г. Тула |
|
20 марта 2018 г. |
Дело N А62-5890/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.03.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.03.2018.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Еремичевой Н.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Анисимовым А.Р., при участии представителя заинтересованного лица - межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Смоленской области (ОГРН 1046700006902, ИНН 6725010984) - Трифоненковой Н.А. (доверенность от 28.02.2018 N 03-05/03690), в отсутствие представителя заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Беконъ" (ОГРН 1096725001010, ИНН 6725015196), рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи апелляционную жалобу заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Беконъ" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 14.12.2017 по делу N А62-5890/2017 (судья Ерохин А.М.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Беконъ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Смоленской области (далее -налоговый орган) о признании незаконным решения от 26.04.2017 N 9 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на имущество организаций в размере 5 335 455 рублей, штрафа в размере 266 971 рубля 60 копеек, пени в сумме 1 961 864 рублей, и предложения уплатить указанные в пункте 3.2 недоимку, пени, штраф.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 14.12.2017 в удовлетворении требований общества отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование своих доводов ссылается на то, что пока объект не обладает соответствующими техническими характеристиками даже при преждевременном его использовании, способность этого объекта приносить экономические выгоды организации в будущем не подтверждается, а значит, имущество подлежит учету на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" и не облагается налогом на имущество.
От налогового органа в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он, считая принятое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. В обоснование своих возражений ссылается на доказанность факта пригодности принадлежащего обществу объекта к использованию (эксплуатации).
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что налоговым органом проведена выездная налоговая проверка правильности исчисления и своевременности уплаты обществом в бюджет за период с 01.01.2013 по 31.12.2015, в частности, налога на имущество организаций, по результатам которой составлен акт налоговой проверки от 25.01.2017 N 1.
По результатам проверки принято решение от 26.04.2017 N 9 о привлечении общества к налоговой ответственности (т. 1, л. 29 - 58).
Согласно пункту 3.1 резолютивной части решения обществу доначислен налог на имущество организаций в размере 5 352 103 рублей, пени в размере 1 961 864 рублей 99 копеек, также общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 267 604 рублей.
Решением управления Федеральной налоговой службы по Смоленской области от 03.07.2017 N 120 решение инспекции отменено в части доначислений по налогу на имущество организаций в размере 16 648 рублей, штрафа в размере 832 рублей 40 копеек и соответствующего размера пени (т. 2, л. 1 - 4).
В остальной части решение налогового органа оставлено без изменения, а апелляционная жалоба без удовлетворения.
Не согласившись с решением налогового органа в оставшейся части, общество обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с настоящим заявлением, указывая на то, что свинокомплекс не может быть принят к учету в качестве основного средства, а, следовательно, не является объектом обложения налога на имущество.
Рассматривая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности факта пригодности вышеуказанного объекта к использованию (эксплуатации), в связи с чем в полном объеме отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда области на основании нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 374 НК РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Порядок учета на балансе организации объекта основных средств регулируется приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01. В соответствии с пунктом 4 ПБУ 6/01 актив принимается к учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:
- объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
- объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
- организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
- объект способен приносить организации экономические выгоды (доходы) в будущем.
Момент возникновения обязанности по исчислению налога на имущество связан с фактом получения налогоплательщиком объекта, отвечающего всем признакам основного средства.
Согласно приказу Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 N 94н "Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению" счет 01 "Основные средства" предназначен для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации.
Понятие "основные средства" дано в Положении по ведению бухгалтерского учета. К основным средствам как совокупности материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организации в течение периода, превышающего 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев, относятся здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства и другие основные средства.
Бухгалтерский учет основных средств ведется в соответствии с ПБУ 6/01 и Методическими указаниями.
Вопрос об учете актива в качестве основного средства определяется, прежде всего, экономической сущностью объекта и лицо, имеющее возможность извлекать полезные свойства имущества, подлежит соответствующему налогообложению.
В ходе налоговой проверки налоговым органом установлено, что общество в проверяемом периоде занималось разведением свиней (репродукция, доращивание и откорм свиней для дальнейшей реализации мяса в убойном весе), оптовой торговлей мяса, включая субпродукты.
