г. Красноярск |
|
26 марта 2018 г. |
Дело N А69-1936/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена "14" марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен "26" марта 2018 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иванцовой О.А.,
судей: Борисова Г.Н., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Таракановой О.М.,
при участии:
от заявителя (Министерства образования и науки Республики Тыва): Кара-саал А.В., представителя на основании доверенности от 09.02.2017, паспорта,
от ответчика (муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад "Дюймовочка"): Минчит-оол А.А., представителя на основании доверенности от 29.12.2017, паспорта,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад "Дюймовочка" (ИНН 1704003070, ОГРН 1031700563740)
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от "10" октября 2017 года по делу N А69-1936/2017,
принятое судьей Калбак А.А.,
установил:
Служба по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва (ИНН 1701048838, ОГРН 1111719000425) (далее - заявитель, Служба) обратилась с заявлением в Арбитражный суд Республики Тыва к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детскому саду "Дюймовочка" (ИНН 1704003070, ОГРН 1031700563740) (далее - ответчик, учреждение, МБДОУ детский сад "Дюймовочка") об аннулировании лицензии серии 17 ЛО1 N 0000108 с регистрационным номером N 390 от 25.02.2016.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 10 октября 2017 года по делу N А69-1936/2017 заявление Службы удовлетворено. Аннулирована лицензия на право осуществления образовательной деятельности от 06.09.2016 серии 17 ЛО1 N 0000150 с регистрационным номером N 429, выданная МБДОУ детский сад "Дюймовочка". С учреждения взыскана государственная пошлина в размер 3000 рублей.
Не согласившись с данным решением, МБДОУ детский сад "Дюймовочка" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Службы. В обоснование апелляционной жалобы ответчик ссылается на следующие обстоятельства:
- детский сад основан в 1976 году и является единственным дошкольным учреждением в селе; учреждение посещают 71 воспитанников; действия по аннулированию лицензии повлечет недовольство со стороны жителей села, поскольку ближайшее дошкольное учреждение находится на расстоянии 17 км., в котором дополнительно устроить детей с. Бояровка невозможно;
- выявленные Службой нарушения устранены; в сети Интернет функционирует сайт детского сада, который соответствует утвержденным требованиям к структуре официального сайта образовательной организации и формату предоставления на нем информации; в настоящее время получено санитарно-эпидемиологическое заключение.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.03.2018 (резолютивная часть объявлена в судебном заседании 14.03.2018) в порядке процессуального правопреемства произведена замена заявителя по делу - Службы по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва на Министерство образования и науки Республики Тыва (далее - Министерство).
В судебном заседании представитель ответчика поддержали требования апелляционной жалобы, сослался на изложенные в ней доводы, ходатайствовал о приобщении к материалам дела, приложенной к апелляционной жалобе копии санитарно-эпидемиологического заключения от 18.10.2017 N 17.01.04.000.14.000076.10.17.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы не признал, сослался на основания, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу (санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии детского сада санитарным правилам получено после вынесения обжалуемого решения; уведомление об устранении грубых нарушений лицензионных требований и условий с приложением санитарно-эпидемиологическим заключением представлены в Службу 23.11.2017), просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ходатайствовал о приобщении к материалам дела приложенных к отзыву на апелляционную жалобу копии документов: уведомления об устранении предписания от 17.11.2017 N 16, санитарно-эпидемиологического заключения от 18.10.2017 N 17.01.04.000.14.000076.10.17.
Руководствуясь статьями 262, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции вынесено протокольное определение о приобщении к материалам дела указанных выше документов, представленных лицами, участвующими в деле.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Уведомлением от 26.08.2016 N 645 Служба информировала МБДОУ детский сад "Дюймовочка", что в соответствии с приказом от 04.08.2016 N 408 "О проведении плановой выездной проверки" с 05 по 30 сентября 2016 будет проведена плановая выездная проверка деятельности в отношении учреждения (уведомление получено учреждением 05.09.2016).
