г. Москва |
|
15 марта 2018 г. |
Дело N А40-237059/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 марта 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Н.В. Юрковой,
Судей: А.М. Елоева, Е.А. Сазоновой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Р.А. Сасюком,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения города Москвы "Жилищник района Очаково-Матвеевское"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.10.2017
по делу N А40-237059/16, принятое судьей Пуловой Л.В. (шифр судьи 10-2043),
по иску Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление по эксплуатации жилого фонда" Управления делами Президента Российской Федерации (ОГРН 1027700378628, адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, 47)
к государственному бюджетному учреждению города Москвы "Жилищник района Очаково-Матвеевское" (ОГРН 5147746262901, адрес: 119361, г. Москва, ул. Озерная, д. 31, корп. 3)
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление делами Президента РФ
о понуждении управляющей организации к исполнению обязательств
при участии в судебном заседании:
от истца: Краюхина Л.В. по доверенности от 13.11.2017,
от ответчика: Климаков А.А. по доверенности от 22.12.2017,
от третьего лица: не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
иск заявлен, с учетом принятого судом уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ, об обязании ГБУ "ЖИЛИЩНИК РАЙОНА ОЧАКОВО-МАТВЕЕВСКОЕ" в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выполнить работы по устранению проникания влаги (протечек) в помещение подземного гаража, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Веерная, д.30, корп.2, проведя ремонт гидроизоляции ограждающих конструкций подземного гаража (т.2 л.д.129-130).
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 16.10.2017 по делу N А40-237059/16 суд обязал ГБУ "ЖИЛИЩНИК РАЙОНА ОЧАКОВО-МАТВЕЕВСКОЕ" в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выполнить работы по устранению проникания влаги (протечек) в помещение подземного гаража, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Веерная, д.30, корп.2, проведя ремонт гидроизоляции ограждающих конструкций подземного гаража.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Согласно доводам заявителя, судом не были выяснены все обстоятельства, имеющие значение для дела.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, указав на наличие оснований для отмены обжалуемого судебного акта, а также изложив свою правовую позицию по делу, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель истца поддержал решение суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы, а также содержащиеся в ней требования считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению, изложил свою правовую позицию, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, а также доводы апелляционной жалобы, пришел к выводу, что принятый по делу судебный акт подлежит отмене.
Из статьи 161 ЖК РФ следует, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами.
Подпунктом "в" п. 1 Правил N 416 установлены стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом, в том числе управляющими организациями, заключившими договор управления многоквартирным домом. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных ст. 161 Жилищного кодекса, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме (п. 2 Правил N 416).
Пунктом 4 Правил N 416 предусмотрено, что управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов: организации оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, утвержденным решением собрания, а именно осуществлением контроля за оказанием услуг и выполнением работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме исполнителями этих услуг и работ, обеспечения собственниками помещений в многоквартирном доме, органами управления товарищества и кооператива контроля за исполнением решений собрания, выполнением перечней услуг и работ, повышением безопасности и комфортности проживания, а также достижением целей деятельности по управлению многоквартирным домом.
В силу ч. 1.2 ст. 161 ЖК РФ состав минимального перечня, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N 290 от 03.04.2013 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Указанный минимальный перечень не является исчерпывающим, поскольку в пункте 7 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, указано, что в него могут быть внесены услуги и работы, не включенные в утвержденный минимальный перечень.
Правительством Российской Федерации, исходя из предоставленных ему ч. 3 ст. 39 ЖК РФ полномочий, постановлением от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, регулирующие отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Перечень элементов, относящихся к составу общедомового имущества, содержится в п.2 Правил.
Исходя из пунктов 10, 11 Правил N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, постоянную готовность инженерных коммуникаций.
В силу пункта 42 Правил N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170, определены требования и порядок технического обслуживания и текущего ремонта жилищного фонда. Техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
В материалы дела представлен Технический паспорт жилого дома, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Веерная, д.30, корп.2, год постройки дома - 1997 (т.1 л.д.96-).
В разделе 1 Технического паспорта указано, что в доме имеются нежилые помещения общей площадью 6584 кв.м., в том числе гаражи площадью 2231 кв.м. (т.1 л.д.97).
В Выписке из паспорта БТИ от 14.01.1999 указаны машино-места и их площади, расположенные в здании (автостоянка) (т.1 л.д.104-106).
Судом первой инстанции установлено, и это указано истцом в исковом заявлении, что в оперативном управлении истца находятся помещения подземного гаража, являющиеся собственностью Российской Федерации, в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Москва, ул. Веерная, д.30, корп.2.
Факт, что в оперативном управлении истца находятся помещения подземного гаража, являющиеся собственностью Российской Федерации, никем не оспаривался.
Обращаясь в суд с иском, истец указал, что с 2012 по настоящее время в подземном гараже дома периодически происходят протечки воды, источник протечки входит в состав общего имущества собственников дома, в силу чего, по мнению истца, ремонтные работы должны производиться управляющей организацией.
