город Омск |
|
14 августа 2018 г. |
Дело N А46-10173/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 августа 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Журко А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5995/2018) Департамента имущественных отношений Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 11.04.2018 по делу N А46-10173/2017 (судья Пермяков В.В.)
по иску Департамента имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613)
к закрытому акционерному обществу "Стройсервис" (ИНН 5534000486, ОГРН 1025501995254)
о взыскании задолженности по арендной плате в размере 2 231 910 руб. 21 коп. и пени в размере 191 028 руб. 82 коп.,
при участии в судебном заседании представителя Департамента имущественных отношений Администрации города Омска Павленко Т.К. по доверенности от 04.07.2018 N Исх-ДИО/10531 сроком действия 1 год,
в отсутствие представителя закрытого акционерного общества "Стройсервис", надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
установил:
Департамент имущественных отношений Администрации города Омска (далее - Департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к закрытому акционерному обществу "Стройсервис" (далее - ЗАО "Стройсервис", Общество, ответчик) о взыскании задолженности по арендной плате в размере 2 231 910 руб. 21 коп. за период с 18.09.2012 по 31.03.2017, пени в размере 191 028 руб. 82 коп. за период с 11.05.2013 по 22.03.2017.
Решением Арбитражного суда Омской области от 11.04.2018 по делу N А46-10173/2017 требования Департамента удовлетворены частично. С ЗАО "Стройсервис" в пользу Департамента взыскана задолженность по арендной плате по договору от 24.11.2008 N ДГУ-К-13-1125 аренды земельного участка за период с 18.09.2012 по 31.03.2017 в размере 1 124 065 руб. 28 коп., а также пени за период с 11.05.2013 по 22.03.2017 в размере 165 462 руб. 42 коп. В удовлетворении остальной части требований отказано. Этим же судебным актом с Общества в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 25 895 руб. ООО "ОМЭКС" с депозитного счета Арбитражного суда Омской области перечислено 25 800 руб. за проведение экспертизы, внесенных ЗАО "Стройсервис" по платежному поручению N 8663 от 08.08.2017 на сумму 28 500 руб. ЗАО "Стройсервис" с депозитного счета суда возвращено 2 700 руб., перечисленных Обществом по платежному поручению от 08.08.2017 N 8663.
Возражая против принятого по делу судебного акта, Департамент в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме.
В обоснование жалобы ее подателем приводятся доводы о несогласии с выводами суда первой инстанции о рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:130101:3148. По мнению истца, суду первой инстанции надлежало принять во внимание полученный Департаментом отчет от 07.11.2016 N 800-1-10 о рыночной стоимости земельного участка, согласно которому рыночная стоимость составила 12 700 000 руб. по состоянию на 11.05.2015. Между тем, как следует из жалобы, судом первой инстанции в отсутствие достаточных оснований назначена судебная экспертиза по установлению рыночной стоимости указанного объекта, в результате чего данная характеристика земельного участка определена в размере 8 692 650 руб., что, по мнению подателя жалобы, нарушает права и интересы Департамента.
В письменном отзыве на жалобу ЗАО "Стройсервис" просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывая, что рыночная стоимость спорного земельного участка установлена судом первой инстанции с соблюдением требований процессуального законодательства и является достоверной величиной. В письменном отзыве на жалобу ответчиком приведен контррасчет задолженности Общества по договору от 24.11.2008 N ДГУ-К-13-1125, согласно которому ответчиком признаются обязательства перед истцом в сумме 652 901 руб. 83 коп. основной задолженности.
В заседании суда апелляционной инстанции, начатом 07.08.2018, истцом поддержаны доводы жалобы. Представитель ответчика высказался в соответствии с письменным отзывом на жалобу.
В судебном заседании по рассмотрению жалобы объявлен перерыв до 13.08.2018.
08.08.2018 в суд апелляционной инстанции поступил расчет неустойки, сумма которой составила 718 352 руб. 45 коп. за период с 11.05.2013 по 22.03.2017, с ходатайством о приобщении данного расчета к материалам дела.
