г. Москва |
|
04 апреля 2018 г. |
Дело N А41-79810/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 апреля 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марченковой Н.В.,
судей Диаковской Н.В., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Дорохиным Д.С.,
при участии в заседании:
от заявителя, ООО "Лента": Локшин М.Л. по доверенности от 08.07.16 N 78 АБ 1088757;
от заинтересованного лица, Комитета по управлению имуществом администрации г.о. Балашиха МО: не явились, извещены;
от 3-их лиц, Комитета лесного хозяйства МО: Разумак М.А. по доверенности от 20.12.17 N 27ДОВ-652;
Управления Росреестра по МО, ТУ Росимущества в МО: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лента" на решение Арбитражного суда Московской области от 06 марта 2017 года по делу N А41-79810/16, принятое судьей Ю.Г. Богатиной, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лента" к комитету по управлению имуществом администрации городского округа Балашиха Московской области, при участии в деле третьих лиц: Комитета лесного хозяйства Московской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, об оспаривании отказа,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Лента" (далее - заявитель, ООО "Лента", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Комитету по управлению имуществом администрации городского округа Балашиха Московской области (далее - заинтересованное лицо), в котором просило суд о нижеследующем:
- признать незаконным решение комитета по управлению имуществом администрации городского округа Балашиха Московской области, оформленное письмом от 19 августа 2016 года N 6810/2, об отказе в предоставлении в собственность обществу с ограниченной ответственностью "Лента" земельного участка с кадастровым номером 50:50:0040311:7 площадью 57 000 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под размещение административно-торгового и производственно-складского комплекса, расположенного по адресу: Московская область, г. Балашиха, микрорайон Савино, ул. Пригородная, д. 119;
- обязать комитет по управлению имуществом администрации городского округа Балашиха Московской области в десятидневный срок с даты принятия настоящего постановления суда направить обществу с ограниченной ответственностью "Лента" проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:50:0040311:7 площадью 57 000 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под размещение административно-торгового и производственно-складского комплекса, расположенного по адресу: Московская область, город Балашиха, микрорайон Савино, ул. Пригородная, д. 119.
В качестве третьих лиц в деле участвуют: Комитет лесного хозяйства Московской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ Росимущества в Московской области), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области).
Решением Арбитражного суда Московской области от 06 марта 2017 года по делу N А41-79810/16 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 14 июля 2017 года, решение Арбитражного суда Московской области от 06 марта 2017 года отменено, заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение комитета по управлению имуществом администрации городского округа Балашиха Московской области, оформленное письмом от 19 августа 2016 года N 6810/2, об отказе в предоставлении в собственность обществу с ограниченной ответственностью "Лента" земельного участка с кадастровым номером 50:50:0040311:7 площадью 57 000 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под размещение административно-торгового и производственно-складского комплекса, расположенного по адресу: Московская область, г. Балашиха, микрорайон Савино, ул. Пригородная, д. 119. Суд обязал Комитет по управлению имуществом администрации городского округа Балашиха Московской области в десятидневный срок с даты принятия настоящего постановления суда направить обществу с ограниченной ответственностью "Лента" проект договора купли- продажи земельного участка с кадастровым номером 50:50:0040311:7 площадью 57 000 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под размещение административно-торгового и производственно- складского комплекса, расположенного по адресу: Московская область, город Балашиха, микрорайон Савино, ул. Пригородная, д. 119.
