г. Челябинск |
|
03 апреля 2018 г. |
Дело N А76-17274/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 апреля 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Махровой Н.В.,
судей Баканова В.В., Карпусенко С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Камалтдиновой А.Ф.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального предприятия Трест "Теплофикация" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 09.01.2018 по делу N А76-17274/2016 (судья Калинина Т.В.).
В заседании приняли участие представители:
муниципального предприятия Трест "Теплофикация" - Мусина Виолетта Николаевна (доверенность N 13239-ос от 29.12.2017),
общества с ограниченной ответственностью "Жилищное ремонтно-эксплуатационное управление-12 г. Магнитогорска": Прошина Татьяна Борисовна (доверенность N б/н от 11.01.2018), Лукина Инна Владимировна (доверенность N б/н от 16.01.2018).
Муниципальное предприятие трест "Теплофикация" (далее -МП трест "Теплофикация", истец) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищное ремонтно - эксплуатационное управление - 2 12 г. Магнитогорска" (далее -ООО "ЖРЭУ-12 г. Магнитогорска", ответчик), об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора теплоснабжения N 8098 от 01.04.2016 (т.1, л.д. 4-8).
Кроме того, истец ходатайствовал о взыскании в его пользу расходов по уплате государственной пошлины - 6 000 руб.
Определением суда первой инстанции от 31.05.2017 (т.5, л.д. 22) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора, привлечены: муниципальное предприятие муниципального образования города Магнитогорска "Единый расчетно-кассовый центр" (далее - МП "ЕРКЦ", третье лицо), Администрация города Магнитогорска (далее - Администрация, третье лицо) (т.5, л.д.22).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 09.01.2018 исковые требования МП трест "Теплофикация" удовлетворены частично.
Кроме того, с ответчика взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины 6 000 руб. (т.6, л.д. 84-105).
В апелляционной жалобе МП трест "Теплофикация" просило решение суда отменить и принять новый судебный акт (т.6, л.д. 112-118).
В обоснование доводов апелляционной жалобы МП трест "Теплофикация" ссылалось на то, что п.1.3 договора принят в редакции ответчика, где договорной объем был определен исходя из 1 МКД. Истец редакцию п.1.3 договора, где определяется ориентировочный договорный объем, предлагал в редакции с учетом многоквартирных домов управлении ответчика - 26. Считает неправомерным принятие судом первой инстанции редакции ответчика, в приложении N 4 к договору, в соответствии с которым утвержден температурный график качественного регулирования тепловой энергии на отопительный сезон 2016-2017 года (95-70 градусов С) для котельных, пос. Приуральский, пос. Железнодорожников.
ООО "ЖРЭУ-12 г. Магнитогорска" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало, что с доводами апелляционной жалобы не согласно, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание третьи лица не явились. С учетом мнения сторон в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие третьих лиц.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель ответчика просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на правильность выводов суда и необоснованность доводов апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, МП трест "Теплофикация" является ресурсоснабжающей организацией, основной деятельностью которой является удовлетворение общественных потребностей и обеспечение тепловой энергией и горячейводой потребителей города Магнитогорска на основании двусторонних договоров.
ООО "ЖРЭУ-12 г. Магнитогорска" является управляющей компанией, осуществляющей деятельность по управлению многоквартирными домами, что следует из анкеты управляющей организации (т.1, л.д.76-80).
13.03.2015, 11.03.2015, 13.03.2015, 16.03.2015, 20.03.2015, 22.03.2015, 23.03.2015, 24.03.2015, 25.03.2015, 26.03.2015, 25.03.2015, 27.03.2015 собственники помещений многоквартирных жилых домов, расположенных в Магнитогорск, ул. Бахметьева, дома 3, 3/1, 5; 6, 12, 14, 35, ул. Панькова, дома 1, 2, 6/1, 9, 17, 20/1, 40/1, ул. Салтыкова-Щедрина, дома 1, 2, 15/1, 18, 21а, 23, ул. Тарасенко, дома 2, 4, 6, 8, 14, 18 приняли решение выбрать способ управления многоквартирным домом - непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, избрать с 31.03.2015 управляющей организацией на выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома ООО "ЖРЭУ-12 г. Магнитогорска", что подтверждается копиями протоколов общих собраний - т.1, л.д.74-75, 140-150, т.2 л.д.1-15, т.4, л.д.136-150, т.5, л.д.1-2).
Между ООО "ЖРЭУ-12 г. Магнитогорска" (управляющая организация) и Администрацией г. Магнитогорска от имени муниципального образования - город Магнитогорск был заключен договор управления многоквартирным жилым домом от 08.06.2015 по адресу: г. Магнитогорск, ул. Панькова дома 3/1. Договор заключен на основании решения от 26.05.2015 о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления указанным домом. По условиям договора управляющая организация обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и иным лицам, пользующимся помещениями в этом доме, а также осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (п. 2.1 договора т.2, л.д.16-20, т.5, л.д.71-75).
29.03.2016 истцом в адрес ответчика был направлен для подписания договор теплоснабжения N 8098 от 01.04.2016 в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома коммунальных услуг по отоплению (т.1, л.д.15-26, л.д.81).
В ответе N 671 от 09.04.2016 на письмо ответчик указал на необходимость внесения значительных корректировок в условия проекта договора теплоснабжения N 8098 от 01.04.2016 (т.1, л.д.82).
Письмом N 725 от 27.04.2016 ответчик предложил истцу скорректировать договор, соответствующий требованиям Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, не согласен с пунктами 1.1, 1.3, 1.4, 2.1.1, 2.2.2, 2.2.7, 2.2.9, 2.2.10, 2.2.11, 3.1, 5.3, 5.6, 5.7, 5.10, 5.11, 6.3.1, 6.4, 6.5, 6.6, 6.7, 6.8, 6.9, 7.2, 7.3, 7.4, 7.6, 8.2, приложениями NN 1 - 5, 6.1 - 6.2 договора (т.1, л.д.83).
Ответчиком представлен протокол разногласий (т.1, л.д.100-102).