Материалами дела подтверждается, что истец обращался в Жилищную инспекцию по Западному административному округу города Москвы по вопросу залития здания подземного гаража.
Жилищной инспекцией по Западному административному округу был дан ответ N ГР-08-1191/16 от 01.03.2016, в котором указано, что невозможно определить причины образования протечек, решение вопроса о проведении восстановительного ремонта возможно в порядке судебного разбирательства.
В ответе также указано, что паркинг является подземным помещением, находящимся под многоквартирным домом, отдельно спроектированным, обособленным и автономным объектом недвижимости (т.2 л.д.30).
В материалы дела представлен Акт внепланово осмотра подземного гаража-стоянки, утвержденный начальником ФГБУ "Управление по эксплуатации жилищного фонда" УД Президента РФ, от 10.08.2016, в котором указано, что фундамент здания имеет мелкие трещины. Подвальные перекрытия имеют трещины в швах между плитами (т.2 л.д.38-39).
Из Акта обследования мест протечек в гараже от 16.01.2017 следует, что поверхностные грунтовые воды проникают в подвал через температурно-осадочные швы в период таяния снега и выпадения осадков в виде дождя (т.1 л.д.85).
Определением Арбитражного суда города Москвы от 02.03.2017 по делу была назначена судебная экспертиза, перед экспертами поставлены следующие вопросы:
1) Определить наличие протечек в помещении подземного гаража по адресу: г.Москва, ул. Веерная, д.30, корп. 2? В случае их наличия установить причины их появления?
2) В случае наличия протечек определить состав и объем работ, необходимых и достаточных для их устранения?
В ходе проведения экспертизы эксперты обследовали помещение, в мотивировочной части экспертного заключения отражено, что стоянка предусмотрена на 68 машиномест, год постройки 1998, общая площадь гаража - 2230,5 кв.м. (т.2 л.д.14).
На основании данных экспертного осмотра экспертами установлено, что в помещение подземного гаража имеются как следы старых протечек, так и новые протечки в виде намокания и воды (влаги) на строительных конструкциях гаража (т.2 л.д.16).
Осмотр верхнего - технического этажа над помещением гаража-стоянки показал, что на данном этаже располагаются сети магистральных трубопроводов (холодное и горячее водоснабжение, сети канализации, тепловые сети. Осмотр этажа не выявил неисправного состояния сетей, течей и следов протечек также не обнаружено. На основании изложенного, эксперты указали, что причиной образования протечек инженерные коммуникации не являются (т.2 л.д.17).
В исследовательской части экспертного заключения также отмечено, что осмотр прилегающей территории к зданию, в частности отмостки, показал наличие провалов грунта, что свидетельствует о разуплотнении основания (грунта) и его просадке.
Осмотр ливневых колодцев, расположенных непосредственно на улице у стен здания, показал, что они сухие (без застоев воды). Один из колодцев, состоящий из сборных, установленных друг на друга железобетонных колец, деформирован (кольца смещены друг относительно друга). Данный факт также свидетельствует о том, что грунт на осматриваемой территории подвержен осадкам или смещению в результате просадок. Отмостка здания, являющаяся также тротуаром, имеет не плотное примыкание к наружным стенам здания, что также может способствовать затеканию вод на подземные конструкции здания.
Поскольку с внутренней стороны помещения подземного гаража-стоянки протечки обнаружены преимущественно на стенах и конструкциях, являющихся наружными стенами по периметру здания, а осмотр данных стен с наружи не возможен по причине расположения их под землей (скрыты от осмотра последующими работами), то, учитывая деформации грунта у наружных стен здания и значительный срок эксплуатации здания, который равен почти 19 годам, эксперты пришли к выводу, что причиной протечек является износ или повреждение наружной гидроизоляции стен. Скоротечный износ гидроизоляции так же мог быть вызван иными причинами (низкое качество строительно-монтажных работ). Для устранения протечек требуется выполнение работ по восстановлению гидроизоляции стен подземной части здания (т.2 л.д.17).
Эксперты пришли к следующим выводам (т.2 л.д.21):
1) протечки имею место до настоящего времени. Эксперт установил, что наличие влаги (протечек) обусловлено повреждением (износом) гидроизоляции ограждающих конструкций подземного гаража.
2) Для проведения работ по восстановлению наружной гидроизоляции подземной части жилого дома требуется разработка проектной документации на капитальный ремонт специализированной организацией, имеющей допуск СРО на данные виды работ.
Удовлетворяя исковые требования, и обязывая ГБУ "ЖИЛИЩНИК РАЙОНА ОЧАКОВО-МАТВЕЕВСКОЕ" выполнить работы по устранению проникания влаги (протечек) в помещение подземного гаража, проведя ремонт гидроизоляции ограждающих конструкций подземного гаража, суд первой инстанции исходил из того, как следует из мотивировочной части судебного решения, что источник протечки входит в состав общего имущества собственников дома.
