г. Самара |
|
06 апреля 2018 г. |
Дело N А72-15392/2017 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Засыпкиной Т.С.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства, без вызова сторон, дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области (межрайонное)
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 12.01.2018 по делу N А72-15392/2017 (судья Овсяникова Ю.А.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по исковому заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) (ИНН 7325153348, ОГРН 1177325006231), г.Ульяновск,
к Местной религиозной организации православному приходу Свято-Воскресенско-Германовского собора г.Ульяновска Симбирской епархии Русской православной церкви (Московский патриархат) (ОГРН 1027300000485, ИНН 7325019832), г.Ульяновск,
о взыскании финансовых санкций,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) (далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Местной религиозной организации православному Приходу Свято-Воскресенско-Германовского собора г. Ульяновска Симбирской епархии РПЦ (далее - ответчик) о взыскании финансовых санкций за представление неполных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетный месяц - август 2016 года в сумме 8 000 руб. (требование от 22.08.2017 N 083S01170249788).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 12.01.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе указывает, что суд первой инстанции неправильно трактует и, как следствие, применяет п. 34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах N 987н в данном рассматриваемом деле.
Действующая в настоящее время Инструкция также предусматривает неприменение к страхователю финансовых санкций в случае выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица и представлении уточненных (исправленных) сведений в отношении этого лица до момента обнаружения территориальным органом.
Следовательно, представление страхователем по истечении срока, предусмотренного ст. 11 Закона N 27-ФЗ, сведений по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" на застрахованных лиц, в отношении которых в установленные сроки ранее не были представлены сведения по форме СЗВ-М с типом "исходная", свидетельствует о том, что исходные сведения были неполные, что свидетельствует о наличии состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 17 Закона N 27-ФЗ.
Дело рассмотрено без вызова сторон в соответствии с ч. 1 ст. 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ответчик зарегистрирован в Пенсионном фонде РФ в качестве плательщика страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию.
09.09.2016 ответчик представил исходную форму сведений индивидуального (персонифицированного) учета за август 2016 г., а дополняющую форму СЗВ-М в отношении 16 застрахованных лиц - 06.12.2016.
14.06.2017 ГУ-УПФ РФ в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных п.п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
По результатам проверки составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 083S18170004430, поскольку представлены неполные сведения на 16 застрахованных лиц.
Решением начальника ГУ-УПФ РФ в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) от 27.07.2017 N 083S19170005265 ответчик привлечен к ответственности за нарушение ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ в виде финансовой санкции в размере 8 000 руб. в связи с тем, что плательщик страховых взносов за август 2016 г. в установленный срок представил неполные сведения, в исходной форме СЗВ-М, представленной 09.09.2016, сведения на 16 застрахованных лиц отсутствовали.
22.08.2017 Управление в отношении страхователя выставило требование об уплате финансовых санкций за представление неполных сведений, предусмотренных п. 2.2 Закона N 27-ФЗ, в сумме 8 000 руб. (из расчета по 500 руб. на 16 застрахованных лиц).
Поскольку данное требование не было исполнено страхователем добровольно, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу ч. 6 ст. 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Порядок и сроки представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета установлены Федеральным законом от 01.04.1996 N 27- ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона N 27-ФЗ страхователь обязан представлять в соответствующий орган ПФР сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, за вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
На основании п. 2.2. ст. 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа (с 01.01.2017 - не позднее 15-го числа) месяца следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Согласно ст. 16 Закона N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны, в частности, осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
В силу ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному ст.ст. 19 и 20 ранее действовавшего Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п утверждены формы "Сведения о застрахованных лицах" (зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2016 N 41142), согласно которому в п. 3 страхователем обязательно должен указываться тип представляемой формы:
-"исхд" - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период;
-"доп" - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
-"отмн" - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Из материалов дела следует, что ответчик в установленный п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ срок (09.09.2016) представил страховщику сведения по форме СЗВ-М за август 2016 г.
Следовательно, первоначально ответчик в Пенсионный фонд представил сведения о каждом работающем застрахованном лице за август 2016 г. по форме СЗВ-М 09.09.2016, т.е. в пределах указанного срока.
06.12.2016 в дополнение к ранее представленным в установленный срок сведениям по форме СЗВ-М за август 2016 г. ответчиком представлены сведения по форме СЗВ-М в отношении 16 застрахованных лиц, указав тип формы "доп".
Как было указано выше, решением начальника ГУ-УПФ РФ в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) от 27.07.2017 N 083S19170005265 ответчик привлечен к ответственности за нарушение ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ в виде финансовой санкции в размере 8 000 руб. в связи с тем, что плательщик страховых взносов за период (август 2016 г.) в установленный срок представил неполные сведения, в исходной форме СЗВ-М, представленной 09.09.2016, сведения на 16 застрахованных лиц отсутствовали.
Между тем ст. 15 Закона N 27-ФЗ закреплено право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Фактически ответчик 06.12.2016 представил дополняющую форму, подаваемую с целью дополнения ранее принятых без замечаний страховщиком сведений о застрахованных лицах за август 2016 г. по форме СЗВ-М.
Таким образом, диспозиция ст. 17 Закона N 27-ФЗ не предусматривает применение к страхователю, представившему позже срока, установленного п. 2.2 ст. 11 данного Закона N 27-ФЗ, финансовой санкции за представление дополняющей формы за отчетный период по форме СЗВ-М.
Согласно п. 34 Инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н (зарегистрировано в Минюсте России 16.02.2010 N 16440, окончание действия документа - 18.02.2017), в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
Представление ответчиком дополняющей формы за август 2016 г. по форме СЗВ-М было осуществлено не в связи с обнаружением страховщиком в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а явилось результатом самостоятельного выявления самим страхователем неполноты ранее представленных в установленный Законом срок сведений по форме СЗВ-М за август 2016 г.
Таким образом, оснований для назначения ответчику финансовой санкции, предусмотренной ст. 17 Закона N 27-ФЗ за представление дополняющей формы за август 2016 г. по форме СЗВ-М, у Пенсионного фонда не имелось.
Аналогичный вывод содержится в письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ" (действовавшем в указанный период), согласно которому, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в 2-недельный срок исправил обнаруженные территориальным органом ПФР ошибки, Пенсионный фонд Российской Федерации считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ.
С учетом изложенного, а также установленных фактических обстоятельств и доказательств, представленных сторонами в материалы дела, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что представленные страхователем сведения персонифицированного учета содержали недочеты, которые подлежали корректировке в установленном законом порядке.
Поскольку в рассматриваемом случае дополняющая форма СЗВ-М за август 2016 года на 16 застрахованных лиц была представлена ответчиком (06.12.2016) до составления Пенсионным фондом РФ акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (14.06.2017), суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии вины ответчика в совершении нарушения требований Закона N 27-ФЗ, так как он самостоятельно выявил ошибку в неверно представленных сведениях за отчетный период - август 2016 г. и предпринял меры к ее устранению путем направления дополняющей формы в Пенсионный фонд, который, в свою очередь, только при получении такой дополняющей формы сведений (а не исходной) провел проверку представленных сведений и выявил указанное выше нарушение Закона N 27-ФЗ.
Данный вывод подтверждается позицией Арбитражного суда Дальневосточного округа, изложенной в постановлении от 10.04.2017 по делу N А16-1601/2016, Арбитражного суда Поволжского округа, изложенной в постановлениях от 18.01.2018 по делу NА12-22848/2017, от 29.01.2018 по делу NА12-22850/2017, от 01.02.2018 по делу NА12-22851/2017, от 01.02.2017 по делу NА72-7929/2017.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 229, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 12.01.2018 по делу N А72-15392/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.