город Томск |
|
5 апреля 2018 г. |
Дело N А67-8037/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 апреля 2018 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Афанасьевой Е.В., |
судей |
|
Стасюк Т.Е., |
|
|
Ярцева Д.Г., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Черненко Л.А.,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" (рег. N 07АП-2074/2018) на решение Арбитражного суда Томской области от 02 февраля 2018 года по делу NА67-8037/2017 (судья Г.Х. Пономарева) по иску общества с ограниченной ответственностью "ЦСМ Клиника Больничная" (634003, г. Томск, ул. Больничная, д. 11Г, ИНН 7017324969, ОГРН 1137017003859) к акционерному обществу "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" (117420, г. Москва, ул. Наметкина, д 16, ИНН 7728170427, ОГРН 1027739008440) о взыскании 5 184 285,79 рублей.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Территориальный фонд Обязательного медицинского страхования Томской области (ИНН 7017001421, ОГРН 1027000873789).
В судебном заседании приняли участие:
от истца - Сагалитдинов Р.Р. по доверенности от 01.01.2018,
от ответчика - Стяжкина Т.В. по доверенности от 01.01.2018,
от третьего лица - Федоренко С.И. по доверенности от 09.01.2018.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЦСМ Клиника Больничная" (далее - ООО "ЦКБ") обратилось в Арбитражный суд Томской области с иском к акционерному обществу "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" (далее - АО "Страхования компания "СОГАЗ-Мед") о взыскании части основного долга в сумме 50 000 рублей.
До принятия судом первой инстанции судебного акта по существу спора истец на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования и просил взыскать с ответчика 5 089 203,94 рублей задолженности.
Исковые требования обоснованы ссылками на статьи 19, 34 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", статьи 11, 20, 37-39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и мотивированы уклонением ответчиком от исполнения обязанности по оплате медицинских услуг по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию от 04.06.2014 N 00106/2014 сверх согласованных Территориальным фондом Обязательного медицинского страхования объемов оказания медицинских услуг, что привело к образованию задолженности в заявленном размере.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Территориальный фонд Обязательного медицинского страхования Томской области (далее - ТФОМС Томской области).
Решением Арбитражного суда Томской области от 02 февраля 2018 года с АО "Страхования компания "СОГАЗ-Мед" в пользу ООО "ЦКБ" взыскано 5 089 203,94 рублей основного долга, 2 000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с данным решением, АО "Страхования компания "СОГАЗ-Мед" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильное применение норм материального права.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, суд не принял во внимание и не дал правовой оценки доводам ответчика о направлении истцом реестров и счетов в адрес ответчика в нарушение порядка, установленного приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 07.04.2011 N 79, Регламентом предварительного медико-экономического контроля реестров счетов на оплату медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, представляемых медицинскими организациями в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования томской области, утвержденного приказом ТФОМС Томской области N 208 от 29.08.2013, приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 25.01.2011 N 29н, в соответствии с которыми предоставление реестров счетов в страховую медицинскую организацию для оплаты медицинской помощи возможно только после прохождения на уровне ТФОМС Томской области автоматизированной обработки реестра счетов. Суд не учел, что за нарушение данной процедуры установлена ответственность медицинского учреждения. Истец не доказал факт неисполнения ответчиком договора на оказание и оплату медицинской помощи от 04.06.2014 N 00106/2014, поскольку все предъявленные в рамках объемов медицинской помощи, установленных решением комиссии, к оплате медицинские услуги ответчиком оплачены.
Кроме того, суд не принял во внимание, что исходя из норм действующего законодательства, условий заключенного между сторонами договора страховая медицинская организация может реализовывать свои функции по оплате медицинских услуг, оказанных медицинской организацией по программе обязательного медицинского страхования, исключительно в пределах выделенных объемов финансирования.
Ответчик также считает, что судами не учтен пункт 6 статьи 38 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", где указывается, что в случае превышения установленного для страховой медицинской организации объема средств на оплату медицинской помощи в связи с повышенной заболеваемостью, увеличением тарифов на оплату медицинской помощи, количества застрахованных лиц и (или) изменением их структуры по полу и возрасту территориальный фонд принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении страховой медицинской организации недостающих для оплаты медицинской помощи средств из нормированного страхового запаса территориального фонда. Истцом не были направлены в страховую медицинскую организацию заявки на увеличение (изменение) объемов в сроки и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Заявитель полагает, что бездействие истца, выраженное в не обращении в Комиссию за выделением дополнительных объемов, а также несвоевременное уведомление страховой организации о превышении объемов должно расцениваться как злоупотребление правом.