ЗАО "Стройсервис", надлежащим образом извещенное в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направило. На основании статей 156, 266 АПК РФ суд продолжил рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие неявившегося участника процесса.
13.08.2018 представителем Департамента поддержаны ходатайство и позиция по делу.
Рассмотрев ходатайство истца, суд апелляционной инстанции, руководствуясь правилами статьи 268 АПК РФ, а также мотивами полного и всестороннего рассмотрения обстоятельств дела и установления объема требований истца к ответчику, приобщает к материалам дела представленный Департаментом расчет неустойки.
Рассмотрев апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав поступившие в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства спора.
Из материалов дела усматривается, что 24.11.2008 между Главным управлением по земельным ресурсам Омской области (арендодатель) и ЗАО "Стройсервис" (арендатор) заключен договор N ДГУ-К-13-1125 аренды земельного участка.
Предметом договора согласно его пунктам 1.1, 1.2 является земельный участок общей площадью 30 825 кв. м, с кадастровым номером 55:36:130101:3148.
Пунктом 2.1 договора от 24.11.2008 N ДГУ-К-13-1125 размер арендной платы за предоставленный Участок определяется согласно расчету арендной платы.
В соответствии с пунктом 2.2 договора арендная плата подлежит изменению не чаще одного раза в год в следующих случаях:
1) внесения изменений в порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, расположенные на территории города Омска;
2) изменения кадастровой стоимости Участка.
В случае невнесения арендной платы в установленный срок арендатор уплачивает неустойку в виде пени в размере 0,1 % от просроченной суммы за каждый день просрочки (пункт 5.2 договора).
Дополнительным соглашением к договору аренды, зарегистрированным 20.07.2012, пункт 2.2 данного договора изложен в следующей редакции:
"2.2 Арендная плата подлежит изменению не чаще одного раза в год в следующих случаях:
1) внесения изменений в порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, расположенные на территории города Омска;
2) внесения изменений в значения показателей, используемых при расчете арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, расположенные на территории города Омска."
Расчет ежемесячной арендной платы (с учетом дополнительного соглашения, зарегистрированного 20.07.2012) осуществлялся в соответствии с Положением об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в городе Омске, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 29.10.2008 N 179-п, по формуле Ап = Кс x Сап /12, где:
Ап - размер ежемесячной арендной платы; Кс - кадастровая стоимость земельного участка; Сап - ставка арендной платы в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка: 0,015 (пункт 8 Приложения N 1 к Положению); 12 - количество месяцев в году.
В соответствии с Законом Омской области от 06.12.2012 N 1496-03 "О внесении изменений в Закон Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением случаев предусмотренных федеральным законодательством, осуществляют органы местного самоуправления, Главное управление по земельным ресурсам Омской области утратило данные полномочия.
Указом Губернатора Омской области от 07.02.2013 N 17 принято решение о ликвидации Главного управления по земельным ресурсам Омской области.
В соответствии с решением Омского городского совета от 26.10.2011 N 452 в редакции решения Омского городского совета от 27.02.2013 N 110 Департамент уполномочен на распоряжение земельными участками, расположенными на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, и, в том числе, на распоряжение земельным участком с кадастровым номером 55:36:130101:3148.
Департамент уведомил ЗАО "Стройсервис" о том, что арендная плата за земельный участок с кадастровым номером 55:36:130101:3148 площадью 30 825 кв. м, предоставленный по договору аренды от 24.11.2008 N ДГУ-К-13-1125, за период с 18.09.2012 по 31.03.2017 составила 2 231 910 руб. 21 коп., объем обязательств по уплате пени за период с 11.05.2013 по 22.03.2017 составил 191 028 руб. 82 коп.
Заявив о наличии у ответчика задолженности по арендной плате за период с 18.09.2012 по 31.03.2017, Департамент предъявил в суде настоящие требования к ЗАО "Стройсервис".
