г. Хабаровск |
|
19 марта 2018 г. |
А73-12691/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иноземцева И.В.
судей Волковой М.О., Гричановской Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования: Литовка Павел Иванович, представитель по доверенности от 09.01.2018 N 11-08; Потылицин Вячеслав Васильевич, на основании служебного доверенности от 23.08.2017 б/н;
от общества с ограниченной ответственностью "Виролаб": Тройно Павел Васильевич, представитель по доверенности от 23.08.2017; Лондарева Дарья Александровна, представитель по доверенности от 23.08.2017;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования
на решение от 13.12.2017
по делу N А73-12691/2017
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей А.И. Воронцовым
по иску Хабаровскому краевому фонду обязательного медицинского страхования
к обществу с ограниченной ответственностью "Виролаб"
о взыскании 148 037,24 руб.
УСТАНОВИЛ:
Хабаровский краевой фонд обязательного медицинского страхования (ОГРН 1022700921880, ИНН 2700000539, далее- ХКФОМС, Фонд, истец) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Виролаб" (ОГРН 1102723009069, ИНН 2723134730, далее- ООО "Виролаб", ответчик) о взыскании долга за нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования в сумме 124 547,57 руб., штрафа 12 454,76 руб., пени за период с 12.11.2016 по 06.12.2017 в сумме 15 049,50 руб. (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением суда от 23.08.2017 дело принято к производству Арбитражного суда Хабаровского края в порядке упрощенного производства. Определением суда от 18.10.2017 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 13.12.2017 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ХКФОМС обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его изменить и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив исковые требования. Приводит доводы о не правильном применении судом первой инстанции норм материального права. Полагает, что работы по замене 3 деревянных оконных блоков на оконные блоки ПВХ и по замене 3 дверных блоков не является текущим ремонтом. В подтверждение своих доводов указывает, что срок проведения ремонтных работ составил 30 дней, что, по мнению заявителя, является длительным периодом. Ссылается на нецелевое расходование ответчиком бюджетных средств.
ООО "Виролаб" представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик не согласился с ней, указав на плановый характер проведения ремонта, отсутствие оснований в соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации относить спорные работы к капитальному ремонту.
Определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2018 апелляционная жалоба принята к производству, дело к судебному разбирательству назначено на 01.03.2018 на 10 часов 40 минут, информация об этом размещена публично на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители Фонда наставила на доводах жалобы и отмене решения суда.
Представители ООО "Виролаб" просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
01.03.2018 апелляционный суд протокольным определением отложил судебное разбирательство на 15.03.2018 на 09 часов 10 минут.
После отложения дела, представители сторон поддержали свои ранее изложенные позиции.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между ООО "Виролаб" (организация) и ХКФОМС (фонд) заключен договор от 01.01.2015 N 07/08-15 на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, согласно пункту 1.1 которого организация обязуется:
- оказывать необходимую медицинскую помощь в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования лицам, застрахованным за пределами Хабаровского края;
- в рамках и объемах территориальной программы обязательного медицинского страхования оказывать помощь лицам, застрахованным страховой медицинской организацией, в отношении которой прекращено действие договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования на период до выбора, в течение двух месяцев, застрахованными лицами другой страховой медицинской организации и заключения с ней договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования.
Фонд обязался оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с настоящим договором (пункт 1.2 договора); проводить контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи застрахованным лицам в организации в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, устанавливаемым Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, и передавать акты медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи, содержащие результатов контроля, в организацию в сроки, определенные порядком организации контроля (пункт 4.2 договора).
На основании приказа ХКФОМС от 19.09.2016, с учетом графика проведения проверок на 2016 год должностными лицами ХКФОМС в период с 03.10.2016 по 14.10.2016 проведена плановая проверка ООО "Виролаб" по использованию средств, полученных на финансирование и обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2015 по 31.12.2015, составлен акт проверки от 14.10.2016 N 84.
В ходе проверки выявлено нецелевое использование организацией средств обязательного медицинского страхования на сумму 124 547,57 руб., выразившиеся в оплате услуг, связанных с капитальным ремонтом (демонтаж оконных коробок, установка в жилых и общественных зданиях оконных блоков с переплетами: спаренными в каменных стенах; демонтаж дверных коробок, установка блоков из ПВХ в наружных и внутренних дверных проемах: в перегородках и деревянных не рубленных стенах).
