22 марта 2018 г. |
дело N А84-2742/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 марта 2018 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Баукиной Е.А., судей Зарубина А.В., Рыбиной С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Голубенко В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия города Севастополя "Управляющая компания "Север" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 25.09.2017 по делу N А84-2742/2017 (судья Смоляков А.Ю.),
принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "СЕВЭНЕРГОСБЫТ" (ИНН 9201515119, ОГРН 1169204054139, ул. Хрусталева, д. 44, г. Севастополь, 299040)
к государственному унитарному предприятию города Севастополя "Управляющая компания "Север" (ИНН 9203536259, ОГРН 1159204008083, ул. Михайловская, д. 13А, г. Севастополь, 299002)
о взыскании денежных средств,
при участии:
от государственного унитарного предприятия города Севастополя "Управляющая компания "Север" представителя - Михайловой Н.В. на основании доверенности от 09.01.2018 N 1;
от общества с ограниченной ответственностью "СЕВЭНЕРГОСБЫТ" -представителя Майницкого М.И. на основании доверенности от 09.01.2018 N 127,
установил:
общество ограниченной ответственностью "СЕВЭНЕРГОСБЫТ" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с иском к государственному унитарному предприятию города Севастополя "Управляющая компания "Север" (далее - Предприятие) о взыскании 1246336,98 руб. задолженности за потребленную электроэнергию.
Определением от 24.07.2017 дело принято к производству суда.
Решением от 25.09.2017 исковые требования Общества удовлетворены в полном объеме. С Предприятия в пользу Общества взыскана задолженность за электроэнергию в сумме 1246336,98 руб. а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 25463 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Предприятие обратилось с апелляционной жалобой, просит решение от 25.09.2017 отменить в удовлетворении исковых требований Общества отказать в полном объеме.
Основаниями для отмены обжалуемого решения Общество указывает неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам, неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Так, апеллянт ссылается на то, что 315 многоквартирных домов находятся не в управлении, а на обслуживании Предприятия на основании распоряжения Правительства города Севастополя от 26.02.2015 N 89-РП "Об определении зон обслуживания многоквартирных домов на территории города Севастополя" до проведения открытого конкурса по выбору управляющей компании. Постановлением Правительства города Севастополя от 28.12.2016 N 1286 "Об утверждении платы за содержание жилого помещения на 2017 года" на Предприятие не возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг. Суд не принял во внимание пункт 1 письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30.12.2016 N 45099-АЧ/04 о том, что оплата электрической энергии, используемой в целях содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме (далее - МКД) осуществляется потребителями в таком МКД в составе платы за коммунальные услуги, которую управляющая компания (Предприятие) не начисляет, соответственно, начисление за общедомовые нужды (ОДН) истец должен производить напрямую жильцам.
Кроме того, апеллянт указывает, что суд не учел, что согласно пункту 3 письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30.12.2016 N 45099-АЧ/04 для расчета ОДН с 01.02.2017 должен браться норматив потребления коммунальных услуг на ОДН, действующий на 01.11.2016. Однако для г. Севастополя на 01.11.2016 такого норматива не было. В городе Севастополе включение ОДН в состав тарифа возможен лишь с 2018 года. Согласно пункту 3 после принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498, решения об установлении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме для последующего включения в размер платы за содержание жилого помещения расходов на коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме требуется принятие общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме соответствующего решения в соответствии со статьями 44 - 48, 156 ЖК РФ. Соответствующие решения собственников МКД отсутствуют.
