г. Самара |
|
04 апреля 2018 г. |
Дело N А55-24455/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 апреля 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Засыпкиной Т.С.,
судей Кузнецова В.В., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яковлевой Е.А.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Содружество" - Мушкат О.Д. (доверенность от 05.09.2017),
от Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - представитель не явился, извещено,
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Содружество"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 21.12.2017 по делу N А55-24455/2017 (судья Агеенко С.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Содружество" (ОГРН 1076330001660), г. Самара,
к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара,
третье лицо: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области, г. Самара,
о признании недействительным приказа от 11.08.2017 N 522,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Содружество" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - Министерство) о признании недействительным приказа от 11.08.2017 N 522 об утверждении отрицательного экспертного заключения на проект освоения лесов по договору аренды лесного участка от 16.09.2011 N 270/07.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21.12.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что материалы проекта освоения лесов заявителя содержали иную конфигурацию лесного участка, отличную от заключенного договора аренды лесного участка.
Таким образом, проект освоения лесов фактически предусматривал мероприятия по освоению лесного участка, не предоставленного в установленном порядке заявителю, и оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Суд первой инстанции отклонил довод заявителя о том, что конфигурация лесного участка изменилась при формировании земельного участка, границы которого согласованы с заинтересованным лицом, поскольку у заинтересованного лица отсутствовали правовые полномочия по согласованию границ земельного участка, имеющего иную конфигурацию, и отличающегося от лесного участка, являющегося предметом договора аренды.
Кроме того, суд первой инстанции отметил, что в представленном проекте освоения лесов отсутствовала выписка из государственного кадастра недвижимости с описанием границ лесного участка.
Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе указывает, что в проекте, предоставленном ООО "Содружество" на экспертизу, был указан земельный участок в том виде, в котором он поставлен на кадастровый учет в соответствии с Законом "О государственной регистрации недвижимости".
Действующее на момент заключения договора аренды положение о том, что "Государственный учет лесных участков включает в себя действия по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс). Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра", на момент вынесения решения утратило свою юридическую силу.
При этом суд не дал никакой оценки имеющемуся в предоставленном проекте освоения лесов заключению кадастрового инженера, из которого следует, что несоответствие конфигурации границ участка, поставленного на кадастровый учет, и конфигурации границ, содержащимся в плане лесного участка, являющегося приложением N 1 к договору аренды лесного участка от 16.09.2011 N 270/07, объясняется тем, что последний был составлен по материалам Красноярского лесничества от 1995 года, без выезда на местность. Данные материалы лесоустройства, имея большой срок давности, потеряли свою актуальность и содержат искаженные на сегодняшний день сведения о лесном фонде, план составлен в масштабе 1:10000, без применения актуального на сегодняшний день высокоточного геодезического оборудования, позволяющего определять координаты земельного участка с необходимыми на сегодняшний день требованиями к точности.
Приложенная к договору аренды карта-схема расположения границ лесного участка нарисована без указания размеров и направлений. Форма конфигурации участка, поставленного на кадастровый учет N 63:26:1805021:692/1431-2011-07, отличается только размером направлений границ, что объясняется точностью определения координат на момент постановки на кадастровый учет.
При этом ни местоположение, ни текстовая форма, воспроизведенная в карте-схеме, ни площадь арендованного участка, не изменились.
Кроме того, при рассмотрении гражданского дела N А55-30765/2015, по спору между этими же лицами и по этому же земельному участку, решение по которому вступило в законную силу, судом было установлено, что "разработка проекта освоения лесов связано с точным определением границ лесного участка и его постановки на кадастровый учет".
Также заявитель в апелляционной жалобе указывает, что в проекте освоения лесов, представленном на экспертизу, содержится п. 1.3. Выписки из государственного кадастра недвижимости с описанием границ лесного участка (лист 6 проекта), в котором содержится дата и номер кадастровый выписки о земельном участке, дата внесения номера в государственный кадастр, местоположение, категория земель, разрешение использования, площадь и сведения о правах.
Согласно п. 18 Административного регламента предоставления государственной услуги по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов при предоставлении государственной услуги министерство не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Самарской области и муниципальными правовыми актами находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, участвующих в предоставлении государственной услуги.
Как следует из материалов дела, на кадастровый учет земельный участок был поставлен Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области. Подлинник указанной выписки находится в межевом плане, имеющемся в Министерстве лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.
В заключении отсутствует указание на какое-либо мероприятие, предусмотренное проектом освоения лесов, не соответствующее целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту Красноярского лесничества, Лесному плану Самарской области, законодательству Российской Федерации и нет ни одной ссылки на конкретные положения, которые противоречат законодательству Российской Федерации.
