г. Москва |
|
03 апреля 2018 г. |
Дело N А40-116193/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 апреля 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова В.И.,
судей: |
Яковлевой Л.Г., Вигдорчика Д.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Мамедовым Э.М., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Гарант плюс" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.12.2017 по делу N А40-116193/17, принятое судьей Девицкой Н.Е.,
по заявлению ООО "Норма- Стандарт"
к 1. ООО "Гарант Плюс", 2. Росаккредитации
о признании незаконными действий аккредитованного органа по сертификации
при участии:
от заявителя: |
Борунов О.Е. по доверенности от 12.03.2018; |
от заинтересованных лиц: |
1. Лобов Р.О. по доверенности от 03.08.2017, 2. не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Норма-Стандарт" (далее-заявитель) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к ООО "Гарант Плюс", в котором просило признать незаконными действия ООО "Гарант Плюс" (ОГРН 1127746536521), аккредитованного в качестве органа по сертификации (номер аттестата аккредитации РОСС RU.0001.11 АЛ 16), выразившегося в обеспечении внесения даты (24.03.2017) прекращения действия деклараций о соответствии ТС N RU Д-DE.AЛ16.В.31679, ТС N RU Д-DE.AЛ16.А.30089 формулировкой "по решению заявителя" в Единый реестр выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии; обязании ООО "Гарант Плюс" направить в Федеральную службу по аккредитации информацию о незаконных действиях органа по сертификации ООО "Гарант Плюс", выразившихся в обеспечении внесения даты (24.03.2017) прекращения действия деклараций о соответствии ТС N RU Д-DE.AЛ16.В.31679, ТС N RU Д-DE.AЛ16.А.30089 с формулировкой "по решению заявителя" в Единый реестр выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, с просьбой удалить недостоверную информацию из указанного реестра.
Впоследствии Заявитель в порядке ст.49 АПК РФ требования уточнил, в том числе к Ответчику Росаккредитации, отказался от части требований о направлении в Федеральную службу по аккредитации информацию о незаконных действиях органа по сертификации ООО "Гарант Плюс", просил признать незаконными действия ООО "Гарант Плюс" (ОГРН 1127746536521), аккредитованного в качестве органа по сертификации (номер аттестата аккредитации РОСС RU.0001.11АЛ16) выразившиеся в обеспечении внесения даты (24.03.2017) прекращения действия деклараций о соответствии ТС N RU Д-DE.AЛ16.В.31679, ТС N RU Д-DE.AЛ16.А.30089 с формулировкой "по решению заявителя" в Единый реестр выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии; Федеральной службе по аккредитации актуализировать Единый реестр выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных по единой форме, удалив из реестра информацию о прекращении действия деклараций о соответствии ТС N RU Д-DE.AЛ16.В.31679, ТС N RU Д-DE.AЛ16.А.30089 по решению заявителя.
Решением от 19.12.2017 суд принял отказ от иска в части требований об обязании ООО "Гарант Плюс" направить в Росаккредитацию информацию о незаконных действиях органа по сертификации, производство по делу в данной части прекращено.
Признал незаконными действия ООО "Гарант Плюс" по внесению в реестр зарегистрированных деклараций о соответствии сведений о прекращении действия деклараций о соответствии ТС N RU Д-DE.AЛ16.В.31679, ТС N RU Д-DE.AЛ16.А.30089 с формулировкой "по решению заявителя", обязал Федеральную службу по аккредитации в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу, внести в Единый реестр выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, соответствующие изменения в отношении сведений о декларациях ТС N RU Д-DE.AЛ16.В.31679, ТС N RU Д-DE.AЛ16.А.30089.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Гарант Плюс" обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, и принять новый судебный акт. Заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств.
В судебное заседание представитель Росаккредитации не явился, в связи с чем, при отсутствии возражений представителей лиц, участвующих в деле, спор рассмотрен в его отсутствие в порядке, предусмотренном ст.ст.121, 123, 156 АПК РФ.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы и заявленное ходатайство, просил решение отменить.
Представитель заявителя возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменных объяснениях, просил отказать в приобщении к материалам дела письменных доказательств, решение оставить без изменения.
Суд протокольным определением возвратил заявителю жалобы документы, указанные в приложении к ходатайству, поскольку данные документы не являются допустимыми и относимыми к предмету настоящего дела, а их представление в суд апелляционной инстанции противоречит положениям ст. 268 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя заявителя и ответчика, считает, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 19.02.2014 ООО "Норма-Стандарт" приняло декларацию о соответствии продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза на партию продукции: "Реостат нагрузочный, напряжение 400 В, тип LBK 2, заводской номер 0747102", срок действия декларации о соответствии не устанавливается.
