г. Воронеж |
|
27 марта 2018 г. |
Дело N А14-15220/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 марта 2018 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.
судей Семенюта Е.А.
Донцова П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сывороткиной Е.Е.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Пищевик": Дорожкина А.А. -представитель по доверенности N 583 от 27.06.2017;
от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской области: Забровская А.В. - представитель по доверенности N 2 от 09.01.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской области (ОГРН 1093668009973, ИНН 3661046666) о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Пищевик" (ОГРН 1107746828133, ИНН 7743795840) к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской области (далее - заявитель, административный орган, Управление Россельхознадзора по ВО) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Пищевик" (далее - лицо, привлекаемое к административной ответственности, заинтересованное лицо, ООО "Пищевик") к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 30.10.2017 заявленные требования удовлетворены.
ООО "Пищевик" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Пищевик" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт, которым дело об административном правонарушении прекратить.
Указывает, что Общество не было надлежащим образом уведомлено о дате и времени рассмотрения заявления Управления о привлечении его к административной ответственности. Считает, что состав вменяемого административного правонарушения не доказан.
Определением от 21.04.2016, руководствуясь частью 6.1 статьи 268 АПК РФ, апелляционный суд, ввиду установления оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, перешел к рассмотрению спора по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
К материалам дела приобщено дополнение к заявлению, поступившее от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской области, а также решение по делу N 12-567/2017 по ходатайству ООО "Пищевик".
Представитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской области поддержал заявленные требования, считая состав вмененного правонарушения доказанным.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Пищевик" возражает против доводов заявления, и постановления о возбуждении дела, просит заявление отменить, производство по делу прекратить.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
30.12.2016 между Минобороны России и АО "Военторг" в целях организации питания для нужд МО РФ в 2017-2019 заключен государственный контракт N 301216/ВП.
В рамках исполнения государственного контракта на территории Воронежского гарнизона между АО "Военторг" и ООО "Пищевик" заключен договор N ОП 17-19 от 30.12.2016 (далее по тексту - Договор).
Согласно п. 2.6 и п.п. 3.2.17, 3.4.3 Договора для целей его исполнения ОАО "Военторг" передает, а ООО "Пищевик" обязано принять для использования объекты оказания услуг на период действия договора.
В соответствии с актом приема-передачи недвижимого имущества помещения (столовой) от 01.02.2017 N 31312, актом приема-передачи недвижимого имущества помещения (склада) N 3/3/1 от 01.02.2017, подписанными должностными лицами ВУНЦ и представителем ООО "Пищевик" Богдановым А.В., помещение столовой и склада ВУНЦ переданы ООО "Пищевик" в безвозмездное временное пользование. В указанных документах отражена готовность объектов к использованию при оказании услуг по организации питания и соответствие установленным требованиям.
П.п. 3.2.5 договора исполнитель обязан приостановить оказание услуг в случае обнаружения независящих от него обстоятельств, которые могут оказать негативное влияние на качество оказываемых услуг и сообщить об этом заказчику в течение 1 (одного) дня после приостановления оказания услуг
П.п 2.1, п.п 3.2.1 и п.п. 3.2.3 договора ООО "Пищевик" обязуется оказывать Услуги, соответствующие требованиям договора к срокам, объему, качеству и иным требованиям. Организация обязана обеспечивать соответствие оказываемых Услуг требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям сертификации, безопасности, санитарным нормам и правилам, государственным стандартам, санитарно-эпидемиологическим требованиям и т.п.), установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, руководящими документами Государственного заказчика по Контракту и Договором.
Согласно п.п. 5.1 Договора ООО "Пищевик" несет ответственность за качество приобретенных продовольственных товаров, материалов и иных ресурсов, которые используются в ходе оказания услуг.
В соответствии с п.п. 8.1. Договора стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по Договору в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Военной прокуратурой Воронежского гарнизона в период с 09.06.2017 по 26.07.2017 совместно с отделом государственного ветеринарного надзора Управления Россельхознадзора по Воронежской области проведена проверка соблюдения ООО "Пищевик" норм действующего ветеринарного законодательства и норм о безопасности пищевой продукции при организации питания в ВУНЦ.
28.06.2017 в период с 10 часов 00 минут до 13 часов 00 минут при осмотре склада ВУНЦ, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Краснознамённая, 153, выявлены нарушения Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии", Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов" от 02.01.2000 N 29-ФЗ и других нормативных правовых актов.
Постановлением от 10.08.2017 заместителя военного прокурора в отношении ООО "Пищевик" возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ. Материалы проверки направлены в Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской области.