Истец с предложенной редакцией спорных пунктов не согласился, что послужило истцу основанием для обращения с исковым заявлением в суд.
Удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции пришел к выводу о возможности судебного урегулирования возникшего между сторонами договорного спора и внесения изменений в договор.
Выводы суда первой инстанции являются верными, а доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению по следующим основаниям.
Пунктом 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В соответствии с п. 1 ст. 422 ГК РФ, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии с п. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. При этом существенным признается нарушение договора другой одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В силу п. 2 ст. 452 ГК РФ требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Согласно ст. 446 ГК РФ, в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании ст. 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Стороны представили протокол согласования разногласий от 13.01.2017 (т.3, л.д.80 оборот, л.д.81-90), а также пояснили, что между сторонами отсутствуют разногласия по следующим пунктам договора 1.4, 2.2.2, 2.2.7, 2.2.9, 2.2.10, 2.2.11, 3.1.2, 3.1.9, 3.1.11, 3.1.12, 3.1.13, 3.1.15, 3.1.22, 3.1.24, 5.3, 5.6, 5.7, 5.9, 5.10, 5.11, 6.6, 6.8, 6.9, 7.2, 7.6, 8.2 и приложениям N 3, N 6.1, N 6.2 к договору теплоснабжения N 8098 от 01.04.2016. Данные пункты изложены сторонами в следующей редакции.
Пункт 1.4 договора "ТСО и Исполнитель в случаях, не урегулированных настоящим договором, обязуются руководствоваться Гражданским Кодексом РФ, Жилищным Кодексом РФ. Федеральным законом "О теплоснабжении" от 27.07.2010 N 190-ФЗ, Постановлениями Правительства РФ N 307 от 23.05.2006, N 354 от 06.05.2011, N 808 от 08.08.2012, N 124 от 14.02.2012. Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (утв. постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 N 1034), Правилами эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики РФ - от 24.03.2003 N 115, "Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, "Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N416 "Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290; "Правила и нормы технической 7 эксплуатации жилищного фонда", утвержденных постановлением от 27.09. 2003 N 170 "Государственным комитетом РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу", решениями исполнительного органа субъекта Российской Федерации об установлении тарифов на тепловую энергию и на теплоноситель и другими действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, Постановлениями органов местного самоуправления.
С момента внесения изменений в законодательство РФ, в том числе принятие или изменение нормативных актов, применимые к обязательствам ТСО и/или Исполнителя по Договору, ТСО имеет право требовать применения условий настоящего Договора. Если ТСО при указанных обстоятельствах выдвинуло требование о внесении изменений и если данные изменения не были внесены по вине Исполнителя, то настоящий Договор действует в части, не противоречащей новым требованиям законодательства с учетом изменений";
- пункт 2.2.2 договора "Ограничивать или прекращать подачу тепловой энергии и теплоносителя в порядке и в случаях, установленных действующим законодательством РФ";
- пункт 2.2.7 договора "Осуществлять проверку показаний приборов учета, установленных у Исполнителя. Исполнитель обязан обеспечить доступ Теплоснабжающей организации к приборам учета. В случае не допуска Исполнителем Теплоснабжающей организации к указанным приборам учета, Теплоснабжающая организация вправе рассчитывать потребление в соответствии с п. 5.9, настоящего договора";
- пункт 2.2.9 договора "Требовать от Исполнителя оплаты фактического объема коммунального ресурса, поставленного ТСО в соответствии с условиями настоящего договора";
- пункт 2.2.10 договора "ТСО имеет право запросить у Исполнителя, при наличии задолженности по настоящему Договору, предоставления сведений о мерах, принятых по взысканию задолженности с собственников и пользователей жилых помещений в многоквартирном доме";
- пункт 2.2.11 договора "Отказаться от исполнения настоящего договора при наличии у Исполнителя задолженности перед Теплоснабжающей организацией за тепловую энергию, признанной им по акту сверки расчетов или подтвержденной решением суда в размере, превышающем стоимость поставленного коммунального ресурса за 3 (три) расчетных периода (расчетных месяца)";
- пункт. 3.1.2 договора "Производить замену дроссельных устройств (сопел, шайб) с опломбировкой разрешения и в присутствии представителя ТСО на тепловых узлах, находящихся в зоне эксплуатационной ответственности Исполнителя, производить замену с оформлением двухстороннего акта. Установка максимального циркуляционного расхода теплоносителя регулятором расхода у Исполнителя производится исключительно в присутствии представителя ТСО";
- пункт 3.1.9 договора "Обеспечить безопасность эксплуатации и исправность теплопотребляющего оборудования и внутридомовых сетей, их соответствия установленным техническим требованиям, выданным техническим условиям и проектной документации, а также в многоквартирных домах (где имеется техническая возможность) иметь приборы коммерческого учета тепловой энергии для расчетов с ТСО";
- пункт 3.1.11 договора "При заполнении теплоносителем системы теплопотребления после произведённых Исполнителем ремонтных работ, опрессовок, промывок, сезонного заполнения и заполнения новых систем, ТСО вправе направить УО обоснованный расчет стоимости израсходованных на данные цели тепловой энергии и теплоносителя";
- пункт 3.1.12 договора "Уведомить в течение 3 (трех) рабочих дней ТСО об изменении места регистрации и (или) почтовых реквизитов для переписки, банковских реквизитов, а также наименования Исполнителя. При реорганизации либо при переходе прав управления жилищным фондом Исполнитель обязан произвести полный расчет за принятую тепловую энергию и теплоноситель, а также представить ТСО акт передачи тепловых нагрузок правопреемнику";
- пункт 3.1.13 договора "Сообщить за 30 (тридцать) дней до прекращения деятельности письменно в ТСО о расторжении настоящего Договора и провести полный расчёт за тепловую энергию и теплоноситель";
- пункт 3.1.15 договора "Предоставлять ТСО ежемесячно до 25 (двадцать пятого) числа текущего месяца включительно отчеты о количестве потребленной тепловой энергии и теплоносителя по показаниям приборов учета, отчет о распределении тепловой энергии, определенной по общедомовому прибору учета, по потребителям и отчет о распределении тепловой энергии, определенной по нормативу и расчетным способом, в случае отсутствия общедомового прибора учета, по потребителям. В обоих отчетах о распределении тепловой энергии должно быть указано количество потребленной тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения жилых помещении, количество потребленной тепловой энергии на нужды отопления, горячего водоснабжения и вентиляции нежилых помещений и количество тепловой энергии на нужды ГВС на общедомовые нужды с указанием доли приходящейся на жилые и нежилые помещения, по каждому многоквартирному дому в соответствии с приложениями 6.1, 6.2 к настоящему договору";
- пункт 3.1.22 договора "При поступлении жалоб потребителей на качество и (или) объем предоставляемой коммунальной услуги, связанной с подачей теплоснабжающей организацией тепловой энергии ненадлежащего качества и (или) в ненадлежащем объеме, Исполнитель обязан совместно с Теплоснабжающей организацией выявлять причины предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) в ненадлежащем объеме путем составления двустороннего акта о ненадлежащем качестве коммунальной услуги и (или) ее ненадлежащем объеме. В указанном акте указываются нарушения, повлекшие предоставление коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) в ненадлежащем объеме, а также определяется Сторона настоящего договора, чьи действия привели к предоставлению коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) в ненадлежащем объеме. При поступлении жалоб от потребителей на ненадлежащее качество оказанной коммунальной услуги и (или) ее ненадлежащий объем, а также на оказание коммунальной услуги с перерывами, превышающими установленную продолжительность, Исполнитель направляет в адрес Теплоснабжающей организации уведомление о комиссионном обследовании причин ненадлежащего качества коммунальной услуги и (или) ее ненадлежащего объема с составлением акта.