Выводы суда о непредставлении ответчиком доказательств того, что медицинские услуги, оказанные истцом с превышением установленных территориальной программой объемов, не входят в программу обязательного медицинского страхования либо оказаны не в результате причин, названных в части 6 статьи 38 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", не обоснован, поскольку данный закон не предусматривает обязанности страховой компании доказывать наличие либо отсутствие подобных обстоятельств.
Заявитель отмечает, что решение о предоставлении или об отказе в предоставлении страховой медицинской организации недостающих для оплаты медицинской помощи средств из нормированного страхового запаса принимает ТФОМС Томской области.
Из смысла статьи 21 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" не следует, что средства обязательного медицинского страхования могут быть сформированы за счет какой-либо части собственных средств страховой медицинской организации, в связи с чем последняя может реализовывать свои функции по оплате медицинских услуг, оказанных медицинской организацией по программе обязательного медицинского страхования, исключительно в пределах объемов финансирования от ТФОМС Томской области.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против ее удовлетворения со ссылками на то, что вопреки доводам жалобы суд первой инстанции подробно мотивировал необоснованность доводов о нарушении Порядка и Регламента истцом как основания для отказа от оплаты фактически оказанной медицинской помощи застрахованным лицам. Истец ссылается на предъявление реестра счетов, которые ни ответчиком, ни третьим лицом не принимаются намеренно, а также со ссылками на нормы Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и судебную практику настаивает на то, что какой-либо порядок информационного взаимодействия не может ограничивать право граждан на страховое обеспечение, оплата медицинской организации оказанной медицинской помощи является частью страхового обеспечения. Отмечает, что пункт 4.2. заключенного договора не содержит ссылок ни на тарифное соглашение, ни на Регламент. Цена договора определяется фактически оказанным объемом медицинской помощи, качество и объем которой не оспорен. Обстоятельства определения объемов решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС в Томской области не может оцениваться как основание для ограничения прав застрахованных лиц, а также медицинских организаций на страховое обеспечение.
В судебном заседании представитель ответчика настаивала на удовлетворении апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям. Представитель истца просил суд в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, поддержал при этом доводы письменного отзыва. Представитель третьего лица дал объяснения, в соответствии с которыми поддержал позицию ответчика по делу.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда по приведенным в жалобе доводам, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ООО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" (страховой медицинской организацией) и ООО "ЦСМ КБ" (организацией) заключен договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию N 00106/2014 от 04.06.2014, в соответствии с пунктом 1 которого организация обязуется оказать необходимую медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования (л. д. 13-16, т.1).
Пунктами 3.1 - 3.3 договора установлено право организации получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании договора в соответствии с установленными тарифами; обжаловать заключение страховой медицинской организации при наличии разногласий по результатам медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи при осуществлении обязательного медицинского страхования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; увеличить размер средств, указываемых в заявке на получение целевых средств на авансирование оплаты медицинской помощи (далее - Заявка на авансирование), во II и III квартале года не более чем на 20% от размера, указанного в пункте 5.5 договора.
В соответствии с пунктом 4.1 договора страховая медицинская организация обязана оплачивать медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в пределах объемов, медицинской помощи по территориальной программе обязательного медицинского страхования, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования (приложения N 1 к договору), с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в течение трех рабочих дней после получения средств обязательного медицинского страхования от территориального фонда обязательного медицинского страхования путем перечисления указанных средств на расчетный счет организации на основании предъявленных организацией счетов и реестров счетов до 20 числа каждого месяца включительно.
Согласно пункту 4.5 договора страховая медицинская организация обязана проводить ежемесячно, на 1 число месяца, следующего за отчетным, а также ежегодно по состоянию на конец финансового года сверку расчетов с организацией, по результатам которой составляется акт о принятии к оплате счетов (реестров счетов) за оказанную медицинскую помощь, подтверждающий сумму окончательного расчета между сторонами и содержащий сведения, предусмотренные правилами обязательного медицинского страхования.