06.09.2016 МБДОУ детский сад "Дюймовочка" Службой выдана лицензия серии 17 ЛО1 N 0000150, регистрационный номер 429, на осуществление образовательной деятельности, со сроком действия - бессрочно. В соответствии с данной лицензией учреждению предоставлено право оказывать образовательные услуги по реализации образовательных программ по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования, указанным в приложении к настоящей лицензии.
29.09.2016 Службой в отношении МБДОУ детский сад "Дюймовочка" проведена проверка, результаты которой отражены в акте проверки от 29.09.2016 N 92 л/н. Из содержания акта следует, что контролирующим органом в ходе изучения документов установлено, что образовательная организация осуществляет образовательную деятельность в соответствии с лицензией серии 17Л01 N 0000056 от 11.12.2015 с регистрационным N 339, выданной Службой с бессрочным сроком действия. В ходе проведения проверки выявлены следующие нарушения:
в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере образования:
- в нарушение пункта 13 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), пункта 8 Порядка проведения самообследования образовательной организацией", утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 N 462 - образовательной организацией не проведено самообследование в соответствии с Показателями деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.12.2013 N 1324;
- в нарушение части 2 статьи 30 Федерального закона N 273-ФЗ - не разработаны локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема детей; порядок и основания перевода, отчисления и восстановления воспитанников; порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и родителями (законными представителями) воспитанников;
- в нарушение статьи 29 Федерального закона N 273-ФЗ - образовательной организацией не обеспечена открытость и доступность необходимой информации на официальном сайте в сети "Интернет" в соответствии с Правилами размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 N 582. Структура сайта не соответствует Требованиям к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29.05.2014 N 785;
- в нарушение части 2 статьи 53, части 10 статьи 54 Федерального закона N 273-ФЗ - договор между образовательной организацией и родителями (законными представителями) воспитанников не соответствует примерной форме договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.01.2014 N 8;
- в нарушение пункта 12 Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.04.2014 N 293 - в заявлениях о приеме детей отсутствуют необходимые сведения о ребенке, факт ознакомления родителей (законных представителей) с лицензией, уставом образовательной организации, отсутствует согласие на обработку персональных данных и персональных данных ребенка в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, заверенной личной подписью;
- в нарушение части 2, части 6 статьи 45 Федерального закона N 273-ФЗ - в образовательной организации не создана комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, не установлен локальным нормативным актом (который принимается с учетом мнения советов родителей, а также представительных органов работников образовательной организации) порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров;
- в нарушение пункта 5 части 3 статьи 28, части 1 статьи 46, пункта 8 части 1 статьи 48, части 2 статьи 49 Федерального закона N 273-ФЗ, приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 N 276 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" в части аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности, приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 06.08.2010 N 761-Н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих" - образовательный ценз педагогических работников (Иванова И.С., Монгуш Ш.М.) не соответствует предъявленным требованиям, отсутствуют рекомендации аттестационной комиссии при назначении на должность лиц, не имеющих специальной подготовки; в образовательной организации не сформирована аттестационная комиссия для проведения аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемым ими должностям, педагогические работники, проработавшие в образовательной организации более 2 лет, не проходили аттестацию на соответствие занимаемой должности; содержание должностных инструкций педагогов не соответствует установленным требованиям;
В части соблюдения лицензионных требований и условий:
- в нарушение пункта 2 части 6 статьи 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", пунктов "ж", "з" пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966 - в образовательной организации не созданы безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам здания, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые используются для осуществления образовательной деятельности.
По результатам проверки МБДОУ детский сад "Дюймовочка" выдано предписание от 29.09.2016 N 61 л/н, в соответствии с которым учреждению предписано в срок до 30.03.2017 принять меры к устранению выявленных нарушений, указанных в акте проверки от 29.09.2016 N 92 л/н, представить в срок до 30.03.2017 отчет об исполнении предписания с приложением копий документов. Предписание получено 29.09.2016.