Судом первой инстанции требования истца удовлетворены частично, что послужило поводом для обращения Департамента в апелляционный суд с настоящей жалобой.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции усматривает основание для его изменения, исходя из следующего.
Правоотношения сторон, возникшие на основании договора от 24.11.2008 N ДГУ-К-13-1125, регулируются нормами раздела III части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ, общие положения об обязательствах) и параграфа 1 главы 34 части 2 ГК РФ, Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ), а также условиями заключенного договора.
В соответствии со статьей 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи) (пункт 1 статьи 607 ГК РФ).
В силу пункта 3 статьи 3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируется гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Право аренды земельных участков предусмотрено статьей 22 ЗК РФ.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 1, пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным.
Пунктом 3 статьи 65 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) предусмотрено, что за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
С 01.03.2015 пункт 3 статьи 65 ЗК РФ утратил силу (Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ).
Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ в ЗК РФ введена статья 39.7.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 39.7 ЗК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на основании статьи 3.3. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" осуществляется органами местного самоуправления городского округа, в отношении земельного участка расположенного на территории городского округа.
Материалы дела свидетельствуют, что расчет ежемесячной арендной платы осуществлялся Департаментом в соответствии с Положением об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в городе Омске, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 29.10.2008 N 179-п.
В соответствии с абзацем пятым пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пунктом 10 статьи 4 Закона Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области" Правительством Омской области принято постановление от 29.10.2008 N 179-п, которым утверждено Положение об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в городе Омске.
Согласно пункту 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 29.10.2008 N 179-п, в редакции, подлежащей применению в рассматриваемом случае, размер годовой арендной платы за использование земельных участков, предоставленных для строительства, а также земельных участков, право аренды которых приобретается (приобретено) в связи с расположением на них зданий, строений, сооружений, за исключением земельных участков, указанных в пункте 3.1 настоящего Положения, определяется по следующей формуле:
Ап = Кс x Сап /12,
где Ап - размер ежемесячной арендной платы; Кс - кадастровая стоимость земельного участка; Сап - среднеарифметическая ставка арендной платы в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка: 0,015+0,01/2 (пункты 3, 8 приложения N 1 к Положению); 12 - количество месяцев в году.
Значение Сап определяется в соответствии с приложением N 1 к Положению.
При расчете арендной платы за земельный участок с различными видами использования значение ставки арендной платы принимается равным среднеарифметическому значению ставок арендной платы, установленных для соответствующих видов использования земельного участка.
Указанным выше приложением N 1 утверждены значения ставки арендной платы в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка.
Согласно расчету истца за период с 18.09.2012 по 09.01.2015 размер арендной платы составлял 45 332 руб. 63 коп. в месяц.
Впоследствии кадастровая стоимость (Кс) земельного участка с кадастровым номером 55:36:130101:3148 изменилась, и размер арендной платы в период с 10.01.2015 по 10.05.2015 составил 41 971 руб. 32 коп. в месяц.
11.05.2015 вступило в силу постановление Правительства Омской области от 29.04.2015 N 108-п "О Порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Омской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов".
В соответствии с пунктом 3 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 29.04.2015 N 108-п, в случае предоставления земельного участка в аренду для целей, указанных в настоящем пункте, арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 2 процентов в отношении земельного участка, на котором отсутствуют здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, в случаях, не указанных в подпунктах 1 - 3 настоящего пункта и пункте 4 настоящего Порядка.
Пунктом 5 Порядка, утвержденного постановление Правительства Омской области от 29.04.2015 N 108-п, арендная плата за земельный участок, на котором расположены здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, в случаях, не указанных в пунктах 3, 4 настоящего Порядка, рассчитывается на основании рыночной стоимости земельного участка, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В этих случаях арендная плата рассчитывается как произведение рыночной стоимости земельного участка и выраженной в процентах ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на начало календарного года, в котором принято решение о предоставлении земельного участка, по следующей формуле:
А = С x Р,
где А - арендная плата; С - рыночная стоимость земельного участка, определяемая на основании результатов оценки, проведенной не более чем за 6 месяцев до заключения договора аренды земельного участка; Р - действующая ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 Порядка при заключении договора аренды земельного участка уполномоченный орган или орган местного самоуправления Омской области предусматривают в таком договоре случаи и периодичность изменения арендной платы за пользование земельным участком. При этом арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды.