Определением от 07.11.2017 апелляционная жалоба принята к производству Двадцать первого арбитражного апелляционного суда.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество просит оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, поскольку на основании распоряжения Правительства города Севастополя от 26.02.2015 N 89-РП "Об определении зон обслуживания многоквартирных домов на территории города Севастополя" в зону обслуживания Предприятия с 01.03.2015 входят все многоквартирные дома, перечисленные в договоре энергоснабжения от 10.01.2017 N 3113517; указанные дома ответчик продолжает обслуживать в соответствии с распоряжением Правительства города Севастополя от 20.07.2017 N 333-РП; пунктом 1.8 постановления Правительства Севастополя от 28.12.2016 N 1295-ПП, вступившего в силу с 01.01.2017, утверждены с указанной даты нормативы потребления коммунальных услуг для населения (подробно описаны в приложении N 8 и таблицах NN 1-5); апеллянт взимает с населения плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества МКД в соответствии со статьями 155, 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, следовательно, в соответствии с указанными нормами обязан осуществлять расчеты с ресурсоснабжающими организациями. Ссылки апеллянта на письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30.12.2016 N 45099-АЧ/04 ошибочны. В пункте 2 этого письма прямо указано, что начало действия нормативов потребления коммунальных услуг, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердившим такие нормативы, но не позднее 1 июня 2017 года.
По системе "Мой арбитр" апеллянт перед судебными заседаниями апелляционной инстанции 29.11.2017 и 13.12.2017 представил возражения по делу и контррасчет, в которых дополняет как доводы апелляционной жалобы, так и возражения, изложенные в отзыве на исковое заявление (представлен в суде первой инстанции (т.1, л.д. 60-63, 68-69)), следующими аргументами:
- судом взысканы суммы по приборам учета, не находящимся на балансе или ином вещном праве апеллянта и не относящимся к общедомовой собственности (магазины, потери в сетях от трансформаторных подстанций);
- расчет ОДН истцом произведен неверно, так как в общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, включены площади чердаков и подвалов, которые не освещаются, что не соответствует формуле 15, утвержденной постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. 09.09.2017);
- предприятие осуществляло закупку на электроэнергию на хозяйственные нужды и на стоимость электроэнергии лифтов согласно нормам Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ в декабре 2016 года, стоимость ОДН в состав закупки не входила;
- дома N 34 и N 35 по ул. Авиаторов относятся к домам не на прямых расчетах с истцом, а на расчетах путем сбора оплаты с населения управляющей компанией и перечисления ответчиком средств истцу, следовательно, тариф за потребление электроэнергии жильцами внутри квартиры должен быть равен утвержденному и не зависеть от порядка оплаты;
- начисления произведены необоснованно от трансформаторных подстанций, поскольку не произведено разграничение балансовой принадлежности по внешней стене дома (данный порядок не был определен условиями договора между сторонами).
Апеллянт (управляющая компания) также заявил ходатайство об истребовании у истца (энергоснабжающей организации) по каждому дому расчета суммы иска с указанием формул расчета ОДН и применяемых площадей МКД с обоснованием расчетов.
Суд апелляционной инстанции оценивает вышеуказанное процессуальное поведение апеллянта по правилам части 2 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) как недобросовестное и противоречащее пункту 3 части 5 статьи 131, части 2 статьи 9, части 3 статьи 65 о раскрытии аргументов (возражений) и доказательств в отзыве на исковое заявление, до начала судебного разбирательства.
На основании части 7 статьи 268 АПК РФ, с учетом абзаца 6 пункта 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" суд апелляционной инстанции не принимает и не рассматривает вышеуказанные новые доводы и возражения апеллянта, которые не были предметом рассмотрения арбитражном суде первой инстанции.
Заслушав пояснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменный отзыв на нее, проверив соблюдение судом первой инстанции норм процессуального права, правильность применения им норм материального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, судебная коллегия пришла к выводу, что решение суда первой инстанции отмене не подлежит по следующим основаниям.
Правоотношения сторон возникли из договора энергоснабжения N 3113517 с исполнителем коммунальных услуг, заключенным 10.01.2017 (далее - Договор).
Согласно пункту 1.1 Договора гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощность) в точке (точках) поставки на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств потребителя в пределах мощности, разрешенной технической документацией на присоединение и (или) актом разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон, оказывать через привлеченные сетевые организации услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителю, а потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электроэнергию (мощность) и оказанные услуги, а также соблюдать режим потребления электроэнергии (мощности), обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением электроэнергии.