Обществу управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области выданы свидетельства о государственной регистрации права на свиноводческую ферму на 11 500 голов свиней (1,2,3 очереди):
- свиноводческая ферма на 11 500 голов свиней (первая очередь) назначение: нежилое, площадь застройки 4306,5 кв. м, степень готовности 91 %, инв. N 1-3319, лит. А, адрес объекта: Хорошовское сельское поселение, северо-восточная часть квартала, Рославльский р-н, Смоленская область. Свидетельство о государственной регистрации права 67-АБ N 765272 от 20.12.2012. Регистрация права произведена на основании разрешения на строительство от 14.10.2011 N RU67515000-161, кадастрового паспорта здания, выданного 29.11.2011 Смоленским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" Рославльским отделением, договора аренды от 23.08.2011, заключенного в г. Рославле Смоленской области, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав за N 67-67-06/126/2011-433;
- свиноводческая ферма на 11 500 голов свиней (вторая очередь) назначение: нежилое, площадь застройки 1762,5 кв. м, степень готовности 89 %, инв. N 1-3319, лит.А1, адрес объекта: Хорошовское сельское поселение, северо-восточная часть квартала, Рославльский р-н, Смоленская область. Свидетельство о государственной регистрации права 67-АБ N 794632 от 17.02.2012. Регистрация права произведена на основании разрешения на строительство от 14.10.2011 N RU672510500-161 и кадастрового паспорта здания, выданного 06.02.2012 Смоленским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" Рославльским отделением;
- свиноводческая ферма на 11 500 голов свиней (третья очередь) назначение: нежилое, площадь застройки 12 204,7 кв. м, степень готовности 89 %, инв. N 1-3319, лит. А1, адрес объекта: Хорошовское сельское поселение, северо-восточная часть квартала, Рославльский р-н, Смоленская область. Свидетельство о государственной регистрации права 67-АБ N794655 от 20.02.2012. Регистрация права произведена на основании разрешения на строительство от 14.10.2011 N RU672510500-161 и договора аренды земли от 23.08.2011, зарегистрированного в ЕГРП за N 67-67-06/126/2011-433, реализована Максимовой Е.Н. ИНН 551403626824 по договору купли продажи б/н от 20.03.2014.
В проверяемом периоде с 01.01.2013 по 31.12.2015 свиноводческая ферма (три очереди) учитывалась обществом на счете 08.03 "Незавершенное строительство" как объекты незавершенного строительства.
Кроме того, согласно информации, полученной из Интернета с официального сайта www.smolnews.ru, официальное открытие первой очереди свиноводческого комплекса в Хорошовском сельском поселении состоялось 30.11.2011.
В проверяемом периоде общество на постоянной основе осуществляло приобретение поросят для откорма по договору от 11.03.2013 с ООО "Рославльмясо".
За 2013 - 2014 годы обществом приобретено поросят на сумму 1 031 900 рублей, свиноматки закупались у ООО "Мясная корпорация", также приобретались корма для выращивания свиней. По договору с ИП Горбачевым С.С. (от 01.01.2013 N 3) оказывались услуги транспорта с водителем для доставки работников до места работы.
Обществом осуществлялась поставка свинок с откорма ООО "Рославльмясо" по договору поставки б/н от 10.01.2013. За 2013 год поставлено свинины на 113 810 рублей 80 копеек, за 1-е полугодие 2014 года - 655,2 тонн свинины на 42 541 рубль 60 копеек. Осуществлялась поставка живых свиней для убоя ООО "Рославльмясо", за 2-е полугодие 2014 года поставлено свиней на сумму 98 531 рубль 80 копеек, за 2015 год на 192 022 рублей 20 копеек.
Обществом за 2014 - 2015 годы поставлено свинины ООО "МПК "Смолмясо", ООО "ТД "ЮВС", ИП Петруничева М.А., ООО "НациональИнвест АПК" на общую сумму 23 501 рубль.
Согласно информации, полученной от ООО "Торговый дом "ВИК" (выписки из книги продаж, товарные накладные), у указанного контрагента обществом приобретено ветеринарных препаратов за 2013 год на сумму 387,8 тыс. рублей, за 2014 год на сумму 249,6 тыс. рублей, за 2015 год на сумму 268,0 тыс. рублей.
Также обществом приобреталось оборудование и расходные материалы для искусственного осеменения и маркировки животных, ветеринарные приборы и инструменты по договору от 01.02.2012 N кп-0102/12, заключенному с ООО "Веткарго" (ИНН 7719683817).