Уведомлением от 30.03.2017 N 638 Служба информировала МБДОУ детский сад "Дюймовочка", что в соответствии с приказом от 30.03.2017 N 91 "О проведении внеплановой выездной проверки" с 03 по 28 апреля 2017 будет проведена внеплановая выездная проверка деятельности в отношении учреждения, в связи с истечением срока предписания от 29.09.2016 N 61 л/н (уведомление получено учреждением 13.04.2017).
Результаты проверки отражены в акте проверки от 20.04.2017 N 07 в/лн, из которого следует, что ранее выявленные нарушения по акту проверки от 29.09.2016 N 92 л/н не устранены полностью. Для устранения ранее выявленных нарушений со стороны администрации образовательной организацией начаты приниматься меры. Создан сайт образовательной организации на официальном сайте сети Интернет, но необходимой информацией не обеспечено. Подано заявление в Роспотребнадзор от 18.04.2017 на проведение экспертизы объектов образовательной организации. На момент проверки заключение о соответствии зданий, помещения, оборудований санитарно-эпидемиологическим требованиям не получено.
Службой выдано повторное предписание от 20.04.2017 N 4/влн об устранении выявленных нарушений (получено учреждением 20.04.2017), согласно которому учреждению предписано принять меры к устранению выявленных нарушений; представить в срок до 21.07.2017 отчет об исполнении предписания с приложением копий документов, подтверждающих устранение нарушений законодательства Российской Федерации в сфере образования:
1) пункта 21 части 3 статьи 28, статьи 29 Федерального закона N 273-ФЗ - не обеспечена открытость и доступность необходимой информации на официальном сайте в сети "Интернет" в соответствии с Правилами размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 N 582;
2) пункта 2 части 6 статьи 28, пункта 8 статьи 41 Федерального закона N 273-ФЗ, подпунктов "ж", "з" пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966 - не созданы безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам здания, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые используются для осуществления образовательной деятельности.
20.04.2017 в присутствии законного представителя учреждения - заведующей, назначенной приказом администрации Бояровского сумона Каа-Хемского района от 12.10.1992 N 8, в отношении учреждения составлен протокол об административном правонарушении N 03-20042017-19.9/ДА по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В объяснениях от 20.04.2017 заведующая МБДОУ детский сад "Дюймовочка" пояснила, что руководители района с 2010 знали о несоответствии заключения Роспотребнадзора, на все обращения по данному вопросу был ответ, что нет денег; в апреле 2013 году заведующей районо было предложено составить проектную документацию, но на второй день после предложения, отказали, так как деньги ушли на другое; последние три года отказ в реконструкции детского сада мотивируется тем, что очереди в детский сад нет, количество детей ежегодно сокращается и нет денежных средств.
Постановлением мирового судьи судебного участка Каа-Хемского кожууна Республики Тыва от 11.05.2017 учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Уведомлением от 24.07.2017 N 1807 Служба информировала МБДОУ детский сад "Дюймовочка", что в соответствии с приказом от 24.07.2017 N 231 "О проведении внеплановой выездной проверки" с 25 июня по 21 августа 2017 будет проведена внеплановая выездная проверка деятельности в отношении учреждения, в связи с истечением срока повторного предписания от 20.04.2016 N 4/влн (уведомление получено учреждением 24.07.2017).
Результаты проверки отражены в акте проверки от 21.08.2017 N 31 в/л, из которого следует, что ранее выявленные нарушения по акту проверки от 20.04.2017 N 07 в/лн устранены не в полном объеме. Не устранено нарушение пункта 2 части 6 статьи 28 Федерального закона N 273- ФЗ, подпунктов "ж", "з" пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966 - в образовательной организации не созданы безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам здания, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые используются для осуществления образовательной деятельности.
В объяснениях от 21.08.2017 заведующая МБДОУ детский сад "Дюймовочка" указала, какая работа проделана для устранения несоответствий выявленных в ходе проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы.