Гарантирующий поставщик имеет право требовать от Исполнителя оплаты фактического объема коммунального ресурса, принятого потребителями, в соответствии с условиями настоящего Договора (пункт 2.2.1 Договора).
Исполнитель обязан соблюдать установленные договором условия и сроки оплаты (пункт 2.3.1 Договора).
В соответствии с пунктом 2.3.8 Договора исполнитель обязан проводить 1 раз в месяц, квартал с гарантирующим поставщиком сверку расчетов по Договору.
Согласно пункту 2.3.9 Договора исполнитель обязан предоставлять гарантирующему поставщику до 12.00 часов 26-го числа текущего месяца показания расчетных приборов учета, снятые по состоянию с 23-го по 25-е число текущего месяца.
В соответствии с пунктом 2.3.17 Договора на исполнителя возложена обязанность в течение 5 рабочих дней с даты получения запроса гарантирующего поставщика предоставлять сведения о размере площади каждого жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме, а также об общей площади помещений в многоквартирном доме, включая помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В пункте 3.1 Договора стороны согласовали, что количество (объем) электрической энергии, принятое исполнителем, определяется на основании данных, полученных с помощью расчетного прибора учета (приложение 1) как разница показаний расчетного прибора учета на конец и начало расчетного периода, умноженная на коэффициент учета при наличии в схемах учета измерительных трансформаторов.
Согласно пункту 3.2 Договора при установке расчетных приборов учета не на границе балансовой принадлежности сетей, количество отпущенной электроэнергии корректируется на величину потерь электроэнергии, возникших в сети на участке от места установки этих приборов до границы балансовой принадлежности электрических сетей (Приложение N 5).
Исполнитель коммунальных услуг (ответчик) не представил доказательства, что при заключении Договора предлагал гарантирующему поставщику оформить Приложение N 5 для тех многоквартирных домов, находящихся на его обслуживании, в которых учет электроэнергии ведется не от внешней стены дома.
В соответствии с пунктом 3.3 Договора количество (объем) электрической энергии, принятое исполнителем в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки электроэнергии собственникам и пользователям нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам энергоснабжения, заключенным ими непосредственно с гарантирующим поставщиком.
Пунктом 4.1 Договора установлено, что расчетным периодом для осуществления расчетов принимается 1 календарный месяц.
Пунктами 4.2 и 4.3 Договора согласован порядок расчета платы за электрическую энергию по тарифам, установленным уполномоченным органом власти.
В пункте 4.4 Договора оговорено, что окончательный расчет за расчетный период производится на основании ежемесячно выставляемых гарантирующим поставщиком счетов, счетов-фактур до 15 числа месяца, следующего за расчетным месяцем.
Согласно расчетным ведомостям электропотребления за периоды с 01.01.2017 по 31.01.2017 и с 01.02.2017 по 28.02.2017, подписанным без возражений представителем Предприятия (ответчика), из которых усматривается порядок исчисления платы за полученную электроэнергию по каждому жилому дому; а также полученным ответчиком нарочно актам приема-передачи от 31.01.2017 N 961, от 28.02.2017 N 5559, Предприятию по Договору поставлена электроэнергия в январе 2017 в объеме 218247 кВт/ч на сумму 640454,68 руб.; в феврале 2017 в объеме 207034 кВт/ч на сумму 605882,30 руб.
Таким образом, Предприятие, подписав расчетные ведомости, согласовало отсутствие потерь при поставке электрической энергии в многоквартирные жилые дома.
Исполнителю коммунальных услуг выставлены счета для оплаты от 31.01.2017 N 2667 на сумму 640454,68 рублей и от 28.02.2017 N 19537 на сумму 605882,30 рублей.
Указанные счета получены потребителем, о чем имеются соответствующие отметки в журнале - реестре регистрации выдачи расчетных документов, но ответчиком не оплачены.
Общество заявило Предприятию претензию от 06.04.2017 N 1022 об уплате задолженности в размере 1246336,98 руб.
Поскольку указанная претензия оставлена Предприятием без ответа, ООО "СЕВЭНЕРГОСБЫТ" обратилось с настоящим иском в суд.