Проводились исследования и испытания образцов продукции по договору с Федеральным ГБУ "ВНИИИЗЖ" (ИНН 3327100048) по договору от 19.11.2012 N 271/11; приобретен программный продукт FARM для управления животноводческим комплексом у ООО "Рамонь-Агро" (ИНН 7724618203) по сублицензионным договорам от 13.03.2012 N Сб-130312 на 2013 год и от 18.06.2015 N С03-180615 на 2014 год; осуществлялась утилизация отходов производства по договору с ООО "ЭкоТранс" (ИНН 6725012741) от 01.01.2013 N 249/А; оказывались экологические услуги по договору с ООО "Техоборонэксперт" (ИНН 6729028414); приобретались горюче-смазочные материалы по договорам с 000 "РН-Карт-Смоленск" (ИНН 6731068975) от 10.12.2012 N Т/714/12-4229 и ООО "Арго" (ИНН 6725004645) от 15.02.2011 N 021; осуществлялась поставка газа по договору с ООО "Газпром межрегионгазСмоленск" (ИНН 6731035426) на 2013 год от 22.11.2012 N 48-7-5415/13, на 2014 год - N 48-7-5415/14 от 22.11.2013, на 2015 год N 48-7-5415/15 от 11.11.2014 для свинокомплекса, находящегося по адресу: д. Снегирево, Хорошовское с. п., Рославльский р-н, Смоленская область.
В соответствии с актами поданного-принятого газа объем потребления налогоплательщиком газа составил:
- за 2013 год 275,6 тыс. куб. м на сумму 1507,9 тыс. рублей,
- за 2014 год 282,8 тыс. куб. м на сумму 1691 тыс. рублей,
- за 2015 год 280,8 тыс. куб. м на сумму 1747,9 тыс. рублей.
Также обществом приобреталась электроэнергия по договорам с ПАО "МРСК Центра-"Смоленскэнерго" (ИНН6901067107), АО "АтомЭнергоСбыт" (ИНН 7704228075), ОАО "Смоленскэнергосбыт".
Общая сумма расходов ООО "Беконъ" за поставленную электроэнергию для свиноводческой фермы на 11 500 голов свиней составила:
- за 2013 год 6398,5 тыс. рублей,
- за 2014 год 6199,6 тыс. рублей,
- за 2015 год 7228, 0 тыс. рублей.
Учет затрат, связанных с содержанием и эксплуатацией свиноводческой фермы на 11 500 голов свиней, осуществлялся по бухгалтерскому учету на счете 20 "Основное производство" в составе затрат на основное производство, в налоговом учете - в составе расходов, связанных с производством и реализацией товаров (работ, услуг), что подтверждается за проверяемый период оборотами по главной книге по счетам 20, 26, 11, 90.2, 91.2 и пояснениями главного бухгалтера Силаевой В.А. (протокол допроса свидетеля от 12.08.2016 N 1897).
В соответствии с полученной лицензией СМО N 55982 ВЭ от 21.03.2011 на участке недр, расположенном в д. Снегирево, Хорошовское с/п., Рославльский р-н, Смоленская область, общество осуществляет добычу воды из артезианской скважины для производственных и хозяйственно-бытовых целей свиноводческой фермы на 11 500 голов свиней. В соответствии с данными журнала учета забранной воды из водных источников за 2013 год объем добычи воды составил 97 766 куб. м, за 2014 год - 112 300 куб. м, за 2015 год - 113 470 куб. м.
В соответствии со штатным расписанием общества на 01.11.2012, на 2013 - 2015 годы утверждены должности административно-управленческого персонала, операторов свиноводческих комплексов и механизированных ферм в количестве 12 единиц (далее - ед.), технологов - 4 ед., операторов дезинфекции и мойке - 3 ед., трактористов - 2 ед., слесарей-ремонтников - 3 ед., охранников - 3 ед. Всего 39 человек.
Согласно представленным сведениям среднесписочная численность работников организации за 2013 год составила 25 чел., за 2014 год - 24 чел., за 2015 год - 24 чел.
