г. Хабаровск |
|
19 марта 2018 г. |
А73-19782/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 марта 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.
судей Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Абрамовым Д.А.,
при участии в заседании:
от акционерного общества "Газпром Газораспределение Дальний Восток": Артюхина С.В. по доверенности от 19.02.2018, Ляшок И.С. по доверенности от 01.01.2018,
от прокуратуры Кировского района города Хабаровска: Ширяев А.И. - помощник прокурора Кировского района города Хабаровска,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу прокурора Кировского района города Хабаровска
на решение от 10.01.2018
по делу N А73-19782/2017
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятое судьей Манник С.Д.
по заявлению акционерное общество "Газпром Газораспределение Дальний Восток"
к прокуратуре Кировского района города Хабаровска
о признании незаконным и отмене представления от 01.10.2017 N 2-11-2017,
установил:
исполняющий обязанности прокурора Кировского района города Хабаровска направил в адрес акционерного общества "Газпром Газораспределение Дальний Восток" (далее - АО "Газпром ДВ") представление от 01.10.2017 N 2-11-2017 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации (далее - Представление прокурора).
АО "Газпром ДВ" не согласилось с содержанием и требованием Представления прокурора, обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, содержащим требование: признать недействительным представление исполняющего обязанности Прокурора района N от 01.10.2017 2-11-2017, вынесенное в отношении АО "Газпром ДВ", об устранении нарушений закона Российской Федерации.
Заявление было принято судом к рассмотрению, возбуждено производство по делу N А73-19782/2017.
Решением от 10.01.2018 (резолютивная часть от 09.01.2018) суд признал незаконным Представление прокурора.
Не согласившись с решением от 10.01.2018 по делу N А73-19782/2017 Арбитражного суда Хабаровского края, исполняющий обязанности прокурора Кировского района города Хабаровска подал на этот судебный акт апелляционную жалобу, содержащую требование - отменить решение полностью и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований АО "Газпром ДВ".
В жалобе заявитель сослался на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение судом норм материального права, выразившееся в необоснованном неприменении судом Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов).
Апелляционная жалоба была принята к рассмотрению определением от 19.02.2018 Шестого арбитражного апелляционного суда.
АО "Газпром ДВ" в отзыве с доводами жалобы не согласилось, поддержало обжалованное прокурором судебное решение.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы и возражения, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее соответственно.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвовавших в судебном заседании, обсудив доводы жалобы и отзыва, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьями 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ненормативный акт, решение, действия (бездействие) государственного органа могут быть признаны арбитражным судом незаконными при доказанности одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Прокуратура Кировского района г. Хабаровска провела мониторинг принадлежащего АО "Газпром ДВ" интернет-сайта gazdv.ru на предмет соблюдения законодательства о социальной защите прав инвалидов.
По результатам мониторинга прокуратура посчитала, что версия данного сайта для слабовидящих инвалидов по зрению отсутствует, не имеется возможности увеличения масштаба просматриваемых страниц.
По итогам проверки и.о. прокурора района в адрес руководителя АО "Газпром ДВ" вынесено представление об устранении нарушений закона Российской Федерации от 01.10.2017 N 2-11-2017, в котором отражены следующие обстоятельства, послужившие основанием для его вынесения:
- статьей 14 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" закреплено право указанной категории граждан по обеспечению беспрепятственного доступа к информации;
- требования к доступности Интернет-ресурсов для инвалидов по зрению установлены Национальным стандартом Российской Федерации "Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению. ГОСТ Р 52872-2012";
- в целях обеспечения доступности для инвалидов по зрению Вейб-сайт должен предусматривать, в том числе, возможность использования таких вспомогательных технологий, как экранные лупы и другие визуальные вспомогательные средства для чтения; скринридеры (программы экранного доступа); альтернативные клавиатуры и указательные устройства и иные;
- вместе с тем, в нарушение названного законодательства, до настоящего времени Интернет-сайт АО "Газпром ДВ" для доступа инвалидов по зрению не адаптирован.
Прокурор в своем представлении потребовал от генерального директора АО "Газпром ДВ":
1. Безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием прокуратуры района, принять конкретные меры к устранению выявленных нарушений федерального законодательства, причин и условий им способствующих.
2. Рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц допустивших выявленные нарушения к дисциплинарной ответственности.
3. В соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" уведомить прокурора о времени и месте рассмотрения данного представления.
4. О результатах рассмотрения настоящего представления с приложением копий приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц письменно информировать прокурора района в установленный законом срок.
Вышеуказанные обстоятельства послужили АО "Газпром ДВ" поводом для обращения с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции по результатам рассмотрения доводов заявителя и возражения ответчика, надлежащим образом исследовал материалы дела и пришел к правильному выводу о несоответствии оспариваемого представления требованиям закона.
