город Москва |
|
15 марта 2018 г. |
дело N А40-102031/17 |
Резолютивная часть постановления оглашена 01.03.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.03.2018.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Лепихин Д.Е., Кочешкова М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества г. Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.10.2017
по делу N А40-102031/17, принятое судьей Чекмаревой Н.А.
по заявлению Гаражного потребительского кооператива "Багратион" (ОГРН 1037739232970)
к Департаменту городского имущества г. Москвы (ОГРН 1037739510423)
о признании незаконным решения и действий;
при участии:
от заявителя - Ежков А.С. по доверенности от 02.04.2017;
от заинтересованного лица - Абрамов Н.Н. по доверенности от 28.12.2017;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 30.10.2017 признаны незаконными решение и действия (бездействие) Департамента городского имущества г. Москвы, касающиеся исчисления арендной платы по договору от 16.10.2001 N М-07-505138 (за земельный участок кадастровый номер 77:07:05008:078, расположенный по адресу: Москва, проезд Багратионовский, влад. 14) по ставке в размере 1,5 % от кадастровой стоимости земельного участка.
Департамент не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители Департамента и кооператива в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Из материалов дела следует, что между Гаражным потребительским кооперативом "Багратион" (ГПК "Багратион" - арендатор) и Департаментом городского имущества г. Москвы (правопреемник Департамента земельных ресурсов г. Москвы - арендодатель) заключен договор аренды земельного участка от 16.10.2001 N М-07-505138 с кадастровым номером 77:07:05008:078 (адресные ориентиры: Москва, Багратионовский проезд, вл. 14) площадью 3.681 кв.м., предоставляемого в пользование на условиях аренды под эксплуатацию автостоянки на 201 машиномест, сторожевого поста эстакады и пункта технического обслуживания.
По условиям договора аренды ГПК "Багратион" производит оплату аренды земельных участков в сроки и в размере, установленном договором и действующим законодательством.
Уведомлением от 02.03.2017 N 33-А-11447/17-(0)-0 Департамент имущества г. Москвы уведомил заявителя о том, что ставка арендной платы по договору от 16.10.2001 N М-07-505138 (земельный участок 77:07:05008:078) установлена в размере 1,5 % от кадастровой стоимости земельного участка. Основанием для установления ставки явилось то обстоятельство, что земельный участок предоставлен в аренду не только для эксплуатации стоянки для личного автотранспорта, но и для поста эстакады и пункта технического обслуживания, то есть для размещения объектов бытового обслуживания и при исчислении арендной платы в соответствии с п. 2.7 постановления Правительства г. Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП следует применять максимальную ставку арендной платы, а именно: ставку, установленную п. 5 Приложения к указанному постановлению для земельных участок, предоставленных для размещения объектов бытового обслуживания, а также Департамент указал на имеющиеся факты нецелевого использования земельного участка и ведение кооперативом на нем коммерческой деятельности, связанной с предоставлением платных услуг бытового обслуживания лиц.
Из пояснений заявителя следует, что он неоднократно обращался в адрес Департамента с требованием расчета и взимания арендной платы за земельный участок 77:07:05008:078 по ставке в размере 0,3 % от кадастровой стоимости земельного участка.
Письмом от 27.04.2017 N ДГИ-1-28833/17-1 Департаментом сообщено заявителю о том, что арендная плата за земельный участок 77:07:05008:078 начисляется Департаментом по ставке 1,5 % от кадастровой стоимости земельного участка.
Не согласившись с решением и считая действия Департамента незаконными, кооператив обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из фактических обстоятельств дела и наличия правовых оснований.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правом на обращение в арбитражный суд обладает заинтересованное лицо.
Согласно ч. 2 ст. 201 названного Кодекса действия (бездействие) признаются судом незаконными при наличии одновременно двух условий - не соответствие их закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемых действий (бездействия) закону (иному нормативному правовому акту) в силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного кодекса Российской Федерации возложена на орган, допустивший действие (бездействие). При этом, согласно положений ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 65 Кодекса представление доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя оспариваемым действиями (бездействием) возложена на самого заявителя.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Гаражным потребительским кооперативом "Багратион" доказано нарушение его прав и законных интересов оспариваемыми действиями Департамента исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 09.10.2015 по делу N А40-215173/14 установлено, что земельный участок кадастровый номер 77:07:05008:078 предоставлен и используется ГПК "Багратион" для эксплуатации гаражей-стоянок для личного автотранспорта, а не как земельный участок, предназначенный для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Арендную плату следует исчислять по ставке, установленной п. 3.2 Приложения к постановлению Правительства г. Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП (как за земельный участок, предназначенный для эксплуатации гаражей-стоянок для личного автотранспорта в размере 0,3 % от кадастровой стоимости земельного участка), а не п. 5 Приложения (как за земельный участок, предназначенный для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания в размере 1,5 % от кадастровой стоимости).
