Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 2 августа 2018 г. N Ф06-35321/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
29 марта 2018 г. |
Дело N А72-11584/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2018 года.
В полном объеме постановление изготовлено 29 марта 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Юдкина А.А., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вашкевичем В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28.03.2018 в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Ульяновск" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 26.12.2017 по делу N А72-11584/2017 (судья Коннова О.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Ульяновск" (ИНН 7303022447, ОГРН 1027301170093), г.Ульяновск, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г.Ульяновск, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" в лице обособленного подразделения "Пензенский", г.Пенза, Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, г.Ульяновск, общества с ограниченной ответственностью "Ульяновскцентргаз", г.Ульяновск, Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области, г.Ульяновск, об оспаривании предупреждения,
в судебном заседании приняли участие:
представители общества с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Ульяновск" Мартынов Д.С. (доверенность от 29.12.2017) и Скрипкина Н.Ю. (доверенность от 29.12.2017),
представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области Фадеев И.И. (доверенность от 22.03.2018),
в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Ульяновск" (далее - ООО "Газпром газораспределение Ульяновск", общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением об оспаривании предупреждения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее - Ульяновское УФАС России) от 25.07.2017 N 3606-04 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены общество с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" (ООО "ГУЖФ") в лице обособленного подразделения "Пензенский", Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, общество с ограниченной ответственностью "Ульяновскцентргаз", Министерство развития конкуренции и экономики Ульяновской области.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 26.12.2017 по делу N А72-11584/2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Газпром газораспределение Ульяновск" просило отменить указанное судебное решение и признать оспариваемое предупреждение недействительным. По мнению общества, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
Ульяновское УФАС России в отзыве апелляционную жалобу отклонило.
Министерство развития конкуренции и экономики Ульяновской области представило письменные пояснения по делу.
В судебном заседании представители ООО "Газпром газораспределение Ульяновск" поддержали апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.
Представитель Ульяновского УФАС России апелляционную жалобу отклонил по основаниям, приведенным в отзыве.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, заслушав объяснения представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как усматривается из материалов дела, 26.05.2017 в Ульяновское УФАС России поступило обращение ООО "ГУЖФ" о проведении проверки в отношении ООО "ГазСервис", ООО "Ульяновскцентргаз" и ООО "Газпром газораспределение Ульяновск" на предмет нарушения требований антимонопольного законодательства и выдачи предписания о прекращении нарушения в связи с отказами указанных организаций от заключения договора на выполнение работ по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования, аварийно-диспетчерскому обеспечению по определенным объектам (далее - договор на ТО ВДГО).
В ходе рассмотрения указанного обращения Ульяновским УФАС России было установлено, что между Министерством обороны РФ (государственный заказчик) и ООО "ГУЖФ" (управляющая организация) заключен договор от 27.07.2015 N 2-УЖФ-05 на управление жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными силами РФ. Срок действия данного договора - с 03.08.2015 по 03.08.2018.
ООО "ГУЖФ" направило в адрес ООО "Газпром газораспределение Ульяновск" письмо от 07.11.2016 N 1003, в котором просило рассмотреть вопрос о заключении договора на ТО ВДГО по объектам, расположенным в Ульяновской области, Инзенском и Базарносызганском районах.
Письмом от 14.11.2016 N 3632/78-20 ООО "Газпром газораспределение Ульяновск" сообщило ООО "ГУЖФ", что осуществляет техническое обслуживание объектов и оборудования, работающего только на природном газе. По вопросу осуществления технического обслуживания объектов и оборудования, работающего на сжиженном природном газе, ООО "ГУЖФ" следует обратиться в адрес иных специализированных организаций, например, ООО "Ульяновскцентргаз".
Аналогичные обращения ООО "ГУЖФ" направило в адрес ООО "Ульяновскцентргаз" (исх. N 1018 от 14.11.2016) и ООО "ГазСервис" (исх. N1058 от 30.11.2016), на которые также были получены отказы от заключения договора на ТО ВДГО: от ООО "Ульяновскцентргаз" письмом от 28.11.2016 по мотиву отсутствия соответствующих лицензий на проведение необходимых работ, от ООО "ГазСервис" письмом от 09.01.2017 по мотиву отсутствия филиала в р.п. Глотовка Инзенского района Ульяновской области.