Комитет лесного хозяйства Московской области, не согласившись с выводами апелляционного суда, настаивает на отмене постановления по основаниям не соответствия выводов фактическим обстоятельствам дела и в связи с неправильным применением норм материального права. По мнению заявителя кассационной жалобы, ранее принятое решение Арбитражного суда Московской области объективным, принятым в соответствии с законом и фактическими обстоятельствами дела. Апелляционный суд необоснованно не принял в качестве доказательства факта пересечения спорного земельного участка с землями лесного фонда представленные в материалы дела Таксационное описание Салтыковского лесопарка Балашихинского леспаркхоза 1997 года, Таксационное описание Балашихинского района Московской области по состоянию на 01 января 2007 года, Планшет лесоустройства N 2 Салтыковского лесопарка Балашихинского леспаркхоза 1995 года, План лесных участков Балашихинского района Московской области по материалам устройства 2005-2008 годов, Ведомость координат окружной межи и схема геоходов Салтыковского лесопарка Балашихинского леспаркхоза, выписка из каталога координат границ лесных участков Ногинского лесничества Ногинского сельского участкового лесничества, справки о пересечении границ земельных участков с землями лесного фонда с соответствующей схемой.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 05 октября 2017 года по делу N А41-79810/16 вышеуказанное постановление апелляционного суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Десятый арбитражный апелляционный суд.
При этом, суд кассационной инстанции указал, что при разрешении вопроса о понуждении органа принять решение о предоставлении земельного участка в собственность суд должен установить соразмерность испрашиваемого земельного участка площади занимаемой объектом недвижимости и необходимой для его использования. При этом, вопреки выводам суда, исключительное право на приобретение земельного участка в собственность без применения конкурентных процедур возникает у собственника объекта недвижимости в отношении площади занимаемой объектом недвижимости и необходимой для его использования.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-124, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей Комитета по управлению имуществом администрации г.о. Балашиха МО, Управления Росреестра по МО, ТУ Росимущества в МО, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ООО "Лента" поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, заявление - удовлетворить.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав указания суда кассационной инстанции, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы заявителя.
Как следует из материалов дела, ООО "Лента" является собственником нежилого здания площадью 12031,4 кв.м, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 02 августа 2016 года (том 1 л.д.17) и свидетельством о государственной регистрации права от 02 декабря 2015 года (том 1 л.д.19).
Согласно кадастровому паспорту здания от 16 октября 2015 года, кадастровой выписке о земельном участке от 02 декабря 2016 года нежилое здание, принадлежащее заявителю, расположено в границах земельного участка с кадастровым номером 50:50:0040311:7 площадью 57000 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под размещение административно-торгового и производственно-складского комплекса, расположенного по адресу: Московская область, город Балашиха, микрорайон Савино, ул. Пригородная, д. 119 (том 1 л.д. 20, том 4 л.д.102-106).
Выпиской из ЕГРП от 19 ноября 2016 года подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером 50:50:0040311:7 находится в аренде у ООО "Лента" по договору аренды земельного участка от 29 февраля 2008 года N 3050 в редакции дополнительных соглашений к нему (том 1 л.д.16).
Заявлением от 27 мая 2016 года N М503-9143781998-1924553 (том 1 л.д. 15) ООО "Лента" обратилось в Комитет по управлению имуществом администрации городского округа Балашиха Московской области за предоставлением в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:50:0040311:7 в порядке статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Письмом от 05 июля 2016 года Комитет по управлению имуществом администрации городского округа Балашиха Московской области уведомил ООО "Лента" о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:50:0040311:7 (том 1 л.д. 12).
Между тем, по результатам согласования договора купли-продажи в Министерстве имущественных отношений Московской области Комитет по управлению имуществом администрации городского округа Балашиха Московской области направил в адрес ООО "Лента" письмо от 19 августа 2016 года N 6810/2 об отказе в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка в связи с наложением границ земельного участка с кадастровым номером 50:50:0040311:7 на земли лесного фонда (том 1 л.д. 11).
Ссылаясь на указанные обстоятельства, полагая, что решение Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Балашиха Московской области, оформленное письмом от 19 августа 2016 года N 6810/2, не соответствует закону, ООО "Лента" обратилось в Арбитражный суд Московской области с настоящими требованиями.
Арбитражный апелляционный суд не может согласиться с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявления в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными актов (действий, бездействия) органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемые акты (действия, бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 201 АПК РФ, основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и должностных лиц недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с указанными нормами права, предметом доказывания по настоящему делу является одновременное несоответствие оспариваемого предписания закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ (далее - уполномоченный орган).