В соответствии с п. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Согласно ст. 7 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации", ч. 1 ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что вступившие в законную силу судебные акты - решения, определения, постановления арбитражных судов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Пункт 1.2 договора аренды предусматривает, что участок предоставляется в аренду без права изменения установленного в п. 1.1 целевого назначения.
Согласно п. 1.4 договора на участке находятся металлические укрытия на 102 машиноместа.
Согласно п. 3.4 договора, размер ежегодной арендной платы изменяется и подлежит обязательной уплате арендатором в каждом случае централизованного изменения (введения) ставок арендной платы и (или) коэффициентов к ставкам арендной платы (в том числе коэффициентов индексации) полномочным (уполномоченным) органом государственной власти Российской Федерации и (или) г. Москвы без согласования с арендатором и без внесения соответствующих изменений (или) дополнений в договор.
По состоянию на дату подписания договора аренды спорного земельного участка порядок определения арендной платы за землю на территории г. Москвы установлен Законом г. Москвы от 16.07.1997 N 34 "Об основах платного землепользования в г. Москве", распоряжениями Мэра г. Москвы от 25.09.1998 N 980-РМ "Об арендной плате за землю в г. Москве", от 02.04.1999 N 285-РМ "Об изменении ставок арендной платы за землю с 01.01.1999".
В соответствии со ст. 5 Закона г. Москвы от 16.07.1997 N 34 размер регулярных земельных платежей для владельца, пользователя, арендатора земельного участка определяется как произведение площади земельного участка, соответствующей ставки регулярных земельных платежей и поправочных коэффициентов с учетом установленных законодательством льгот.
В соответствии с Приложением 1 к распоряжению Мэра г. Москвы от 02.04.1999 N 285-РМ ставка арендной платы для многоэтажных и подземных гаражей-стоянок для индивидуального автотранспорта составляла 18.000 руб. за 1 га, для одноэтажных (плоскостных) гаражей-стоянок - 90.000 руб. за 1 га, а для автозаправочных станций и комплексов, моечных постов, организаций автотехобслуживания и магазинов сопутствующих товаров - 270.000 руб. за 1 га.
В последующем порядок исчисления арендной платы за землю в г. Москве изменен.
Стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом определяемой действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды. Соответственно стороны договора аренды обязаны руководствоваться теми ставками арендной платы земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, которая предписана соответствующим нормативным актом.
Согласно ст. 20 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в г. Москве" порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности г. Москвы, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование таких земельных участков устанавливаются Правительством г. Москвы при определении размера арендной платы учитываются разрешенное использование земельных участков, вид осуществляемой на них хозяйственной и иной деятельности, а также дополнительные условия использования земельных участков, установленные для решения социальных задач и задач развития города; размер ежегодной арендной платы устанавливается на основании кадастровой стоимости или рыночной стоимости, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно п. 1 постановления от 25.04.2006 N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в г. Москве" Правительством г. Москвы утверждены ставки арендной платы за землю в г. Москве согласно Приложению 1, а именно в процентах от кадастровой стоимости земельного участка, а в п. 2 постановления установлено, что эти ставки применяются при заключении договоров аренды и дополнительных соглашений к ним с 01.07.2006.
Постановлением от 10.09.2012 N 477-ПП Правительством г. Москвы внесены в постановление от 25.04.2006 N 273-ПП изменения и п. 1 дополнен нормой о том, что арендная плата за земельные участки, находящиеся в собственности г. Москвы и земельные участки на территории г. Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, с 01.10.2012 исчисляется по ставкам, установленным Приложением 1, то есть в процентах от кадастровой стоимости земельного участка.
Одновременно распоряжением Мэра г. Москвы от 11.09.2012 N 744-РМ признаны утратившими силу распоряжения Мэра г. Москвы от 25.09.1998 N 980-РМ и от 02.04.1999 N 285-РМ.
Следовательно, с 01.10.2012, после принятия распоряжения Мэра г. Москвы от 11.09.2012 N 744-РМ и постановления Правительства г. Москвы от 10.09.2012 N 477-ПП, арендная плата за землю в г. Москве исчисляется исключительно по ставкам, установленным Приложением 1 к постановлению Правительства г. Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП, то есть исходя из кадастровой стоимости земельного участка, вне зависимости от времени заключения договора аренды земельного участка.
Согласно п. 3 Приложения 1 к постановлению Правительства г. Москвы от 25.04.2006 N 273- ПП размер арендной платы за земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок, за исключением земельных участков, предназначенных для строительства многоэтажных и (или) подземных гаражей-стоянок для личного автотранспорта, для строительства гаражей-автостоянок для личного автотранспорта, включенных в программу "народный гараж", а также "перехватывающих" парковок, для строительства объектов транспортно-пересадочных узлов, и за исключением земельных участков, предназначенных для эксплуатации гаражей-стоянок для личного автотранспорта, установлена в размере 1,5 % от кадастровой стоимости земельного участка. Пунктом 3.2 Приложения ставка арендной платы за земельные участки, предназначенные для эксплуатации гаражей-стоянок для личного автотранспорта, устанавливается в размере 0,3 % от кадастровой стоимости земельного участка.
