г. Тула |
|
14 августа 2018 г. |
Дело N А23-7746/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.08.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.08.2018.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Еремичевой Н.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Анисимовым А.Р., при участии представителей истца - государственного учреждения - Калужское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (г. Калуга, ОГРН 1024001180312, ИНН 4027022552) - Кашиной Г.А. (доверенность от 13.03.2017 N 17) и ответчика - акционерного общества "Кронтиф-центр" (г. Людиново, ОГРН 1024000912407, ИНН 4024005277) - Абраменко Н.Г. (доверенность от 07.06.2018 N 22), в отсутствие третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Орлова Дмитрия Викторовича, надлежащим образом извещенного, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Кронтиф-центр" на решение Арбитражного суда Калужской области от 08.09.2018 по делу N А23-7746/2017 (судья Жадан В.В.),
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Калужское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с иском к акционерному обществу "Кронтиф-Центр" (далее - общество) о возмещении расходов в связи с недостоверностью представленных сведений, влияющих на размер пособия по обязательному социальному страхованию в сумме 33 499 руб. 53 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Орлов Дмитрий Викторович.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 08.09.2018 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, ссылаясь на нарушение судом норм материального права и неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, общество подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований. В обоснование своих доводов ссылается на представление всех сведений, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия.
От учреждения в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно, считая принятое решение законным и обоснованным, просит его оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. В обоснование своих возражений указывает на то, что при передаче сведений, необходимых для назначения и выплаты пособия по уходу за ребенком (детьми), посредством направления электронного реестра ответчик не представил дополнительную информацию об ограничении суммы пособия 100 процентами среднего заработка. Отсутствие же дополнительной информации о необходимости ограничения среднего заработка Орлову Д.В. привело к нарушению действующего законодательства при расчете размера пособия по уходу за ребенком.
Дело рассмотрено после перерыва, объявленного в судебном заседании 06.08.2018.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, общество с 20.01.2000 состоит на регистрационном учете в учреждении в качестве страхователя.
Учреждению 02.08.2016 от общества в электронном виде поступили реестры сведений, необходимых для назначения и выплаты пособия по уходу за ребенком (детьми) Орлову Д.В.
На основании платежных поручений учреждением назначено и перечислено Орлову Д.В. пособие (т. 1, л. 22 - 26).
По мнению учреждения, пособие исчислено и выплачивалось в размере, превышающем 100 процентов среднего заработка, в связи с чем переплата указанной суммы составила 33 499 руб. 53 коп.
Письмом от 18.01.2017 N 14/17/4016-151 учреждение предложило обществу возвратить денежные средства в размере 33 499 руб. 53 коп. в срок до 07.02.2017.
Поскольку данное требование учреждения оставлено обществом без удовлетворения, истец обратился в Арбитражный суд Калужской области с настоящим иском.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что выплата пособия в необоснованном размере произошла по причине неправомерных действий общества, предоставившего недостоверные сведения, в связи с чем с общества подлежат взысканию расходы, понесенные учреждением в соответствующей сумме.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда области на основании нижеследующего.
Отношения, связанные с обеспечением граждан пособиями по временной нетрудоспособности, регулируются Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2007.
Порядок исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком регламентирован частями 1, 2, 3.1, 5.2 статьи 14 вышеуказанного закона.
Согласно части 5.2 указанной статьи размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем умножения среднего заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку в соответствии со статьей 11.2 Закона N 255-ФЗ.
В силу частей 1, 2 статьи 11.2 Закона N 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40 процентов среднего заработка застрахованного лица, но не менее минимального размера этого пособия, установленного Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". В случае ухода за двумя и более детьми до достижения ими возраста полутора лет размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком, исчисленный в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суммируется. При этом суммированный размер пособия не может превышать 100 процентов среднего заработка застрахованного лица, определенного в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона, но не может быть менее суммированного минимального размера этого пособия.
В соответствии с пунктом 7 статьи 18 Федерального закона от 15.05.1991 N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастроф на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон N 1244-1) гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом предоставляется ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения им возраста трех лет. При этом в случае ухода за двумя и более детьми размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком суммируется. Суммированный размер указанного пособия в случае ухода за двумя и более детьми не может превышать 100 процентов заработка (дохода), из которого произведено исчисление этого пособия.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294 "Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на принудительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, а также об особенностях уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" Калужская область с 01.07.2016 участвует в реализации пилотного проекта, предусматривающего особый порядок назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности.