Согласно пункту 2 статьи 39.3, пункту 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьями 39.14, 39.17 ЗК РФ.
Подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в статье 39.16 ЗК РФ.
Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В пункте 6 статьи 39.16 ЗК РФ в числе прочих содержится самостоятельное основание для отказа в предоставлении публичного участка в собственность физических и юридических лиц - указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.
Согласно пункту 2 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Как следует из материалов дела, письмом от 05 июля 2016 года Комитет по управлению имуществом администрации городского округа Балашиха Московской области уведомил ООО "Лента" о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:50:0040311:7 (том 1 л.д.12).
Апелляционным судом установлено, что в рассматриваемом случае соблюдены все требования, предусмотренными положениями ЗК РФ для принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду для строительства, нарушений процедуры предварительного согласования места размещения объектов не установлено.
Вместе с тем, в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка было отказано со ссылкой на наличие информации от Комитета лесного хозяйства Московской области о наложении границ земельного участка на земли лесного фонда (том 1 л.д. 11).
При этом в нарушение положений части 1 статьи 65, а также части 5 статьи 200 АПК РФ заинтересованное лицо не представило в материалы дела надлежащих доказательств, подтверждающих факт наложения границ испрашиваемого земельного участка на земли лесного фонда, а также доказательств нарушения требований закона при прохождении процедуры предварительного согласования места размещения объекта.
В обоснование своей позиции заинтересованное лицо ссылается на рассмотрение проекта договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка на заседаниях Межведомственной комиссии по земельно-имущественным отношениям в Московской области и Градостроительного совета Московской области.
В оспариваемом отказе приведено решение, принятое на заседании Градостроительного совета Московской области в отношении указанного проекта договора купли-продажи согласно протоколу Градостроительного совета Московской области от 09 августа 2016 года N 28 (том 1 л.д. 11).
В соответствии с Законом Московской области от 24 июля 2014 года N 107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области", распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 08 июля 2015 года N 12ВР-1073 "Об утверждении временных порядков направления на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области проектов решений по распоряжению земельными участками, проектов решений об изменении видов разрешенного использования и категории земельных участков, проектов договоров безвозмездного пользования земельными участками, проектов договоров купли-продажи земельных участков, проектов договоров аренды земельных участков (и соглашений к ним)" подготовленный проект договора подлежит направлению в Министерство имущественных отношений Московской области.
Согласно пункту 1 положения о Градостроительном совете Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 18 марта 2013 года N 180/9, Градостроительный совет Московской области (далее - Совет) является постоянно действующим коллегиальным органом, образованным для решения вопросов в сфере градостроительной, инвестиционной деятельности, земельно-имущественных отношений.
Из содержания названного положения о Градостроительном совете Московской области следует, что решения Градостроительного совета Московской области носят рекомендательный характер.
Между тем, действующим законодательством не установлено, что рассматриваемый случай подлежит передаче на обсуждение Градостроительного Совета Московской области.
Суд апелляционной инстанции полагает, что получение каких-либо дополнительных согласований, не предусмотренных действующим федеральным законодательством, в том числе со стороны исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации и созданных при них совещательных органов, не требуется.
Таким образом, решение Градостроительного совета Московской области не может являться самостоятельным основанием отказа в предоставлении земельного участка.
ООО "Лента" является собственником нежилого здания площадью 12031,4 кв. м, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 02 августа 2016 года и свидетельством о государственной регистрации права от 02 декабря 2015 года. Нежилое здание, принадлежащее заявителю, расположено в границах земельного участка с кадастровым номером 50:50:0040311:7 площадью 57000 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под размещение административно-торгового и производственно-складского комплекса, расположенного по адресу: Московская область, город Балашиха, микрорайон Савино, ул. Пригородная, д. 119
Выпиской из ЕГРП от 19 ноября 2016 года подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером 50:50:0040311:7 находится в аренде у ООО "Лента" по договору аренды земельного участка от 29 февраля 2008 года N 3050 в редакции дополнительных соглашений к нему.