ООО "Виролаб" не согласилось с результатами проверки, полагая, что осуществленный ремонт носит текущий характер.
27.10.2016 (исх. N 05-3246/6 ) Фондом в адрес ООО "Виролаб" направлено требование об оплате в течение 10 рабочих дней в бюджет фонда, израсходованные не по целевому назначению средств 124 547,57 руб., штрафа в размере 10 % от суммы нецелевого использования средств 12 454,76 руб.
Поскольку в досудебном порядке требования о возврате средств и уплате штрафа оставлены без удовлетворения, Фонд обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с рассматриваемым иском.
Выслушав позицию представителей сторон, изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе и отзыве на нее, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 20 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страхования" медицинские организации наделены правом на получение средств за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных названным Федеральным законом.
При этом указанные средства медицинские организации обязаны использовать исключительно в соответствии с программами ОМС (пункт 5 части 2 статьи 20 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ).
В соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10-и рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
На основании пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Обязанность по осуществлению контроля за использованием средств ОМС медицинскими организациями возложена на Фонд (часть 14 статьи 50 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Базовая программа обязательного медицинского страхования определяет виды медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи.
Структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу (пункт 7 приведенной статьи).
Территориальная программа обязательного медицинского страхования согласно части 6 статьи 36 Федерального закона N 326-ФЗ в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования определяет на территории субъекта Российской Федерации, в том числе структуру тарифа на оплату медицинской помощи, и должна соответствовать требованиям базовой программы обязательного медицинского страхования
В письмах Министерства здравоохранения Российской Федерации "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" N 11-9/10/2- 9388 от 12.12.2014, "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" N 11-9/10/2-8309 от 08.11.2013 разъяснено, что в расчет нормативов финансирования Программы на 2014 год, Программы на 2015 год, не включаются расходы государственных и муниципальных медицинских организаций в части капитального ремонта, проектно-сметной документации для его проведения и осуществляются за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов, а также не входят в средний 6 А73-12691/2017 подушевой норматив финансирования, установленный базовой программой ОМС.
В данном случае, в качестве нецелевого использования денежных средств, Фонд ссылается на несение ООО "Виролаб" расходов по договору строительного подряда от 01.11.2015. Указанные расходы квалифицируются, как не предусмотренные тарифами на оплату медицинской помощи по программе ОМС в части выполнения работ по капитальному ремонту в сумме 124 547,57 руб.
В рамках указанного договора ИП Воробьевым Е.Ю. в помещении общества по ул. Марсовая, 16 выполнены работы по замене 3 деревянных оконных блоков на оконные блоки ПВХ, а также произведены работы по замене 3 дверных проемов. Срок для выполнения работ установлен в 30 календарных дней. По акту от 30.11.2015 N 1 работы приняты, платежным поручением N 634 от 28.12.2015 оплачены в сумме 357 532 руб.
В силу пункта 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) определен как замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замену и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замену отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Изложенный перечень тех работ, которые относятся к капитальному ремонту зданий, свидетельствует о том, что для производства этих работ ремонтируемый объект, как правило, выводится из эксплуатации. Работы по капитальному ремонту здания затрагивают все или большинство конструкций и систем здания, в связи с чем, проводятся длительное время и требуют значительных финансовых (капитальных) вложений.
Как следует из Приложения А к ГОСТ 23166-99 "Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия", введённого в действие Постановлением Госстроя России от 06.05.2000 N 41, окно - элемент стеновой или кровельной конструкции, предназначенный для сообщения внутренних помещений с окружающим пространством, естественного освещения помещений, их вентиляции, защиты от атмосферных, шумовых воздействий и состоящий из оконного проема с откосами, оконного блока, системы уплотнения монтажных швов, подоконной доски, деталей слива и облицовок. При этом оконный блок - светопрозрачная конструкция, предназначенная для естественного освещения помещения, его вентиляции и защиты от атмосферных и шумовых воздействий.