Указанным постановлением Правительства Российской Федерации утверждено Положение об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2016 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта (далее - Положение).
В рамках реализации этого проекта выплата пособий застрахованным лицам осуществляется на основании документов и сведений, представляемых страхователями, напрямую из средств учреждения.
Пунктом 1 Положения определены особенности назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации, находящимися на территории субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В соответствии с пунктом 2 Положения при наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) обращается к страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) с заявлением о выплате соответствующего вида пособия и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма заявления утверждается Фондом социального страхования Российской Федерации.
Перечень документов, необходимых для назначения и выплаты пособий, определяется в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ и Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Согласно пункту 3 Положения страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) заявления и документов, указанных в пункте 2 Положения, представляет в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту регистрации поступившие к нему заявления и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособия, а также опись представленных заявлений и документов, составленную по форме, утверждаемой Фондом социального страхования Российской Федерации.
В силу пункта 8 Положения после получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, либо реестра сведений территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 календарных дней со дня их получения принимает решение о назначении и выплате пособий.
Выплата пособий застрахованному лицу осуществляется территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации путем перечисления пособия на банковский счет, указанный в заявлении либо в реестре сведений, или через организацию федеральной почтовой связи или иную организацию по заявлению застрахованного лица (его уполномоченного представителя) в течение 10 календарных дней со дня получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия (пункт 9 Положения).
Порядок представления сведений в электронном виде не предполагает последующего представления страхователем в территориальный орган учреждения оригиналов документов, на основании которых заполнен реестр сведений. Поэтому сотрудники территориального органа учреждения не видят документов на бумажном носителе и не имеют возможности проверить порядок и основания их выдачи и заполнения. Дополнительная проверка сведений, содержащихся в реестре сведений, предусмотрена законодательством только в случае направления сведений не в полном объеме (пункт 7 Положения). Тогда территориальный орган учреждения направляет страхователю извещение о предоставлении недостающих сведений.
В пункте 2.15 приложения N 6 к приказу ФСС РФ от 15.06.2012 N 223 "Об утверждении форм реестров сведений, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, и порядков их заполнения" (действующий в спорный период) в столбце 28 "Иная информация, влияющая на право получения пособия или определение его размера" указывается информация, влияющая на право получения пособия или определение его размера (прерывание отпуска по уходу за ребенком, смерть ребенка, за которым осуществляется уход, дата подачи заявления о замене календарных годов (календарного года) в случае, указанном в части 1 статьи 14 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", дата заявления получателя пособия, поданного в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", при работе застрахованного лица в районах и местностях, в которых в установленном законодательством порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, указывается также название такого района или местности и др.), иная информация, имеющая значение при решении вопросов назначения пособия (брак между родителями не заключен (расторгнут) на день обращения за пособием, второй родитель является иностранным гражданином, временно пребывающим на территории Российской Федерации и др.). В данный столбец вносится также краткое наименование представленных получателем пособия документов, подтверждающих указанную информацию, и их реквизиты.
При отсутствии вышеуказанной информации в данном столбце проставляется прочерк.
С учетом изложенного перечень сведений, влияющих на право получения пособий и подлежащих указанию в столбце 28 реестра, не является закрытым.
При заполнении данного столбца обществом был проставлен прочерк.
Вместе с тем при заполнении данного столбца обществом не указаны сведения, имеющие значение при начислении пособия, а именно не указано на необходимость ограничения пособия 100 % размером среднего заработка.
Из пояснений представителя учреждения усматривается, что расчет сумм пособий производится в автоматическом режиме на основе данных, направляемых страхователями (работодателями), в настоящем случае - обществом.
Региональное отделение в рамках пилотного проекта получает сведения от страхователей, необходимые для исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в электронном деле; обработка и расчет суммы пособия производится автоматически. При этом обществом региональному отделению направлены два файла по назначению и выплате пособия Орлову Д.В. (на каждого из детей).
При этом положения действующего законодательства Российской Федерации не предусматривают возможности проверки всех сведений, поступающих от страхователей.
Из материалов дела следует, что расчет пособия Орлову Д.В. был произведен на основании представленных ответчиком исходных данных, то есть по каждому из двух детей в полном объеме.