В случае неявки представителя Теплоснабжающей организации, вызванной надлежащим образом, Исполнитель составляет указанный акт самостоятельно, с участием не менее, чем 2 потребителей и председателя совета многоквартирного дома.
В акте должно быть отражено: адрес жилого дома, дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления нарушений, используемые контрольно- измерительные приборы со сроком поверки, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги, определяется виновная сторона и отражается продолжительность нарушения, сроки повторной проверки (при необходимости).
Исполнитель направляет указанный акт Теплоснабжающей организации в течение 3 (трех) рабочих дней с даты его составления. Акт является основанием для истребования с Теплоснабжающей организацией, при наличии ее вины, проведенного Исполнителем потребителю перерасчета, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354";
- пункт 3.1.24 договора "При прекращении договора управления многоквартирными домами в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае, если прекращена или аннулирована лицензия на управление многоквартирным домом, Исполнитель обязан проинформировать Теплоснабжающую организацию о предстоящем прекращении действия настоящего договора не позднее, чем за 30 (тридцать) календарных дней. В случае невыполнения данного требования Исполнитель обязан возместить Теплоснабжающей организации причиненные убытки";
- пункт 5.3 договора "При установке приборов учета тепловой энергии и теплоносителя не в точке поставки, количество тепловой энергии и теплоносителя, полученных Исполнителем, определяется по показаниям приборов учета с учетом потерь тепловой энергии через изоляцию и потерь с утечкой теплоносителя на теплосетях Исполнителя от точки поставки до места установки приборов".
- пункт 5.6 договора "Узел учета считается вышедшим из строя в случаях, предусмотренных п. 75 Правил коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя от 18.11.2013 N 1034";
- пункт 5.7 исключить;
- пункт 5.9 договора "При временном выходе приборов из строя на период, превышающий указанный в пункте 5.5, а также при отсутствии приборов учета, определение количества отпускаемой тепловой энергии производится по нормативам потребления коммунальной услуги по отоплению для жилых помещений";
- пункт 5.10 договора "При несвоевременном предоставлении Исполнителем показаний приборов учета за расчетный период в сроки, установленные условиями настоящего Договора, или нарушении Исполнителем обязательств, изложенных в п. 3.1.14 настоящего Договора, в части предоставления отчета ежесуточных показаний по форме реестра Приложение N 5 к настоящему Договору, определение количества тепловой энергии производится в соответствии с действующим законодательством";
- пункт 5.11 договора изложить в следующей редакции: 11 "Сохранность общедомового прибора учета обеспечивает Исполнитель в соответствии с требованиями действующего законодательства";
- пункт 6.6 договора "Для своевременного произведения расчетов за количество потребленной тепловой энергии и теплоносителя ТСО ежемесячно в срок до 10 числа месяца, следующего за расчетным направляет в адрес Исполнителя: счет-фактуру, который включает оплату фактически потребленной "Исполнителем" тепловой энергии: количество, стоимость и сумму; акт приема-передачи (приложение N 2). Если в течение 10 дней с момента направления акта от "Исполнителя" не поступят возражения или не будет возвращен надлежащим образом оформленный акт либо не поступят письменные возражения от Исполнителя, то количество тепловой энергии считается принятым";
- пункт 6.8 исключить;
- пункт 6.9 договора "ТСО и Исполнитель обязаны ежеквартально производить сверку взаиморасчетов за потребленную тепловую энергию и теплоноситель, оформив ее актом, подписанным уполномоченными лицами Сторон.
ТСО до 20 (двадцатого) числа месяца, следующего за расчетным, один раз в квартал направляет Исполнителю подписанный со своей стороны Акт сверки взаимных расчетов (далее "Акт сверки расчетов"). Исполнитель обязан рассмотреть акт сверки, подписать его и направить Теплоснабжающей организации подписанный со своей стороны акт сверки в срок до 25 числа того же месяца. В случае несогласия Исполнителя с актом сверки, Исполнитель обязан направить Теплоснабжающей организации в срок до 25 числа месяца, в котором был получен акт сверки, мотивированный отказ от подписания акта";
- пункт 7.2 договора "В случае несоблюдения срока оплаты платежных документов, по какой бы то ни было причине, Исполнитель по требованию ТСО уплачивает неустойку в соответствии с действующим законодательством";
- пункт 7.6 договора "Количество теплоносителя, потребленного в результате прямого водоразбора из тепловой сети, и потери теплоносителя из-за неустранения повреждений на сетях и системах Исполнителя, зафиксированные актом в присутствии Исполнителя, а также потери тепловой энергии, связанные с этим, оплачиваются Исполнителем по установленному тарифу. Отказ Исполнителя от подписи акта не освобождает его от оплаты в установленном порядке";
- пункт 8.2 договора изложить в следующей редакции: "Настоящий договор пролонгируется на следующий календарный год автоматически, если ни одна из сторон за 30 дней до окончания срока его действия не потребует пересмотра его условий либо не направит уведомление о расторжении настоящего договора".