Кроме того понятие текущего и капитального ремонта содержатся в ведомственных строительных нормах ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" (далее - ВСН N 58-88 (р)), утвержденных приказом Госкомархитектуры Российской Федерации при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312 и в "Положении о проведении планово- предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений" МДС 13-14.2000 (далее - Положение МДС 13-14.2000), утвержденном постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279.
Приложением N 7 ВСН N 58-88 (р) определен Перечень основных работ по текущему ремонту зданий и объектов, в состав которых входит смена, восстановление отдельных элементов, частичная замена оконных, дверных витражных или витринных заполнений (деревянных, металлических и др.); постановка доводчиков, пружин, упоров; смена оконных и дверных приборов; замена разбитых стекол, стеклоблоков; врезка форточек.
Согласно пункту 5.1 ВСН N 58-88 (р) капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. На капитальный ремонт должны ставиться, как правило, здание (объект) в целом или его часть (секция, несколько секций). При необходимости может производиться капитальный ремонт отдельных элементов здания или объекта, а также внешнего благоустройства (п. 5.2 ВСН N 58-88 (р)).
В соответствии с пунктом 3.1 МДС 13-14.2000. "Положение о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений", утверждённого Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279 (далее - Положение МДС 13-14.2000) ремонт производственных зданий и сооружений представляет собой комплекс технических мероприятий, направленных на поддержание или восстановление первоначальных эксплуатационных качеств как здания и сооружения в целом, так и их отдельных конструкций.
Из приложения N 3 Положения МДС 13-14.2000 следует, что к работам по текущему ремонту зданий и сооружений относятся исправление перекосов дверных полотен и ворот и укрепление их путем постановки металлических угольников и нашивки планок; укрепление переплетов с частичной заменой горбыльков переплетов; устройство новых форточек; смена разбитых стекол, промазка фальцев замазкой; оконопатка оконных и дверных коробок в деревянных рубленых стенах, а также промазка зазоров между коробкой и стеной в каменных стенах; заделка щелей под подоконниками; смена неисправных оконных и дверных приборов; утепление входных дверей и ворот; постановка пружин к наружным дверям. Согласно приложению N 8 Положения МДС 13-14.2000 к капитальному ремонту относится полная смена ветхих оконных и дверных блоков, а также ворот производственных корпусов.
Одним из основных критериев, характеризующих работы по капитальному ремонту, относятся работы по замене конструкций в связи с их физическим износом и разрушением на более долговечные и экономичные, улучшающие их эксплуатационные показатели (пункт 5.1 ВСН 58-88 (р).
Между тем, с учетом даты принятия ВСН N 58-88 (р) (1973, 1988 года), совершенствованием методик проведения ремонта, изменением вида, количества и качества строительных материалов, под указанное определение капитального ремонта на сегодняшний день может попадать проведение любых работ, направленных улучшение эксплуатационных показателей здания.
С учетом изложенного, принимая во внимание объем выполненных работ без постановки на капитальный ремонт объекта или его части, целью выполнения работ являлась частичная замена оконных, дверных заполнений, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что спорные работы не могут быть квалифицированы как работы по проведению капитального ремонта.
Дополнительные доводы Фонда о том, что путем проведения работ в арендуемых помещения ответчик прирастил имущественную сферу арендодателя, не могут быть приняты.
Согласно пояснений представителя ответчика и представленных документов используемые для ведения своей деятельности помещения, в которых проведен ремонт (г. Хабаровск, ул. Марсовая, 16) ответчик владеет по договорам аренды объектов нежилого фонда N 436/14 от 04.12.2014, N 372/15 от 12.10.2015, заключенным с ОАО "Центр информационных технологий города Хабаровска" (арендодатель).
Условиями договоров аренды обязанность проведения капитального ремонта возложена на арендодателя, а текущего на арендатора.
В данном случае оснований отнесения проведенных работ по замене 3 деревянных оконных блоков на оконные блоки ПВХ, замене 3 дверных проемов к капитальным не установлено.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края является законным, обоснованным и отмене не подлежит. Судом решение принято на основании исследования имеющихся в материалах дела доказательств, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
От уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы заявитель освобожден на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение 13.12.2017 по делу N А73-12691/2017 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.В. Иноземцев |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.