г. Вологда |
|
26 марта 2018 г. |
Дело N А44-10164/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2018 года.
В полном объёме постановление изготовлено 26 марта 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Докшиной А.Ю. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сусловой М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Печатный двор "Великий Новгород" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 24 января 2018 года по делу N А44-10164/2017 (судья Максимова Л.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Печатный двор "Великий Новгород" (ОГРН 1045300288440, ИНН 5321099840; место нахождения:173002, Новгородская область, Великий Новгород, Воскресенский бульвар, дом 4; далее - общество, ООО "Печатный двор "Великий Новгород") обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области (ОГРН 1055300903833, ИНН 5321101433; место нахождения: 173015, Новгородская область, Великий Новгород, улица Германа, дом 14; далее - управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 19.10.2017 N 790, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Издательская группа "Квадра" (далее - ООО "ИГ "Квадра"), федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Новгородской области".
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 24 января 2018 года по делу N А44-10164/2017 заявленные требования удовлетворены.
ООО "Печатный двор "Великий Новгород" с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на отсутствие в совершенном им деянии состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Управление в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, в 15 час 15 мин 16.11.2016 в ходе проведения плановой выездной проверки соблюдения обществом законодательства о защите прав потребителей при реализации товаров, а также соблюдения обязательных требований к товарам, управлением в принадлежащем заявителю магазине "Канцеляр", расположенном по адресу: г. Великий Новгород, Воскресенский бульвар, д. 4, проведено взятие образца (пробы) товара - развивающий пазл на магнитной основе для детей от 3-лет с интересной яркой картинкой, артикул 02014, 0208, 0210, 02049 ООО "Издательская группа "Квадра", 8(812) 458-54-25 8 (800) 775-16-96, 195220, Санкт-Петербург, Непокоренных просп., 47, www.kvadra-group.ru, в количестве 2 шт., что зафиксировано в протоколе отбора образцов (проб) от 16.11.2016 N 616.
В соответствии с поручением от 17.11.2016 N 816 отобранные образцы товара направлены в федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Новгородской области" для проведения экспертизы на предмет их соответствия Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденным решением Комиссии Таможенного Союза от 28.05.2010 N 299(далее - Решение N 299), Техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности игрушек", утвержденному решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 N 798 (ТР ТС 008/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности игрушек; далее - ТР ТС 008/2011) в части безопасности продукции по показателям: содержание свободного формальдегида, фенола, определения индекса токсичности, и других.
Согласно протоколу лабораторных испытаний от 23.11.2016 N 28836, экспертному заключению по результатам лабораторных испытаний от 23.11.2016 N 28836, экспертному заключению N 03-Д/4747-16 по результатам проведенной санитарно-эпидемиологической экспертизы исследованный образец товара (развивающий пазл на магнитной основе для детей от 3-лет с интересной яркой картинкой, арт. 02014, 0208, 0210, 02049 ООО "Издательская группа "Квадра", 8(812) 458-54-25 8 (800) 775-16-96, 195220, Санкт-Петербург, Непокоренных просп., 47, www.kvadra-group.ru) (далее - развивающий пазл) не соответствует требованиям раздела 3.3 Требований санитарно-химической безопасности, пункту 3.3.1 Решения N 299, пункту 3.4 статьи 4 ТР ТС 008/2011 по показателю "формальдегид".
Усмотрев в деянии общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, управление составило в отношении него протокол об административном правонарушении от 05.06.2017 N 790, а также вынесло постановление 19.10.2017 N 790, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Не согласившись с названным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суд первой инстанции установил в деянии заявителя событие и состав административного правонарушения, но при этом пришел к выводу о малозначительности совершенного обществом правонарушения.
Вместе с тем, при принятии решения судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение (часть 5 статьи 4.1 КоАП РФ).
Согласно части 1 статьи 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В примечании к данной статье указано, что под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и статье 14.47 настоящего Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ).
Объективную сторону данного правонарушения образует несоблюдение соответствующих технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции. Объективная сторона, в том числе, включает в себя нарушение продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, не соответствующих таким требованиям.
Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, в частности, субъектом правонарушения может быть изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец.
Таким образом, как верно отмечено судом первой инстанции, общество, будучи продавцом продукции, не соответствующей названным требованиям, признается субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
На основании пункта 1 статьи 36 Закона N 184-ФЗ за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 46 Закона N 184-ФЗ предусмотрено, что со дня вступления в силу этого Закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей, в том числе целям защиты жизни или здоровья граждан.
Согласно пункту 5 статьи Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1), если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару, продавец обязан передать потребителю товар, соответствующий этим требованиям.
В силу пункта 1 статьи 7 названного Закона потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 N 798 утвержден Технический регламент Таможенного союза "О безопасности игрушек" ("ТР ТС 008/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности игрушек").