Приказом Службы от 22.08.2017 N 243 с 11.05.2017 приостановлено действие лицензии на образовательную деятельность серии 17Л01 N 0000056 от 11.12.2015 с регистрационным N 339, выданной МБДОУ детский сад "Дюймовочка" на срок исполнения повторно выданного предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований; пунктом 3 приказа учреждению приказано принять меры по устранению выявленных нарушений лицензионных требований и условий, повлекших за собой приостановление действия лицензии.
23.08.2017 Служба обратилась в арбитражный суд с заявлением об аннулировать лицензию серии 17 Л01 N 0000108 с регистрационным номером 390, выданную 25.02.2016 МБДОУ детский сад "Дюймовочка".
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил основания для отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с Положением о Службе по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва, утвержденным постановлением Правительства Республики Тыва от 25.01.2011 N 39, статьей 93 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что Служба являлось уполномоченным органом на обращение в суд с требованием об аннулировании лицензии.
Нарушений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при проведении проверок (плановой, внеплановых) судом апелляционной инстанции не установлено, об их наличии не заявлено.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
В соответствии с пунктом 40 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Пунктом 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966 (далее - Положение о лицензировании образовательной деятельности) предусмотрено, что к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в том числе нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д", "ж" - "к" пункта 6 и подпунктами "б", "д", "е" пункта 7 настоящего Положения.
Частью 6 статьи 93 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) предусмотрено, что в случае выявления нарушения требований законодательства об образовании соответствующий орган по контролю и надзору в сфере образования выдает органу или организации, допустившим такое нарушение, предписание об устранении выявленного нарушения. Указанный в предписании срок его исполнения не может превышать шесть месяцев.
На основании части 7 статьи 93 Закона об образовании в случае неисполнения указанного в части 6 настоящей статьи предписания (в том числе, если отчет, представленный органом или организацией, допустившими такое нарушение, не подтверждает исполнение предписания в установленный им срок или этот отчет до истечения срока исполнения предписания не представлен) орган по контролю и надзору в сфере образования возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, выдает повторно предписание об устранении ранее не устраненного нарушения и запрещает прием в данную организацию полностью или частично. Срок исполнения выданного повторно предписания не может превышать три месяца.
В соответствии с частью 8 статьи 93 Закона об образовании до истечения срока исполнения выданного повторно предписания орган по контролю и надзору в сфере образования должен быть уведомлен органом или организацией об устранении нарушения требований законодательства об образовании с приложением документов, содержащих сведения, подтверждающие исполнение указанного предписания. В течение тридцати дней после получения такого уведомления орган по контролю и надзору в сфере образования проводит проверку содержащейся в нем информации. Прием в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, возобновляется по решению органа по контролю и надзору в сфере образования со дня, следующего за днем подписания акта проверки, устанавливающего факт исполнения выданного повторно предписания, или со дня, следующего за днем вступления в законную силу судебного акта о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В случае вынесения судом решения о привлечении организации, осуществляющей образовательную деятельность, и (или) должностных лиц этой организации к административной ответственности за неисполнение в установленный срок указанного в части 6 настоящей статьи предписания и в случае неустранения нарушений требований законодательства об образовании в установленный органом по контролю и надзору в сфере образования срок исполнения выданного повторно предписания орган по контролю и надзору в сфере образования приостанавливает действие лицензии на осуществление образовательной деятельности этой организации полностью или частично и обращается в суд с заявлением об аннулировании такой лицензии. Действие лицензии на осуществление образовательной деятельности приостанавливается до дня вступления в законную силу решения суда. В случае вынесения судом решения о привлечении органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования, или органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, должностных лиц этих органов к административной ответственности за неисполнение в установленный срок указанного в части 6 настоящей статьи предписания и в случае неустранения этими органами нарушений требований законодательства об образовании в установленный органом по контролю и надзору в сфере образования срок исполнения выданного повторно предписания орган по контролю и надзору в сфере образования направляет в вышестоящий орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления предложение о рассмотрении вопроса об отстранении от должности руководителя органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования, или руководителя органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования.
