город Ростов-на-Дону |
|
16 марта 2018 г. |
дело N А32-3746/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 марта 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маштаковой Е.А.,
судей Н.В. Нарышкиной, Б.Т. Чотчаева,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гребенкиной И.П.,
при участии:
от истца: представитель Пасенко С.В. по доверенности от 28.02.2017,
от ответчика: представитель не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Отрешевой Мерем Галимовны (ОГРНИП 310235019300019, ИНН 235003372804), департамента имущественных отношений Краснодарского края (ОГРН 1022301228399, ИНН 2308077553)
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.11.2017 по делу N А32-3746/2017
по иску индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Отрешевой Мерем Галимовны (ОГРНИП 310235019300019, ИНН 235003372804)
к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (ОГРН 1022301228399, ИНН 2308077553)
о разрешении преддоговорных разногласий по цене выкупа земельного участка,
принятое в составе судьи Назыкова А.Л.,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Отрешева Мерем Галимовна (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - ответчик) со следующими требованиями:
- о принятии пункта 2.1 договора купли-продажи N 463 от 28.09.2016 земельного участка, находящегося в государственной собственности в редакции покупателя: пункт 2.1. Цена выкупа участка определена на основании постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.03.2015 N 226 "Об установлении порядка определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договоров купли-продажи земельных участков без проведения торгов на территории Краснодарского края" и других правовых актов Российской Федерации и Краснодарского края" и составляет 578991,47 руб.;
- обязании заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 23:28:0403006:12 площадью 215 000 кв.м категории земель сельскохозяйственного назначения, по цене 578991,47 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что пунктом 2.1 договора купли-продажи от 28.09.2016 земельного участка сельскохозяйственного назначения, направленного департаментом имущественных отношений Краснодарского края, цена выкупа земельного участка установлена департаментом в размере 80% кадастровой стоимости земельного участка в сумме 2315965,90 руб. Заявитель, не согласившись с ценой земельного участка, обратился с протоколом разногласий, в котором предложил установить выкупную стоимость земельного участка в размере 20% кадастровой стоимости, поскольку владение земельным участком осуществляется свыше 15 лет. Письмом от 08.12.2016 департамент отклонил протокол разногласий к договору купли-продажи земельного участка. Заявитель владеет земельным участком на основании договора аренды с 1998 года, то есть свыше 18 лет. За период с 1998 года по настоящее время земельный участок не выбывал из владения истца. Истец соответствует требованиям, необходимым для заключения договора купли-продажи земельного участка по цене в размере 20% от кадастровой стоимости земельного участка. Согласно статье 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.11.2017 исковые требования удовлетворены частично. Установлена цена выкупа земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:28:0403006:12 площадью 215000 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, Староминский район, с/п Новоясенское, в границах ЗАО "Новоясенское", отделение 2, поле 9-3, 006, в договоре от 28.09.2016 N 463 купли-продажи незастроенного земельного участка, находящегося в государственной собственности (пункт 2.1 договора), в размере 40 процентов кадастровой стоимости земельного участка (1157982,80 руб.). В удовлетворении остальной части иска отказано. С департамента имущественных отношений Краснодарского края в пользу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Отрешевой Мерем Галимовны взысканы расходы по уплате государственной пошлины по иску в размере 6000 руб.
Индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Отрешева Мерем Галимовна обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просила решение суда от 07.11.2017 отменить в части и принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована несогласием с выводами суда о том, что является недоказанным владение спорным земельным участком по состоянию на 23.08.2016 (дата обращения с заявлением о выкупе) свыше 15 лет. Суд указал, что описанное в постановлении от 29.08.2002 N 1696 местоположение земельного участка площадью 57,63 га не позволяет признать данный участок исходным земельным участком по отношению к спорному участку. Суд необоснованно подверг сомнению и не принял во внимание письмо Главы муниципального образования Староминский район от 12.05.2017 N 138-1287/17-01-02 о тождестве земельного участка с кадастровым номером 23:28:0403006:12 площадью 215000 кв.м, с земельным участком, предоставленным по договору аренды от 27.07.1998 N 28, в связи с чем судом неверно была определена цена выкупа земельного участка. По утверждению заявителя, спорный земельный участок за период с 1998 по настоящее время не выбывал из владения истца.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края также обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил решение от 07.11.2017 отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Апелляционная жалоба мотивирована следующими доводами:
- сведения о владении земельным участком свыше 8 лет в департамент не представлены. Поскольку на дату обращения к ответчику с заявлением, земельный участок находился на праве аренды у общества в течение 8 лет, постольку выкупная стоимость земельного участка определена верно;
- истцом не соблюден обязательный досудебный порядок урегулирования спора.