Размер рыночной стоимости земельного участка определен Департаментом на основании отчета от 07.11.2016 N 800-1-10 об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:130101:3148 и составил 12 700 000 руб. на дату оценки 11.05.2015.
Размер арендной платы по договору от 24.11.2008 N ДГУ-К-13-1125 за период с 11.05.2015 по 10.05.2016 составил 87 312 руб. 50 коп. в месяц
С 11.05.2016 истцом на основании пункта 7 Порядка, утвержденного постановлением N 103-п, при расчете арендной платы применен коэффициент уровня инфляции в размере 1,064, в связи с чем в период с 11.05.2016 по 10.05.2017 размер арендной платы составил 92 900 руб. 50 коп.
В связи с указанными обстоятельствами задолженность по договору от 24.11.2008 N ДГУ-К-13-1125, согласно расчету Департамента, в период с 18.09.2012 по 31.03.2017 составила 2 231 910 руб. 21 коп.
Об изменении размера арендной платы и необходимости уплаты задолженности ответчик уведомлен письмами от 06.09.2016 N Исх-ДИО/13142, от 15.03.2017 N Исх-ДИО/3532.
Кроме того, на основании пункта 5.2 договора ответчику были начислены пени в размере 0,1% от просроченной суммы за каждый день просрочки за период с 11.05.2013 по 22.03.2017 в сумме 191 028 руб. 82 коп.
Как указано выше, перерасчет арендной платы произведен Департаментом в связи с принятием постановления Правительства Омской области от 29.08.2012 N 181-п, которым внесены изменения в постановление Правительства Омской области от 29.07.2008 N 179-П "Об утверждении Положения об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в городе Омске" в части определения значения коэффициента Сап: определение данного коэффициента "ставка арендной платы в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка" изменено на "ставка арендной платы в зависимости от вида использования земельного участка" (с 18.09.2012); в связи с принятием приказа Министерства имущественных отношений Омской области от 20.11.2014 N 50-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Омской области"; а также в связи с вступлением в силу постановления Правительства Омской области от 29.04.2015 N 108-п "О Порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Омской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов", которым изменен порядок определения размера арендной платы за указанные земельные участки, к числу которых относится и рассматриваемый участок с кадастровым номером 55:36:130101:3148 (земельный участок, государственная собственность на который не разграничена).
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 02.02.2010 N 12404/09 по делу N А58-2302/2008, пунктом 3 статьи 65 ЗК РФ стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы.
Следовательно, независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с положениями статьи 424 ГК РФ.
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", согласно которому если федеральный закон, предусматривающий необходимость такого регулирования (пункт 3 статьи 65 ЗК РФ, статья 73 Лесного кодекса Российской Федерации), вступил в силу после заключения договора аренды, то согласно пункту 2 статьи 422 ГК РФ условия этого договора об арендной плате сохраняют силу, поскольку в законе не установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Более того, пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 предусмотрено, что арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Факт пользования ЗАО "Стройсервис" спорным земельным участком, переданным по акту приема-передачи земельного участка в аренду на основании договора от 24.11.2008 N ДГУ-К-13-1125, подтвержден материалами дела и ответчиком не оспаривается.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик заявил о том, что постановление Правительства Омской области от 29.04.2015 N 108-п "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки за земельные участки, находящиеся в собственности Омской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов" применению Департаментом не подлежит.
Судом первой инстанции данный довод ответчика отклонен, с чем суд апелляционной инстанции не согласен.