В силу части 1 статьи 20 Федерального закона N 99-ФЗ действие лицензии приостанавливается лицензирующим органом в следующих случаях:
1) привлечение лицензиата к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований, выданного лицензирующим органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
2) назначение лицензиату административного наказания в виде административного приостановления деятельности за грубое нарушение лицензионных требований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Частью 12 статьи 20 Федерального закона N 99-ФЗ предусмотрено, что лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа об аннулировании лицензии.
Как следует из материалов дела, лицензирующим органом установлен факт неисполнения повторного предписания от 20.04.2017 N 4/влн в полном объеме - не устранено нарушение пункта 2 части 6 статьи 28 Федерального закона N 273- ФЗ, подпунктов "ж", "з" пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966 - в образовательной организации не созданы безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам здания, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые используются для осуществления образовательной деятельности.
Суд первой инстанции установил доказанным факта осуществления учреждением деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и отсутствие доказательств уважительности несвоевременного исполнения предписаний лицензирующего органа. С учетом допущенного учреждением нарушения, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для аннулирования выданной ответчику лицензии на право осуществления образовательной деятельности от 06.09.2016, регистрационный N 429, выданной МБДОУ детский сад "Дюймовочка".
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для аннулирования лицензии на право осуществления образовательной деятельности от 06.09.2016 серии 17 ЛО1 N 0000150 с регистрационным N 429, выданной МБДОУ детский сад "Дюймовочка", в силу следующего.
Как следует из заявления, Служба просила аннулировать лицензию серии 17 Л01 N 0000108 с регистрационным номером N 390, выданную 25.02.2016 МБДОУ детский сад "Дюймовочка". Однако, указанная лицензия в материалы дела не представлена.
Суд первой инстанции, не предлагая уточнить заявителю заявленное требование, принимая заявление к производству, самостоятельно изменяет заявленное требование - аннулирование лицензии серии 17 Л01 N 0000150 с регистрационным номером N 429 от 06.09.2016 (указывает лицензию, приложенную к заявлению). Ни в предварительном судебном заседании, ни в судебном заседании суд первой инстанции не выясняет у заявителя, какая фактически лицензия, выданная учреждению, подлежит аннулированию.
Как следует из материалов дела, осуществляя проверку лицензионной деятельности, лицензирующим органом указано, что учреждение осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии серии 17Л01 N 0000056 от 11.12.2015 с регистрационным N 339, выданной Службой с бессрочным сроком действия (акт проверки от 29.09.2016 N 92 л/н). Из приказа Службы от 22.08.2017 N 243 с 11.05.2017 следует, что приостановлено действие лицензии на образовательную деятельность серии 17Л01 N 0000056 от 11.12.2015 с регистрационным N 339, выданной МБДОУ детский сад "Дюймовочка".
Доказательств приостановления действия лицензии серии 17 Л01 N 0000150 с регистрационным номером N 429 от 06.09.2016 в материалы дела не представлено. В связи с чем, необоснованным является вывод суда первой инстанции о том, что учреждение продолжает осуществлять образовательную деятельность, несмотря на ее приостановление.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в отношении лицензии серии 17 Л01 N 0000150 с регистрационным номером N 429 от 06.09.2016 Службой не соблюдена вышеуказанная процедура, предусмотренная для аннулирования лицензии.
Также из материалов дела следует, что после издания приказа от 24.08.2016 N 429 "О проведении плановой выездной проверки" и вручения 05.09.2016 уведомления от 26.08.2016 N 645 о проведении плановой выездной проверки, МБДОУ детский сад "Дюймовочка" выдана новая лицензия на осуществление образовательной деятельности - серии 17 Л01 N 0000150 с регистрационным номером N 429 от 06.09.2016 (несмотря на то, что, как указывает лицензирующий орган в акте проверки от 29.09.2016 N 92 л/н, предыдущая лицензия серии 17Л01 N 0000056 от 11.12.2015 с регистрационным N 339 выдана с бессрочным сроком действия).