Определением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2018 произведена замена судьи Ванина В.В. (в связи с нахождением в отпуске) на судью Нарышкину Н.В. Судебное разбирательство дела начато с самого начала в порядке части 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель истца в судебном заседании свою апелляционную жалобу поддержал в полном объеме, настаивал на ее удовлетворении; против доводов апелляционной жалобы ответчика возражал. Отвечая на вопросы апелляционного суда, пояснил, что обжалует решение суда в полном объеме.
Ответчик явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение дня объявлялся перерыв. После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе.
Истец и ответчик явку своих представителей в судебное заседание после перерыва не обеспечили, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Отрешевой Мерем Галимовны подлежит удовлетворению, апелляционная жалоба Департамента имущественных отношений Краснодарского края удовлетворению не подлежит, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением главы администрации Староминского района Краснодарского края от 27.05.1998 N 321 главе крестьянского (фермерского) хозяйства Отрешеву Р.Р. предоставлен в аренду сроком на 5 лет земельный участок общей площадью 21,5 га, расположенный на территории за х. Желтые Копани (л.д. 31).
На основании постановлений главы администрации Староминский район Краснодарского края от 19.05.1998 N 282 и от 27.05.1998 N 321 администрация Староминского района (арендодатель) и глава КФХ Отрешев Р.Р. (арендатор) 27.07.1998 заключили договор N 28 аренды земельных угодий общей площадью 94,8 га для сельскохозяйственного производства. Договор зарегистрирован в комитете по земельным ресурсам и землеустройству (запись регистрации N 1513 от 28.07.1998) (л.д. 32, 63).
В соответствии с постановлением главы администрации Староминского района Краснодарского края от 18.05.1999 N 296 Отрешеву Р.Р в аренду сроком на 5 лет представлен земельный участок общей площадью 52,35 га, расположенный за х. Желтые Копани (л.д. 33-34).
Согласно постановлению главы Староминского района от 29.08.2002 N 1696 в постановление от 19.05.1998 N 282 внесены изменения. Отрешеву Р.Р. предоставлены земельные участки фонда перераспределения земель общей площадью 57,63 га в аренду сроком до 19.05.2003 с видом разрешенного использования - для ведения сельскохозяйственного производства. Из данного постановления следует, что земельный участок площадью 57,63 га включал в себя 39,93 га пашни и 17,70 га пастбищ, расположенных в границах ЗАО "Новоясенское", отделение 2, поля 8-2, 8-3, 10-5 (л.д. 35, 57).
Постановлением главы администрации Староминского района Краснодарского края от 03.12.2003 N 2379 КФХ Отрешеву Рамазану Рамазановичу предоставлены земельные участки фонда перераспределения земель общей площадью 134,73 га, относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенные в границах ЗАО "Новоясенское" Староминского района, отделение 2, в том числе 8,70 га - в районе пруда "Кобецкая балка", 54,25 га - поле 8-1; 30,83 га - поле 8-2; 13,35 га - поле 8-3; 21,50 га - поле 9-3; 5,10 га - поле 10-5. Из указанных земельных участков сформировано единое землепользование площадью 133,73 га пашни (л.д. 36).
На основании указанного постановления 03.12.2003 муниципальное образование Староминский район Краснодарского края и крестьянское фермерское хозяйство "Отрешев Р.Р." заключили договор N 2860000136 (с учетом дополнительного соглашения от 28.03.2006), согласно которому земельный участок общей площадью 134,73 га, расположенный в границах ЗАО "Новоясенское" Староминского района, отделение 2, в том числе поле 9-3 площадью 21,5 га, для ведения сельскохозяйственного производства, предоставлен в аренду хозяйству сроком до 07.05.2004 (т. 1, л. д. 37 - 40).