По мнению заявителя, указанные в оспариваемом заключении нарушения являются формальными и не являются сами по себе достаточными для выдачи отрицательного экспертного заключения, а направлены на достижение другой цели - досрочное расторжение договора аренды.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В силу ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ по делу объявлялся перерыв с 21.03.2018 до 15 час. 10 мин. 28.03.2018.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что на основании протокола N 8 заседания аукционной комиссии Министерства по проведению аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности, 16.09.2011 между заявителем и Министерством был заключен договор N 270/07 аренды лесного участка из состава земель лесного фонда с номером учетной записи в государственном лесном реестре 1431-2011-07, имеющего местоположение: Самарская область, Красноглинский район, Красноярское лесничество, Большецаревщинское участковое лесничество, квартал N 78, выделы 21, 22, 24, 25 в границах, указанных в плане лесного участка, являющегося неотъемлемой частью договора, площадью 3, 10 га, для осуществления рекреационной деятельности (л.д. 82-87).
Указанный договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке.
Порядком проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда, утвержденным приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 13.04.2012 N 139, определено, что сведения о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесного участка в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка по образцу, прилагаемому к настоящему Порядку.
Для вычерчивания карты-схемы расположения лесного участка используются фрагменты картографических материалов лесоустройства: планшеты масштабом М 1:10000, карты-схемы лесничества или лесопарка масштабом М 1:100000.
Статьей 7 Лесного кодекса определено, что лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 88 Лесного кодекса лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.
Судом первой инстанции установлено, что заявителем был разработан проект освоения лесов на находящийся у него в аренде лесной участок (л.д. 22-76).
По результатам рассмотрения проекта освоения лесов заявителя Министерством было принято решение об утверждении отрицательного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов по следующим основаниям:
форма лесного участка, обозначенная в тематических лесных картах проекта, имеет расхождение с формой лесного участка, переданного по договору аренды;
в соответствии с пунктом 5 состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69, в разделе "Общие сведения", должна содержаться выписка из государственного кадастра недвижимости с описанием границ лесного участка. Однако в представленном проекте отсутствовала выписка из государственного кадастра недвижимости с описанием границ лесного участка.
Указанное решение оформлено приказом Министерства от 11.08.2017 N 522 (л.д. 9-13).
В соответствии со ст. 89 Лесного кодекса проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.
Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов утвержден приказом Минприроды России от 26.09.2016 N 496.
Согласно Положению о Министерстве, утвержденному постановлением Правительства Самарской области от 09.10.2013 N 528, вопросы государственной экспертизы проектов освоения лесов земель лесного фонда на территории Самарской области отнесены к компетенции Министерства.
В соответствии с п. 3 Порядка государственной или муниципальной экспертизы целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.
Пунктом 9 указанного Порядка определено, что результат экспертизы оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса. Заключение Экспертизы может быть положительным либо отрицательным.
Пунктом 10 Порядка установлено, что положительное заключение экспертизы оформляется в случае соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, регулирующего лесные отношения, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.
Отрицательное заключение экспертизы оформляется в случае несоответствия проекта освоения лесов вышеуказанным требованиям и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки.
Проведение государственной экспертизы проекта освоения лесов является государственной услугой в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Постановлением Губернатора Самарской области от 27.06.2014 N 167 утвержден Административный регламент предоставления министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области государственной услуги по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов.
Пунктом 11 указанного Административного регламента определено, что результатом предоставления государственной услуги является выдача заявителю заключения государственной экспертизы, направление заявителю уведомления об отказе в предоставлении государственной услуги с приложением представленных заявителем документов или отзыв проекта освоения лесов с государственной экспертизы заявителем.
Как следует из материалов дела, основанием для вынесения отрицательного заключения экспертизы явилось, в частности, то обстоятельство, что форма лесного участка, обозначенная в тематических лесных картах проекта, имеет расхождение с формой лесного участка, переданного по договору аренды.
Таким образом, как указал суд первой инстанции, проект освоения лесов фактически предусматривал мероприятия по освоению лесного участка, не предоставленного в установленном порядке заявителю, и оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Вторым основанием для вынесения отрицательного заключения экспертизы явилось отсутствие в проекте освоения лесов выписки из государственного кадастра недвижимости с описанием границ лесного участка.
Арбитражный апелляционный суд признает данные выводы суда первой инстанции ошибочными по следующим основаниям.
В рамках дела N А55-30765/2015 Министерство обращалось в Арбитражный суд Самарской области с требованием к ООО "Содружество" о досрочном расторжении договора аренды лесного участка от 16.09.2011 N 270/07.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 10.05.2016 по указанному делу, вступившим в законную силу, в иске отказано.
При этом при рассмотрении дела N А55-30765/2015 ответчик (ООО "Содружество") указывал, что причиной непроведения государственной регистрации договора N 270/07 явилось то обстоятельство, что на протяжении многих лет уточнялись и согласовывались границы лесного участка, поэтому участок был поставлен на кадастровый учет лишь в 2014 году и ответчику не предоставлялся.
