г. Самара |
|
22 марта 2018 г. |
Дело N А72-11453/2017 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Терентьева Е.А.,
судей Балакиревой Е.М., Пышкиной Н.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лариной Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 22 марта 2018 года вопрос о принятии дополнительного постановления по делу N А72-11453/2017, судья Малкина О.К.,
по иску акционерного общества "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" в лице обособленного подразделения Пензенское АО ГУ ЖКХ (ОГРН 1095110000325, ИНН 5116000922), город Пенза,
к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Ульяновской области" (ОГРН 1037300980518, ИНН 7303002426), город Ульяновск,
о взыскании 33 219 руб. 91 коп.,
установил:
Акционерное общество "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" в лице обособленного подразделения "Пензенское" АО "ГУ ЖКХ" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с иском к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Ульяновской области" о взыскании долга в размере 30 869 руб. 11 коп. по государственному контракту N 73-01-407 на оказание услуг теплоснабжения от 08.02.2017 г. за март 2017 г., взыскании пени в размере 2 350 руб. 80 коп. за период с 21.04.2017 г. по 24.07.2017 г., взыскании пени с 25.07.2017 г. по день фактической оплаты на основании пункта 9.1 статьи 15 Федерального закона РФ от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 25 декабря 2017 года иск удовлетворен частично.
С ФКУ "Военный комиссариат Ульяновской области" в пользу АО "ГУ ЖКХ" в лице обособленного подразделения Пензенское АО ГУ ЖКХ взыскан долг 30 869 руб. 11 коп., пени за период с 21.04.2017 г. по 24.07.2017 г. в сумме 2 024 руб. 30 коп., с 25.07.2017 г. взыскивать пени на основании пункта 9.1 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" по день фактической оплаты суммы долга и в доход федерального бюджета 1 980 руб. госпошлины.
С АО Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" в лице обособленного подразделения Пензенское АО ГУ ЖКХ в доход федерального бюджета взыскано 20 руб. государственной пошлины.
В остальной части в удовлетворении иска отказано.
Не соглашаясь с принятым Арбитражным судом Ульяновской области судебным актом, федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Ульяновской области" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда в части возложения на военкомат обязанности по оплате госпошлины в сумме 1 980 руб.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 марта 2018 года решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25 декабря 2017 года по делу N А72-11453/2017, оставить без изменения, а апелляционную жалобу федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Ульяновской области" - без удовлетворения.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 марта 2018 года назначено судебное заседание по рассмотрению вопроса о принятии дополнительного постановления по настоящему делу, поскольку при принятии постановления суд апелляционной инстанции не разрешил вопрос о распределении судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необходимости принятия дополнительного постановления по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 178 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, принявший решение, по своей инициативе или по заявлению лица, участвующего в деле, вправе принять дополнительное решение в случае, если им не был решен вопрос о судебных расходах.
В силу абзаца 3 пункта 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 г. N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" в порядке, предусмотренном статьи 178 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции вправе в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу принятого им постановления принять дополнительное постановление по заявлению лица, участвующего в деле, или по своей инициативе независимо от того, последовало ли в связи с этим обращение лиц, участвующих в деле, в суд кассационной инстанции.
В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела.
В части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
В соответствии с подпунктами 1 и 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, арбитражными судами, освобождаются: прокуроры и иные органы, обращающиеся в Верховный Суд Российской Федерации, арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов; а также государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, арбитражными судами, в качестве истцов или ответчиков.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 32 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 г. N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", в подпункте 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации к органам, обращающимся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов, относятся такие органы, которым право на обращение в арбитражный суд в защиту публичных интересов предоставлено федеральным законом (часть 1 статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Под иными органами в смысле подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации понимаются субъекты, не входящие в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления, но выполняющие публично-правовые функции. Таковыми являются, в частности, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Центральный банк Российской Федерации. Названные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в случае, когда они выступают в судебном процессе в защиту государственных и (или) общественных интересов.
Необходимо также учитывать, что если государственное или муниципальное учреждение выполняет отдельные функции государственного органа (органа местного самоуправления) и при этом его участие в арбитражном процессе обусловлено осуществлением указанных функций и, соответственно, защитой государственных, общественных интересов, оно освобождается от уплаты государственной пошлины по делу.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пунктах 2 и 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", военные комиссариаты являются территориальными органами военного управления.
Разрешая вопрос, относится ли орган военного управления к государственному органу, имеющему льготу по уплате государственной пошлины, следует применять то значение понятия государственного органа, которое используется в соответствующей отрасли законодательства. Так, органы военного управления, созданные в целях обороны и безопасности государства, относятся к государственным органам, освобождаемым от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, при выступлении в качестве истцов или ответчиков.
В соответствии с Положением о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 07.12.2012 г. N 1609, военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов (пункт 4). Военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2).
К основным задачам военных комиссариатов относятся: организация совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и представителями медицинских организаций (военно-медицинских учреждений) медицинского освидетельствования граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, призываемых на военную службу (военные сборы), и осуществление контроля за прохождением ими медицинского обследования; проведение при содействии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и при участии медицинских организаций (военно-медицинских учреждений) мероприятий по медицинскому осмотру, освидетельствованию граждан, призванных на военную службу (пункт 17).
Государственное учреждение освобождается от уплаты государственной пошлины в том случае, если, выполняя отдельные функции государственного органа, участвует в арбитражном процессе в связи с осуществлением указанных функций и, соответственно защитой государственных, общественных интересов, так что само по себе наличие статуса государственного учреждения не является основанием для его освобождения от уплаты государственной пошлины.
В рассматриваемом случае спор возник из гражданско-правовых отношений по теплоснабжению.
Исполнение или не исполнение договорных обязательств учреждения по государственному контракту от 22.03.2017 г. N 73-01-407 не подразумевает под собой защиту государственных и (или) общественных интересов.
Ответчик обратился с апелляционной жалобой, одновременно заявив ходатайство об освобождении от уплаты государственной пошлины, мотивированное его статусом федерального казенного учреждения.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что ходатайство ответчика об освобождении от уплаты государственной пошлины удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 178, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Взыскать с федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Ульяновской области" (ОГРН 1037300980518, ИНН 7303002426, город Ульяновск) в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Дополнительное постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.А. Терентьев |
Судьи |
Е.М. Балакирева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-11453/2017
Истец: АО "ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА" в лице Обособленного подразделения Пензенское АО ГУ ЖКХ, АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" в лице ОП "Пензенское" АО ГУ ЖКХ
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ВОЕННЫЙ КОМИССАРИАТ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ", ФКУ "Военный комиссариат Ульяновской области"