30.05.2017 Ульяновским УФАС России в целях изучения товарного рынка работ по ТО ВДГО были направлены запросы в Министерство промышленности, строительства, жилищно- коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, администрацию МО "Инзенский район" Ульяновской области и администрацию МО "Базарносызганский район" Ульяновской области о представлении перечня хозяйствующих субъектов (специализированных организаций), имеющих право на выполнение данных работ в 2016 году и в настоящее время на территории Ульяновской области для домов, в которых в качества топлива используется сжиженный газ.
В ответ Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области письмом от 06.06.2017 сообщило, что в 2016 году рассматриваемый вид деятельности осуществляли: ООО "Газпром газораспределение Ульяновск" и его филиалы в г. Димитровград, в с. Большое Нагаткино, в г. Новоульяновск, в р.п. Чердаклы, в г. Барыш, в р.п. Новоспасское, а также ООО "ГазПромСервис", ООО "Автономные отопительные системы".
Администрация МО "Инзенский район" Ульяновской области письмом от 08.06.2017 сообщила, что на территории этого муниципального образования специализированных организаций, имеющих право на выполнение данных работ, не имеется. Администрация МО "Базарносызганский район" Ульяновской области дала аналогичный ответ (письмо от 05.06.2017 N 529).
Ульяновское УФАС России направило запросы в адрес ООО "Газпром газораспределение Ульяновск", ООО "ГазПромСервис" (измененное наименование - ООО "ГазСервис"), ООО "Автономные отопительные системы", ООО "Ульяновскцентргаз" о представлении допусков к выполнению указанных работ, сведений об объемах оказанных в границах Инзенского и Базарносызганского районов Ульяновской области (раздельно по районам) в 2016 году услуг (выполненных работ) по ТО ВДГО с указанием отдельно этих объемов для домов, в которых в качестве топлива используется сжиженный газ.
С учетом полученных ответов Ульяновское УФАС России провело анализ состояния конкурентной среды на рынке выполнения работ (оказания услуг) по ТВ ВДГО для выявления хозяйствующих субъектов, занимающих на нем доминирующее положение, в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220.
По результатам проведенного анализа Ульяновским УФАС России установлено, что доминирующее положение на рассматриваемом товарном рынке занимает ООО "Газпром газораспределение Ульяновск".
На основании изложенного Ульяновское УФАС России сделало вывод о том, что действия ООО "Газпром газораспределение Ульяновск" по отказу ООО "ГУЖФ" от заключения договора на выполнение работ (оказание услуг) по ТО ВДГО нарушают пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), в связи с чем обществу было выдано предупреждение от 25.07.2017 о необходимости прекращений указанных действий (бездействия) путем направления ООО "ГУЖФ" обособленное подразделение "Пензенский" оферты договора на ТО ВДГО в срок до 16.08.2017.
С учетом положений части 3 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно отказал ООО "Газпром газораспределение Ульяновск" в удовлетворении заявления об оспаривании этого предупреждения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 утверждены Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (далее - Правила), которыми установлен порядок пользования газом в части обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, в том числе порядок заключения и исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Согласно пункту 2 указанных Правил (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений): "заказчик" - юридическое лицо (в том числе управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный и иной специализированный потребительский кооператив (далее - товарищество или кооператив), индивидуальный предприниматель, являющиеся исполнителями коммунальной услуги по газоснабжению, и физическое лицо (гражданин), являющееся собственником (пользователем) помещения в многоквартирном доме или домовладения, выступающие стороной договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заказывающей выполнение работ (оказание услуг) по такому договору, обязанной принять и оплатить выполненные работы (оказанные услуги); "исполнитель" - специализированная организация, которая на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, являющегося комплексным договором, содержащим элементы договора подряда и возмездного оказания услуг, приняла на себя обязательства по выполнению работ (оказанию услуг), предусмотренных договором о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; "поставщик газа" - газоснабжающая организация, являющаяся стороной договора, предусматривающего поставку газа в качестве коммунального ресурса, необходимого для предоставления коммунальной услуги по газоснабжению; "специализированная организация" - газораспределительная организация, осуществляющая по договору о транспортировке газа с поставщиком газа транспортировку газа до места соединения сети газораспределения с газопроводом, являющимся элементом внутридомового газового оборудования, получившая в установленном порядке допуск к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и имеющая в своем составе аварийно-диспетчерскую службу. В случае когда в качестве топлива используется сжиженный газ, специализированной организацией, с которой может быть заключен договор на техническое обслуживание и ремонт внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, может выступать любая газораспределительная организация, имеющая допуск к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и имеющая в своем составе аварийно-диспетчерскую службу; "техническое обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования" - работы и услуги по поддержанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в техническом состоянии, соответствующем предъявляемым к нему нормативным требованиям.