Заявлением от 27 мая 2016 года N М503-9143781998-1924553 ООО "Лента" обратилось в Комитет по управлению имуществом администрации городского округа Балашиха Московской области за предоставлением в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:50:0040311:7 в порядке статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации
Письмом от 05 июля 2016 года Комитет по управлению имуществом администрации городского округа Балашиха Московской области уведомил
ООО "Лента" о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:50:0040311:7.
Между тем, по результатам согласования договора купли-продажи в Министерстве имущественных отношений Московской области Комитет по управлению имуществом администрации городского округа Балашиха Московской области письмом от 19 августа 2016 года N 6810/2 сообщил об отказе в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка в связи с наложением границ земельного участка с кадастровым номером 50:50:0040311:7 на земли лесного фонда.
Полагая, что решение Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Балашиха Московской области, оформленное письмом от 19 августа 2016 года N 6810/2, не соответствует закону, ООО "Лента" обратилось в Арбитражный суд Московской области с настоящими требованиями.
Суд кассационной инстанции указал, что отменяя решение суда и признавая незаконным оспариваемое решение, апелляционный суд исходил из того, что заинтересованное лицо не представило в материалы дела надлежащих доказательств, подтверждающих факт наложения границ испрашиваемого земельного участка на земли лесного фонда, доводы о наложении носят предположительный характер.
При этом, апелляционный суд исходил также из того, что решение Градостроительного совета Московской области не может являться самостоятельным основанием отказа в предоставлении земельного участка.
Суд кассационной инстанции указал, что выводы апелляционного суда не соответствуют, подлежащим применению нормам материального права, не соответствуют фактическим обстоятельствам по делу и сделаны без оценки и достаточного исследования представленных Комитетом лесного хозяйства Московской области доказательств, подтверждающих факт наложения испрашиваемого участка на земли лесного фонда.
Согласно части 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Так же оставлены без надлежащей оценки доводы Комитета лесного хозяйства Московской области из данных Государственного лесного реестра (ГЛР) и материалов действующего лесоустройства, путем проведения пространственного анализа данных о границах земельного участка с КН 50:50:0040311:7 и границ земель лесного фонда с использованием государственной информационной системы Московской области "Региональная геоинформационная система Московской области" (РГИС МО) установлено, что земельный участок с КН 50:50:0040311:7 частично расположен на землях лесного фонда Ногинского лесничества Салтыковского участкового лесничества, площадь наложения составляет 2386 кв.м.
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69, 72 Лесного кодекса Российской Федерации. Границы лесничеств и лесных участков определяются при лесоустройстве, которое в соответствии с положениями статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации, наряду с другими работами включает в себя, в том числе, проектирование лесничеств, лесопарков, лесных участков, таксацию лесов.
Статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации устанавливает, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно пункту 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации. Согласно статье 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
В соответствии со статьями 67, 68.1, 69, 92 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а так же на землях, указанных в части 3 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации. При проведении таких видов лесоустройства, как проектирование лесничеств и лесопарков, лесных участков осуществляется определение местоположения, границ, площади и иных характеристик лесничеств и отдельных лесных участков.
В силу пункта 2 части 1 статьи 68 Лесного кодекса РФ лесоустройство включает в себя среди прочего проектирование эксплуатационных, защитных, резервных лесов и особо защищенных участков лесов, закрепление на местности местоположения границ лесничеств и лесов.
Границы земель лесного фонда, лесных участков, их площадь иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, статьях 67-69 Лесного кодекса РФ)
Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации (представлена в материалы дела), которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
В силу действующего законодательства - доказательствами, подтверждающими отнесение части земельного участка к землям лесного фонда является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, выписок о координатах окружной межи являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.