Постановлением главы муниципального образования Староминский район от 01.11.2007 N 2019 "О предоставлении земельных участков сельскохозяйственного назначения в аренду КФХ "Отрешев Р.Р."" договор аренды от 03.12.2003 N 2860000136 расторгнут по соглашению сторон, КФХ "Отрешеву Р.Р." в аренду сроком на 5 лет предоставлен ряд земельных участков сельскохозяйственного назначения, в том числе земельный участок площадью 215000 кв.м. (кадастровый номер 23:28:040306:0012), местоположение: Краснодарский край, Староминский район, с/о Новоясенский мкр., в границах ЗАО "Новоясенское", отделение 2, поле 9-3, 006 (т. 1, л. д. 41).
На основании указанного постановления 07.11.2007 администрация муниципального образования Староминский район (арендодатель) и КФХ "Отрешев Р.Р." на пять лет заключили договор N 8828000016 аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения, в том числе площадью 215000 кв.м. (кадастровый номер 23:28:040306:0012), местоположение: Краснодарский край, Староминский район, с/о Новоясенский мкр., в границах ЗАО "Новоясенское", отделение 2, поле 9-3, 006 (л. д. 42 - 48).
Дополнительным соглашением от 18.10.2012 в договор аренды от 07.11.2007 N 8828000016 внесены изменения в части смены арендатора земельного участка в связи с регистрацией главы КФХ "Отрешев Р.Р." в качестве индивидуального предпринимателя, арендатором по договору указан Отрешев Аслан Рамазанович. Соответствующие изменения внесены и в постановление от 01.11.2007 N 2019 (л.д. 49 - 52).
В соответствии с дополнительным соглашением от 17.12.2010 к договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 07.11.2007 N 8828000016 арендатором по договору является глава крестьянского (фермерского) хозяйства Отрешева Мерем Галимовна (л.д. 53 - 55).
Дополнительным соглашением от 18.10.2012 к договору аренды от 07.11.2007 N 8828000016 срок договор аренды продлен до 01.11.2027 (л.д. 56).
Отрешева М.Г. 23.08.2016 обратилась в департамент с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 215000 кв.м. (кадастровый номер 23:28:0403006:12), местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Староминский район, с/п Новоясенское, в границах ЗАО "Новоясенское", отделение 2, поле 9-3, квартал 006, в собственность на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (л.д. 12 - 17).
Приказом департамента от 28.09.2016 N 1791 главе хозяйства предоставлен в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером 23:28:0403006:12, площадью 215000 кв.м, из земель сельскохозяйственного назначения, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Староминский район, с/п Новоясенское, в границах ЗАО "Новоясенское", отделение 2, поле 9-3, 006, по цене выкупа участка, которая составляет в размере 2315965,90 руб. (л. д. 19 - 21).
Департамент направил главе хозяйства для подписания проект договора от 28.09.2016 N 463 купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной собственности.
Согласно с пункту 2.1. договора от 28.09.2016 N 463 цена выкупа участка определена на основании постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.03.2015 N 226 "Об установлении порядка определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договоров купли-продажи земельных участков без проведения торгов на территории Краснодарского края", других правовых актов Российской Федерации, Краснодарского края и составляет 2315965,90 руб. (л.д. 22-26).
Глава хозяйства направила в департамент протокол разногласий к договору, в котором предложила установить выкупную стоимость земельного участка в размере 20% от кадастровой стоимости земельного участка (578991,47 руб.), что соответствует периоду владения земельным участком на праве аренды в течение 15 лет. В протоколе разногласий имеется ссылка на договор аренды от N 28 от 27.07.1998 и договор аренды N 2860000136 от 03.12.2003 (л.д. 27).
