г. Челябинск |
|
09 апреля 2018 г. |
Дело N А07-30610/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 апреля 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Бабиной О.Е. и Махровой Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Резаевой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27 декабря 2017 г. по делу N А07-30610/2015 (судья Кутлин Р.К.).
В судебном заседании приняли участие представители сторон:
общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" - Никоноров В.Я. (доверенность от 29.12.2017 N 119/1-72);
общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Уютный дом" - Хуснитдинов А.Г. (доверенность от 18.12.2017).
Общество с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" (далее - истец, ООО "БашРТС") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью управляющая компания "Уютный дом" (далее - ответчик, ООО УК "Уютный дом") о взыскании задолженности за потребленный коммунальный ресурс "горячая вода" в размере 8 398 724 руб. 06 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам (далее - третье лицо, ГК РБ по тарифам).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.06.2016 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2016 решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.06.2016 оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 26.12.2016 решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.06.2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2016 отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Арбитражный суд Уральского округа, направляя дело на новое рассмотрение, указал суду на необходимость установить возможность применения в расчетах величины расхода тепловой энергии, необходимой для нагрева 1 куб. м горячей воды, в размере 0,0568 Гкал/куб.м, либо иной величины на основании данных тарифного органа.
При новом рассмотрении дела, истец неоднократно уточнял исковые требования, с учетом последнего уточнения в порядке статьи 49 АПК РФ от 21.12.2017 просил взыскать с ответчика сумму задолженности за поставленную горячую воду в размере 177 144 рублей 39 коп., неустойку в размере 487 926 рубля 49 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 16 301 руб.(т. 4, л.д. 61-65).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.12.2017 (резолютивная часть объявлена 21.12.2017) в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением суда, ООО "БашРТС" обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности за период апрель 2015 г. - ноябрь 2015 г. отменить и принять по делу новый судебный акт.
Как указывает истец, в спорный период - с апреля 2015 г. по ноябрь 2015 г. удельная величина тепловой энергии для подогрева 1 куб. м. воды в количестве 0,0568 Гкал. применению не подлежит. В целях определения указанной удельной величины тепловой энергии за период с апреля 2015 г. по ноябрь 2015 г. ГК РБ по тарифам в суд первой инстанции представил расчет (т.3, л.д. 106). В связи с изложенным истец считает, что за период с февраля 2015 г. по март 2015 г. подлежит применению удельная величина тепловой энергии, равная 0,0568 Гкал., а за период с апреля 2015 г. по ноябрь 2015 г. - удельная величина тепловой энергии, равная 0,0627 Гкал - для многоквартирных домов без полотенцесушителей и 0,0677 Гкал - для многоквартирных домов с полотенцесушителями.
ООО "БашРТС" ссылается на то, что величина количества тепловой энергии, необходимой для приготовления 1 куб.м горячей воды, в размере 0,0568 Гкал/куб.м определена тарифным органом не в качестве норматива потребления коммунальной услуги горячего водоснабжения, устанавливаемого на 3 года, а как расчетная величина применительно к определенному периоду времени, в который действовали тарифы, установленные постановлением ГК РБ по тарифам от 27.11.2012 N 590 "Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую ООО "БашРТС" потребителям городского округа г. Уфа Республики Башкортостан", которые, в свою очередь, были трансформированы из одноставочных в двухкомпонентные. Законодательство, регулировавшее спорные правоотношения в ноябре-декабре 2013 г. в дальнейшем существенно изменилось. Применение величины 0,0568 Гкал/куб.м к спорному периоду (апрель 2015 г. - ноябрь 2015 г.), в котором действовали другие тарифы, установленные постановлением ГК РБ по тарифам от 18.12.2014 N 912, является неверным.
Также истцом представлено дополнение к апелляционной жалобе, согласно которому ООО "БашРТС" указывает, что при начислении жильцам многоквартирных домов платы за горячее водоснабжение ответчик применяет показатель 0,06769 Гкал/куб.м, согласно сведениям, размещенным на его официальном сайте. Доказательств того, что управляющая компания произвела населению корректировку платы за горячую воду исходя из удельной величины 0,0568 Гкал, материалы дела не содержат. Согласно дополнительным пояснениям к апелляционной жалобе истец утверждает, что ответчиком не учитывается существенное для дела обстоятельство - показатели финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации, которые применялись тарифным органом при формировании тарифов на горячую воду на 2015 г. Поскольку фактическое выставление объемов горячего водоснабжения происходит дифференцированно по многоквартирным домом в зависимости от наличия в ванных комнатах полотенцесушителей (0,0677 Гкал/куб.м), либо их отсутствия (0,0627 Гкал/куб.м), совокупный объем тепловой энергии в количестве 0,0656 Гкал/куб.м является усредненным значением между приведенными показателями.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы и требование апелляционной жалобы и дополнений к ней по изложенным в них основаниям. Представитель ответчика возразил против доводов и требования апелляционной жалобы по мотивам представленных письменных пояснений в порядке статьи 81 АПК РФ, возражений на дополнительное пояснение ООО "БашРТС" к апелляционной жалобе, просил оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным. В свою очередь, ООО "БашРТС" представило письменные возражения на отзыв ответчика.