На момент рассмотрения дела N А55-30765/2015 ответчик исполнил обязанность по регистрации договора аренды, а также предпринял меры к подготовке проекта освоения лесов.
Длительность государственной регистрации договора обусловлена отсутствием согласования границ лесного участка и отсутствием регистрации права собственности на лесной участок, то есть по независящим от ответчика обстоятельств.
В свою очередь, разработка проекта освоения лесов связана с точным определением границ лесного участка и его постановки на кадастровый учет.
Из материалов дела следует, что спорный земельный участок на основании заявления Министерства и материалов межевания поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 63:26:1805021:692, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 30.06.2014 N 63-00-102/14-471208.
Таким образом, границы и местоположение земельного участка с кадастровым номером 63:26:1805021:692 (лесного участка, предоставленного в аренду заявителю) были установлены самим Министерством при проведении кадастровых работ и составлении межевого плана.
Министерство указывает, что конфигурация земельного участка, обозначенная в тематических лесных картах проекта, не соответствует конфигурации участка, предоставленного в аренду заявителю.
Арбитражный апелляционный суд считает, что установить несоответствие конфигурации земельного участка с кадастровым номером 63:26:1805021:692 конфигурации лесного участка, предоставленного в аренду ООО "Содружество" по договору аренды лесного участка от 16.09.2011 N 270/07, не представлялось возможным, т.к. схема спорного участка, являющаяся Приложением к договору аренды лесного участка от 16.09.2011 N 270/07, не содержит точных координат расположения данного участка, поскольку материалы лесоустройства, имея большой срок давности, потеряли свою актуальность и содержат искаженные на сегодняшний день сведения о лесном фонде, план составлен в масштабе 1:10000, без применения актуального на сегодняшний день высокоточного геодезического оборудования, позволяющего определять координаты земельного участка с необходимыми на сегодняшний день требованиями к точности.
Приложенная к договору аренды карта-схема расположения границ лесного участка нарисована без указания размеров и направлений. Форма конфигурации участка, поставленного на кадастровый учет N 63:26:1805021:692/1431-2011-07, отличается только размером направлений границ, что объясняется точностью определения координат на момент постановки на кадастровый учет.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 20.01.2015 по делу N А55-1473/2014.
Таким образом, лесной участок, предоставленный заявителю по договору аренды N 270/07, является тем же участком, в отношении которого Обществом представлен проект освоения лесов.
Поскольку спорный участок поставлен на кадастровый учет самим Министерством, то согласно п. 18 Административного регламента предоставления государственной услуги по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов при предоставлении государственной услуги Министерство не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Самарской области и муниципальными правовыми актами находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, участвующих в предоставлении государственной услуги.
Подлинник выписки из государственного кадастра недвижимости находится в межевом плане, имеющемся в Министерстве лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.
Кроме того, в проекте освоения лесов, представленном на экспертизу, содержится п. 1.3. Выписки из государственного кадастра недвижимости с описанием границ лесного участка (лист 6 проекта), в котором содержится дата и номер кадастровой выписки о земельном участке, дата внесения номера в государственный кадастр, местоположение, категория земель, разрешенное использование, площадь и сведения о правах.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый приказ Министерства от 11.08.2017 N 522 не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что является основанием для удовлетворения заявленных требований в порядке главы 24 АПК РФ.
С учетом изложенного, в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ и подлежат взысканию с Министерства в пользу заявителя в сумме 4 500 руб. (за рассмотрение искового заявления в сумме 3 000 руб., за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1 500 руб.).
Учитывая, что при подаче апелляционной жалобы в соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 333.21 НК РФ государственная пошлина в рассматриваемом случае уплачивается в размере 1 500 руб., а податель апелляционной жалобы уплатил государственную пошлину в сумме 3 000 руб. платежным поручением от 18.01.2018 N 1, то согласно ст. 333.40 НК РФ излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1 500 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 21.12.2017 по делу N А55-24455/2017 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Заявление общества с ограниченной ответственностью "Содружество" (ОГРН 1076330001660), г. Самара, удовлетворить.
Признать недействительным приказ Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 11.08.2017 N 522 об утверждении заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору аренды лесного участка от 16.09.2011 N 270/07.
Обязать Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в соответствии с действующим законодательством.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Содружество" (ОГРН 1076330001660), г. Самара, из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 18.01.2018 N 1 государственную пошлину в размере 1500 руб.
Взыскать с Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара, в пользу общества с ограниченной ответственностью "Содружество" (ОГРН 1076330001660), г. Самара, государственную пошлину за рассмотрение искового заявления в сумме 3 000 руб., а также за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1 500 рублей., а всего - 4 500 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.