г. Санкт-Петербург |
|
21 марта 2018 г. |
Дело N А56-67179/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 марта 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Черемошкиной В.В.
судей Слобожаниной В.Б., Сотова И.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Петрук О.В.,
при участии:
от истца: Денисенко Т.К., доверенность от 10.05.2017,
от ответчика: Матвеева Н.М., доверенность от 29.02.2018,
от 3-го лица: Карпов Р.А., доверенность от 29.05.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2020/2018) ТСЖ "САЙМА"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.12.2017 по делу N А56-67179/2017 (судья Орлова Е.А.), принятое
по иску товарищества собственников жилья "Сайма"
к акционерному обществу "Выборгтеплоэнерго"
3-е лицо: открытое акционерное общество "Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству Выборгского района Ленинградской области"
о признании договора действующим, признании незаконным действий и об обязании совершить определенные действия,
установил:
товарищество собственников жилья "Сайма" (далее - истец, Товарищество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к акционерному обществу "Выборгтеплоэнерго" (далее - ответчик, Общество) о признании действующим договора теплоснабжения N 0549, заключенного 22.02.20213 между акционерным обществом "Выборгтеплоэнерго" (теплоснабжающей организацией) и товариществом собственников жилья "Сайма" (исполнителем); о признании незаконным отказа акционерного общества "Выборгтеплоэнерго" от исполнения условий договора теплоснабжения N 0549 от 22.02.2013 и обязании ответчика надлежащим образом исполнять условия договора теплоснабжения N 0549 от 22.02.2013.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству Выборгского района Ленинградской области" (далее - Компания).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.12.2017 в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Истец обжаловал решение суда в апелляционном порядке, просил его отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В отзывах на апелляционную жалобу ответчик и третье лицо возражали по доводам жалобы, просили в ее удовлетворении отказать.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали свои правовые позиции, изложенные в апелляционной жалобе и в отзывах на нее.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в соответствии с постановлением администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области от 16.09.2016 N 3971 ОАО "Управляющая компания по ЖКХ" присвоен статус единой теплоснабжающей организации на территории муниципального образования "Город Выборг". В границах муниципального образования "Город Выборг" Выборгского района Ленинградской области правообладателем инженерно-технических сооружений (тепловых сетей), способных обеспечить поставку ресурса в точке присоединения многоквартирных домов, расположенных в г. Выборге по адресу: ул. Травяная, д. 11 и д. 13. к централизованной системе теплоснабжения, выступает единая теплоснабжающая организация - ОАО "Управляющая компания по ЖКХ". Поскольку внутридомовые сети многоквартирных жилых домов Выборга не имеют непосредственного подключения к коллекторам источников тепловой энергии АО "Выборгтеплоэнерго", ответчик не может обеспечить надежность теплоснабжения, осуществляемого по тепловым сетям единой теплоснабжающей организации.
На официальном портале муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области по интернет-адресу http://www.vbglenobl.ru/doska-obvavleniy/shema-teplosnabzheniva-municipal nogo-obrazovaniya-gorod-vvborg-vborgskogo-ravona-l опубликована схема теплоснабжения муниципального образования "Город Выборг" Выборгского района Ленинградской области на период до 2031 года. В упомянутом документе отражены все зоны теплоснабжения и участки тепловых сетей г. Выборга с указанием их титульного владельца - ОАО "Управляющая компания по ЖКХ". Указанный выше интернет-ресурс является официальным и общедоступным источником информации о системе теплоснабжения МО "Город Выборг".