С целью установления фактического использования рабочего времени обществом выставлено требование о предоставлении табелей учета использования рабочего времени, должностных инструкций на ИТР и операторов свиноводческих ферм, расчетных ведомостей по заработной плате за 2013, 2014 и 2015 годы, исх. N 7928 от 25.11.2016. Из полученного ответа (от 06.12.2016 вх. N 018848) усматрнивается, что в проверяемом периоде в табелях учета рабочего времени весь проверяемый период по всем работникам организации проставлены отработанные дни, в расчетных ведомостях заработная плата начислена в соответствии с установленными окладами за все месяцы проверяемого периода.
В ходе опроса работники организации (оператор опороса свиноматок Головлева Г.В., ветеринарный врач Анисимов А.В, тракторист Старовойтов В.А., главный бухгалтер Силаева В.А.) подтвердили факт эксплуатации свиноводческой фермы на 11 500 голов свиней и использования ее в производственной деятельности с 01.01.2013 (протоколы допроса свидетелей от 12.08.2016 N 1894, от 09.06.2016 N 1843, от 16.06.2016 N 1849, от 12.08.2016 N 1897).
В соответствии с данными годовых отчетов общества, представленных в отдел сельского хозяйства администрации муниципального образования "Рославльский район" Смоленской области и полученных 08.06.2016 (вх. N 008637), среднегодовое поголовье свиней за 2014 год составило 12 500 голов, за 2015 - 15 639 голов. Объем производства животноводческой продукции за 2014 год составил 36 359 центнеров, за 2015 год - 45 276 центнеров.
В соответствии с данными главной книги общества, договоров, товарных накладных, актов приема-передачи выполненных работ (оказанных услуг) за период с 01.01.2013 по 31.12.2015 расходов, связанных со строительством свиноводческой фермы на 11 500 голов продуктивных свиноматок, не установлено.
В ходе осмотра производственной территории свиноводческой фермы на 11 500 голов свиней (протокол осмотра N 322 от 06.06.2016) установлено, что на свиноводческой ферме работает 28 человек (операторы свиноводческого комплекса, технологи 3 человека, ветеринарный врач, энергетик, тракторист). Работники фермы работают по двухсменному графику: первая смена с 8 часов до 16 часов, вторая - с 16 часов до 24 часов. Комплекс состоит из трех очередей:
- первая очередь включает в себя административно-бытовой комплекс с карантином площадью 4306,5 кв. м,
- вторая очередь включает в себя 3 корпуса, в которых расположены отделения: 1) осеменение, ремонт и молодняк, 2) супоросные свиноматки, 3) опорос, площадью 1762,5 кв. м,
- третья очередь включает в себя 5 корпусов: 1) доращивание, 2) откорм-1, 3) откорм-2, 4) откорм-3, 5) откорм-4, общей площадью 12204,7 кв. м.
Материалами дела подтверждено, что все корпуса соединены между собой 9-ю переходными галереями и представляют собой закрытый комплекс. На территории комплекса расположены контрольно-пропускной пункт с дисбарьером, автовесовой, пунктом утилизации биологических отходов, противопожарная насосная станция, трансформаторная подстанция, дизельная электростанция.
В административном комплексе расположены кабинет технолога, кабинет главного энергетика, комната приема пищи, бытовые помещения, душевые кабинки.
Первая и вторая очереди свиноводческой фермы принадлежат обществу на праве собственности. Третья очередь принадлежит ему на правах аренды по договору аренды имущества от 15.04.2014, заключенному с Максимовой Е.Н.