Удовлетворяя исковые требования Общества, арбитражный суд первой инстанции обоснованно руководствовался нормами 309, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 2 статьи 544 ГК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - Основные положения).
Пунктом 81 Основных положений предусмотрено, что исполнители коммунальной услуги обязаны вносить в адрес гарантирующего поставщика оплату стоимости поставленной за расчетный период электрической энергии (мощности) до 15-го числа месяца, следующего за расчетным периодом, если поставщиком не предусмотрен более поздний срок оплаты.
В соответствии с абзацем седьмым пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) и статьями 155 и 161 ЖК РФ Управляющая компания во взаимоотношениях с ресурсоснабжающими организациями является исполнителем коммунальных услуг, выполняет функции управляющей организации.
Согласно пункту 68 Основных положений исполнитель коммунальной услуги в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в целях оказания потребителям коммунальной услуги по электроснабжению (коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, предоставляемой исполнителем коммунальной услуги с использованием электрической энергии при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) заключает договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком или энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией в соответствии с настоящим документом и Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124.
Таким образом, в силу своего статуса, Управляющая компания обязана приобретать электрическую энергию у гарантирующего поставщика для целей оказания собственникам и нанимателям жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги по электроснабжению, использования электрической энергии на общедомовые нужды (ОДН), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" Правила N 354 подлежат применению на территориях Республики Крым и города Севастополя к правоотношениям, возникшим после 01.07.2015.
В пункте 40 Правил N 354 определено, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме, то есть за коммунальные услуги, предоставленные на ОДН.
Согласно абзацу второму пункта 44 Правил N 354 распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на ОДН за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае, если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, исполнитель оплачивает за счет собственных средств (абзац третий пункта 44 Правил N 354).
Системное толкование части 1 статьи 157 ЖК РФ, пункта 13 Правил N 354, пункта 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, исключает возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации. Данный подход в равной мере относится как к внутриквартирному потреблению соответствующих коммунальных ресурсов, так и к потреблению этих ресурсов на общедомовые нужды (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016).
Разделом 3 Договора определен порядок учета электрической энергии.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Факт передачи истцом электроэнергии и принятия ее ответчиком подтвержден материалами дела и ответчиком не оспаривается.
В рассматриваемом деле спор возник в связи с начислением стоимости электрической энергии на общедомовые нужды.
Как указывалось ранее, Предприятие является исполнителем коммунальных услуг, согласно заключенному Договору, тем самым, истец имел право взимать плату за оказанные услуги электроснабжения, в т.ч., в местах общего пользования МКД.
В соответствии с Приложением N 9 к Договору, истец поставляет ответчику электроэнергию, в т.ч. и на ОДН.
Таким образом, заявленные истцом требования вытекают из условий Договора между сторонами, а доводы ответчика о необходимости исключения из расчета сумм на оплату электроэнергии по точкам учета с услугой "общедомовые нужды", не обоснованы.
Довод ответчика о том, что часть домов принята им на обслуживание, что освобождает его от обязанности оплачивать электроэнергию по ОДН в данных домах, не принимается судом по следующим основаниям.
Управляющая компания осуществляет свою хозяйственную деятельность на основании лицензии, перечень жилых домов, находящихся в управлении, определен распоряжением Правительства Севастополя от 26.02.2015 N 89-Рп "Об определении зон обслуживания многоквартирных домов на территории города Севастополя".
В соответствии с Распоряжением Правительства Севастополя от 26.02.2015 N 89-РП жилой фонд Севастополя, состоящий из многоквартирных домов (далее - МКД), собственники помещений, в которых не выбрали способ управления, передан на обслуживание 10 управляющим компаниям. На основании данного распоряжения управляющие компании заключили договоры энергоснабжения с ООО "СЕВЭНЕРГОСБЫТ". В рамках исполнения указанных договоров гарантирующий поставщик осуществляет поставку энергосресурса в МКД, а управляющие компании оплачивают стоимость поставленного ресурса.