В соответствии с пунктом 4 Правил безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путем осуществления следующего комплекса работ (услуг): а) техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; б) аварийно-диспетчерское обеспечение; в) техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; г) замена оборудования.
В пункте 6 Правил указано, что работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном данными Правилами, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного между заказчиком и исполнителем.
Пунктом 7 Правил предусмотрено, что аварийно-диспетчерское обеспечение, в том числе устранение утечек газа и локализация аварий, выполняется круглосуточно аварийно-диспетчерской службой специализированной организации незамедлительно по поступлении информации об аварии или о ее угрозе и при необходимости без соблюдения требования о предварительном предупреждении заказчика об обеспечении доступа в помещение, в котором расположено газоиспользующее оборудование, предусмотренного пунктами 48 - 53 данных Правил, и (или) требования о приостановлении подачи газа, предусмотренного пунктом 81 данных Правил.
Для локализации аварий на внутридомовом и (или) внутриквартирном газовом оборудовании при необходимости привлекаются сотрудники полиции и (или) сотрудники подразделений территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с утвержденными планами взаимодействия.
Аварийно-диспетчерское обеспечение осуществляется специализированной организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами без заключения отдельного договора об аварийно-диспетчерском обеспечении.
Техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключаемого между заказчиком и исполнителем (пункт 16 Правил).
Согласно подпункту "а" пункта 17 Правил заказчиком по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования являются в отношении внутридомового газового оборудования многоквартирного дома - управляющая организация, товарищество или кооператив, индивидуальный предприниматель, являющиеся исполнителями коммунальной услуги по газоснабжению, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме - собственники таких помещений.
В силу пунктов 18, 24, 26, 28 Правил для заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования заявитель, имеющий намерение выступить заказчиком по этому договору, направляет в специализированную организацию заявку (оферту) в письменной форме. Специализированная организация не вправе требовать от заявителя представления документов, не предусмотренных данными Правилами. Специализированная организация в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня регистрации заявки (оферты), осуществляет проверку комплектности и правильности оформления представленных документов, в том числе на предмет полноты и достоверности содержащихся в них сведений. По результатам проверки и при отсутствии замечаний к приложенным к заявке (оферте) документам специализированная организация составляет и подписывает со своей стороны договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в 2 экземплярах, которые вручаются заявителю под роспись или направляются почтовым отправлением с уведомлением.
Пунктом 35 Правил установлено, что основаниями для отказа специализированной организации от заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования являются: а) отсутствие технологического присоединения (подключения) многоквартирного дома (домовладения) к газораспределительной сети (за исключением случаев, когда использование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется посредством потребления сжиженного углеводородного газа); б) отсутствие у специализированной организации обязанности по транспортировке газа до многоквартирного дома (домовладения), в котором расположено внутридомовое и (или) внутриквартирное газовое оборудование (за исключением случаев, когда использование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется посредством потребления сжиженного углеводородного газа).
Пункты 2, 6, 7, 24, 28, 35 Правил признаны недействующими со дня вступления в силу Решения Верховного Суда Российской Федерации от 10.12.2013 N АКПИ13-826 в части, наделяющей исключительным правом осуществлять деятельность по техническому обслуживанию, ремонту и замене внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования только газораспределительную организацию, осуществляющую транспортировку газа по договору с поставщиком газа.
Кроме того, Приказом Минрегиона РФ от 26.06.2009 N 239 утвержден Порядок содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации (зарегистрирован в Минюсте РФ 17.09.2009 N 14788), в соответствии с пунктом 4 которого в комплекс работ по обслуживанию внутридомового газового оборудования входят следующие виды работ: 4.1. Техническое обслуживание внутридомового газового оборудования, включая выполнение: а) технического обслуживания и ремонта наружных и внутренних домовых газопроводов сети газопотребления; б) технического обслуживания и ремонта групповых и индивидуальных баллонных установок; в) технического обслуживания (в том числе сезонного) и ремонта бытового газоиспользующего оборудования; г) аварийного обслуживания потребителей газа и проведения аварийно- восстановительных работ. 4.2. Техническое диагностирование стальных газопроводов сети системы газопотребления. 4.3. Техническая инвентаризация бытового газоиспользующего оборудования. 4.4. Обслуживание систем контроля загазованности помещений, коллективных и индивидуальных приборов учета газа. 4.5. Замена баллонов сжиженных углеводородных газов в групповых и индивидуальных баллонных установках.
