г. Самара |
|
19 марта 2018 г. |
Дело N А55-25725/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2018 года.
В полном объеме постановление изготовлено 19 марта 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Юдкина А.А., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вашкевичем В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14.03.2018 в помещении суда апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе города Самары на решение Арбитражного суда Самарской области от 13.12.2017 по делу N А55-25725/2017 (судья Мешкова О.В.), принятое по заявлению некоммерческой организации "Негосударственный пенсионный фонд "Благосостояние" (ОГРН 1027739112103, ИНН 7710180174), г.Москва, к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе города Самары (ОГРН 1026300529090, ИНН 6311053084), Самарская область, г. Самара, об оспаривании решения,
в судебном заседании приняли участие:
представитель государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе города Самары Лысикова С.М. (доверенность от 12.01.2018),
представитель некоммерческой организации "Негосударственный пенсионный фонд "Благосостояние" Жадаева Е.А. (доверенность от 21.03.2017),
УСТАНОВИЛ:
некоммерческая организация "Негосударственный пенсионный фонд "Благосостояние" (далее - Фонд, страхователь) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением об оспаривании решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе города Самары (далее - Управление) от 18.08.2017 N 077S19170014999 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13.12.2017 по делу N А55-25725/2017 оспариваемое решение признано недействительным и на Управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Фонда.
В апелляционной жалобе Управление просило отменить указанное судебное решение и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению Управления, обжалуемое судебное решение является незаконным и необоснованным.
Фонд апелляционную жалобу отклонил по основаниям, приведенным в отзыве.
В судебном заседании представитель Управления поддержала апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.
Представитель Фонда отклонила апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, заслушав объяснения представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, по результатам проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее- Закон N 27-ФЗ), Управление составило акт от 11.07.2017 N 077S18170012702 и приняло решение от 18.08.2017 N 077S19170014999 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде финансовых санкций в размере 128500 руб. за представление неполных и (или) недостоверных индивидуальных сведений, необходимых для персонифицированного учета.
С учетом положений части 2 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно признал указанное решение Управления недействительным.
В силу статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) Фонд является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Согласно статье 5 Закона N 27-ФЗ органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Пунктом 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения (за исключением сведений, предусмотренных пунктом 2.3 статьи 11 данного закона) о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Согласно пункту 2 статьи 8 Закона N 27-ФЗ (в редакции, подлежащей применению к спорным правоотношениям) сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 6 данного закона, представляются в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с утверждаемыми им в установленном порядке формами документов и инструкциями.
Состав сведений и сроки представления сведений предусмотрены, в частности, статьей 11 Закона N 27-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ работодатели в отношении застрахованных лиц обязаны ежемесячно представлять в органы Пенсионного фонда сведения по форме СЗВ-М.
Согласно редакции данной статьи Закона N 27-ФЗ, подлежащей применению к спорным правоотношениям, страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом сотруднике (включая лиц, которые заключили договора гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя, отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 N 83п "Сведения о застрахованных лицах". Согласно разделу 3 "Тип формы" выбирается один из предлагаемых кодов: "исхд", "доп", "отм". При этом код "исхд" (исходная форма) используется при первичной подаче формы СЗВ-М за отчетный период; код "доп" (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; код "отмн" (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Как видно из материалов дела, Фонд в срок, установленный пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, представил исходные сведения о застрахованных лицах персонифицированного учета за апрель 2016 года.
Частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 данного закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Состав указанного правонарушения заключается в непредставлении страхователем в установленные сроки сведений, а также в представлении им неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Вместе с тем, на основании статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять ранее представленные им в органы Пенсионного фонда сведения о застрахованных лицах.
Как видно из материалов дела, Фондом была допущена ошибка в представленной форме отчетности СЗВ-М с кодом "исхд" за апрель 2016 года (сведения представлены не в полном объеме).
Указанное несоответствие Фонд выявил самостоятельно и подал дополняющую форму СЗВ-М с кодом "доп", устранившую выявленное несоответствие. Эта дополняющая форма была принята Управлением без замечаний.
Довод Управления о том, что Фонд нарушил установленный законом срок для подачи формы СЗВ-М за апрель 2016 года, суд первой инстанции обоснованно отклонил, поскольку форма СЗВ-М (дополняющая) направляется страхователем в качестве дополнения к ранее поданным в органы Пенсионного фонда сведениям о застрахованных лицах за данный отчетный период.
Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, не предусмотрен срок для представления формы СЗВ-М (дополняющей) в случае самостоятельного обнаружения страхователем расхождений в сведениях, ранее представленных за отчетный период.
Этой Инструкцией предусмотрен пятидневный срок для представления корректирующих сведений, исчисляемый со дня получения страхователем уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об устранении имеющихся расхождений.
Представление формы СЗВ-М (дополняющей) после самостоятельного выявления расхождений свидетельствует о добросовестном поведении Фонда.
Закон N 27-ФЗ и указанная Инструкция не устанавливают ответственность за нарушение срока представления страхователем скорректированных данных о застрахованных лицах.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции установил, что доводы, приведенные Управлением в апелляционной жалобе, не основаны на законе и не опровергают вышеприведенные обстоятельства, установленные судом первой инстанции.
Выводы, сделанные судом первой инстанции, согласуются с правоприменительной практикой (определение Верховного Суда Российской Федерации от 12.12.2017 N 306-КГ17-19337 по делу NА65-11489/2017, постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2017 по делу NА72-254/2017, от 16.08.2017 по делу NА65-8976/2017, постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2017 по делу NА12-3595/2017, от 17.11.2017 по делу NА57-10510/2017, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19.05.2017 по делу NА12-47145/2016 и др.).
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, и правильно оценил их.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 13 декабря 2017 года по делу N А55-25725/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.