Кроме того, стороны согласовали Приложения N 3 "Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей"; N 6.1 "форма отчета о распределении тепловой энергии, определенной по общедомовому прибору учета, по потребителям"; N 6.2 "форма отчета о распределении тепловой энергии, определенной по нормативу и расчетным способом".
Несогласованными остались следующие пункты договора: преамбула, 1.1, 1.3, 2.1.1, 6.3.1, 6.4, 6.5, 6.7, 7.3 и Приложения N 1, N 2 и N 4. М.
МП трест "Теплофикация" (ТСО) просило изложить преамбулу договора в следующей редакции:
"МП трест "Теплофикация", именуемое в дальнейшем "Теплоснабжающая организация", в лице заместителя директора по реализации тепловой энергии Козлова Артёма Юрьевича, действующего на основании доверенности N 0689-юр от 10.02.2016, с одной стороны, и Общество с ограниченной ответственностью "Жилищное ремонтно- эксплуатационное управление - 12 г. Магнитогорска", именуемое в дальнейшем "Исполнитель", в лице генерального директора Рябиченко Ларисы Николаевны, действующего на основании Устава, с другой стороны, совместно именуемые Стороны, заключили настоящий Договор о нижеследующем:"
Редакция ООО "ЖРЭУ-12 г. Магнитогорска":
"МП трест "Теплофикация", именуемое в дальнейшем "Теплоснабжающая организация", в лице заместителя директора по реализации тепловой энергии Козлова Артёма Юрьевича, действующего на основании доверенности N 0689-юр от 10.02.2016, с одной стороны, и Общество с ограниченной ответственностью "Жилищное ремонтно- эксплуатационное управление - 12 г. Магнитогорска", именуемое в дальнейшем "Управляющая организация" (далее - УО), в лице генерального директора Рябиченко Ларисы Николаевны, действующего на основании Устава, с другой стороны, совместно именуемые Стороны, заключили настоящий Договор о нижеследующем:".
В силу пункта 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы или иные специализированные кооперативы, осуществляющие управления многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 ЖК РФ, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение).
Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 утверждены Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственником жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (далее - Правила N 124).
Предоставление коммунальных услуг регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354, под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Согласно пункту 14 Правил N 354, управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Исходя из систематического толкования пункта 14 Правил N 354, управляющая компания обязана предоставлять потребителям коммунальный ресурс с момента поставки коммунального ресурса, в том числе в рамках фактически сложившихся с ресурсоснабжающей организацией отношений по поставке коммунального ресурса. Иное толкование данной нормы противоречило бы статьям 161, 162 ЖК РФ и давало бы управляющей компании возможность, не заключая договор с ресурсоснабжающей организацией, уклоняться от своих обязанностей по договору управления многоквартирным домом.
Обязанность исполнителя заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям, предусмотрена, как уже указывалось, пунктом 12 статьи 161 ЖК РФ, а также подпунктом "б" пункта 31 Правил N 354.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 124 исполнитель в лице управляющей организации не позднее 7 дней со дня вступления в силу договора управления многоквартирным домом, но не ранее 10 рабочих дней со дня принятия решения о выборе управляющей организации направляет в ресурсоснабжающую организацию заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения.
Согласно пункту 7 Правил N 124 документами, подтверждающими наличие у исполнителя обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу, являются для управляющей организации: если собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления выбрано управление управляющей организацией, - протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управление управляющей организацией, и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе управляющей организации в лице той управляющей организации, которая обращается с заявкой (офертой), а также договор управления многоквартирным домом (если таковой заключен).
Данная правовая позиция отражена в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 21.11.2014 N 308-ЭС14-4851.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 06.07.2015 по делу N 310-КГ14-8259 с момента принятия собственниками жилых помещений в многоквартирном доме решения о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управление управляющей организацией собственник не может самостоятельно заключать договоры с ресурсоснабжающей организацией.
Управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющих организаций).
Заключение управляющей организацией соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией обусловлено именно наличием у нее цели оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с договором управления.
Пункт 12 Правил N 124 устанавливает исчерпывающий перечень оснований, по которым исполнитель вправе отказаться от заключения договора о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
В соответствии с пунктом 17 статьи 12 Закона N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 176-ФЗ), договоры, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, между собственниками, пользователями помещений в многоквартирном доме и РСО, в том числе при непосредственной форме управления, действуют до истечения срока их действия или до отказа одной из сторон от исполнения договора.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 18 статьи 12 Закона N 176-ФЗ, в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в таком многоквартирном доме может быть принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг), действовавшего до принятия решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.
Согласно материалам настоящего дела, собственники домов до 31.03.2015 избирали непосредственный способ управления. Между ними и ответчиком действовали договоры оказания услуг, по условиям которых у ответчика не имелось обязательства по предоставлению им теплоснабжения. Доказательств, свидетельствующих о том, что ответчик предоставлял им такие услуги и собирал с них за это денежные средства, не имеется.
31.03.2015 собственники приняли решение о сохранении прежнего порядка предоставления им коммунальных услуг и способа их оплаты.
Доказательств прекращения договоров с собственниками в связи с изменением способа управления домом или по иным основаниям истцом не представлено.
Таким образом, в настоящее время между истцом и собственниками указанных домов действуют договоры теплоснабжения.
Поэтому оснований для включения в договор условий, касающихся домов, расположенных в Магнитогорске, ул. Бахметьева 12; 14, 3, 3/1, 35, 5, 6; ул. Панькова 1, 17, 2, 20/1, 40/1, 6/1, 9; ул. Салтыкова-Щедрина 1; 15/1, 18, 2, 21а, 23; ул. Тарасенко 14, 18, 2, 4, 6, 8 не имеется.