В этот же день, декларация о соответствии была зарегистрирована органом по сертификации ООО "Гарант Плюс" под N ТС N RU Д-DE.AЛ16.А.30089, о чем внесена соответствующая запись в национальную часть Единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии.
26.03.2014 ООО "Норма-Стандарт" приняло декларацию о соответствии продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза на серийное производство продукции: "Диагностический прибор серии W.EASY Trailer Power" сроком по 25.03.2019.
В этот же день декларация о соответствии была зарегистрирована органом по сертификации ООО "Гарант Плюс" под N ТС N N RU Д-DE.AЛ16.В.31679, о чем внесена соответствующая запись в национальную часть Единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии.
29.05.2017 заявитель узнал, что в национальную часть Единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, органом по сертификации ООО "Гарант Плюс" внесены сведения о прекращении 24.03.2017 обеих деклараций о соответствии с формулировкой "по решению заявителя".
Не согласившись с указанными действиями, Заявитель обратился в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, вопреки доводам жалобы, суд обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со ст.4 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - федеральный закон N 412-ФЗ) определены основные понятия: аккредитация в национальной системе аккредитации - подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации; аккредитованное лицо- юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, получившие аккредитацию в порядке, установленном настоящим Федеральном законом; критерии аккредитации - совокупность требований, которым должен удовлетворять заявитель и аккредитованное лицо при осуществлении деятельности в определенной области аккредитации; область аккредитации- сфера деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, на осуществление которой подано заявление и (или) которая определена при их аккредитации либо расширена или сокращена в рамках соответствующих процедур; национальный орган по аккредитации - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по аккредитации в национальной системе аккредитации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст.5 Федерального закона N 412-ФЗ аккредитация в национальной системе аккредитации осуществляется в целях обеспечения доверия к результатам оценки соответствия и создания условий для взаимного признания государствами- торговыми партнерами Российской Федерации результатов оценки соответствия.
В Российской Федерации только органы по сертификации вправе проводить сертификационные работы и выдавать сертификаты соответствия.
Декларации о соответствии вправе регистрировать национальный орган по аккредитации- Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация), а также органы по сертификации, аккредитованные Росаккредитацией в национальной системе аккредитации (п.3 Положения о регистрации деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза, утвержденным Решением ЕЭК от 09.04.2013 N 76 (далее - Положение).
В силу изложенных норм права государство в лице Федеральной службы по аккредитации делегировало органам по сертификации публичные правомочия по проведению сертификационных процедур, выдаче/отказу в выдаче сертификатов соответствия, регистрации/отказу в регистрации деклараций о соответствии, то есть наделило органы по сертификации специальной правоспособностью на осуществление деятельности по оценке (подтверждению) соответствия, которой национальным органом по аккредитации (Росаккредитация) могут быть наделены только лица, отвечающие Критериям аккредитации.
Специальная правоспособность органов по сертификации по своим целям и содержанию представляет собой публично-правовую функцию, переданную государством частным лицам в связи с созданием единой национальной системы аккредитации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24.01.2011 N 86 "О единой национальной системе аккредитации". Передача частным лицам, отвечающим требованиям аккредитации, правомочий по выполнению публично-правовой функции по оценке (подтверждению) соответствия, означает, что указанные лица на основании обращений заявителей (изготовители, уполномоченные изготовителем лица, продавцы) предоставляют им соответствующие публичные услуги по подтверждению соответствия.
Изложенная правовая позиция согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, в соответствии с которой органы по сертификации, хотя и являются субъектами частного права, в своей деятельности функционируют как органы государства.
Следовательно, в части реализации специальной правоспособности аккредитованных лиц на них распространяется разрешительный метод правового регулирования, характерный для установления статуса государственных и муниципальных органов.
Учитывая приведенные нормы права, коллегия считает несостоятельными доводы жалобы об отсутствии у ответчика публичных полномочий.
Порядок регистрации и прекращения действия деклараций о соответствии продукции требованиям Технических регламентов Таможенного союза предусмотрен Положением о регистрации деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза, утвержденным Решением ЕЭК от 09.04.2013 N 76 (Положение).
Пунктом 2 Положения предусмотрено, что декларация о соответствии подлежит регистрации в Едином реестре выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии.
В соответствии с п.3 Положения регистрация деклараций о соответствии осуществляется органами по сертификации, включенными в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза (далее - органы по сертификации).