Согласно части 3 статьи 1 ТР ТС 008/2011 настоящий технический регламент устанавливает требования к игрушкам в целях защиты жизни и здоровья детей и лиц, присматривающих за ними, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (потребителей) игрушек относительно их назначения и безопасности.
В соответствии со статьей 2 TP ТС 008/2011 игрушка - это изделие или материал, предназначенные для игры ребенка (детей) в возрасте до 14 лет. Игрушка настольно-печатная - игрушка, выполненная полиграфическим способом, с использованием или без использования дополнительных игровых элементов.
Перечень изделий, которые не рассматриваются как игрушки и на которые не распространяется TP ТС 008/2011 указан в приложении 1 к TP ТС 008/2011.
В силу пункта 3.4 статьи 4 ТР ТС 008/2011 при использовании игрушки необходимо свести к минимуму риск ущерба здоровью вследствие попадания химических веществ в дыхательные пути, на кожу, слизистые оболочки, глаза или желудок. Уровень миграции и выделение вредных химических веществ из игрушек должны соответствовать требованиям гигиенической безопасности, установленным в приложении 2 к настоящему техническому регламенту Таможенного союза. В химических игрушках и игровых комплектах, включающих химические вещества и не относящихся к комплектам для химических опытов, допускается применение определенного количества веществ или реактивов, если их содержание не превышает максимально допустимое количество, установленное для каждого вещества.
В приложении 2 к настоящему ТР ТС 008/2011 указано, что уровень миграции в модельную среду (водную, воздушную) вредных химических веществ из игрушек не должен превышать норм, указанных в таблице 1, согласно которой показатель допустимого количества миграции в воздушную модельную среду формальдегида не более 0,003 мг/куб. м.
В соответствии пунктом 1 статьи 6 TP ТС 008/2011 перед выпуском в обращение на рынке игрушки должны пройти подтверждение соответствия требованиям безопасности настоящего технического регламента Таможенного союза. Подтверждение соответствия игрушек осуществляется в форме сертификации.
Сертификация проводится органом по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия), включенным в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза. Испытания в целях сертификации проводит аккредитованная испытательная лаборатория (центр), включенная в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.
Не допускается продажа товаров, в том числе импортного, без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям, указанным в пункте 1 статьи 6 TP ТС 008/2011.
Как установлено судом и не оспаривается обществом, последнее оказывает полиграфические услуги и является продавцом полиграфической и сувенирной продукции, канцелярских товаров для школы и офиса, в том числе и для детей (в частности, развивающих пазлов, пластилина, маркеров и т.д.), соответственно, обязано исполнять требования ТР ТС 008/2011, в случае нарушения которых общество является надлежащим субъектом ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Доводы общества о том, что оно не относится к числу субъектов вмененного ему в вину административного правонарушения, поскольку не является изготовителем указанных товаров, правомерно отклонен судом, поскольку приобретая указанный товар для продажи, ООО "Печатный Двор "Великий Новгород" принимает на себя риск наступления неблагоприятных последствий, связанных с несоответствием данного товара требованиям, регламентам и стандартам, применяемым на территории Российской Федерации.
Следовательно, перед предложением к продаже обществу надлежало проверить товар на соответствие его действующему законодательству.
В рассматриваемом случае общество в 15 час 15 мин 16.11.2016 в магазине "Канцеляр" по адресу: Великий Новгород, Воскресенский бульвар, д. 4, допустило развивающего пазла с нарушением требований пункта 3.4 статьи 4, статьи 6 ТР ТС 008/2011, выразившееся в том, что уровень миграции в модельную (воздушную) среду формальдегида в исследованном образце продукции превышен в 1,066 раза (при норме не более 0,003 мг/куб. м).
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 05.06.2017, протоколом лабораторных испытаний от 23.11.2016 N 28836, экспертным заключением от 23.11.2016 N 28836, экспертным заключением от 28.11.2016 N 03-Д/4747-16, актом проверки от 02.12.2016 N 616 и другими материалами административного дела в совокупности.
Вместе с тем, в материалах дела усматривается, что постановлением от 20.12.2016 N 1960 общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ в виде штрафа на сумму 100 000 рублей.