Договор подлежит заключению в отношении дома по адресу: г. Магнитогорск, ул. Панькова, д. 3/1, которым управляет ответчик, и собственники которого не приняли решение о сохранении порядка оплаты, действовавшего до избрания ответчика управляющей организацией.
В связи с изложенным, приложение N 1 к договору, содержащее перечень домов, в отношении которых он действует, подлежит принятию в редакции ответчика: "Приложение N 1 к договору N 8098 "Перечень многоквартирных жилых домов ООО "ЖРЭУ-12 г. Магнитогорска" к договору N 8098.
N п/п/ |
Адрес |
|
Площадь, м2 |
Разрешенная тепловая нагрузка, Гкал/час |
Разрешенный расход теплоносителя, т/час |
Диапазон давления в подающем в точке поставки |
||||||
|
|
|
|
Отопление |
ГВС |
Вентиляция |
Общая |
Отопление |
ГВС |
Вентиляция |
Общий |
5.2-2.5 |
12 |
Ул.Панькова, д.3/1 |
жилые |
960,6 |
0,070026 |
0,003518 |
0,000000 |
0,073544 |
2,80 |
0,12 |
0,00 |
2,92 |
|
Итого |
жилые |
960,6 |
0,070026 |
0,003518 |
0,000000 |
0,073544 |
2,80 |
0,12 |
0,00 |
2,92 |
Таким образом, в преамбуле договора N 8098 и по тексту договора ООО "ЖРЭУ-12 г. Магнитогорска" именуется как "Исполнитель".
Пункт 1.1 договора МП трест "Теплофикация" (ТСО) просило изложить в следующей редакции: "Теплоснабжающая организация (далее по тексту - ТСО) обязуется подавать Исполнителю через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель, а Исполнитель, действующий в интересах и от имени собственников пользователей помещений в многоквартирных домах (потребителей), обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию и теплоноситель, соблюдать режим их потребления в объёме, сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей и исправность используемых им приборов и оборудования.
Подаваемая тепловая энергия и теплоноситель должны позволять Исполнителю обеспечить бесперебойное предоставление коммунальных услуг потребителям в многоквартирных домах, жилых домах (домовладений) с качеством коммунальных услуг, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 35)".
Пункт 1.1 договора ООО "ЖРЭУ - 12 г. Магнитогорска" просило изложить в следующей редакции: "Теплоснабжающая организация (далее по тексту - ТСО) обязуется подавать в многоквартирные дома, находящиеся в управлении УО через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель, а УО обязуется обеспечивать поступление оплаты тепловой энергии и теплоносителя от населения, обеспечивать режим их потребления в сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей и исправность используемых им приборов и оборудования.
Подаваемая тепловая энергия и теплоноситель должны позволять УО обеспечить бесперебойность и соответствующее качество предоставляемых коммунальных услуг потребителям в многоквартирных домах, жилых домах (домовладений) с качеством коммунальных услуг, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и 20 жилых домов (утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354), и иными действующими нормативными актами".
Согласно пункту 20 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила N 808) по договору теплоснабжения теплоснабжающая организация обязуется поставить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, а потребитель тепловой энергии обязан принять и оплатить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, соблюдая режим потребления тепловой энергии.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. С учетом требований ЖК РФ при наличии заключенного договора управления многоквартирным домом управляющая организация обязана выполнять, в том числе требования подпунктов "и" и "к" пункта 11 Правил, с отнесением расходов на проведение указанных мероприятий на собственников помещений в многоквартирном доме.
Управляющая организация при управлении многоквартирным домом в силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к выводу о том, что пункт 1.1 договора должен быть изложен в редакции истца.
Относительно п. 1.3 договора, суд первой инстанции указал, что договор подлежит заключению в отношении дома по адресу: г. Магнитогорск, ул. Панькова, д. 3/1, которым управляет ответчик, и собственники которого не приняли решение о сохранении порядка оплаты, действовавшего до избрания ответчика управляющей организацией, поэтому пункт 1.3 договора следует изложить в следующей редакции: "Ориентировочный договорной объем тепловой энергии и теплоносителя, поставляемый ТСО и приобретаемый исполнителем составляет 272,072 Гкал/год, с расчетным годовым максимумом нагрузок 0,073544 Гкал/час, в том числе на отопление 0.070026 Гкал/час при температуре наружного воздуха Тнв -34 град. С; горячее водоснабжение 0,003518 Гкал/час; вентиляцию 0 Гкал/час, в стоимостном - на сумму 348902,41 руб. в год (по тарифам, действующим на дату заключения настоящего договора и с учетом НДС)".
Ориентировочный расчет договорного годового объема потребления, определенного по нормативу по жилым домам с разбивкой по месяцам, а также раздельно по видам потребления, приведен в приложении N 2 к договору:
N п/пг |
Адрес |
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
Июнь |
Июль |
Август |
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
Итого |
||||
1. |
ул. Панькова, дом 3/1 |
Отоплс нив |
Жилые |
Площадь, м2 |
960,6 |
34,58 |
34,58 |
34,58 |
34,58 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
34,58 |
34,58 |
34,58 |
242,06 |
Нежилые |
Площадь, м2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
ГВС |
Жилые |
Кол-во прописанных, чел. |
10 |
2,501 |
2,501 |
2,501 |
2,501 |
2,501 |
2,501 |
2,501 |
2,501 |
2,501 |
2,501 |
2,501 |
2,501 |
30,012 |
||
Нежилые |
Объем ГВ, мЗ |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
Вентиля ция |
Жилые |
нагрузка, Гкап/час |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
Нежилые |
нагрузка, Гкая/час |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
|
Итого: |
|
|
|
|
37,081 |
37,081 |
37,081 |
37,081 |
2,501 |
2,501 |
2,501 |
2,501 |
2,501 |
37,081 |
37,081 |
37,081 |
272,072 |
Относительно п.2.1.1 договора суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона "О теплоснабжении" организация отношений в сфере теплоснабжения должна формироваться на основе таких принципов как обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов и соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.