Между тем, представленные Комитетом лесного хозяйства Московской области Таксационное описание Салтыковского лесопарка Балашихинского леспаркхоза 1997 года, Таксационное описание Балашихинского района Московской области по состоянию на 01 января 2007 года, Планшет лесоустройства N 2 Салтыковского лесопарка Балашихинского леспаркхоза 1995 года, План лесных участков Балашихинского района Московской области по материалам устройства 2005-2008 годов, Ведомость координат окружной межи и схема геоходов Салтыковского лесопарка Балашихинского леспаркхоза, выписка из каталога координат границ лесных участков Ногинского лесничества Ногинского сельского участкового лесничества, справки о пересечении границ земельных участков с землями лесного фонда с соответствующей схемой, оставлены апелляционным судом без надлежащей оценки.
Суд кассационной инстанции указал, что указанные доказательства апелляционным судом отклонены и не приняты во внимание, в связи с тем, что представленные документы лесоустройства, план лесных участков и схемы наложения сами по себе при отсутствии данных о государственном кадастровом учете лесных участков в составе земель лесного фонда не являются сведениями о площади и границах участков лесного фонда, соответствующими требованиям действующего законодательства.
Вопреки выводам апелляционного суда, отсутствие доказательств постановки на кадастровый учет лесного участка бесспорно не свидетельствует об отсутствии пересечения спорного земельного участка с землями лесного фонда.
Таким образом, выводы апелляционного суда о незаконности отказа Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Балашиха без установления или опровержения факта имеющегося наложения участка с КН 50:50:0040311:7 и земель лесного фонда, является преждевременным.
Суд кассационной инстанции, так же указал на необоснованность выводов апелляционного суда о том, что соответствие площади испрашиваемого земельного участка целям использования расположенного на нем объекта недвижимости не входит в предмет доказывания настоящего дела, поскольку данное обстоятельство не являлось основанием для отказа комитета по управлению имуществом администрации городского округа Балашиха Московской области в предоставлении обществу спорного земельного участку, а также не заявлялось заинтересованным лицом в ходе судебного разбирательства.
Вместе с тем, обязывая комитет по управлению имуществом администрации городского округа Балашиха Московской области направить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:50:0040311:7 площадью 57 000 кв. м. суд, обязан проверить правильность определения площади испрашиваемого земельного участка независимо от наличия указания на это основание в оспариваемом отказе.
Согласно пункту 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации (здесь и далее нормы права в редакции, действовавшей на момент заключения спорных договоров купли-продажи) при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Таким образом, как указал суд кассационной инстанции, при разрешении вопроса о понуждении органа принять решение о предоставлении земельного участка в собственность суд должен установить соразмерность испрашиваемого земельного участка площади занимаемой объектом недвижимости и необходимой для его использования. При этом, вопреки выводам суда, исключительное право на приобретение земельного участка в собственность без применения конкурентных процедур возникает у собственника объекта недвижимости в отношении площади занимаемой объектом недвижимости и необходимой для его использования.
Учитывая указания суда кассационной инстанции, суд апелляционной инстанции, определением от 05.02.2018 г. назначил судебную экспертизу с поставкой перед экспертной организацией следующих вопросов:
1. Имеется ли взаимное наложение границ земельного участка с кадастровым номером 50:50:0040311:7, и земель лесного фонда по материалам действующего лесоустройства приобщенным к материалам дела?
2. В случае утвердительного ответа на первый вопрос изобразить графически на схеме расположение указанных земельных участков и земель лесного фонда, с обозначением их взаимно накладывающихся частей, указав площадь наложения и координаты границ накладывающихся частей земельных участков.
3. В целях рассмотрения судом вопроса о понуждении органа принять решение о предоставлении земельного участка в собственность также необходимо установить соразмерность испрашиваемого участка площади занимаемой объектом недвижимости (здание торгового центра на данном участке КН 50:50:0040311:19) и необходимой для его использования.