Из указанного постановления следует, что в ходе проведения указанной проверки 16.11.2016 в том же магазине общества, установлен факт реализации товаров с нарушением требований пункта 5 статьи 4, статьи 6 ТР ТС 008/2011, пункта 2 статьи 9 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 N 797 н ("ТР ТС 007/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков"; далее - ТР ТС 007/2011), выразившихся в следующем:
- предложенный к реализации товар - развивающий пазл по цене 65 руб. в количестве 1 шт. и по цене 115 руб. в количестве 4 шт., пазл состоит из 12 деталей не содержит информации для потребителя о наименовании страны, где изготовлена игрушка, дате изготовления, а также в представленных товарно-сопроводительных документах (товарная накладная N 1690 от 06.10.2015, счет-фактура N 2299 от 06.10.2015) отсутствует информации об обязательном подтверждении товара соответствия требованиям согласно законодательству РФ о техническом регулировании; (подпункт 5.3 пункта 5 статьи 4, статья 6 TP ТС 008/2011);
- предложенный к реализации товар - пластилин 8 WDTNJD Discovery EXPLORE YOUR WORLD, МАССА НЕТТО 110, предназначен для моделирования и лепки детьми старше 3 лет, дата изготовления: 2013, товар соответствует требованиям TP ТС "О безопасности игрушек", знак EAC, APT.DV-AMC8-110, изготовитель ЧАО "Западная Промышленная группа", Украина, 45400, г. Нововолынск, ул. Островского, 64, поставщик ООО "ТПК Группа Товарищей", место нахождения 115201, г. Москва, Котляковская ул., д. 3, по цене 50 руб. в количестве 2 шт. не содержит информации о наименовании и местонахождении импортера, информации для связи с ним. (подпункт 5.3 пункта 5 статьи 4 TP ТС 008/2011);
- предложенный к реализации товар - перманентный маркер Centropen артикул 2846 0,5-1 мм, изготовитель: Цетропен А.С., Дачице, 9 кветна, 161, 380 12, Чехия, упол. орг. по вопросам качества в РФ ООО "Диктат", 121609, Россмия,, г.Москва,, Рублевское шоссе, д.28, корп.1, красный дата изготовления 06.15 по цене 47 руб. в количестве 18 шт. не содержит информации о наименовании и местонахождении импортера (пункт 2 статьи 9 TP ТС 007/2011).
Названные обстоятельства отражены в акте проверки от 02.12.2016 N 616.
По данному факту управлением составлен протокол об административном правонарушении от 06.12.2016 N 1960, и вынесено постановление от 20.12.2016 N 1960, которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ в виде штрафа на сумму 100 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 17 мая 2017 года по делу N А44-116/2017, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 сентября 2017 года постановление управления от 20.12.2016 N 1960 признано законным и обоснованным.
То есть в постановлении от 19.10.2017 N 790 и в постановлении от 20.12.2016 N 1960 обществу в связи с реализацией в 15 час 15 мин 16.11.2016 развивающего пазла в ходе проведения плановой выездной проверки соблюдения обществом законодательства о защите прав потребителей при реализации товаров, а также соблюдения обязательных требований к товарам, управлением в принадлежащем заявителю магазине "Канцеляр", расположенном по адресу: Великий Новгород, Воскресенский бульвар, д. 4, вменено нарушение требований ТР ТС 008/2011.
При этом в решении Арбитражного суда Новгородской области от 17.05.2017, а также в постановлении Четырнадцатого арбитражного суда от 25.09.2017 по делу N А44-116/2017, в рамках которого оценивалась правомерность привлечения общества к административной ответственности за выявленные 16.11.2016 нарушения технических регламентов, отраженных в постановлении 20.12.2016 N 1960, судами сделан вывод о том, что реализация обществом развивающего пазла с нарушением пункта 3.4 статьи 4 ТР ТС N 008/2011 создает риск причинения вреда здоровью потребителей, в связи с этим указанное нарушение общества следует квалифицировать по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Судами также при оценке указанного эпизода отмечено, что в силу положений пункта 2 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ не допускается изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, при оценке законности привлечения к административной ответственности не допускается переквалификация административного правонарушения, которая повлечет усиление административного наказания, то есть ухудшение положения лица, привлекаемого к административной ответственности.
В судебных актах по делу N А44-116/2017 отражено, что поскольку санкция, установленная за административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, содержит более строгую меру ответственности по сравнению с той, которая предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, то переквалификация административного правонарушения по данному эпизоду в рамках настоящего дела невозможна.
Следовательно, на дату вынесения постановления о привлечении к административной ответственности от 19.10.2017 по одному и тому же факту уже имело место постановление от 20.12.2016 N 1960 о привлечении к административной ответственности, что в силу положений пункта 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
С учетом изложенного апелляционная коллегия считает, что привлечение общества по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ за предложение к продаже в 15 час 15 мин 16.11.2016 развивающего пазла с нарушением требований пункта 3.4 статьи 4 статьи 6 ТР ТС 008/2011 при наличии привлечения общества к административной ответственности будет являться повторным, что противоречит положениям части 5 статьи 4.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание изложенные выше требования КоАП РФ, постановление управления от 19.10.2017 N 790 правомерно признано незаконным, и отменено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 24 января 2018 года по делу N А44-10164/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Печатный двор "Великий Новгород" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.