г. Челябинск |
|
23 августа 2018 г. |
Дело N А76-32912/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 августа 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А,
судей Скобелкина А.П., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кыштыме Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 04.06.2018 по делу N А76-32912/2017 (судья Зайцев С.В.).
В заседании приняли участие представители:
закрытого акционерного общества "Карабашмедь" - Дмитрина Н.И. (доверенность N 160 от 13.12.2016); Нагорова Е.В. (доверенность N 155 от 14.12.2017);
Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кыштыме Челябинской области - Пальгуева Е.А. (доверенность N 16 от 18.07.2018).
Закрытое акционерное общество "Карабашмедь" (далее - ЗАО "Карабашмедь", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Кыштыме Челябинской области (далее - ГУ УПФР в г.Кыштыме Челябинской области, Фонд, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения N 084V12170000815 от 30.08.2017 о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах, в части начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за периоды с 2014 года в сумме 5 704 рублей 98 копеек, по дополнительному тарифу в соответствии с частью 1 и части 2.1 статьи 58.3 Федерального закона 212-ФЗ от 24.07.2009 в сумме 145 рублей 37 копеек, по дополнительному тарифу в соответствии с частью 2 и части 2.1 статьи 58.3 Федерального закона 212-ФЗ от 24.07.2009 в сумме 28 рублей 76 копеек, начисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование в сумме 1 322 рублей 51 копейки, привлечения к ответственности по частью 1 статьи 47 Федерального закона 212-ФЗ от 24.07.2009 в виде штрафа в сумме 1 440 рублей 32 копеек, начисления соответствующих сумм пени.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 04.06.2018 по настоящему делу заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным решение Пенсионного фонда N 084V12170000815 от 30.08.2017 о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах, вынесенное Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Кыштыме Челябинской области в части начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за периоды с 2014 года в сумме 5 704 рублей 98 копеек, страховых взносов по дополнительному тарифу, в соответствии с частью 1 и части 2.1 статьи 58.3 Федерального закона 212-ФЗ от 24.07.2009, в сумме 145 рублей 37 копеек, страховых взносов по дополнительному тарифу, в соответствии с частью 2 и части 2.1 статьи 58.3 Федерального закона 212-ФЗ от 24.07.2009, в сумме 28 рублей 76 копеек, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в сумме 1 322 рублей 51 копейки, привлечения к ответственности по части 1 статьи 47 Федерального закона 212-ФЗ от 24.07.2009 в виде штрафа в сумме 1 440 рублей 32 копеек, начисления пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 942 рублей 77 копеек, начисления пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 214 рублей 88 копеек.
Управление (далее также - податель жалобы) не согласилось с вынесенным решением и обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить решение арбитражного суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
По мнению подателя апелляционной жалобы, арбитражным судом первой инстанции при принятии обжалуемого в апелляционном порядке судебного акта допущено неправильное применение норм материального и процессуального права. Так, в ходе проведения выездной проверки фондом выявлено нарушение: неправомерное включение в состав сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами материальной помощи свыше 4 000 рублей в 2014 году в размере 8 071 рублей. УПФР, ссылаясь на письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 17.06.2016 N 17-3/В-256 полагает, что указанные страховые взносы, включая пени, штрафы доначислены правомерно. Спорные суммы выплачивались работодателем на основании коллективного договора, который в свою очередь регламентирует трудовые взаимоотношения между работником и работодателем. Также не приняты к зачету расходы, произведенные страхователем с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актом по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности в 2015-2016 годах на сумму 21 072 рубля 99 копеек, поскольку такие выплаты не могут являться выплатами по страховому обеспечению по обязательному социальному страхованию, не подлежащими обложению страховыми взносами на основании части 1 статьи 9 Закона 212-ФЗ, а также выданы с нарушением установленного порядка документов.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу ЗАО "Карабашмедь" просит оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав мнение лиц, участвующих в деле, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из имеющихся в деле доказательств, в период с 10.05.2017 по 30.06.2017 фондом проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования РФ, а также проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования РФ по установленному законодательством тарифу с учетом установленной отделением скидки (надбавки), а также правомерности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения; проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
По результатам проверки составлен акт выездной проверки N 084V10170000983 от 01.08.2017, которым установлено, что плательщиком занижены начисления страховых взносов по следующим выплатам:
- суммы материальной помощи, превышающей 4 000 рублей на одного работника за календарный год, выплаченной в 2014 года работникам ЗАО "Карабашмедь" в размере 8 071 рублей;
- суммы в 2015 году расходов на пособие по временной нетрудоспособности работникам ЗАО "Карабашмедь" в размере 12 524 рублей 71 копеек;
- суммы в 2016 году расходов на пособие по временной нетрудоспособности работникам ЗАО "Карабашмедь" в размере 8 548 рублей 28 копеек.