Письмом N 52-6124-ж/16-12-03 от 08.12.2016 департамент отклонил протокол разногласий к указанному договору купли-продажи, сославшись на отсутствие договора аренды N 28 от 27.07.1998, а также на невозможность определить тождественность с земельным участком, названным в договоре N 2860000136 от 03.12.2003. При расчете выкупной стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:28:0403006:12 в соответствии с выпиской из ЕГРП N 23/050/002/2016-797 от 16.08.2016 учтен срок аренды с 18.12.2007 (л.д. 28-29).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.
Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующим в момент его заключения (пункт 4 статьи 421, статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации). Ответ о согласии заключить договор на иных условиях, чем предложено в оферте, не является акцептом. Такой ответ признается отказом от акцепта и в то же время новой офертой (статья 443 Гражданского кодекса Российской Федерации). В случае передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (статьи 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ). Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом (пункт 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
Подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность продажи без проведения торгов земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этим лицам по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с ними при условиях надлежащего использования такого земельного участка и подачи соответствующего заявления до дня истечения срока договора аренды земельного участка.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Испрашиваемый главой хозяйства земельный участок принадлежит на праве собственности субъекту Российской Федерации - Краснодарскому краю.
Порядок предоставления в собственность земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Краснодарского края регулируется Законом Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" (далее - Закон N 532-КЗ), статьей 21 которого предусмотрена возможность приобретения гражданами и юридическими лицами арендованных ими земельных участков по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего их использования по цене, определенной в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края. Расчет срока аренды земельного участка предусматривает совокупность срока действующего договора аренды и срока (сроков) ранее оконченного (оконченных) договора (договоров) аренды данного земельного участка арендатором.
Выкупная цена земельных участков определяется в соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.03.2015 N 226 "Об установлении порядка определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договоров купли-продажи земельных участков без проведения торгов на территории Краснодарского края" и другими правовыми актами Российской Федерации и Краснодарского края.
В подпункте 8 пункта 2.1 указанного Порядка определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края определено, что за земельные участки, предназначенные для ведения сельскохозяйственного производства и переданные в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка по кадастровой стоимости земельных участков.
До 31 декабря 2018 года с учетом условий, предусмотренных в абзаце 1 данного подпункта: в случае аренды земельного участка в течение 6 лет граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 80 процентам кадастровой стоимости земельного участка; в случае аренды земельного участка в течение 9 лет граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 60 процентам кадастровой стоимости земельного участка; в случае аренды земельного участка в течение 12 лет граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 40 процентам кадастровой стоимости земельного участка; в случае аренды земельного участка в течение 15 лет граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 20 процентам кадастровой стоимости земельного участка.
При определении цены выкупа по договору купли-продажи от 28.09.2016 N 463 департамент исходил из того, что земельный участок с кадастровым номером 23:28:0403006:12 находился в арендном пользовании истца с 27.11.2007 на основании договора аренды N 882800016 (дата государственной регистрации - 18.12.2007), поэтому его цена составляет 80% от кадастровой стоимости.
Арбитражный суд Краснодарского края, при определении содержания спорного условия договора, исходил из того, что спорный земельный участок находился в аренде свыше 12 лет, но менее 15 лет (начиная с договора аренды от 03.12.2003 N 2860000136, на дату обращения Отрешевой М.Г. в департамент с заявлением от 23.08.2016 о выкупе земельного участка), в связи с чем пришел к выводу об установлении цены выкупа земельного участка, равной 40 процентам кадастровой стоимости земельного участка, что составляет 1157982,80 руб.
Между тем, вывод суда первой инстанции о том, что нельзя определить тождественность спорного земельного участка и земельного участка, предоставленного по договору аренды N 28 от 27.07.1998, противоречит содержанию распорядительных актов главы администрации Староминского района.
Из представленных в материалы дела доказательств усматривается владение истцом спорным земельным участком на основании договоров аренды в течение 15 лет. Испрашиваемый главой хозяйства земельный участок площадью 215000 кв.м. (кадастровый номер 23:28:0403006:12) образован за счет земель, ранее предоставленных в аренду правопредшественнику истца на основании договоров аренды N 28 от 27.07.1998 и N 2860000136 от 03.12.2003 (в границах ЗАО "Новоясенское" Староминского района, отделение N 2, поле 9-3, 006).