Пунктами 5.5, 5.6, 5.8 договора установлено, что организация обязуется направлять в страховую медицинскую организацию в срок до десятого числа текущего месяца заявку на авансирование в размере до 40% от среднемесячного объема средств, направляемых на оплату медицинской помощи за последние 3 месяца, либо с периода начала действия договора; представлять страховой медицинской организации в течение пяти рабочих дней месяца, следующего за отчетным, реестр счетов и счет на оплату медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам; вести персонифицированный учет медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам в соответствии с Федеральным законом и представлять страховой медицинской организации сведения, необходимые для исполнения настоящего договора.
Договор вступает в силу со дня подписания его сторонами и действует по 31 декабря года, в котором он был заключен. Действие договора продлевается на следующий календарный год, если ни одна из сторон не заявит о его прекращении за 30 дней до его окончания (пункты 9-10 договора).
Во исполнение условий заключенного договора страховая медицинская организация в период с января 2017 года по июнь 2017 года перечислила медицинской организации аванс в общей сумме 16 611 633,58 рублей, что подтверждается мемориальным ордером N 124 от 27.01.2017 на сумму 2 389 419 рублей, платежными поручениями N 281 от 06.02.2017 на сумму 2 452 807 рублей, N 695 от 06.03.2017 на сумму 1 426 931 рублей, N 1104 от 06.04.2017 на сумму 3 331 530 рублей, N 1426 от 04.05.2017 на сумму 4 125 894 рублей, N 1902 от 06.06.2017 на сумму 2 885 052,58 рублей (л. д. 25-27, 29, 32, 34, т.1).
Медицинская организация представила счета на оплату на общую сумму 28 861 508,72 рублей, в том числе: - N 74 от 08.02.2017 на сумму 3 579 040,54 рублей; - N 76 от 07.03.2017 на сумму 5 887 428,59 рублей; - N 76 от 04.04.2017 на сумму 5 261 534,85 рублей; - N 81 от 05.05.2017 на сумму 4 947 472,75 рублей; - N 83 от 06.06.2017 на сумму 3 766 656,14 рублей; - N 84 от 07.06.2017 на сумму 1 073 616,78 рублей; - N 86 от 05.07.2017 на сумму 3 309 692,03 рублей; - N 88 от 06.07.2017 на сумму 1 036 067,04 рублей.
Ответчик принял к оплате счета на общую сумму 18 795 661,15 рублей, в том числе: - по счету N 74 от 08.02.2017 на сумму 3 506 459,07 рублей; - по счету N76 от 07.03.2017 на сумму 5 002 048,31 рублей; - по счету N76 от 04.04.2017 на сумму 4 800 144,57 рублей; - по счету N 81 от 05.05.2017 на сумму 3 377 325, 38 рублей; - по счету N 384 от 07.07.2017 на сумму 1 073 616,78 рублей; - по счету N 88 от 06.07.2017 на сумму 1 036 067,04 рублей, что подтверждается актами медико-экономического контроля N 4010355 от 16.02.2017, N 2020355 от 16.03.2017, N 4020355 от 16.03.2017, N 30020355 от 16.03.2017, N 2030355 от 20.04.2017, N 2040355 от 18.05.2017, N 30040355 от 18.05.2017, N 4040355 от 18.05.2017; N 4050355 от 09.06.2017, N 30050355 от 0906.2017, N 2050355 от 09.06.2017, N 4060355 от 11.07.2017, N 2060355 от 11.07.2017, N 30060355 от 11.07.2017 (л. д. 68-72, 77, 81-83, 97-99, 102-104, т. 2).
По платежным поручениям N 900 от 24.03.2017 на сумму 742 548,20 рублей, N 1225 от 13.04.2017 на сумму 2 880 762,86 рублей, N 1335 от 27.04.2017 на сумму 3 111 701,44 рублей, N 1678 от 25.05.2017 в размере 180 596,77 рублей, N 2018 от 14.06.2017 на сумму 77 398,61 рублей (л. д. 28, 30, 31, 33, 35, т. 1) ответчик произвел оплату оказанных услуг на общую сумму 6 993 007,88 рублей.