Материалы дела свидетельствуют, что за период с 11.05.2015 по 31.03.2017 размер ежемесячной арендной платы по договору аренды от 24.11.2008 N ДГУ-К-13-1125 земельного участка рассчитан Департаментом в соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Омской области от 29.04.2015 N 108-п.
Согласно указанному пункту арендная плата за земельный участок, на котором расположены здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, в случаях, не указанных в пунктах 3, 4 утвержденного Порядка, рассчитывается на основании рыночной стоимости земельного участка, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В этих случаях арендная плата рассчитывается как произведение рыночной стоимости земельного участка и выраженной в процентах ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на начало календарного года, в котором принято решение о предоставлении земельного участка, по следующей формуле: А = С x Р, где: А - арендная плата; С - рыночная стоимость земельного участка, определяемая на основании результатов оценки, проведенной не более чем за 6 месяцев до заключения договора аренды земельного участка; Р - действующая ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Для целей расчета арендной платы по договору аренды за период с 11.05.2015 по 31.03.2017 по заказу Департамента подготовлен отчет от 07.11.2016 N 800-1-10, в соответствии с которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:130101:3148 определена по состоянию на 11.05.2015 в размере 12 700 000 руб.
Таким образом, арендная плата по Договору за период с 11.05.2015 по 31.03.2017 рассчитана Департаментом в соответствии с формулой, предусмотренной пунктом 5 постановления Правительства Омской области от 29.04.2015 N 108-п, и исходя из величины рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:130101:3148 в размере 12 700 000 руб.
Между тем, определением Верховного Суда Российской Федерации от 02.11.2017 N 50-АПГ17-18 пункт 5 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Омской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 29.04.2015 N 108-п, признан недействующим с даты принятия данного определения.
Согласно пункту 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд в соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
При этом в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.07.2018 N 29-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Альбатрос" разъяснено, что последствием признания судом нормативного правового акта недействующим является его исключение из системы правового регулирования, и что арбитражный суд должен исходить из того, что нормативный правовой акт в части, признанной не соответствующей иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не может применяться в деле вне зависимости от того, с какого момента он признан недействующим.
Так, в соответствии со статьей 13 ГК РФ а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ.
Одним из предусмотренных статьей 12 ГК РФ способов защиты гражданских прав является неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.
С учетом изложенного, руководствуясь приведенным выше конституционно-судебным истолкованием Конституционного Суда Российской Федерации положений действующего законодательства по вопросу о порядке применения нормативного правового акта (его части), признанного недействующим, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что положения пункта 5 постановления Правительства Омской области от 29.04.2015 N 108-п, признанного недействующим в соответствии с определением Верховного Суда Российской Федерации от 02.11.2017 N 50-АПГ17-18, не могут применяться при рассмотрении настоящего дела по спору об определении объема обязательств ЗАО "Стройсервис" по уплате арендных платежей на основании условий договора от 24.11.2008 N ДГУ-К-13-1125.
Признание нормативного правового акта недействующим с момента вступления в силу решения суда не должно предоставлять лицу, являющемуся получателем платежей на основании соответствующего нормативного акта, возможность получать такие платежи за период до момента вступления в силу решения о признании нормативного акта недействующим.
Данная позиция согласуется с разъяснениями, изложенными в пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов", согласно которому нормативный правовой акт или его отдельные положения, признанные судом недействующими, с момента принятия решения суда не подлежат применению, в том числе при разрешении споров, которые возникли из отношений, сложившихся в предшествовавший такому решению период, а также с разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 N 63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена", относительно того, что признание нормативного правового акта недействующим, в том числе с даты, отличной от дня его принятия, по смыслу статьи 13 ГК РФ, не является основанием для отказа в защите гражданских прав, нарушенных в период действия этого акта.
Иной подход ведет к возникновению у арендатора права на получение незаконно установленной регулирующим органом цены (стоимости) аренды.