По результатам проведенной экспертизы, эксперт установил, что в приложении 3 представлен план земельного участка с кадастровым номером 50:50:0040311:7 по сведениям ЕГРН с наложением на план лесных участков Балашихинского района Московской области (устройство 2005-2008 гг.).
Это лесоустройство включило в состав гослесфонда так называемые "бывшие совхозные леса". На чертеже приложения 3 это выделы 12,13,14 и 17.
Эксперт пришел к выводу, что земельный участок с кадастровым номером 50:50:0040311:7 не граничит с участком лесного фонда - между ними расположен земельный участок с кадастровым номером 50:15:0090302:391, выделенный для размещения административно-торгового и складского комплекса (данные публичной кадастровой карты Росреестра).
Взаимного наложения границ земельного участка с кадастровым номером 50:50:0040311:7 и земель лесного фонда по материалам действующего лесоустройства, приобщённым к материалам дела - нет.
Эксперт основываясь на выводах Положительной негосударственной экспертизы проекта торгового центра и на технических требованиях нормативных документов, пришел к выводу, что вся территория земельного участка с кадастровым номером 50:50:0040311:7 необходима для нормального функционирования торгового комплекса.
Таким образом, в ходе судебной экспертизы было установлено, земельный участок с кадастровым номером 50:50:0040311:7 не граничит с участком лесного фонда, не относится к землям лесного фонда.
В статье 39.16 ЗК РФ, содержащей исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, основание для отказа в предоставлении земельного участка по мотиву несоразмерности испрашиваемой площади отсутствует.
При изложенных обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявления общества.
В соответствии с пунктом 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из изложенного, апелляционный суд пришел к выводу о том, что заявленные требования являются правомерными и подлежащими удовлетворению.
Согласно пункту 5 статьи 201 АПК РФ, в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться: указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
На основании изложенного, в целях устранения нарушения прав и законных интересов общества, арбитражный апелляционный суд обязывает комитет по управлению имуществом администрации городского округа Балашиха Московской области обязан в десятидневный срок с даты принятия настоящего постановления суда направить обществу с ограниченной ответственностью "Лента" проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:50:0040311:7 площадью 57 000 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под размещение административно-торгового и производственно-складского комплекса, расположенного по адресу: Московская область, город Балашиха, микрорайон Савино, ул. Пригородная, д. 119.
Учитывая изложенное выше и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 06.03.2017 года по делу N А41-79810/16 отменить.
Заявление ООО "Лента" удовлетворить.
Признать незаконным решение комитета по управлению имуществом администрации городского округа Балашиха Московской области, оформленное письмом от 19 августа 2016 года N 6810/2, об отказе в предоставлении в собственность обществу с ограниченной ответственностью "Лента" земельного участка с кадастровым номером 50:50:0040311:7 площадью 57 000 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под размещение административно-торгового и производственно-складского комплекса, расположенного по адресу: Московская область, г. Балашиха, микрорайон Савино, ул. Пригородная, д. 119;
Обязать комитет по управлению имуществом администрации городского округа Балашиха Московской области в десятидневный срок с даты принятия настоящего постановления суда направить обществу с ограниченной ответственностью "Лента" проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:50:0040311:7 площадью 57 000 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под размещение административно-торгового и производственно-складского комплекса, расположенного по адресу: Московская область, город Балашиха, микрорайон Савино, ул. Пригородная, д. 119.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Марченкова |
Судьи |
Н.А. Панкратьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-79810/2016
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА, ООО "Лента"
Ответчик: Комитет по управлению имуществом Администрации Городского округа Балашиха
Третье лицо: Комитет лесного хозяйства Московской области, Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом по Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА
Хронология рассмотрения дела:
17.07.2018 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-13320/17
04.04.2018 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-6515/17
05.10.2017 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-13320/17
14.07.2017 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-6515/17
06.03.2017 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-79810/16