В соответствии с п.п. 4 п. 8 статьи 15 Федерального закона "О теплоснабжении" договор теплоснабжения должен определять ответственность сторон за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения, нарушение режима потребления тепловой энергии, в том числе ответственность за нарушение условий о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя.
Согласно абзацу 5 статьи 21 Правил N 808 ответственность сторон за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения, 24 нарушение режима потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя, в том числе ответственность за нарушение условий о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя, конденсата является одним из существенных условий договора теплоснабжения.
В соответствии с п. 1 ст. 547 ГК РФ в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный этим реальный ущерб (пункт 2 статьи 15).
Принимая во внимание, что условие об ответственности за нарушение условий о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя, конденсата является одним из существенных условий договора теплоснабжения, а также учитывая положения п. 1 ст. 547 ГК РФ, суд первой инстанции посчитал, что пункт 2.1.1 договора должен быть изложен в следующей редакции: "Отпускать Исполнителю для теплоснабжения объектов тепловую энергию и теплоноситель в объеме и с качеством, установленными настоящим Договором, при наличии у Исполнителя в управлении, отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства".
Относительно п.6.3.1 договора суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 25 Правил N 124 при определении в договоре ресурсоснабжения порядка оплаты коммунального ресурса предусматривается осуществление оплаты: в случае отсутствия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или общего собрания членов товарищества или кооператива о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям - путем перечисления исполнителем до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (расчетным месяцем), если договором ресурсоснабжения не предусмотрен более поздний срок оплаты коммунального ресурса, платы за коммунальный ресурс в адрес ресурсоснабжающей организации любыми способами, которые допускаются законодательством Российской Федерации; в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или общим собранием членов товарищества или 26 кооператива решения о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям - путем внесения потребителями непосредственно в адрес ресурсоснабжающей организации в сроки и в случаях, которые установлены жилищным законодательством Российской Федерации, платы за соответствующий вид коммунальной услуги, потребляемой в жилых и (или) нежилых помещениях в многоквартирном доме, за исключением платы за соответствующий вид коммунального ресурса, потребляемого в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также внесения исполнителем до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (расчетным месяцем), если договором ресурсоснабжения не предусмотрен более поздний срок оплаты коммунального ресурса, в адрес ресурсоснабжающей организации платы за коммунальный ресурс, потребляемого в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Принимая во внимание вышеизложенное, п. 6.3.1 договора изложен в следующей редакции: "Исполнителем путем перечисления денежных средств на расчетный счет ТСО в срок, указанный в пункте 6.5 настоящего договора. Этот способ используется, если общим собранием собственников многоквартирного дома не принято решение о расчетах способом, указанным пунктом 25 Правил N 124 от 14.02.2012".
Между сторонами возникли разногласия по содержанию п. 6.4 договора.
Пункт 6.4 договора МП трест "Теплофикация" (ТСО) просило изложить в следующей редакции: "Расчеты за тепловую энергию и теплоноситель, осуществляемые способом, указанным в п. 6.3.2 настоящего договора, осуществляются на основании решения общего собрания членов товарищества собственников жилья, либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, либо решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей жилых помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья, либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив.
В таком случае, ТСО обязана в течение 5 рабочих дней с даты получения решения о расчетах способом, указанном в п. 6.3.2 настоящего договора, сообщить Исполнителю информацию, необходимую для перечисления платы за тепловую энергию и теплоноситель ТСО. Данная 27 информация доводится Исполнителем до собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей помещений в многоквартирном доме в течение 5 рабочих дней с даты ее получения от ТСО. В этом случае первым расчетным месяцем является месяц, следующий за месяцем, в котором информация, необходимая для перечисления платы за тепловую энергию и теплоноситель ТСО была получена Исполнителем.
При этом внесение платы за коммунальные услуги на расчетный счет ТСО признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед Исполнителем, который приобретает тепловую энергию у теплоснабжающей организации и оказывает собственникам и нанимателям коммунальные услуги.
Данная форма расчетов не освобождает Исполнителя от оплаты приобретенной у Теплоснабжающей организации тепловой энергии в полном объеме".
Пункт 6.4 договора ООО "ЖРЭУ - 12 г. Магнитогорска" просило исключить.
В соответствии с п. 25 Правил 124, при определении в договоре ресурсоснабжения порядка оплаты коммунального ресурса предусматривается осуществление оплаты: в случае отсутствия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или общего собрания членов товарищества или кооператива о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям - путем перечисления исполнителем до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (расчетным месяцем), если договором ресурсоснабжения не предусмотрен более поздний срок оплаты коммунального ресурса, платы за коммунальный ресурс в адрес ресурсоснабжающей организации любыми способами, которые допускаются законодательством Российской Федерации; в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или общим собранием членов товарищества или кооператива решения о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям - путем внесения потребителями непосредственно в адрес ресурсоснабжающей организации 28 в сроки и в случаях, установленных жилищным законодательством Российской Федерации, платы за соответствующий вид коммунальной услуги, потребляемой в жилых и (или) нежилых помещениях в многоквартирном доме, за исключением платы за соответствующий вид коммунальной услуги, потребляемой при использовании общего имущества в многоквартирном доме, а также внесения исполнителем до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (расчетным месяцем), если договором ресурсоснабжения не предусмотрен более поздний срок оплаты коммунального ресурса, в адрес ресурсоснабжающей организации платы за коммунальный ресурс, использованный для предоставления коммунальной услуги соответствующего вида, потребляемой при использовании общего имущества в многоквартирном доме.
В договоре ресурсоснабжения устанавливаются порядок, сроки и форма представления ресурсоснабжающей организацией исполнителю информации о его задолженности по оплате коммунального ресурса на 1-е число месяца, следующего за расчетным периодом, а также порядок и сроки составления ресурсоснабжающей организацией и исполнителем акта сверки расчетов по договору ресурсоснабжения и форма такого акта. Акт сверки расчетов составляется не реже 1 раза в квартал.
Таким образом, с учетом изложенного, п. 6.4 договора принимается в редакции истца.