В ходе дополнительных мероприятий налогового контроля налоговым органом проведены допросы следующих свидетелей:
- Никитиной Нины Ивановны (протокол допроса от 27.03.2017 N 2108), работающей в обществе уборщицей с середины сентября по 07.11.2012. Затем работала оператором на осеменении на свиноводческом комплексе на 11 500 голов свиней в д. Козлово, уволилась в марте 2013 года. Пояснила, что в 2012 году строился дезбарьер и ограждение комплекса, в 2013 году строительные работы на комплексе не велись. На вопрос, какие объекты были не достроены в 2013 году, пояснила, что свиноводческая ферма была полностью построена;
- Коротова Романа Леонидовича (протокол допроса от 27.03.2017 N 2109) -работника ООО "Беконъ" (с 01.11.2012 по 01.02.2013), который пояснил, что работал 3 месяца на свиноферме на 11 500 голов свиней в д. Хорошово электромонтером, занимался обслуживанием электрооборудования (обогревателей, кормораздатчиков и сигнального оборудования), простоев в работе не было. Свидетель показал, что в период его работы был сдан в эксплуатацию последний ангар и заселены свиньи. На свиноводческой ферме на 2240 голов продуктивных свиноматок в д. Колпеница производились фундаментные работы и подводилось электричество;
- Агеева Виктора Алексеевича (протокол допроса свидетеля от 27.03.2017 N 2107) - механизатора ООО "Беконъ" (с 01.03.2011 по 30.04.2015). В ходе допроса пояснил, что в 2013 году был переведен на свиноводческий комплекс в с/п Хорошово, который был введен в эксплуатацию с 30.11.2011, в 2012 году были уже завезены свиньи и все уже было построено, достраивался дезбарьер и ограждение;
- Кочановой Людмилы Николаевны (протокола допроса свидетеля от 27.03.2017 N 2106) - оператора свиноводческого комплекса ООО "Беконъ" (с 14.05.2012 по 01.11.2013). В ходе допроса свидетель пояснила, что строительные работы на свиноводческой ферме на 11500 голов свиней в с/п Хорошово были закончены в 2012 году;
- Аравского Игоря Аркадьевича - директора общества (протокол допроса свидетеля от 23.03.2017 N 2096). В ходе допроса свидетель пояснил, что контроль за строительством свиноводческих ферм осуществляло ООО "ВСО-СтройМеханизация", какие объекты относятся к 1, 2, и 3 очередям свиноводческой фермы на 11 500 голов свиней затруднился ответить, распределение на этапы строительства произведено по рекомендации банка в соответствии с условиями кредитования необходимо было оформить залоговое имущество, какие именно строительные работы производились в 2013 году затруднился ответить, при этом пояснил, что не были достроены и введены в эксплуатацию 4 здания откорма, не стояло оборудование в полном объеме в зданиях опороса и доращивания. В 2013 году производственная деятельность и откорм молодняка свиней производились на территории колхоза "Племенное";
- Шмыгаль Алексея Петровича (протокол допроса от 27.03.2017 N 2101) -газоэлектросварщика и электрика колхоза "Племенное" (ИНН 6725010053). В ходе допроса свидетель пояснил, что в 2010 году свиньи размещались до весны 2011 года, здания были переоборудованы для содержания крупно-рогатого скота;
- Пузенко Марины Владимировны (протокол допроса от 27.03.2017 N 2104) -ветеринарного врача колхоза "Племенное" (ИНН 6725018278). В ходе допроса свидетель пояснил, что работает в колхозе с 01.09.2011 и в этом периоде на территории колхоза свиней не было;
- Горганова Александра Валерьевича (протокол допроса от 27.03.2017 N 2105) -рабочего ООО "Племенное" (ИНН 6725018278). В ходе допроса свидетель пояснил, что работал в колхозе с весны 2014 года и в этом периоде на территории колхоза свиней не было, выращивался только крупно-рогатый скот;
- Червонцевой Людмилы Дмитриевны (протокол допроса от 27.03.2017 N 2102) -зоотехника колхоза "Племенное" (ИНН 6725018278). В ходе допроса свидетель пояснил, что работал в колхозе с 01.10.2012 и в этом периоде на территории колхоза свиней не было, по данному адресу размещены коровы, бычки и телята.
- Павлова Николая Александровича (протокол допроса от 24.03.2017 N 2097) -водителя ООО "Племенное" (ИНН 6725018278). В ходе допроса свидетель пояснил, что работал с 2014 года по июль 2016 года и в этом периоде на территории общества свиней не было, по данному адресу размещены коровы.
С учетом вышеизложенного выявленные налоговым органом обстоятельства свидетельствуют о том, что животноводческий комплекс на 11 500 голов свиней в с/п Хорошово в 2013 году был фактически построен и введен в эксплуатацию, выращивание свиней производилось только на территории свиноводческого комплекса на 11 500 голов свиней.
Довод общества о том, что пока объект не обладает соответствующими техническими характеристиками даже при преждевременном его использовании, способность этого объекта приносить экономические выгоды организации в будущем не подтверждается, а значит, имущество подлежит учету на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" и не облагается налогом на имущество, был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получил надлежащую правовую оценку.