В материалы дела представлено письмо администрации муниципального образования Староминский район N 138-1287/17-01-02 от 12.05.2017, согласно которому земельный участок площадью 215000 кв.м из категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:28:0403006:12, местоположением: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Староминский район, с/и Новоясенское, в границах ЗАО "Новоясенское", отделение 2, поле 9-3, 006, предоставленный в аренду индивидуальному предпринимателю - главе крестьянско-фермерского хозяйства Отрешевой Мерем Галимовне по договору аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности N 8828000016 от 07.11.2007, тождественен земельному участку общей площадью 21,5 га для сельскохозяйственного производства, ранее находившемуся в аренде у КФХ Отрешева P.P. по договору о предоставлении земельного участка в аренду N 28 от 27.07.1998 (л.д. 95).
Таким образом, спорный земельный участок за период с 1998 года по настоящее время не выбывал из владения истца. Доказательств обратного ответчиком в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, выкупную стоимость земельного участка следует установить равной 20 процентам кадастровой стоимости земельного участка (578991,47 руб.), что соответствует периоду владения земельным участком на праве аренды в течение 15 лет.
Ссылка заявителя жалобы (департамента имущественных отношений Краснодарского края) на отсутствие у него договора аренды N 28 от 27.07.1998 не может служить достаточным основанием для отмены решения. В силу статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации, Закона N 532-КЗ, подпункта 8 пункта 2.1 Порядка, при определении условия договора в судебном порядке, суд должен исходить из установленных в рамках судебного разбирательства обстоятельств владения истцом на праве аренды земельным участком сельскохозяйственного назначения.
Кроме того, согласно пункту 2.6.8 административного регламента предоставления Департаментом имущественных отношений Краснодарского края государственной услуги по предоставлению в собственность за плату земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края, утвержденного приказом от 03.06.2015 N 649 "Об утверждении административного регламента предоставления департаментом имущественных отношений Краснодарского края государственной услуги по предоставлению в собственность за плату земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края, находящихся в государственной собственности Краснодарского края" в целях установления отсутствия оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, предусмотренных пунктом 2.8 настоящего раздела, департамент вправе в пределах срока предоставления государственной услуги запрашивать информацию:
1) в государственном казенном учреждении Краснодарского края "Кубаньземконтроль" - о фактическом использовании земельного участка;
2) в департаменте архитектуры и градостроительства Краснодарского края - о нахождении земельного участка в границах земельных участков, предназначенных для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения, в пределах инженерно-технических сооружений, линий связи и коммуникаций, возведенных в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, в границах в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, а также государственных природных заповедников и национальных парков, о местоположении земельного участка относительно земель особо охраняемых природных территорий местного значения, о нахождении земельного участка в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, относительно водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, в пределах расположения объектов гидротехнических сооружений, в пределах воинских и гражданских захоронений;
3) в Управлении государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края - о наличии либо отсутствии на указанном земельном участке особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, объектов, включенных в Список всемирного наследия, историко-культурных заповедников, объектов археологического наследия, музеев-заповедников;
4) в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, в министерстве природных ресурсов Краснодарского края, - о местоположении земельного участка относительно земель особо охраняемых природных территорий федерального значения;
5) в министерстве сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края - о надлежащем использовании земельного участка и соблюдении требований, установленных статьей 7 Закона Краснодарского края от 07.06.2004 N 725-КЗ "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края", расчет предельного максимального размера всех земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляемых в собственность для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, в случае, если земельные участки используются либо будут использоваться крестьянским (фермерским) хозяйством для выращивания кормовых культур (кормовые травы, силосные культуры, кормовые корнеплоды, кормовые клубнеплоды, кормовые бахчевые культуры, зернофуражные культуры);
6) в Кубанском бассейновом водном управлении Федерального агентства водных ресурсов - о местоположении земельного участка относительно водных объектов;
7) министерстве природных ресурсов Краснодарского края - о местоположении земельного участка относительно земель особо охраняемых природных территорий регионального значения и государственных природных заповедников и национальных парков, а также в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, и нахождении на них прудов, обводненных карьеров;
8) в органах местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края - о местоположении земельного участка относительно земель особо охраняемых природных территорий местного значения, о нахождении земельного участка в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, относительно водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, в пределах расположения объектов гидротехнических сооружений, в пределах воинских и гражданских захоронений; акты, изданные органом государственной власти или органом местного самоуправления в рамках компетенции, о предоставлении земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, договоры аренды земельного участка с отметкой о государственной регистрации, дополнительные соглашения о внесении изменений в договор аренды с отметкой о государственной регистрации, справку об отсутствии задолженности по договору аренды на текущую дату, осуществлялся ли отказ от договора (договоров) аренды, предметом которого является испрашиваемый участок, о надлежащем использовании земельного участка и соблюдении требований, установленных статьей 7 Закона Краснодарского края от 07.06.2004 N 725-КЗ "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края", а также сведения о привлечении к административной ответственности за правонарушения в сфере землепользования и необеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района Краснодарского края и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица в момент предоставления и (или) приобретения земельного участка, о предельном максимальном размере всех земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляемых в собственность для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, на основании статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации.