Так, в соответствии с пунктом 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" обстоятельства, в связи с которыми суд пришел к выводу о необходимости признания акта или его части недействующими с того или иного времени, должны быть отражены в мотивировочной части решения.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.11.2017 N 50-АПГ17-18 не содержится специальных выводов в указанной части, а приводится лишь указание на общее правило, согласно которому нормативный правовой акт может быть признан недействующим с даты принятия судебного постановления.
Кроме того, в мотивировочной части определения Верховного Суда Российской Федерации от 02.11.2017 N 50-АПГ17-18 не изложены выводы, свидетельствующие о том, что признанный недействующим пункт постановления Правительства Омской области от 29.04.2015 N 108-п не должен применяться только к правоотношениям, возникшим после даты принятия такого определения.
Учитывая изложенное, коллегия апелляционного суда приходит к выводу о том, что пункт 5 постановления Правительства Омской области от 29.04.2015 N 108-п, признанный недействующим, не может применяться при рассмотрении настоящего конкретного спора, в том числе, в случае, когда задолженность на основании соответствующего пункта начислена за период, предшествующий дате признания такого пункта постановления Правительства Омской области от 29.04.2015 N 108-п недействующим.
Указание в определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.11.2017 N 50-АПГ17-18 на признание пункта 5 постановления Правительства Омской области от 29.04.2015 N 108-п недействующим с даты принятия названного определения, а не с даты принятия соответствующего нормативного акта, не является основанием для отказа ответчику в защите прав в рамках предъявленного к нему иска, основанного на упомянутом нормативном акте, и не означает, что до принятия определения Верховного Суда Российской Федерации от 02.11.2017 N 50-АПГ17-18 установленный названным нормативным актом порядок определения размера арендной платы отвечал требованиям экономической обоснованности формирования регулируемой цены аренды.
С учетом установленных обстоятельств позиция суда первой инстанции о правомерности расчета арендной платы по договору от 24.11.2008 N ДГУ-К-13-1125 за период с 11.05.2015 по 31.03.2017 с применением постановления Правительства Омской области от 29.04.2015 N 108-п признается судом апелляционной инстанции ошибочной.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь пунктом 3 статьи 424 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги, считает возможным применить для осуществления расчета подлежащей внесению ЗАО "Стройсервис" по договору аренды от 24.11.2008 N ДГУ-К-13-1125 арендной платы за период с 11.05.2015 по 31.03.2017 нормативный акт, которым определялась формула расчета и ставки арендной платы до момента принятия постановления Правительства Омской области от 29.04.2015 N 108-п, то есть постановление Правительства Омской области от 29.10.2008 N 179-п "Об утверждении Положения об арендной плате за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и расположенных в городе Омске".
Обозначенная позиция по вопросу определения нормативного акта, подлежащего применению для расчета арендной платы по Договору за период с момента вступления в силу постановления Правительства Омской области от 29.04.2015 N 108-п, пункт 5 которого признан недействующим, согласуется с правовой позицией, сформулированной как в практике окружных арбитражных судов (см., например, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 11.09.2017 по делу N А47-6281/2011, в рамках которого рассмотрен аналогичный спор), так и в практике судов общей юрисдикции, действующих на территории Омской области (см., например, в апелляционное определение Омского областного суда от 31.05.2018 по делу N 33-3056/2018).
Таким образом, суд апелляционной инстанции исходит из того, что арендная плата по договору аренды от 24.11.2008 N ДГУ-К-13-1125 за период с 11.05.2015 по 31.03.2017 подлежит расчету в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Омской области от 29.10.2008 N 179-п в редакции постановления Правительства Омской области от 29.08.2012 N 181-п и с учетом положений приказа Министерства имущественных отношений Омской области от 20.11.2014 N 50-п.
На стадии рассмотрения дела судом первой инстанции ответчиком заявлено о пропуске истцом срока исковой давности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
По обязательствам, срок исполнения которых не определен или определен моментом востребования, срок исковой давности начинает течь со дня предъявления кредитором требования об исполнении обязательства (пункт 2 статьи 200 ГК РФ).