Согласно постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении:
- при осмотре холодильной камеры установлено хранение субпродуктов говяжьи (сердце, печень в количестве 20 кг) без маркировки, без информационных ярлыков, позволяющих идентифицировать пищевую продукцию с представляемыми ветеринарно-сопроводительными документами; хранение свинины в полутушах, говядины замороженной, вплотную к станкам, не соблюдая расстояние в 30 см, при отсутствии проходы между штабелями при хранении животноводческой продукции, что является нарушением ст. 15 Закона "О ветеринарии" N 4979-1 от 14.05.1993 г.; ст. 23, 60, 93 Технического регламента TP ТС 034/2013 "О безопасности мяса и мясной продукции, утв. решением совета ЕЭК от 09.10.2013;
- по результатам испытания, установлено несоответствие масла сладко-сливочного несолёного "Крестьянское 72.5%" по жирно -кислотному составу, свидетельствующее об использовании фальсифицированной продукции, о замене молочных жиров на растительные, что является нарушением ст. 15 Федерального закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии", ст. 1, 2 N29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" ст. 30, 44, 65, 66, 67, 81 Технического регламента TP ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции", утв. решением совета ЕЭК от 09.10.2013.
Управление Россельхознадзора по Воронежской области обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.
Апелляционная коллегия, повторно рассмотрев дело по правилам первой инстанции, заслушав лиц, участвующих в деле, приходит к следующему.
Согласно ч. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд, в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол.
Согласно ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, являются общественные отношения, в рамках которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов и обязательных требований к продукции.
Объективная сторона административного правонарушения, характеризуется действием (бездействием) и выражается в нарушении требований технических регламентов, обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм. При этом таким субъектом может быть изготовитель, исполнитель или продавец в зависимости от характера и существа нарушения требований технических регламентов или обязательных требований.
Субъективная сторона характеризуется виной.
Обществу вменяется в вину нарушение требований п. п. 23, 60, 93 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 034/2013 "О безопасности мяса и мясной продукции", принятого Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09 декабря 2013 года N 68; ст. ст. 30, 44, 65, 66, 67, 81 Технического регламента Таможенного союза (TP/ТС 033/2013) "О безопасности молока и молочной продукции", принятого Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 9 октября 2013 N 67; ст. 15 Федерального закона РФ "О ветеринарии" N 4979-1 от 14.05.1993; ч. 1,2 ст. 3 N29-ФЗ от 02.01.2000 "О качестве и безопасности пищевых продуктов".
В силу статьи 15 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее Закон N 4979-1) продукты животноводства по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по заразным болезням животных территории. Предприятия, учреждения, организации и граждане, осуществляющие заготовку, переработку, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства, обязаны обеспечивать выполнение указанных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ) в обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В силу части 2 статьи 3 указанного Закона N 29-ФЗ установлено, что не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые, в частности, не соответствуют требованиям нормативных документов.
В силу пунктов 23,59,60,93,106 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" ТР ТС 034/2013, на всех стадиях процесса производства продуктов убоя и мясной продукции должна обеспечиваться их прослеживаемость.
Продукты убоя, используемые при производстве мясной продукции, должны соответствовать требованиям настоящего технического регламента и технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011).
Неидентифицированные продукты убоя, находящиеся на производственном объекте, подлежат утилизации.
В холодильных камерах продукция размещается в штабелях на стеллажах или поддонах, высота которых должна быть не менее 8 - 10 см от пола. От стен и приборов охлаждения продукция располагается на расстоянии не менее 30 см. Между штабелями должны быть проходы, обеспечивающие беспрепятственный доступ к продукции.
Холодильные камеры для холодильной обработки и хранения продуктов убоя и мясной продукции оборудуются термометрами и (или) средствами автоматического контроля температуры в камере, а также средствами для записи температуры.
Маркировка продуктов убоя и мясной продукции должна соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022/2011), а также требованиям, установленным пунктами 107 - 126 технического регламента.
Согласно пунктам 30, 44, 65, 66, 67, 81 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" ТР ТС 033/2013, молочная продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасна.
Молочная продукция должна соответствовать требованиям технического регламента и других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
Материалы, контактирующие с молоком и молочной продукцией в процессе производства, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к безопасности материалов, контактирующих с пищевой продукцией.
Каждая упаковка молочной продукции должна иметь маркировку, содержащую информацию для потребителей в соответствии с разделом XII настоящего технического регламента.
Молоко и молочная продукция должны сопровождаться информацией для потребителей, соответствующей требованиям технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022/2011) и дополнительным требованиям настоящего технического регламента.