В данном пункте имеется оговорка о том, что указанная информация, запрашивается при ее отсутствии в департаменте.
Таким образом, при оказании государственной услуги департамент должен был проверить не только возможность предоставления земельного участка в собственность, его ограниченность в обороте, но и наличие договоров аренды, действовавших ранее, направив запрос в орган местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
Указанные действия департаментом не были осуществлены.
Довод департамента о несоблюдении истцом досудебного порядка урегулирования спора не основан на положениях статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации и представленных в дело доказательствах (л.д. 27 - 29), в связи с чем отклоняется судом апелляционной инстанции.
Выводы суда согласуются с правовой позицией Арбитражного суда Северо-Кавказского округа, изложенной в постановлении от 05.03.2018 по делу N А32-3744/2017.
С учетом изложенного, решение суда подлежит изменению на основании пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины по иску и по апелляционной жалобе, по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат отнесению на стороны.
При подаче искового заявления истцом уплачена государственная пошлина в размере 6000 руб. по квитанции от 30.01.2017 (л.д. 84).
Поскольку исковые требования удовлетворены в полном объеме, постольку с департамента имущественных отношений Краснодарского края в пользу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Отрешевой Мерем Галимовны надлежит взыскать 6000 руб. расходов по оплате государственной пошлины по иску.
Поскольку апелляционная жалоба истца удовлетворена в полном объеме, постольку расходы индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Отрешевой Мерем Галимовны по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 3000 руб. (квитанция от 17.11.2017 - л.д. 117) также подлежат отнесению на ответчика - департамент имущественных отношений Краснодарского края.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.11.2017 по делу N А32-3746/2017 изменить.
Изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:
"Обязать Департамент имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) заключить с индивидуальным предпринимателем - главой крестьянского (фермерского) хозяйства Отрешевой Мерем Галимовной договор купли-продажи от 28.09.2016 N 463 на условиях пункта 2.1. договора, указанного в протоколе разногласий, изложив пункт 2.1. договора купли-продажи незастроенного земельного участка, находящегося в государственной собственности, N 463 от 28.09.2016 в следующей редакции: "2.1. Цена выкупа участка определена на основании постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.03.2015 N 226 "Об установлении порядка определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договоров купли-продажи земельных участков без проведения торгов на территории Краснодарского края" и других правовых актов Российской Федерации и Краснодарского края и составляет 578991,47 (пятьсот семьдесят восемь тысяч девятьсот девяносто один) рубль 47 копеек".
Взыскать с Департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) в пользу индивидуального предпринимателя - главы крестьянского - фермерского хозяйства Отрешевой Мерем Галимовны (ИНН 235003372804, ОГРНИП 310235019300019) расходы по оплате государственной пошлины по иску в размере 6000 руб.".
Взыскать с Департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) в пользу индивидуального предпринимателя - главы крестьянского - фермерского хозяйства Отрешевой Мерем Галимовны (ИНН 235003372804, ОГРНИП 310235019300019) расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 3000 руб.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Маштакова |
Судьи |
Н.В. Нарышкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.