Между тем, ни экспертным заключением, ни иными доказательствами не подтверждается факт того, что источник протечки входит в состав общего имущества собственников дома. Кроме того, не определено и что является источником протечки.
Обязывая ГБУ "ЖИЛИЩНИК РАЙОНА ОЧАКОВО-МАТВЕЕВСКОЕ" выполнить ремонт гидроизоляции ограждающих конструкций подземного гаража, суд первой инстанции не учел заключение эксперта по второму вопросу, а именно, что эксперт указал, что для проведения работ по восстановлению наружной гидроизоляции подземной части жилого дома требуется разработка проектной документации на капитальный ремонт специализированной организацией, имеющей допуск СРО на данные виды работ.
Таким образом, эксперт пришел к выводу, что необходимо проведение капитального ремонта.
В части 1 статьи 166 ЖК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Данный перечень включает в себя: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт фасада; 6) ремонт фундамента многоквартирного дома.
На основании части 2 статьи 166 ЖК РФ нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может быть дополнен другими видами услуг и (или) работ.
Фонд капитального ремонта образуют взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме.
Согласно ч. 1 ст. 189 ЖК РФ проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 настоящей статьи.
В силу ч. 6 ст. 189 ЖК РФ, в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме, не приняли решение о проведении кап. ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме, орган местного самоуправления принимает решение о проведении такого кап. ремонта в соответствии с региональной Программой кап. ремонта и предложениями регионального оператора.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что в данном случае принимались соответствующие решения о проведении капитального ремонта здания.
Отменяя судебный акт, суд апелляционной инстанции считает необходимым указать, что при управлении управляющей организацией, она несет ответственность перед собственниками за оказание услуг и выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества (ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ, п. 42 Правил содержания общего имущества).
Состав общего имущества определяется собственниками в МКД на основании техпаспорта дома и утверждается решением общего собрания.
Собственники помещений на общем собрании должны утвердить перечень услуг и работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества исходя из требований, установленных Правилами содержания общего имущества, и Минимального перечня услуг и работ.
Капитальному ремонту подлежит имущество, нормативное техническое состояние которого невозможно обеспечить в процессе текущего содержания и проведения текущего ремонта (п. 4.2 ГОСТ Р 56193-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов. Общие требования", утвержденного Приказом Росстандарта от 27.10.2014 N 1445-ст).
Капитальный ремонт общего имущества - комплекс работ (услуг) по замене и (или) восстановлению (ремонту) потерявших в процессе эксплуатации несущую и (или) функциональную способность конструкций, деталей, систем инженерно-технического обеспечения, отдельных элементов несущих конструкций МКД на аналогичные или иные улучшающие показатели до их нормативного состояния, когда объем таких работ превышает текущий ремонт (п. 3.13 ГОСТ Р 51929-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения", утвержденного Приказом Росстандарта от 11.06.2014 N 543-ст).
Проведение капитального ремонта регламентируется, в частности, ст. 12, 13, 20, 36.1, 44, 154, 158, 166 - 191 ЖК РФ.
Региональный оператор - специализированная некоммерческая организация, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества (п. 16.5 ст. 12 ЖК РФ).
Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств ФКР, сформированного исходя из минимального размера взноса, установленного нормативным правовым актом субъекта РФ, включает (ч. 1 ст. 166 ЖК РФ):
1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;
3) ремонт крыши;
4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу;
5) ремонт фасада;
6) ремонт фундамента дома.
Нормативным правовым актом субъекта РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту, финансируемых за счет минимального размера взноса, может быть дополнен услугами и (или) работами (ч. 2 ст. 166 ЖК РФ).
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что на Управляющую организацию не могут быть возложены обязательства по проведению капитального ремонта, к которому относится ремонт гидроизоляции ограждающих конструкций подземного гаража.
В связи с изложенным, требования истца не подлежат удовлетворению.
Расходы по госпошлине распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.10.2017 по делу N А40-237059/16 отменить.
Исковые требования Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление по эксплуатации жилого фонда" Управления делами Президента Российской Федерации оставить без удовлетворения.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление по эксплуатации жилого фонда" Управления делами Президента Российской Федерации (ОГРН 1027700378628) в пользу государственного бюджетного учреждения города Москвы "Жилищник района Очаково-Матвеевское" (ОГРН 5147746262901) расходы по оплате госпошлины по апелляционной жалобе в размере 3.000 рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.В. Юркова |
Судьи |
А.М. Елоев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-237059/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 29 июня 2018 г. N Ф05-9329/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ФГБОУ УПРАВЛЕНИЕ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖИЛОГО ФОНДА УПРАВЛЕНИЯ ДЕЛАМИ ПРЕЗИДЕНТА РФ, ФГБУ "Управление по эксплуатации жилого фонда Управления делами Президента РФ"
Ответчик: ГБУ "Жилищник района Очаково-Матвеевское", ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "ЖИЛИЩНИК РАЙОНА ОЧАКОВО-МАТВЕЕВСКОЕ"
Третье лицо: Управление делами президента РФ