На основании указанного акта выездной проверки ответчиком вынесено решение N 084V12170000815 от 30.08.2017 о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах, в части начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за периоды с 2014 года в сумме 5 704 рублей 98 копеек, по дополнительному тарифу в соответствии с частью 1 и частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона 212-ФЗ от 24.07.2009 в сумме 145 рублей 37 копеек, по дополнительному тарифу в соответствии с частью 2 и частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона 212-ФЗ от 24.07.2009 в сумме 28 рублей 76 копеек, начисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование в сумме 1 322 рублей 51 копейки, привлечения к ответственности по частью 1 статьи 47 Федерального закона 212-ФЗ от 24.07.2009 в виде штрафа в сумме 1 440 рублей 32 копеек, начисления соответствующих сумм пени.
Также данным решением предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 6 659 руб. 96 коп и недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 1 486 руб. 34 коп.
Посчитав, что вынесенное решение страховщика нарушают права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из наличия в данном случае совокупности условий, предусмотренных частью 2 статьей 201 АПК РФ.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам и оснований для переоценки данных выводов суд апелляционной инстанции не находит.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту; нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) предусмотрено, что отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора, у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.
Согласно статье 20 Закона N 165-ФЗ уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона).
В силу части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 названного Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 данного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчётный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
Статьёй 9 Закона N 212-ФЗ установлен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В этот перечень включены все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (подпункт "и" пункта 2 части 1 указанной статьи Закона).
В силу статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьёй 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, а также в результате: избрания на должность; избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности; назначения на должность или утверждения в должности; направления на работу уполномоченными в соответствии с федеральным законом органами в счет установленной квоты; судебного решения о заключении трудового договора; признания отношений, связанных с использованием личного труда и возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями.
Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
В силу статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Статьёй 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии с позицией, сформированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 N 17744/12, сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда и должны облагаться страховыми взносами.
Как усматривается из оспариваемого решения Фонда, уполномоченным органом сделан вывод о том, что, страхователем в 2014 году в базу для начисления страховых взносов не включена выплата работникам Михайдаровой Н.В. и Букину В.В. в сумме 8 071 руб., в связи, с чем Фонд полагает, что указанная выплата является материальной помощью и сумма, превышающая 4 000 руб., должна облагаться страховыми взносами.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции отмечает, что спорные суммы выплачивались сотрудникам на основании коллективного договора, письменных заявлений сотрудников, приказов руководства ЗАО "Карабашмедь" о ежемесячной материальной помощи социального характера, о материальной поддержке молодых кадров, а также на основании протоколов комиссии о выделении материальной помощи в связи с тяжелым материальным положением работников.
Соответственно, спорные выплаты, произведенные обществом, не связаны с оплатой труда и трудовым результатом; предусмотрены коллективным договором; не зависят от трудовых успехов работника; не являются средством вознаграждения за труд; не исчисляются исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа; не предусмотрены трудовым договором.
Данные расходы не образуют базу для обложения страховыми взносами. Таким образом, спорные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
По решению Фонда к зачету неприняты расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности в размере 12 524 руб. 71 коп. за 2015 год, 8 548 руб. 28 коп. за 2016 год. по листкам нетрудоспособности, выданные работникам предприятия с нарушением Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.01.2011 N 624н (далее - Порядок N624н).
Между тем суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В силу статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ) организации любой организационно-правовой формы являются страхователями по обязательному социальному страхованию. Застрахованными лицами признаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
На основании статьи 12 Федерального закона N 165-ФЗ страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования.
Статьей 8 Федерального закона N 165-ФЗ установлены виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, исходя из чего, страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования в том числе является пособие по временной нетрудоспособности.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 255-ФЗ обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случаях утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы.
Частью 1 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрено, что назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 этой статьи).
В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. Документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности (часть 5 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ).
Порядок оформления листков нетрудоспособности предусмотрен положениями статьи 59 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ), Порядком N624н.
Так, согласно части 1 статьи 59 Федерального закона N 323-ФЗ, пункту 1 Порядка N 624н документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности, выдаваемый при заболеваниях, травмах и отравлениях и иных состояниях, связанных с временной потерей трудоспособности.