В силу положений статьи 6 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
В Законе о прокуратуре в качестве одной из мер реагирования прокуратуры на нарушение закона названо представление об устранении нарушений закона.
Согласно статье 24 названного Федерального закона представление вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению ими, а в случае их несогласия требование прокурора реализуется путем специальных процедур: вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо обращения в суд.
За невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении лиц, которым внесено представление, предусмотрена административная ответственность, что свидетельствует о том, что представление прокурора, являясь основанием для привлечения к административной ответственности, затрагивает права этих лиц.
Прокурор в представлении считает, что официальный сайт АО "Газпром ДВ" не соответствует требованиям действующего законодательства, обеспечивающим права инвалидам по зрению, что выражается в отсутствии версии официального сайта общества для слабовидящих людей в нарушение требований статьи 14 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов) и Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52872-2012 "Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению" (далее - ГОСТ Р 52872-2012).
Суд проверил доводы прокурора и пришел к другим выводам.
Согласно статье 14 Закона о социальной защите инвалидов государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации.
Федеральным законом от 03.05.2012 N 46-ФЗ ратифицирована Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года, подписанная от имени Российской Федерации в городе Нью-Йорке 24 сентября 2008 года.
Согласно части 1 статьи 9 Конвенции о правах инвалидов, чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности:
a) на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места;
b) на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.
В связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов Федеральным законом от 01.12.2014 N 419-ФЗ (далее - Закон N 419-ФЗ) внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее - Закон N 8-ФЗ) установлено, что государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация.
В соответствии с частями 4, 5 данной статьи требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами иных государственных органов, а также органов местного самоуправления устанавливаются в пределах своих полномочий указанными органами. Требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам, необходимым для размещения информации государственными органами и органами местного самоуправления в сети "Интернет" в форме открытых данных, а также для обеспечения ее использования, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сети "Интернет" устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 6 статьи 10 Закона N 8-ФЗ).
Такой порядок утвержден приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 30.11.2015 N 483 (далее - Порядок). Данным Порядком в соответствии с положениями статьи 22 Закона N 419-ФЗ установлены условия обеспечения доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сети "Интернет".
Органы государственной власти и местного самоуправления в технических заданиях на проектирование и разработку интерфейсов своих официальных сайтов должны предусматривать наличие альтернативных текстовых версий таких сайтов (далее - версия для инвалидов по зрению), переход к которым осуществляется с главной страницы официального сайта в случае, если сам официальный сайт исходно не соответствует требованиям пункта 4 Порядка (пункт 2 Порядка).
Данным пунктом установлено, что версия для инвалидов по зрению должна соответствовать следующим параметрам:
- нетекстовая информация и нетекстовые материалы, представленные на официальных сайтах органов государственной власти и местного самоуправления, должны присутствовать также в версии для инвалидов по зрению в виде краткого описания такой нетекстовой информации, за исключением нетекстовой информации и нетекстовых материалов, используемых только с целью украшения и визуального оформления официальных сайтов органов государственной власти и местного самоуправления;
- графические файлы формата PDF, содержащие документы в графическом виде, представленные в разделах официальных сайтов органов государственной власти и местного самоуправления, должны присутствовать также в версиях для инвалидов по зрению в текстовом формате;
- наличие возможности изменения размеров текстовой информации до 200%, шрифта, интервала между буквами (кернинг), а также цветовой схемы.
Приказом Росстандарта России от 29.11.2012 N 1789-ст утвержден для добровольного применения национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52872-2012 "Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению" с датой введения в действие с 1 января 2014 года, взамен ГОСТ Р 52872-2007.
Пунктами 4.5, 4.6 ГОСТ Р 52872-2012 установлено, что для полноценного доступа инвалидов по зрению к интернет-ресурсам информация должна быть представлена в виде текста. Графические файлы, как правило, должны быть сопровождены текстом, поясняющим изображение, так как доступ к графическим файлам незрячему пользователю в общем случае затруднен.
Таким образом, из системного толкования вышеприведенного законодательства следует, что действующее законодательство предъявляет требования к обязательному наличию версии официального сайта для слабовидящих людей не для всех организаций, создающих сайты в сети "Интернет", а только для государственных органов, муниципальных органов и их учреждений (организаций). АО "Газпром ДВ" к таким организациям не относится.
Таким образом, суд первой инстанции всесторонне и в полном объеме установил обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, правильно истолковал и применил нормы материального и процессуального права, принял правильное, законное и обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела апелляционным судом не установлено.
При таких обстоятельствах решение не подлежит отмене или изменению, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение от 10.01.2018 по делу N А73-19782/2017 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.П. Тищенко |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.