Таким образом, на 06.09.2016 (дату выдачи лицензии) МБДОУ детский сад "Дюймовочка" соответствовало всем лицензионным требованиям, предъявляемым к лицензиату, в том числе подпунктам "ж" и "з" пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966.
Представитель Министерства в судебном заседании 14.03.2018 пояснил, что новая лицензия была выдана учреждению, поскольку им было представлено гарантийное письмо об устранении всех нарушений.
Суд апелляционной инстанции отклоняет данное утверждение, поскольку ни Законом об образовании, ни Федеральным законом N 99-ФЗ, ни Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966, не предусмотрена возможность выдачи лицензии в случае, если лицензиат не соответствует лицензионным требованиям. Несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям является основанием для отказа в предоставлении лицензии (пункт 2 части 7 статьи 14 Федерального закона N 99-ФЗ).
Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает, что вменяемое лицензирующим органом нарушение в виде отсутствия санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам здания, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые используются для осуществления образовательной деятельности, носит устранимый характер. Доказательств негативных последствий, в том числе возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью воспитанникам и сотрудникам детского сада заявителем в материалы дела не представлено.
Поскольку в силу статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации лицензия ограничивает правоспособность юридического лица, так как лишает его возможности заниматься определенным видом деятельности, такая мера должна носить исключительный характер, отвечать требованиям справедливости, быть адекватной, соразмерной допущенным нарушениям, необходимой для защиты экономических, социальных интересов Российской Федерации и законных интересов граждан. Следовательно, аннулирование лицензии является крайней мерой ответственности, применение которой к нарушителю без определения его вины невозможно.
Как следует из пояснений учреждения, представленных в материалы дела, невозможность исполнения предписаний лицензирующего орган связано с отсутствием финансирования; при этом учреждение принимало соответствующие меры к исполнению вынесенных лицензирующим органом предписаний. Указанным обстоятельствам судом первой инстанции не дана какая-либо оценка.
Из материалов дела следует, что учреждением в судебном заседании 04.10.2017 заявлялось ходатайство об отложении судебного заседания для устранения нарушений (установки водонагревателей). В обоснование ходатайства учреждение ссылалось на то, что Роспотребнадзор не может выдать санитарно-эпидемиологическое заключение в связи с тем, что не обеспечена бесперебойная подача горячей воды в отдельных помещениях, при этом учреждением представлено экспертное заключение от 25.09.2017 N 209, товарная накладная с копией чека, в подтверждение приобретения водонагревателей.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания. При этом каких-либо мотивов отказа судом первой инстанции не приведено.
Суд апелляционной инстанции считает, что рассматривая данный спор, суд первой инстанции должен оценивать все обстоятельства дела, следовательно, должен был удовлетворить ходатайство учреждения об отложении.
В материалы дела в суде апелляционной инстанции лицами, участвующим в деле, представлена копия санитарно-эпидемиологического заключения от 18.10.2017 N 17.01.04.000.М.000076.10.17 о соответствии зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, используемого МБДОУ детский сад "Дюймовочка" для осуществления образовательной деятельности (дошкольного образования).
Каких-либо замечаний, несоответствий к указанному санитарно-эпидемиологическому заключению Министерством не предъявлено.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что МБДОУ детский сад "Дюймовочка" в полном объеме устранило вменяемые лицензирующим органом нарушения (доказательств обратного в материалы дела не представлено), следовательно, оснований для аннулирования лицензии не имеется.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела (пункт 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку требования апелляционной жалобы удовлетворены, решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленного требования отказано, при подаче апелляционной жалобы учреждению предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, а Министерство на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины, следовательно, государственная пошлина при подаче заявления не уплачивалась, а государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы не может быть взыскана с Министерства.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от "10" октября 2017 года по делу N А69-1936/2017 отменить. Принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявленного требования отказать.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.А. Иванцова |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.