Медицинские услуги на общую сумму 9 953 306,48 рублей ответчиком к оплате не приняты.
Претензия истца от 30.08.2017 исх. N 210 об оплате оказанных услуг в полном объеме оставлена ответчиком без удовлетворения.
Ссылаясь на неоплату ответчиком оказанных услуг в полном объеме, ООО "ЦКБ" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, руководствуясь нормами главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и исходил из доказанности оказания истцом услуг на заявленную сумму и непредставления ответчиком доказательств их оплаты в полном объеме.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам права.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ) обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных указанным Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
В силу статьи 9 Федерального закона N 326-ФЗ субъектами обязательного медицинского страхования являются застрахованные лица, страхователи, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и его территориальные фонды, страховые медицинские организации и медицинские организации.
Права застрахованных лиц на бесплатное оказание медицинской помощи по ОМС, равно как и деятельность страховых медицинских организаций в сфере ОМС реализуются на основании договоров о финансовом обеспечении ОМС, а также договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС (статьи 38-39 Федерального закона N 326-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона N 326-ФЗ медицинская организация имеет право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по ОМС.
В соответствии с частью 6 статьи 39 указанного Закона оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, на основании предоставленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи в пределах объемов предоставления медицинской помощи, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС, осуществляется по тарифам на оплату медицинской помощи и в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по ОМС, установленным правилами ОМС.
Вместе с тем в соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (часть 1); в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения (часть 2).
Конкретизируя приведенные конституционные положения, Федеральный закон N 326-ФЗ установил порядок организации и гарантии финансового обеспечения бесплатного оказания медицинской помощи в соответствии с указанными программами. В частности, финансирование бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи осуществляется при участии страховой медицинской организации, которая за счет целевых средств, предоставленных ей через территориальный фонд обязательного медицинского страхования, производит оплату медицинской помощи медицинским организациям на основании договора о финансовом обеспечении ОМС и договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2016 N 2679-О).
Согласно пункту 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы ОМС, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об ОМС (статья 1 указанного Закона).
Из приведенных положений Федерального закона N 323-ФЗ следует, что медицинская организация не вправе отказать в предоставлении медицинской помощи обратившимся к ней застрахованным гражданам.
Вопреки доводам жалобы, Федеральный закон N 326-ФЗ не предусматривает, что в случае превышения медицинской организацией объемов предоставления медицинской помощи, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС, оказанная ей застрахованному лицу медицинская помощь не подлежит оплате.
Напротив, пунктом 6 статьи 38 данного закона установлено, что в случае превышения установленного в соответствии с настоящим законом для страховой медицинской организации объема средств на оплату медицинской помощи в связи с повышенной заболеваемостью, увеличением тарифов на оплату медицинской помощи, количества застрахованных лиц и (или) изменением их структуры по полу и возрасту территориальный фонд принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении страховой медицинской организации недостающих для оплаты медицинской помощи средств из нормированного страхового запаса территориального фонда.
При этом, материалами дела подтверждено, что ООО "ЦКБ" обращалось в комиссию по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Томской области (письмо N 177 от 12.07.2017, N 241 от 26.10.2017) с целью увеличения плановых объемов медицинской помощи.
Решения комиссии по данному вопросу в материалы дела не представлены.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы истцом принимались меры к соблюдении установленного порядка для корректировки объемов.
Отказ в предоставлении медицинской помощи в рамках программы ОМС является недопустимым и нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерацией и социальным законодательством права граждан.
Действующее законодательство исходит из невозможности отказа в предоставлении медицинской помощи в рамках программы ОМС, а потому, оказанные медицинской организацией услуги в рамках программы обязательного медицинского страхования сверх установленного объема, должны быть оплачены.
Кроме того, судом апелляционной инстанции принимается во внимание следующее.
В соответствии с пунктом 127 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158-н (далее - Правила ОМС), с учетом представленных реестров счетов страховые медицинские организации осуществляют контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с Приказом Федерального фонда от 01.12.2010 N 230 "Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию" (далее - Порядок).