Относительно п.6.5 и п.6.7 договора суд первой инстанции исходил из следующего.
Как установлено судом первой инстанции, между ответчиком и МП "ЕРКЦ" заключен договор N 128-а/2015 от 01.07.2015 (т.5, л.д.34-43), по условиям которого МП "ЕРКЦ" приняло на себя обязанность по поручению ответчика осуществлять прием платежей за предоставленные им услуги, производить распределение поступивших на специальный и расчетные счета платежей потребителей по видам услуг и поставщикам ресурсов, исполнителям услуг, пропорционально начисленным суммам в текущем месяце. По поручению ответчика в течение трех рабочих дней, следующих за днем поступления платежей, на специальный счет МП "ЕРКЦ" производить перечисление фактически поступивших денежных средств, уплаченных потребителями на счета, указанные ответчиком (п. 2.1.8, п. 2.1.15 договора).
Таким образом, ответчик в порядке п. 1 ст. 313 ГК РФ, ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ возложил исполнение обязанности по внесению платы за услуги истца на собственников помещений в МКД, поручив МП "ЕРКЦ" принимать от них денежные средства и направлять их ресурсоснабжающей организации - истцу.
Между тем, ответчик, как управляющая организация в силу положений ст. 544 ГК РФ, п. 2.3 ст. 161 ЖК РФ остается должником истца в обязательстве по поставке ресурсов.
В соответствии с п. 1 ст. 319.1 ГК РФ в случае, если исполненного должником недостаточно для погашения всех однородных обязательств должника перед кредитором, исполненное засчитывается в счет обязательства, указанного должником при исполнении или без промедления после исполнения. В силу п. 3 ст. 319.1 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или соглашением сторон, в случаях, когда должник не указал, в счет какого из однородных обязательств осуществлено исполнение, преимущество имеет то обязательство, срок исполнения которого наступил или наступит раньше, либо, когда обязательство не имеет срока исполнения, то обязательство, которое возникло раньше. Если сроки исполнения обязательств наступили одновременно, исполненное засчитывается пропорционально в погашение всех однородных требований.
Аналогичный порядок предусмотрен ст. 522 ГК РФ.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении" по смыслу пункта 3 статьи 199 ГК РФ в случае, когда должник не указал, в счет какого из однородных обязательств осуществлено исполнение, и среди них имеются требования кредитора, по которым истек срок исковой давности, исполненное засчитывается в пользу требований, по которым срок исковой давности не истек, в порядке, установленном пунктами 2 и 3 статьи 319.1 ГК РФ.
Таким образом, должник вправе при совершении платежа указать его назначение, которое кредитор должен учесть при определении обязательства, в счет исполнения которого он получил платеж.
Поэтому ответчик, желая исполнить обязательство по оплате за определенный месяц, должен дать соответствующее поручение лицам, на которых он возложил исполнение этого обязательства и лицу, которому он поручил совершить действия по приему этого платежа и его передаче поставщику ресурсов.
Кредитор при этом должен лишь верно учесть назначение платежа, указанное должником.
При таких обстоятельствах включение в договор условия, предлагаемого ответчиком, неправомерно. Включение такого условия может нарушить право истца, предусмотренное ст. 544 ГК РФ на получение полной оплаты поставленного ресурса.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении" по смыслу пункта 1 статьи 316 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, по денежным обязательствам, исполняемым путем безналичных расчетов, местом исполнения обязательства является место нахождения банка (его филиала, подразделения), обслуживающего кредитора (получателя средств). При этом моментом исполнения денежного обязательства является зачисление денежных средств на корреспондентский счет банка, обслуживающего кредитора, либо банка, который является кредитором. Если должника и кредитора по обязательству, исполняемому путем безналичных расчетов, обслуживает один и тот же банк, моментом исполнения такого обязательства является зачисление банком денежных средств на счет кредитора.
На основании изложенного п. 6.5 договора судом первой инстанции изложен в следующей редакции: "Оплата за потребленную тепловую энергию и теплоноситель производится исполнителем до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (расчетным месяцем).
Моментом исполнения денежного обязательства является зачисление денежных средств на корреспондентский счет банка, обслуживающего кредитора, либо банка, который является кредитором. Если должника и кредитора по обязательству, исполняемому путем безналичных расчетов, обслуживает один и тот же банк, моментом исполнения такого обязательства является зачисление банком денежных средств на счет кредитора".
Пункт 6.7 договора изложен в следующей редакции: "При оплате стоимости потребленной тепловой энергии и теплоносителя платежными поручениями исполнитель указывает назначение платежа, дату и номер договора теплоснабжения, дату и номер выставленного ТСО счета-фактуры, период за который производится оплата".
Относительно п.7.3 договора суд первой инстанции исходил из следующего.
МП трест "Теплофикация" (ТСО) просило изложить пункт 7.3 договора МП трест "Теплофикация" (ТСО) в следующей редакции: "Исполнитель несет ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ за действия потребителей, предусмотренные пунктом 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, которые повлекли нарушение установленных настоящим договором показателей качества и объемов тепловой энергии, в том числе нарушение температуры возвращаемого теплоносителя, за умышленный вывод из строя прибора учета или иное воздействие на прибор учета с целью искажения его показаний, нарушение договорных величин теплопотребления, превышение расхода теплоносителя, сверхнормативные утечки, потребление тепловой энергии и теплоносителя с использованием теплопотребляющих установок, подключенных к системе теплоснабжения с нарушением установленного порядка подключения, потребление тепловой энергии и теплоносителя после введения ограничения подачи тепловой энергии в объеме, превышающем допустимый объем потребления, потребление тепловой энергии и теплоносителя после предъявления требования ТСО о введении ограничения подачи тепловой энергии или прекращении потребления тепловой энергии, если введение такого ограничения или такое прекращение должно быть осуществлено Исполнителем, бездоговорное потребление тепловой энергии и теплоносителя".
ООО "ЖРЭУ - 12 г. Магнитогорска" просило пункт 7.3 договора исключить.