Учитывая вышеизложенные нормативные положения, суд первой инстанции правомерно отклонил довод ООО "Газпром газораспределение Ульяновск" о том, что поскольку оно не является уполномоченной организацией по поставке сжиженного газа на территории Ульяновской области, то вправе отказаться от заключения договора на ТО ВДГО объектов, использующих сжиженный газ.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого 8 товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Согласно Административному регламенту ФАС России по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 N 345, Ульяновское УФАС России провело анализ состояния конкурентной среды на рынке выполнения работ (оказания услуг) по ТО ВДГО для выявления хозяйствующих субъектов, занимающих на нем доминирующее положение, в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220.
Временной интервал исследования рассматриваемого товарного рынка составил 2016 год. Продуктовой границей данного товарного рынка является выполнение работ (оказание услуг) по ТО ВДГО. В качестве географических границ данного товарного рынка приняты административные границы Инзенского и Базарносызганского районов Ульяновской области.
Барьерами входа на товарный рынок являются обстоятельства или действия, препятствующие или затрудняющие и ограничивающие хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке. К ним относятся: необходимость получения в установленном порядке допуска к выполнению работ (оказанию услуг) по ТО ВДГО; необходимость иметь своем составе аварийно- диспетчерскую службу; стандарты и предъявляемые к качеству требования и др.
По данным Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, полученным Ульяновским УФАС России, в 2016 году рассматриваемый вид деятельности осуществляли: ООО "Газпром газораспределение Ульяновск" и его филиалы в г. Димитровград, в с. Большое Нагаткино, в г. Новоульяновск, в р.п. Чердаклы, в г. Барыш, в р.п. Новоспасское, а также ООО "ГазПромСервис" (ООО "ГазСервис"), ООО "Автономные отопительные системы".
Проанализировав сведения об объеме оказанных в границах Инзенского и Базарносызганского районов Ульяновской области (раздельно по районам) в 2016 году услуг (выполненных работ) по ТО ВДГО, Ульяновское УФАС России, определив доли хозяйствующих субъектов, оказывавших в 2016 году в границах Инзенского и Базарносызганского районов Ульяновской области услуги (выполнявших работы) по ТО ВДГО, установило, что доминирующее положение на рассматриваемом товарном рынке занимает ООО "Газпром газораспределение Ульяновск" (доля хозяйствующего субъекта в границе Инзенского района Ульяновской области - 99,2%, доля хозяйствующего субъекта в границе Базарносызганского района Ульяновской области - 100%).
Согласно пункту 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие): экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Из взаимосвязанного толкования вышеприведенных положений Правил следует, что заключение договора на ТО ВДГО обязательно для специализированной организации.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о нарушении обществом требований пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Согласно части 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).
Частью 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что предупреждение выдается указанным лицам в случае выявления признаков нарушения, в том числе пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Довод ООО "Газпром газораспределение Ульяновск" о том, что Ульяновским УФАС России не установлено доминирующее положение общества, так как аналитический отчет не соответствует Административному регламенту Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденному Приказом ФАС России от 25.05.2012 N 345, Порядку проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденному Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220, противоречит материалам дела.
Согласно подпункту "а" пункта 4.2 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 (далее - Порядок), определение географических границ товарного рынка проводится на основе информации о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля, и (или) о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.
В письме от 07.11.2016 N 1003, направленном в адрес ООО "Газпром газораспределение Ульяновск", ООО "ГУЖФ" просило рассмотреть вопрос о заключении договора на ТО ВДГО по объектам, указанным в приложении N 1, где и были указаны р.п. Глотовка Инзенского района и п. Базарный Сызган Базарносызганского района Ульяновской области.
В рассматриваемой ситуации признаки нарушения антимонопольного законодательства были выявлены в административных границах Инзенского и Базарносызганского районов Ульяновской области, которые и были приняты в качестве географических границ рассматривавшегося товарного рынка.
Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Получить (потребить) услугу по ТО ВДГО можно только по месту нахождения потребителей, т.е. на территории Инзенского и Базарносызганского районов Ульяновской области.
Суд первой инстанции также обоснованно отклонил довод ООО "Газпром газораспределение Ульяновск" о несоблюдении положений Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 Закона о закупках он устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 1 части 2 этой стать юридическим лицам.
ООО "ГУЖФ" является дочерним хозяйственным обществом, в уставном капитале которого более 50 % долей принадлежит АО "Оборонстрой", которое является, по смыслу Закона о закупках, хозяйственным обществом, в уставном капитале которого доля участия Российской Федерации в совокупности превышает пятьдесят процентов.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 данной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Частью 2 статьи 2 Закона о закупках предусмотрено, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с Положением о торгово-закупочной деятельности ООО "ГУЖФ", утвержденным решением единственного участника ООО "ГУЖФ" от 03.09.2015 N 3, данное Положение регламентирует процедуры закупки продукции стоимостью свыше 100000 руб. (с учетом НДС). Закупки любой продукции, стоимость которой превышает 100000 руб. (с учетом НДС) осуществляются в соответствии с нормами данного Положения (пункт 2 статьи 2 Положения).
В приложении N 4 к проекту договора на выполнение работ по ТО ВДГО с учетом аварийно-диспетчерского обеспечения в жилищном фонде, находящемся в управлении ООО "ГУЖФ", направленном в адрес ООО "Газпром газораспределение Ульяновск", была указана стоимость работ в размере 83753,16 руб., что свидетельствует о действиях ООО "ГУЖФ" в рамках Закона о закупках.
Выполнение работ (оказание услуг) по ТО ВДГО для домов, в которых в качестве топлива используется сжиженный газ, не имеет особенностей, не позволяющих обществу их выполнить; ООО "Газпром газораспределение Ульяновск" имеет допуск к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и имеет в своем составе аварийно-диспетчерскую службу.
Кроме того, ООО "Газпром газораспределение Ульяновск" направило проект договора на ТО ВДГО в адрес ООО "ГУЖФ", что свидетельствует об имеющейся у общества возможности выполнить работы (оказать услуги) по ТО ВДГО.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемое предупреждение является исполнимым.
Довод ООО "Газпром газораспределение Ульяновск" в апелляционной жалобе о том, что проведение работ по ТО ВДГО, работающего на сжиженном углеводородном газе (СУГ), требует значительных дополнительных затрат, суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку указанное обстоятельство не свидетельствует о незаконности оспариваемого предупреждения.
Кроме того, ООО "Газпром газораспределение Ульяновск" является коммерческой организацией, а в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательская деятельность осуществляется коммерческими организациями на свой риск.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции установил, что доводы, приведенные ООО "Газпром газораспределение Ульяновск" в апелляционной жалобе, не основаны на законе, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и в этой связи не могут быть приняты во внимание.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, и правильно оценил их.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании части 5 статьи 110 АПК РФ, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ суд апелляционной инстанции относит на ООО "Газпром газораспределение Ульяновск" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1500 руб., понесенные им при подаче апелляционной жалобы.
С учетом положений части 5 статьи 110 АПК РФ, подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ суд апелляционной инстанции возвращает обществу из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 руб., излишне уплаченную им платежным поручением от 17.01.2018 N 6 при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 104, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 26 декабря 2017 года по делу N А72-11584/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Ульяновск" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 (Одна тысяча пятьсот) руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-11584/2017
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 2 августа 2018 г. N Ф06-35321/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЛЬЯНОВСК", ООО "Гапром газораспределение Ульяновск"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, УФАС по Ульяновская области
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ, СТРОИТЕЛЬСТВА, ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА И ТРАНСПОРТА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Министерство развития конкуренции и экономики Ульяновской области, ООО "Главное управление жилищным фондом" в лице обособленного подразделения "Пензенский", ООО "ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНЫМ ФОНДОМ"в лице филиала Пензенский ГУЖФ, ООО "УЛЬЯНОВСКЦЕНТРГАЗ"
Хронология рассмотрения дела:
02.08.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-35321/18
29.05.2018 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-34765/18
29.03.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1860/18
26.12.2017 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-11584/17