В рамках настоящего дела Департаментом предъявлены требования о взыскании задолженности за период с 18.09.2012 по 31.03.2017.
С настоящим исковым заявлением Департамент обратился в суд 27.06.2017.
С учетом обстоятельств дела и положений гражданского законодательства об исковой давности судом первой инстанции оставлены без удовлетворения требования истца в части, соответствующей периоду с 18.09.2012 по 27.16.2014.
Выводы суда первой инстанции в части исковой давности не являются предметом обжалования и не подлежат проверке в апелляционном порядке.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
При определении размера арендной платы по договору от 24.11.2008 N ДГУ-К-13-1125 за период с 28.06.2014 по 31.03.2017 подлежит применению предусмотренная Положением, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 29.10.2008 N 179-п, формула
Ап = Кс x Сап /12,
где Ап - размер ежемесячной арендной платы; Кс - кадастровая стоимость земельного участка; Сап - среднеарифметическая ставка арендной платы в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка; 12 - количество месяцев в году.
За период с 28.06.2014 по 09.01.2015 размер арендной платы за пользование земельным участком с кадастровым номером 55:36:130101:3148 составляет 45 332 руб. 63 коп. в месяц с учетом кадастровой стоимости участка (Кс) 18 133 050 руб. 48 коп. и ставки (Сап) 0,03.
В результате последующего изменения кадастровой стоимости спорного земельного участка размер арендной платы за период с 10.01.2015 по 31.03.2017 составляет с учетом изменившейся кадастровой стоимости земельного участка (Кс) 16 788 528 руб. и ставки (Сап) 0,03 сумму 41 971 руб. 32 коп. в месяц.
С учетом указанного выше размера арендной платы по договору от 24.11.2008 N ДГУ-К-13-1125 общая сумма задолженности ответчика за период с 28.06.2014 по 31.03.2017 составляет 652 901 руб. 83 коп.
Доводы апелляционной жалобы Департамента о несогласии с оценкой, данной судом первой инстанции представленному истцом отчету от 07.11.2016 N 800-1-10 о рыночной стоимости спорного земельного участка, отклоняются коллегией апелляционного суда, поскольку, как указано выше, основания для применения данной величины при рассмотрении настоящего дела отсутствуют.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ЗАО "Стройсервис" поддержал представленный контррасчет задолженности, признав обязательства перед Департаментом в сумме 652 901 руб. 83 коп.
Согласно части 3 статьи 70 АПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает другую сторону от необходимости доказывания таких обстоятельств.
Факт признания сторонами обстоятельств заносится арбитражным судом в протокол судебного заседания. Согласие ответчика с требованиями в указанной сумме следует из протокола судебного заседания от 07.08.2018 и аудиозаписи, возражений против взыскания задолженности в данной сумме Общество не заявляет.
Согласно части 5 статьи 70 АПК РФ обстоятельства, признанные и удостоверенные сторонами в порядке, установленном настоящей статьей, в случае их принятия арбитражным судом не проверяются им в ходе дальнейшего производства по делу.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание признание ответчиком суммы задолженности по договору от 24.11.2008 N ДГУ-К-13-1125 в размере 652 901 руб. 83 коп., исчисленной с применением постановления Правительства Омской области N 179-п и указанных выше параметров земельного участка, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в части взыскания задолженности на указанную выше сумму.
Истцом в рамках настоящего дела предъявлено требование о взыскании пени за период с 11.05.2013 по 22.03.2017 в сумме 191 028 руб. 82 коп. за просрочку внесения арендной платы по спорному договору.
Согласно пункту 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии с пунктом 5.2 договора от 24.11.2008 N ДГУ-К-13-1125 в случае невнесения или несвоевременного внесения арендной платы в сроки и размере, установленные настоящим договором, арендатор обязан уплачивать пени в размере 0,1% от просроченной суммы за каждый день просрочки.