В силу пункта 5 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, Фондом социального страхования Российской Федерации, справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей), а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика - справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, и определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти документы, подтверждающие страховой стаж.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона N 255-ФЗ финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
В свою очередь, на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Частью 4 статьи 4.7 Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрено, что в случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
С учетом статьи 4.1 Федерального закона N 55-ФЗ страхователь обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Фонда социального страхования Российской Федерации, осуществлять выплату страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев, выполнять требования территориальных органов страховщика об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В ходе проведения проверки Фондом установлено, что в нарушение пункта 5 статьи 13 Закона N 255-ФЗ назначены и выплачены пособия по листкам нетрудоспособности, оформленным с нарушением Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утверждённый Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.06.2011 N 624н (далее - Порядок N 624н), а именно:
- в нарушение пункта 12 Порядка N 624н страхователем исчислены и выплачены пособия по листкам нетрудоспособности, выданным и продленным фельдшером или зубным врачом сроком свыше 10 календарных дней по листкам нетрудоспособности, выданным: Радионову Р.П. (период временной нетрудоспособности с 09.09.2016 по 19.09.2016 - 11 дней); Долматову О.В. (период временной нетрудоспособности с 07.02.2016 по 17.02.2016 - 11 дней); Гордеевой Е.Е. (период временной нетрудоспособности с 06.02.2016 по 10.02.2016 продлен фельдшером на срок более 10 дней от начала нетрудоспособности (20 дней));
- в нарушение пункта 13 Порядка N 624н страхователем исчислены и выплачены пособия при сроке временной нетрудоспособности, превышающем 15 календарных дней (без решения врачебной комиссии) следующим застрахованным лицам: Альхамову А.Ф. (период временной нетрудоспособности с 06.07.2015 по 21.07.2015 (16 дней)); Романовской И.А. (врачебная комиссия продлевает период временной нетрудоспособности больше, чем на 15 дней с 27.05.2015 по 11.06.2016 (на 16 дней); Довгулину С.Г. (период временной нетрудоспособности с 11.02.2016 по 26.02.2016 (16 дней));
- в нарушение пункта 37 Порядка N 624н по листку нетрудоспособности N 120200051816, листок нетрудоспособности выдан за прошедший период, страхователем исчислено и выплачено пособие застрахованному лицу Барминой Н.В. за период нетрудоспособности с 23.01.2015 по 26.01.2015 в размере 5649 рублей 95 копеек.
- на период нетрудоспособности с 08.12.2015 по 22.12.2015 (15 дней) выдан Докучаеву А.С. первичный, листок нетрудоспособности N 3213515242826. Листок нетрудоспособности N 213371291510 за период с 23.12.2015 по 04.01.2015, являющийся продолжением листка N 224031223256, в нарушение пункта 13 Порядка 624н при сроке временной нетрудоспособности, превышающем 15 календарных дней, на период с 01.01.2016 по 04.01.2016 продлен хирургом без решения врачебной комиссии.
Также в ходе выездной проверки установлено, что страхователем исчислено и выплачены пособия по листам листкам нетрудоспособности по уходу за больным членом семьи за прошедший период освобождения от работы начался раньше даты выдачи медицинским учреждением листка нетрудоспособности) следующим застрахованным лицам:
- Сигаевой Н.В. листок нетрудоспособности оплачен за период с 21.02.2016 по 26.02.2016 (дата выдачи листка 24.02.2016), сумма выплаты, не принятая к зачету за 3 дня составила 562,97 руб.;
- Шаниной Е.В. листок нетрудоспособности оплачен за период с 23.02.2016 по 03.03.2016 (дата выдачи листка 24.02.2016), сумма выплаты, не принятая к зачету за 1 день составила 309,68 руб.;
- Пыховой И.А. листок нетрудоспособности оплачен за период с14.02.2016 по 20.02.2016 (дата выдачи листка 15.02.2016), сумма выплаты, не принятая к зачету за 1 день составила 140,76 руб.;
- Тряпицыной Л.Н. листок нетрудоспособности оплачен за период с 06.03.2015 по 18.03.2015 (дата выдачи листка 10.03.2015) сумма выплаты, не принятая к зачету за 4 дня - 1403, 20 руб.
-Залупенковой Е.А. листок нетрудоспособности оплачен за период с 06.02.2016 по 18.02.2016 (дата выдачи листка 08.02.2016), сумма выплаты, не принятая к зачету за 2 дня составила 469,12 руб.
Вместе с тем, факт наличия ошибок в листках нетрудоспособности, не является основанием для отказа в принятии к зачету произведенных страхователем расходов.
Если Фондом социального страхования признается, что трудовые отношения с застрахованным лицом имеются, страховой случай наступил и есть листок нетрудоспособности, подтверждающий его наступление, а претензии связаны исключительно с неточностями в порядке заполнения листка нетрудоспособности, то отказ а зачете расходов на выплату пособия по временной нетрудоспособности по таким листкам неправомерен.
Отказ Фонда социального страхования в принятии к зачету расходов по выплате страхового обеспечения не изменяет правовой природы выплаченных пособий, поскольку ошибки в оформлении документов не могут являться безусловной причиной признания наступившей нетрудоспособности не страховым случаем, то есть не обязывающим выплатить страховое обеспечение. Такие ошибки фактически не влекут отказа в выплате пособия по временной нетрудоспособности (определение Верховного Суда Российской Федерации от 16.12.2014 N 309-КГ14-2606).
Согласно пункту 6 части 1 статьи 4.2. Федерального закона N 255-ФЗ органы Фонда социального страхования Российской Федерации наделены правом предъявлять иски непосредственно к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что негативные последствия медицинскими учреждениями требований законодательства возлагаются непосредственно на эти учреждения, а не на страхователя, который в отличие от страховщика, правом контроля правильности оформления и соблюдения порядка выдачи листков нетрудоспособности медицинскими организациями не наделен.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции на законных основаниях удовлетворил требования общества.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного, основания для отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 04.06.2018 по делу N А76-32912/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кыштыме Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Иванова |
Судьи |
А.П. Скобелкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.