Согласно пункту 21 ПБУ 6/01 начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета.
Получение разрешения уполномоченного органа на эксплуатацию объекта основных средств для принятия его к учету в качестве такового не предусмотрено. Если часть помещений не введенного в эксплуатацию здания будет использоваться в предпринимательской деятельности организации, то это указывает на факт пригодности здания к эксплуатации в целом как объекта недвижимости (включающего в себя, в том числе сети и системы инженерно-технического обеспечения, без которых эксплуатация даже части здания невозможна) и на основании правил бухгалтерского учета указывает на необходимость его учета в составе основных средств, облагаемых налогом на имущество организаций.
Если часть помещений не введенного в эксплуатацию здания будет использоваться в предпринимательской деятельности организации, то это указывает на факт пригодности здания к эксплуатации в целом как объекта недвижимости (включающего в себя, в том числе сети и системы инженерно-технического обеспечения, без которых эксплуатация даже части здания невозможна) и на основании правил бухгалтерского учета указывает на необходимость его учета в составе основных средств, облагаемых налогом на имущество организаций.
Согласно пунктам 4, 7 и 8 ПБУ 6/01 во взаимосвязи постановка на баланс актива в качестве объекта основных средств производится при условии соблюдения критериев отнесения объекта к объектам основных средств после формирования его первоначальной стоимости.
Таким образом, исходя их указанных пунктов ПБУ 6/01 моментом принятия имущества, соответствующего вышеуказанным критериям, к учету в качестве основных средств является момент, когда по соответствующему объекту закончены вложения и объект доведен до пригодности к использованию (эксплуатации).
Согласно статье 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), устанавливающей требования законодательства Российской Федерации к эксплуатации зданий и сооружений, эксплуатация построенного, реконструированного здания, сооружения допускается после получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением случаев, указанных в части 3 статьи 55.24, то есть случаев, когда для строительства не требуется выдача разрешения на строительство).
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является документом, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации (часть 1 статьи 55 ГрК РФ).
Таким образом, разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию является документом, подтверждающим факт пригодности данного объекта к использованию (эксплуатации).
Согласно пункту 8 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 148 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 30 НК РФ", если конкретное имущество требует доведения до состояния готовности и возможности эксплуатации, такое имущество может учитываться в качестве основного средства и признаваться объектом налогообложения только после осуществления необходимых работ и формирования в установленном порядке первоначальной стоимости с учетом соответствующих расходов.
Доработка объекта недвижимости до состояния пригодности к эксплуатации сопровождается увеличением его стоимости, что влияет на формирование первоначальной стоимости, по которой он в дальнейшем будет принят к учету в качестве основного средства.
Если объект без доработки непригоден к использованию (эксплуатации), то его первоначальная стоимость не сформирована и его нельзя принять к учету в качестве основного средства.
При этом факт эксплуатации объекта может рассматриваться как подтверждение его пригодности к использованию (эксплуатации).
Согласно Федеральному закону от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон N 384-ФЗ) здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных.
В соответствии с положениями статьи 2 Закона N 384-ФЗ сеть инженерно-технического обеспечения - совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений; система инженерно-технического обеспечения - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности.
Использование объекта недвижимости (в том числе частично) предполагает, что введены в эксплуатацию сети и системы инженерно-технического обеспечения, входящие в здание. Без ввода в эксплуатацию систем инженерно-технического обеспечения (в том числе, например, теплоснабжения, электроснабжения, системы вентиляции, отопления и тому подобного) здание функционировать не может.
При этом система инженерно-технического обеспечения здания проектируется и внедряется в целом для здания, а не для его части.
С учетом изложенного нельзя признать несформированной первоначальную стоимость фактически эксплуатируемого (в том числе частично) рассматриваемого объекта недвижимости.
Принимая во внимание положения главы 30 НК РФ, предусматривающей налогообложение в целом объекта недвижимого имущества, признаваемого основным средством, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что вне зависимости от факта его эксплуатации (или частичной эксплуатации) оно должно облагаться налогом в целом с момента перевода здания в состав основных средств.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Доводы общества, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом второй инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 14.12.2017 по делу N А62-5890/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Тимашкова |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-5890/2017
Истец: ООО "БЕКОНЪ"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N1 по Смоленской области