Пунктом 2.7 постановления Правительства г. Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП установлено, что ежегодная арендная плата за земельный участок с более чем одним видом разрешенного использования определяется в порядке, указанном в п. 2.1 постановления, на основании максимального значения кадастровой стоимости; в случае если для вида разрешенного использования земельного участка установлено несколько ставок, для расчета арендной платы применяется максимальная ставка из соответствующих указанному виду разрешенного использования земельного участка.
Согласно п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на перечисленные в этом пункте категории, в том числе земли населенных пунктов; земли, указанные в п. 1 ст. 7, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением; п. 2 ст. 7 Кодекса устанавливает, что любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования, а сами виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В период до издания указанного приказа виды разрешенного использования устанавливались приказом Минэкономразвития от 15.02.2007 N 39 "Об утверждении Методических указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" (в редакции приказа от 11.02.2011 N 3) установлены такие виды разрешенного использования, как - 1.2.3. земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок - 1.2.9 - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
Перечнем видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в г. Москве, утвержденным постановлением Правительства г. Москвы от 25.05.2011 N 228- ПП, с указанием номера вида разрешенного использования согласно приказу Минэкономразвития от 15.02.2007 N 39 (в редакции приказа от 11.02.2011 N 3), предусматриваются такие виды разрешенного использования земельных участков, как: 3.1.1. - объекты размещения предприятий по ремонту и техническому обслуживанию общественных и личных транспортных средств (код - 3001 01, номер вида разрешенного использования по приказу Минэкономразвития от 15.02.2007 N 39-1.2.9); 3.4.8 - объекты размещения стоянок, помещений гаражей боксового типа (код 004 08, номер вида разрешенного использования согласно приказу Минэкономразвития от 15.02.2007 N 39-1.2.3).
Договором аренды для заявителя применялась ставка арендной платы в размере 90.000 руб. за 1 га, то есть в размере, установленном распоряжением Мэра г. Москвы от 02.04.1999 N 285-РМ для одноэтажных (плоскостных) гаражей-стоянок, при том, что в п. 1.1 договора аренды указано, что земельный участок предоставляется ответчику в аренду не только для эксплуатации крытой автостоянки, но и для поста эстакады и пункта технического обслуживания.
Поскольку за период со дня заключения договора аренды земельного участка его целевое назначение, установленное в п. 1.1 договора не изменилось, с 01.10.2012 арендную плату следует исчислять по ставке, установленной п. 3.2 Приложения к постановлению Правительства г. Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП (как за земельный участок, предназначенный для эксплуатации гаражей-стоянок для личного автотранспорта, - в размере 0,3 % от кадастровой стоимости земельного участка).
Кроме того, иные виды разрешенного использования земельного участка, указанные в п. 1.1 договора аренды, как то эксплуатация сторожевого поста эстакады и пункта технического обслуживания Приложением N 1 к постановлению Правительства г. Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП не предусмотрены и ставка арендной платы за землю по ним не определена.
В материалы дела не представлено доказательств того, что эксплуатация сторожевого поста эстакады и пункта технического обслуживания осуществляется заявителем не для удовлетворения потребностей членов кооператива, связанных с обеспечением безопасности движения, а в иных, коммерческих целях.
Довод Департамента на то, что размер арендной платы напрямую зависит от кадастровой стоимости земельного участка, является необоснованным, поскольку за период со дня заключения договора аренды земельного участка его целевое назначение, установленное в п. 1.1 договора, не изменилось, земельный участок, предназначен для эксплуатации гаражей-стоянок для личного автотранспорта. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного следует, что Департаментом неправомерно исчислена арендная плата исходя из ставки 1,5 % от кадастровой стоимости земельного участка.
Таким образом, права и законные интересы заявителя оспариваемыми действиями Департамента, выразившееся в принятии оспариваемого решения, касающиеся исчисления арендной платы по договору от 16.10.2001 N М-07-505138 (за земельный участок кадастровый номер 77:07:05008:078, расположенный по адресу: Москва, проезд Багратионовский, влад. 14) по ставке в размере 1,5 % от кадастровой стоимости земельного участка нарушены.
В части требования о возложении на Департамент обязанности исчислить арендную плату по договору от 16.10.2001 N М-07-505138 (за земельный участок кадастровый номер 77:07:05008:078, расположенный по адресу: Москва, проезд Багратионовский, влад. 14) по ставке размере 0,3 % от кадастровой стоимости земельного участка, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем избран ненадлежащий способ защиты права.
Оснований для иного вывода суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.10.2017 по делу N А40-102031/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.