При декларировании соответствия заявителем могут выступать зарегистрированные на территории государства-члена в соответствии с законодательством этого государства юридическое лицо, или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, являющиеся изготовителем или продавцом либо выполняющие функции иностранного изготовителя на основании договора с ним (далее - заявитель).
Как установлено судом, ООО "Гарант Плюс" является юридическим лицом, аккредитованным в национальной системе аккредитации в качестве органа по сертификации, что подтверждается внесением соответствующей записи в национальную часть Единого реестра органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.
ООО "Норма-Стандарт" является заявителем по декларациям о соответствии ТС N RU Д-DE.AЛ16.В.31679, ТС N RU Д-DE.AЛ16.А.30089
Обе декларации о соответствии продукции были зарегистрированы органом по сертификации (ответчик), в силу с п. 9 Положения, считаются зарегистрированными с момента присвоения им регистрационного номера в Едином реестре выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии.
В силу п. 13, 14, 16 -19 Положения, орган по сертификации мог прекратить действие деклараций о соответствии по решению заявителя только в том случае, если заявитель (ООО "Норма-Стандарт") принял решение о прекращении действия вышеуказанных деклараций о соответствии, о чем он бы проинформировал орган по сертификации соответствующим уведомлением.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Заявитель таковых заявлений о прекращении действия деклараций ответчику не представлял.
Учитывая изложенное, вывод суда о том, что ответчик без наличия к тому правовых и фактических оснований внес оспариваемые сведения в национальную часть Единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, основан на нормах права и обстоятельствах дела.
Таким образом, суд, вопреки доводам жалобы, обоснованно удовлетворил заявленные по делу требования.
Доводы жалобы о неверном толковании судом первой инстанции норм материального права, а именно, приказа Минэкономразвития России от 21.02.2012 N 76 "Об утверждении Порядка регистрации деклараций о соответствии и Порядка формирования и ведения единого реестра зарегистрированных деклараций о соответствии, предоставления содержащихся в указанном реестре сведений" и Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 09.04.2013 N 76 "Об утверждении Положения о регистрации деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза", не принимается коллегией.
Апелляционный суд поддерживает оценку, данную судом первой инстанции аналогичным доводам ответчика.
Удовлетворяя требование заявителя о внесении изменения в сведения о декларациях о соответствии, размещенные в Едином реестре, суд обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с п.5.1.4 Положения "О Федеральной службе по аккредитации", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.10.2011 N 845, Федеральная служба по аккредитации осуществляет формирование и ведение национальной части Единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных по единой форме, а также оперативное размещение ее на официальном сайте Службы в сети Интернет с обеспечением доступа к указанному сайту.
Согласно п. 4 Положения о формировании и ведении единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N319 (далее - Положение N 319), формирование и ведение национальных частей Единого реестра включают в себя сбор и внесение в национальные части Единого реестра сведений о сертификатах соответствия и декларациях о соответствии, хранение, систематизацию, актуализацию и изменение этих сведений, обеспечение возможности доступа к национальным частям Единого реестра с официальных сайтов уполномоченных органов и Евразийской экономической комиссии в сети Интернет, а также защиту от несанкционированного доступа к содержащейся в национальных частях Единого реестра информации.
Таким образом, актуализация и изменение сведений о сертификатах соответствия является обязанностью Росаккредитации".
Принимая во внимание императивное требование п. 4 Положения о формировании и ведении единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных декларациях о соответствии, а также сложившуюся судебную практику, актуализировать и изменять информацию в Едином реестре является обязанностью Росаккредитации.
Кроме того, суд обоснованно учел, что с 9 октября 2017 года ООО "Гарант Плюс" не является органом по сертификации в связи с прекращением действия аттестата аккредитации.
Довод ответчика о том, что уведомление можно хранить один месяц, а затем уничтожать, не соответствует действующему законодательству.
Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558 "Об утверждении "Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций с указанием сроков хранения" установлен срок хранения деклараций и уведомлений - 10 лет.
Изложенное также подтверждается Приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 N 326 (ред. от 17.03.2017) "Об утверждении Критериев аккредитации, перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации".
Таким образом, ООО "Гарант Плюс" должно было хранить документы не менее одного года, с даты прекращения деклараций о соответствии, а именно до 28.03.2018.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд считает, что судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы материалы дела, правильно применены нормы материального права, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.12.2017 по делу N А40-116193/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.И. Попов |
Судьи |
Л.Г. Яковлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.