Целями такого контроля в соответствии с пунктом 5 Порядка являются обеспечение бесплатного предоставления застрахованному лицу медицинской помощи в объеме и на условиях, установленных территориальной программой ОМС; защита прав застрахованного лица на получение бесплатной медицинской помощи в объеме и на условиях, установленных территориальной программой ОМС.
Медико-экономическая экспертиза в соответствии с частью 4 статьи 40 Федерального закона N 326-ФЗ - установление соответствия фактических сроков оказания медицинской помощи, объема предъявленных к оплате медицинских услуг записям в первичной медицинской документации и учетно-отчетной документации медицинской организации.
При проведении плановой медико-экономической экспертизы оцениваются, в том числе, объем оказанной медицинской организацией медицинской помощи и его соответствие установленному решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования объему, подлежащему оплате за счет средств обязательного медицинского страхования (подпункт "б" пункта 16 Порядка).
В силу части 1 статьи 41 Федерального закона N 326-ФЗ, сумма, не подлежащая оплате по результатам медико-экономической экспертизы, удерживается из объема средств, предусмотренных для оплаты медицинской помощи, оказанной медицинскими организациями, или подлежит возврату в страховую медицинскую организацию в соответствии с договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, перечнем оснований для отказа в оплате медицинской помощи либо уменьшению оплаты медицинской помощи в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
В спорном случае в рамках предварительной медико-экономической экспертизы не было установлено факта не соответствия объема предъявленных к оплате медицинских услуг записям в первичной медицинской документации и учетно-отчетной документации медицинской организации. Равно как не доказано оказание истцом услуг сроков, ненадлежащего качества и условий предоставления медицинской помощи, факт оказания услуг и их объем не оспариваются.
Согласно материалам дела часть реестров не была принята к оплате по причине превышения объемов над плановыми по СМО, о чем свидетельствуют акты предварительного медико-экономического контроля реестров счетов на оплату медицинской помощи, оказанной лицам, застрахованным на территории Томской области, что не может являться достаточным основанием к отказу в оплате оказанных услуг.
Доказательств нарушения истцом порядка информационного обмена судом апелляционной инстанции не установлено.
Исходя из того, что федеральное законодательство не ставит в зависимость возможность оказания лечебным учреждением гражданину бесплатной медицинской помощи в рамках программы обязательного медицинского страхования от запланированного общего объема таких услуг и гарантирует оказание гражданам бесплатной медицинской помощи застрахованным в системе ОМС, оказанные истцом медицинские услуги сверх установленного объема являются страховыми случаями и подлежат оплате в заявленном размере.
Доводы апелляционной жалобы о полном исполнении ответчиком принятых на себя обязательств и о том, что страховая медицинская организация имеет право оплачивать счета исключительно в пределах объемов финансирования от ТФОМС Томской области, судом апелляционной инстанции не принимаются.
При недостатке целевых средств, полученных по заявкам, для оплаты медицинской помощи средства предоставляются из нормированного страхового запаса территориального фонда в соответствии с порядком использования средств нормированного страхового запаса территориального фонда, установленным Федеральным фондом (пункт 112.2 Правил ОМС).
Доказательств того, что ответчик обращался в ТФОМС Томской области за предоставлением средств из нормируемого страхового запаса и ему было отказано, материалы дела не содержат.
Учитывая изложенное, а также факт доказанности оказания медицинских услуг в спорном объеме, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ответчик обязан оплатить оказанные медицинские услуги.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2016 N 2679-О, а также сложившейся судебной практике (определения Верховного Суда Российской Федерации от 21.02.2017 N 303-ЭС16-21286, от 13.03.2018 N303-ЭС18-901, от 12.01.2017 N306-ЭС16-18359).
С учетом изложенного, апелляционный суд считает, что судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Основания для переоценки обстоятельств, установленных арбитражным судом первой инстанции, у апелляционного суда отсутствуют.
В соответствии с частями 1 и 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 3 000 рублей относятся на подателя жалобы - АО "Страхования компания "СОГАЗ-Мед".
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Томской области от 02 февраля 2018 года по делу N А67-8037/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Афанасьева |
Судьи |
Т.Е. Стасюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-8037/2017
Истец: ООО "ЦСМ Клиника Больничная"
Ответчик: АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед"
Третье лицо: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Томской области