В связи с отсутствием у АО "Выборгтеплоэнерго" прав владения, пользования и распоряжения сетями теплоснабжения в границах МО "Город Выборг", уполномоченный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов - комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (ЛенРТК) приказом от 19.12.2016 г. N 505-п "О внесении изменений в приказ по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30 ноября 2015 года N 328-п "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности, тарифов на тепловую энергию, горячую воду и теплоноситель, поставляемые открытым акционерным обществом "Выборгтеплоэнерго" потребителям на территории Ленинградской, области, на долгосрочный период регулирования 2016 - 2018 годов" установил АО "Выборгтеплоэнерго" на 2017 год тарифы для потребителей муниципального образования "Выборгское городское поселение" Выборгского муниципального района Ленинградской области на тепловую энергию (и на теплоноситель с пометкой "кроме населения") только на коллекторах источников тепловой энергии. Таким образом, с 01.01.2017 года АО "Выборгтеплоэнерго" не имеет установленной государством цены на отпуск населению (ТСЖ "Сайма") тепловой энергии и горячей воды. Поскольку присоединений к котельным АО "Выборгтеплоэнерго" тепловых сетей, принадлежащих какому-либо иному лицу, не имеется, единственным покупателем тепловой энергии у АО "Выборгтеплоэнерго" является ОАО "Управляющая компания по ЖКХ", чьи сети присоединены к коллекторам источников теплоснабжение АО "Выборгтеплоэнерго".
В данной связи уведомлением N 1477/1 от 27.12.2016 АО "Выборгтеплоэнерго" известило ТСЖ "Сайма" о прекращении заключенного между ними договора теплоснабжения N 0549 от 22.02.2012 (далее - договор). Уведомление вручено 31.12.2016 управляющему ТСЖ "Сайма" Грачеву B.C.
Полагая, что отказ Общества от Договора является неправомерным, а сам Договор - действующим, Товарищество обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции признал исковые требования не подлежащими удовлетворению и в иске отказал.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно пункту 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 786 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 3 статьи 426 ГК РФ).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 06.06.2002 N 115-О, обязательность заключения публичного договора при наличии возможности предоставить соответствующие услуги означает и недопустимость одностороннего отказа исполнителя от исполнения обязательств по договору, если у него имеется возможность исполнить свои обязательства, поскольку в противном случае требование закона об обязательном заключении договора лишалось бы какого бы то ни было смысла и правового значения.
В силу пункта 3 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации к обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (статьи 307-419 ГК РФ), если иное не предусмотрено правилами главы 27 названного Кодекса и правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в данном Кодексе.
Пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, а также права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 15 Закона N 190-ФЗ потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.
В силу части 7 статьи 15 Закона N 190-ФЗ договор теплоснабжения является публичным для ЕТО.
Как следует из пункта 28 статьи 2 Закона N 190-ФЗ, ЕТО в системе теплоснабжения - это теплоснабжающая организация, которой в отношении системы (систем) теплоснабжения присвоен статус ЕТО в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением администрации МО от 16.09.2016 N 3971 статус ЕТО в границах МО присвоен Компании, утверждены схема теплоснабжения МО на период до 2031 года.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 к отношениям истца и ответчика по Договору подлежат применению Правила, обязательные при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденные названным постановлением, согласно пункту 13 которых допускается отказ ресурсоснабжающей организацией от заключения договора ресурсоснабжения при отсутствии обязанности ресурсоснабжающей организации заключить договор ресурсоснабжения с любым обратившимся к ней лицом в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
Поскольку в силу части 7 статьи 15 Закона N 190-ФЗ договор теплоснабжения является публичным для ЕТО и в материалах дела отсутствуют доказательства наличия у Общества такого статуса на момент направления уведомления N 1477/1 от 27.12.2016 и в период рассмотрения судом возникшего спора по существу, довод Товарищества об отказе Общества от исполнения публичного договора следует признать необоснованным.
Согласно части 5 статьи 15 Закона N 190-ФЗ местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети.
Суд первой инстанции установил, что тепловые сети, расположенные на территории МО, по договорам аренды муниципального имущества от 13.06.2013 N К-5088 и К-5089 переданы в аренду Компании.
В силу пункта 1 статьи 416 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана наступившим после возникновения обязательства обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает.
Поскольку в деле отсутствуют доказательства наличия у Общества на момент направления уведомления от 27.12.2016 N 1477/1 возможности обеспечить поставку тепловой энергии в точку подключения теплопотребяющих устройств Товарищества к тепловым сетям, суд первой инстанции сделал правильный вывод о правомерности действий ответчика, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении иска.
Апелляционным судом не установлено нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, являющихся основанием для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции, обстоятельства, имеющие значение для дела, выяснены в полном объеме, выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе оставлены за подателем жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.12.2017 по делу N А56-67179/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Черемошкина |
Судьи |
В.Б. Слобожанина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.