Судом первой инстанции требования Департамента в данной части удовлетворены на сумму 165 462 руб. 42 коп.
Между тем с учетом произведенного перерасчета задолженности по арендной плате расчет неустойки за просрочку ее внесения также подлежит перерасчету.
За период, соответствующий законодательству об исковой давности (с 28.06.2014 по 22.03.2017), с учетом предусмотренного договором от 24.11.2008 N ДГУ-К-13-1125 размера неустойки (0,1%) сумма санкции на указанный выше размер задолженности составляет 96 107 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований надлежит отказать.
Решение Арбитражного суда Омской области от 11.04.2018 по делу N А46-10173/2017 подлежит изменению.
Судебные расходы по иску, апелляционной жалобе и в связи с проведением судебной экспертизы в рамках настоящего дела подлежат распределению с учетом правил статьи 110 АПК РФ и результатов рассмотрения дела и жалобы.
В связи с указанным с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина по иску в сумме 10 855 руб.
Департамент от обязанности по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе освобожден (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации), следовательно судебные расходы на подачу настоящей жалобы не распределяются.
В соответствии со статьей 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (часть 2 статьи 110 АПК РФ).
Обжалуемым судебным актом на ЗАО "Стройсервис" возложены расходы, связанные с проведением при рассмотрении дела судом первой инстанции судебной экспертизы рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:130101:3148 в размере 28 500 руб. Указанная сумма была перечислена ответчиком на депозит суда первой инстанции по платежному поручению от 08.08.2017 N 8663 на сумму 31 200 руб. При отнесении на ответчика суммы судебных расходов 28 500 руб. излишне внесенные 2 700 руб. возвращены ЗАО "Стройсервис" с депозита суда.
Решение суда первой инстанции в указанной части истцом не обжаловалось. Ответчиком доводы о несогласии с отнесением на него судебных расходов на судебную экспертизу не приведены, в связи с чем решение по делу в данной части не проверяется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1, пунктами 1, 2 части 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Администрации города Омска оставить без удовлетворения.
Решение Арбитражного суда Омской области от 11.04.2018 по делу N А46-10173/2017 изменить, изложив его в следующей редакции:
"Требования Департамента имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613) удовлетворить частично.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Стройсервис" (ИНН 5534000486; ОГРН 1025501995254), расположенного по адресу 646800, Омская область, р.п. Таврическое, переулок Дорожный, д. 1, зарегистрированного в качестве юридического лица 23.09.1998, в пользу Департамента имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613), зарегистрированного в качестве юридического лица 11.09.1997, расположенного по адресу: 644043, г. Омск, ул. Краснофлотская, д. 8, задолженность по арендной плате по договору аренды земельного участка от 24.11.2008 N ДГУ-К-13-1125 за период с 28.06.2014 по 31.03.2017 в размере 652 901 руб. 83 коп., а также пени за период с 28.06.2014 по 22.03.2017 в размере 96 107 руб.
В удовлетворении остальной части требований - отказать.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Стройсервис" (ИНН 5534000486; ОГРН 1025501995254), зарегистрированного по адресу 646800, Омская область, р.п. Таврическое, переулок Дорожный, д. 1, зарегистрированного в качестве юридического лица 23.09.1998, в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 10 855 рублей.
Перечислить обществу с ограниченной ответственностью "ОМЭКС" с депозитного счета Арбитражного суда Омской области 25 800 руб. за проведение экспертизы по делу N А46-10173/2017, перечисленных ответчиком по платежному поручению N 8663 от 08.08.2017 на сумму 28 500 рублей.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Стройсервис" (ИНН 5534000486; ОГРН 1025501995254) с депозитного счета суда 2 700 рублей, перечисленных по платежному поручению N 8663 от 08.08.2017."
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-10173/2017
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 декабря 2018 г. N Ф04-5238/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Департамент имущественных отношений Администрации города Омска
Ответчик: ЗАО "СТРОЙСЕРВИС"
Третье лицо: ООО "ОМЭКС"