В соответствии с п. 18 Правил 124 в договоре ресурсоснабжения также предусматриваются следующие условия:
а) условие о разграничении ответственности сторон за несоблюдение показателей качества коммунального ресурса. Если иное не установлено договором ресурсоснабжения, ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество поставляемого коммунального ресурса на границе раздела внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, или общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома и которые подключены к централизованным сетям инженерно- технического обеспечения, и централизованных сетей инженерно- технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального 33 ресурса к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых систем). Указанная граница раздела определяется в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности сетей и актом эксплуатационной ответственности сторон, копии которых прилагаются к договору ресурсоснабжения.
Исполнитель несет ответственность в том числе за действия потребителей, предусмотренные пунктом 35 Правил N 354, которые повлекли нарушение установленных договором ресурсоснабжения показателей качества коммунального ресурса и объемов поставляемого коммунального ресурса.
В силу изложенного, п. 7.3 договора принимается в редакции истца.
Относительно приложения N 4, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с п. 24 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" температура теплоносителя определяется по температурному графику регулирования отпуска тепла с источника тепловой энергии, предусмотренному схемой теплоснабжения.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 6 Федерального закона N 190-ФЗ от 27.07.2010 "О теплоснабжении", Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения", руководствуясь Уставом города Магнитогорска 14.04.2017, постановлением N 3941-П утверждена актуализированная Схема теплоснабжения Магнитогорского городского округа на 2018 год.
Согласно Схеме теплоснабжения Магнитогорского городского округа на 2018 год регулирование отпуска теплоты в городе Магнитогорске централизованное качественное. Эксплуатацию тепловых сетей, внутриквартальных сетей осуществляет МП трест "Теплофикация". Температурный график теплоносителя от ЦЭС ОАО "ММК" 150-70°С с точкой излома 130-70°С и 110-70°С.
Качественное регулирование отпуска теплоты подразумевает изменение температуры теплоносителя в зависимости от температуры наружного воздуха. Соответственно, применение истцом в зоне излома количественного регулирования является некорректным, так как критерий качества предоставляемого ресурса "температура прямого теплоносителя" становится недостаточным в силу влияния его на количество расхода теплоносителя.
Из пояснений ответчика следует, что увеличение расхода теплоносителя относительно нормативного при переходе на количественное регулирование может быть достигнуто только повышением давления теплоносителя.
Пункт 20 Правил N 124 обязывает ресурсоснабжающую организацию при установлении в договоре ресурсоснабжения показателей качества коммунального ресурса учитывать, что его объем и качество должны позволять исполнителю обеспечить надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальной услуги потребителям в соответствии с требованиями, предусмотренными Правилами предоставления коммунальных услуг, и соответствовать условиям подключения (техническим условиям присоединения) многоквартирных домов, общих сетей инженерно- технического обеспечения, которыми объединены жилые дома, к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
Согласно п. 9.2.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 отклонение среднесуточной температуры воды, поступившей в системы отопления должно быть в пределах +/- 3% от установленного температурного графика.
Таким образом, Температурный график в точках поставки для жилых домов (Приложение N 4 к договору теплоснабжения N 8098 от 01.04.2016 в редакции истца, т.3, л.д.95) не соответствует действующим нормативным документам.
Следовательно, Приложение N 4 принимается в редакции ответчика (т.3, л.д.96 оборот).
Температурный график качественного регулирования тепловой энергии на отопительный сезон 2016-2017 г.г. (95-70
С) для котельных пос. Приуральский, пос. Железнодорожников
Температура наружного воздуха, |
Температура прямого теплоносителя, |
Температура обратного теплоносителя, |
8 |
65 |
56 |
7 |
65 |
55 |
6 |
65 |
55 |
5 |
65 |
55 |
4 |
65 |
55 |
3 |
65 |
54 |
2 |
65 |
54 |
1 |
65 |
54 |
0 |
65 |
54 |
-1 |
65 |
53 |
-2 |
65 |
53 |
-3 |
65 |
53 |
-4 |
65 |
53 |
-5 |
65 |
52 |
-6 |
65 |
52 |
-7 |
65 |
52 |
-8 |
65 |
52 |
-9 |
65 |
51 |
-10 |
66 |
52 |
-11 |
67 |
53 |
-12 |
69 |
54 |
-13 |
70 |
55 |
-14 |
71 |
55 |
-15 |
72 |
56 |
-16 |
74 |
57 |
-17 |
75 |
58 |
-18 |
76 |
58 |
-19 |
77 |
59 |
-20 |
78 |
60 |
-21 |
80 |
61 |
-22 |
81 |
61 |
-23 |
82 |
62 |
-24 |
83 |
63 |
-25 |
84 |
64 |
-26 |
86 |
64 |
-27 |
87 |
65 |
-28 |
88 |
66 |
-29 |
89 |
66 |
-30 |
90 |
67 |
-31 |
92 |
68 |
-32 |
93 |
69 |
-33 |
94 |
69 |
-34 |
95 |
70 |
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые имели бы юридическое значение, и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
С учетом изложенного апелляционный суд приходит к выводу, что доводы апеллянта не опровергают выводы суда первой инстанции и по существу представляют собой несогласие ответчика с результатами оценки судом представленных доказательств, в то время как в силу правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 16549/12 от 23.04.2013, судебный акт суда первой инстанции, основанный на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменен судом апелляционной инстанции исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции, в то время как в данном случае судом первой инстанции мотивы принятого судебного акта изложены в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 170 АПК РФ, оснований для их переоценки апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 09.01.2018 по делу N А76-17274/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального предприятия Трест "Теплофикация" - без удовлетворения.
Возвратить муниципальному предприятию Трест "Теплофикация" из федерального бюджета 3 000 руб. - излишне уплаченную государственную пошлину по платежному поручению N 810 от 06.02.2018.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Махрова |
Судьи |
В.В. Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-17274/2016
Истец: МП трест "Теплофикация"
Ответчик: ООО "ЖРЭУ-12 г. Магнитогорска"
Третье лицо: Администрация города Магнитогорска, МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МАГНИТОГОРСКА "ЕДИНЫЙ РАСЧЕТНО-КАССОВЫЙ ЦЕНТР"