Получатель пособия в силу действующего законодательства имел право на получение пособия на каждого из детей в двойном размере.
Кроме того, в случае ухода за двумя и более детьми размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком суммируется. Приведенные нормы ограничивают суммированный размер пособия по уходу за ребенком 100 % среднего заработка застрахованного лица.
Однако исходные данные, направленные обществом учреждению при отсутствии информации об ограничении среднего заработка привели к неправомерному установлению суммы пособия Орлова Д.В. свыше 100 % среднего заработка.
Так, при расчете на каждого из детей сумма пособия = (40 % среднего заработка (размер пособия по уходу за ребенком - часть 1 статьи 11.2 Закона N 255-ФЗ)*2 (пункт 7 статьи 18 Закона N 1244-1)) =80 % среднего заработка; общая сумма пособия (на двух детей) = 80 % среднего заработка * 2 (часть 2 статьи 11.2 Закона N 255-ФЗ) = 160 % среднего заработка.
Таким образом, размер пособия Орлову Д.В. неправомерно увеличен на 60 % среднего заработка.
Подобной ситуации возможно было избежать только одним способом - ограничив сумму среднего заработка, используемого при расчете пособия по уходу за ребенком (детьми) Орлову Д.В., что фактически не было сделано обществом.
Пунктом 16 Положения установлено, что за непредставление документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или его размера, страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с действующим законодательством.
Также в силу статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий, а в случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб.
На основании статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.
Излишняя выплата сумм пособий по обязательному социальному - страхованию произошла по причине предоставления ответчиком фонду недостоверных сведений, влияющих на размер пособия по обязательному социальному страхованию предоставленных посредством электронной почты, что повлекло излишнюю выплату страховщиком пособия по социальному страхованию в сумме 33 499 руб. 53 коп.
Данная переплата в сумме 33 499 руб. 53 коп. является убытками учреждения и подлежит возмещению за счет общества.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные исковые требований.
Утверждение заявителя жалобы о том, что излишняя выплата пособия произошла ввиду ненадлежащего исполнения учреждением возложенных на него контрольных функций, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку непосредственно общество несет ответственность за достоверность сведений, влияющих на право получения пособий по временной нетрудоспособности.
Также несостоятельным является довод общества о вине учреждения в произошедшей переплате со ссылкой на решение мирового судьи судебного участка N 34 Людиновского судебного района Калужской области от 24.07.2017 по делу N 2-827/2017.
Вопреки утверждению общества указанный судебный акт содержит только выводы о неправильном применении действующего законодательства при расчете пособия по уходу за ребенком и отсутствии вины Орлова Д.В. в предоставлении им учреждению заведомо недостоверных сведений, повлекших переплату, к которому оно ранее обращалось с иском о взыскании неосновательного обогащения, сумма которого составляет предмет настоящих исковых требований.
В свою очередь наличие вины общества в ошибке при расчете суммы пособия Орлову Д.В. было установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Калужской области от 28.09.2017 по делу N А23-1830/2017, которым обществу было отказано в удовлетворении заявления о признании недействительным решения учреждения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Ссылка общества на материалы выездной проверки обоснованности произведенных расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, проводимой региональным отделением в обществе за период с мая 2015 года по июнь 2016 года не может быть принята во внимание в силу следующего.
До изменения действующего законодательства (до вхождения регионального отделения с 01.06.2016 в пилотный проект) назначение и выплата страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством застрахованным на территории Калужской области осуществлялась работодателями. Расчет сумм пособия при этом осуществлялся также по месту работы гражданина.
Поскольку отпуск по уходу за ребенком (детьми) Орлову Д.В. был предоставлен по его заявлению в апреле 2015 года, размер ежемесячного пособия был произведен обществом самостоятельно. Ежемесячное пособие исчисляется один раз, при предоставлении отпуска, а в дальнейшем производится его ежемесячная выплата.
В ходе вышеуказанной проверки региональным отделением было установлено, что исчисление размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком (детьми) Орлову Д.В. обществом произведено с нарушением - размер исчисленного пособия составил 160 % среднего заработка.
Доводы заявителя жалобы не могут быть признаны обоснованными, так как, не опровергая выводов суда области, сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом второй инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 08.09.2018 по делу N А23-7746/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Тимашкова |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.