На каждую единицу групповой, многооборотной или транспортной упаковки молока или молочной продукции наносится маркировка, содержащая следующую информацию для потребителей: а) товарный знак (торговая марка) (при наличии); б) масса нетто (масса брутто - на усмотрение изготовителя); в) номер партии молока или молочной продукции; г) предупредительные надписи или манипуляционные знаки (например: "беречь от солнечных лучей", "ограничение температуры", "беречь от влаги", "скоропортящийся груз") - наносятся избирательно в соответствии с режимами хранения и транспортирования молока или молочной продукции; д) состав продукта - для молока или молочной продукции, расфасованной непосредственно в транспортную тару; е) обозначение стандарта или технического документа изготовителя, в соответствии с которым производится продукт переработки молока - для молока или молочной продукции, расфасованной непосредственно в транспортную тару (для молока или молочной продукции, ввозимой из третьих стран, допускается не указывать).
Информация об использовании заменителя молочного жира при производстве молокосодержащих продуктов в соответствии с технологией, которой предусматривается замена молочного жира его заменителем (за исключением сливочно-растительных спредов), включается в наименование вида молокосодержащего продукта на лицевой стороне потребительской упаковки (после наименования молокосодержащего продукта следуют слова: "с заменителем молочного жира"), например: "сметанный продукт с заменителем молочного жира", "сырок с заменителем молочного жира".
Судом установлено, что на хранении у Общества находились субпродукты говяжьи (сердце, печень в количестве 20 кг) без маркировки, без информационных ярлыков, позволяющих идентифицировать пищевую продукцию с представляемыми ветеринарно-сопроводительными документами. Свинина в полутушах, говядина замороженная, хранятся вплотную к станкам, не соблюдая расстояние в 30 см, отсутствуют проходы между штабелями при хранении животноводческой продукции. Масло сладко-сливочное несолёное "Крестьянское 72.5%" не соответствует качеству и безопасности, а именно лабораторным путем установлено несоответствие по жирно кислотному составу, что говорит о фальсификации продукции и замене молочных жиров на растительные.
Указанные нарушения подтверждаются материалами дела: заключением от 05.07.2017, постановлением о возбуждении дела об административном производстве от 1.08.2017, договором N ОП 17-19 от 30.12.2016, актом приема-передачи недвижимого имущества помещения (столовой) N 31312 от 01.02.2017, актом приема-передачи недвижимого имущества помещения (склада) N 3/3/1 от 01.02.2017.
Ответственным за выявленные нарушения обязательных требований технического регламента является юридическое лицо ООО "Пищевик".
При таких обстоятельствах в действиях Общества усматривается объективная сторона административного правонарушения по ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Доказательств организации и фактического осуществления внутреннего производственного контроля качества поставляемых пищевых продуктов и соответствия их данным на маркировки, принятия иных мер, с целью обеспечения безопасности и качества питания, Обществом не представлено.
Обстоятельств, исключающих вину юридического лица, судом не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности на дату принятия постановления не истек.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено.
Таким образом, материалами дела подтверждается состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Суд, проверив довод об отсутствии оснований для обращения Управления с заявленными требованиями, считает его не основанным на нормах КоАП РФ и АПК РФ.
Управление вправе и рассматривать дела о привлечении к административной ответственности по указанной норме, и составлять протоколы об административном правонарушении.
Следовательно, в силу части 2 статьи 202 АПК РФ, наделено правом на обращение в суд.
В связи с чем, дело возбуждено правомерно, оснований для прекращения производства по делу не имеется.
Федеральным законом от 03.07.2016 N 316-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" глава 4 КоАП РФ дополнена статьей 4.1.1 КоАП РФ, в соответствии с которой являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Находящиеся на хранении у ООО "Пищевик" сырое мясо, субпродукты и сливочное масло, используются в целях приготовления продуктов питания для военнослужащих во исполнение государственного контракта, при этом несоответствующие требованиям технических регламентов и качеству продукты питания, безусловно создают угрозой причинения вреда жизни и здоровью людей, что в силу положений ч.3 ст. 3.4 КоАП РФ не позволяет суду заменить санкцию, предусмотренною ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ в виде штрафа на предупреждение в порядке ст. 4.1.1 КоАП РФ.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность не установлено.
Правонарушение совершено впервые.
В связи с чем, суд считает необходимым применить в отношении ООО "Пищевик" наказание в виде минимального административного штрафа предусмотренного санкцией ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ в сумме 100 000 руб.
Наличия исключительных обстоятельств совершения деяния либо иных оснований для освобождения от наказания, суд не усматривает.
Суд апелляционной инстанции, исходя из обстоятельств дела, вида и целей, оказываемой услуги, ее заказчика, сферы правоотношений, в которых выявлены нарушения, не усматривает оснований для применения положения статьи 2.9 КоАП РФ, так как совершенное правонарушение представляет существенную угрозу охраняемым законом интересам в сфере безопасности продуктов питания и защиты прав потребителей.
С учетом изложенного, заявление Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской области подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 30.10.2017 по делу N А14-15220/2017 отменить.
Признать общество с ограниченной ответственностью "Пищевик" виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок по основаниям части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.