аккредитованной организации (лаборатории) за счет собственных средств.
Если результаты анализов указанных проб с учетом метрологических характеристик методик анализа расходятся, за истинное значение принимаются результаты, полученные в независимой аттестованной и (или) аккредитованной организации (лаборатории). В случае, если обе лаборатории аттестованы и (или) аккредитованы, то абонент вправе обратиться в орган по аккредитации, который на основании соответствующей проверки результатов анализов этих лабораторий принимает окончательное решение по рассматриваемому вопросу.
Параллельным отбором проб следует считать отбор проб сточных вод, произведенный одним пробоотборным устройством, с дальнейшим разделением пробы для хранения и анализа в посуду организации ВКХ и абонента (МДК 3-01.2001 "Методические рекомендация по расчету количества и качества принимаемых сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов").
Однако, ответчик доказательств того, что он воспользовался правом отбора параллельных проб, не представил, а равно в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил надлежащих доказательств, опровергающих представленные истцом результаты анализа сточной воды, не представил доказательств обращения в орган по аккредитации для проверки результатов анализов лабораторий.
По существу апелляционная жалоба ответчика обоснована лишь одним обстоятельством: отсутствием у ООО "Водоканал" аккредитованной лаборатории и ссылкой на часть 5 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Между тем, заявления ответчика о нарушении процедуры проведения определений показателей являются необоснованными.
В соответствии с пунктом 67 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 г. N 167, анализы контрольных проб сточных вод производятся лабораторией организации водопроводно-канализационного хозяйства или по усмотрению указанной организации в аттестованной и (или) аккредитованной для производства таких работ другой организации (лаборатории).
Акты отбора проб содержит информацию, необходимую для подтверждения условий и факта отбора. Общие требования к отбору проб установлены ГОСТом Р 51592-2000, а также ГОСТом 31861-2012, в том числе методы хранения проб, место проведения определений показателей.
При отборе проб ответчик имел право одновременно произвести параллельный отбор проб сточных вод и выполнить анализ в любой аккредитованной лаборатории за счет собственных средств, а также представить поставщику сведения о результатах такого контроля. Однако ответчик таким правом не воспользовался. Доказательства, опровергающие результаты проведенного лабораторией истца анализа проб сточных вод, ответчиком не представлены.
В силу изложенного апелляционная жалоба ответчика удовлетворению не подлежит.
В соответствии с требованиями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 17 января 2018 года по делу N А55-18281/2017, оставить без изменения, а апелляционную жалобу акционерного общества "Промсинтез" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.А. Терентьев |
Судьи |
Н.Ю. Пышкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.