Таким образом, часть домов выбрала управляющую организацию самостоятельно по решению собственников, а часть домов передана Управляющей компании Распоряжением Правительства Севастополя. Поскольку действующее законодательство не предусматривает такой вид управления МКД как обслуживание Управляющей компанией, судебная коллегия приходит к выводу, что данные дома переданы в управление Предприятию (ответчику) до момента выбора собственниками иного способа управления.
Все указанные дома в части ОДН включены в перечень точек поставки (Приложение N 9 к Договору). Действия по их исключению из данного приложения ответчиком не предпринимались.
Спорные дома ответчик продолжает обслуживать в соответствии с распоряжением Правительства города Севастополя от 20.07.2017 N 333-РП.
Ответчик, ссылаясь на неправильность расчета произведенного истцом, свой контррасчет в суд первой инстанции не представил.
Утверждения представителя ответчика о том, что в городе федерального значения Севастополе включение общедомовых нужд в состав тарифа возможно лишь с 2018 года является надуманным и не подтверждается доказательствами по делу. Пунктом 9.3 части 9 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 2, 3 Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" нормативы потребления коммунальных ресурсов (холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме) должны быть утверждены органам государственной власти субъектов Российской Федерации не позднее 01.06.2017. До утверждения нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, но не позднее 1 июня 2017 г., при расчете размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, применяются установленные субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 г. нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
В абзаце 6 пункта 2 письма Минстроя России от 30.12.2016 N 45099-АЧ/04 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с включением с 1 января 2017 года расходов на приобретение коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в размер платы за содержание жилого помещения" указывается, что начало действия нормативов потребления коммунальных услуг, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердившим такие нормативы, но не позднее 1 июня 2017 года.
Нормативы потребления коммунальных услуг для населения города Севастополя утверждены постановлением Правительства города Севастополя N 1295-ПП от 28.12.2016, вступившем в силу с 01.01.2017. В судебном порядке данное постановление не обжаловано, силу не утратило и действует по настоящее время.
Доводы представителя предприятия со ссылкой на пункты 1, 3 письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2016 N 45099-АЧ/04, вырваны из общего контекста письма, что искажает смысл данных Министерством строительства и ЖКХ разъяснений.
Управляющие организации в силу статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, должны предоставлять жителям многоквартирных домов весь комплекс коммунальных услуг, в том числе закупать электроэнергию для мест общего пользования многоквартирных жилых домов, и не могут осуществлять только часть функций управления, не оказывая населению коммунальную услугу по энергоснабжению.
В соответствии с п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 в состав общего имущества включаются: а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
Аналогичная позиция содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.07.2017 N 41-КГ17-18.
Порядок расчета платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды определен пунктами 44, 48 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются судебной коллегией, поскольку не подтверждены материалами дела и надлежащими доказательствами в понимании статей 64, 65 АПК РФ, которые были бы раскрыты ответчиком при рассмотрении дела судом первой инстанции.
При принятии решения, учитывая непредставление ответчиком возражений против иска со ссылкой на конкретные фактические обстоятельства неправильного, по его мнению, начисления платы за электроэнергию по каждому многоквартирному жилому дому, суд первой инстанции обоснованно руководствовался частью 3.1 статьи 70 АПК РФ а также правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в постановлении от 06.03.2012 N 12505/11.
Судебная коллегия апелляционной инстанции пришла к выводу, что суд первой инстанции достаточно полно установил фактические обстоятельства дела, исследовал представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в связи с рассмотрением апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 20 сентября 2017 года по делу N А84-2742/2017 оставить без изменения; апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия города Севастополя "Управляющая компания "Север" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Баукина |
Судьи |
А.В. Зарубин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-2742/2017
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 12 сентября 2018 г. N Ф10-2708/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "СЕВЭНЕРГОСБЫТ"
Ответчик: ГУП ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ СЕВЕР
Хронология рассмотрения дела:
12.09.2018 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2708/18
05.09.2018 Определение Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2245/17
22.03.2018 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2245/17
25.09.2017 Решение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-2742/17