Третье лицо также представило отзыв на дополнительные пояснения к апелляционной жалобе, согласно которому ГК РБ по тарифам считает выводы, указанные в решении суда верными. ГК РБ по тарифам обращает внимание на тот факт, что при установлении на 2015 г. тарифов соответствующая величина расхода тепловой энергии на подогрев 1 куб. м холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не рассчитывалась. Определить данную величину мог только уполномоченный орган в установленном порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан. Третье лицо отмечает, что во избежание спорных ситуаций стороны могли инициировать процедуру определения такого норматива и его утверждения, чего сделано не было. Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, посредством размещения информации о дате слушания на интернет-сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило. С учетом мнения представителей сторон, в соответствии со статьями 123, 156, 159 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей третьего лица. Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 АПК РФ. Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в соответствии со статьями 268, 269 АПК РФ, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, дополнений к ней, отзывов ответчика и третьего лица, заслушав объяснения представителей сторон, не находит оснований для отмены либо изменения судебного акта. Как следует из материалов дела, между ООО "БашРТС" (организация, осуществляющая горячее водоснабжение) и ООО УК "Уютный дом" (абонент) заключен договор горячего водоснабжения от 01.10.2013 N 420046/ГВС, по условиям которого организация, осуществляющая горячее водоснабжение, обязуется поставить абоненту горячую воду из закрытых централизованных систем горячего водоснабжения установленного качества и в установленном объеме в соответствии с режимом ее подачи, определенным договором, а абонент обязуется оплачивать принятую горячую воду и соблюдать предусмотренный договором режим потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей горячего водоснабжения и исправность приборов учета (узлов учета) и оборудования, связанного с потреблением горячей воды.
Согласно пункту 8 договора оплата по договору осуществляется абонентом по двухкомпонентному тарифу на горячую воду (горячее водоснабжение), устанавливаемому в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406.
В пункте 9 договора предусмотрено, что за расчетный период для оплаты по договору принимается 1 календарный месяц.
В силу пункта 10 договора абонент оплачивает полученную горячую воду в объеме потребленной горячей воды до 10-го числа месяца, следующего за расчетным, на основании счетов-фактур, выставляемых к оплате организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, не позднее 5 - го числа месяца, следующего за расчетным. Датой оплаты считается дата поступления денежных
средств на расчетный счет организации, осуществляющей горячее водоснабжение.
Согласно пункту 17 договора для учета поданной абоненту горячей воды используются средства измерения. Сведения о приборах учета (узлах учета) и местах отбора проб горячей воды содержатся в приложении N 5 (п. 18 договора). Истец указал, что во исполнение договора в период с февраля по ноябрь 2015 г. он осуществил поставку горячей воды ответчику на сумму 8 300 569 руб. 82 коп., для оплаты которой выставил накладные и счета-фактуры.
Ответчик заявил о применении истцом необоснованно завышенного коэффициента на подогрев горячей воды и предоставил свой расчет суммы основного долга за поставленную горячую воду. Из представленного расчета ответчика следует, что ООО УК "Уютный дом" за спорный период начислило и представило к оплате собственникам помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика за услуги горячего водоснабжения счета на общую сумму 5 575 558 руб. 70 коп. С учетом корректировочных счетов ООО "БашРТС", сумма, подлежащая оплате собственниками помещений в многоквартирных домах составила 6 294 892 руб.
Материалами дела установлено, что ответчик за спорный период оплатил 4 333 239 руб. 34 коп., кроме того с ответчика в пользу истца взыскано по исполнительному листу ФС N 012655753 по рассматриваемому делу 4 096 197 руб. 78 коп. Общая сумма денежных поступлений от ответчика на расчетный счет истца за спорный период составила 8 429 436 руб. 78 коп.
Ввиду неоплаты задолженности, ООО "БашРТС" требует ее присуждения в судебном порядке, а также взыскания неустойки.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего. Согласно статьям 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) оплата оказанных услуг по горячему водоснабжению производится за фактически оказанные услуги в соответствии с данными учета.
Постановлением ГК РБ по тарифам от 27.11.2012 N 590 "Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую обществом "БашРТС" потребителям городского округа город Уфа Республики Башкортостан" на период с 01.01.2013 по 31.12.2013 были установлены следующие тарифы: для населения - 63,43 руб./куб.м (с учетом НДС), для иных потребителей - 53,76 руб./куб.м (без учета НДС).
Постановлением ГК РБ по тарифам от 01.07.2013 N 156 в постановление от 27.11.2012 N 590 были внесены изменения, а именно: тарифы на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, поставляемую обществом "БашРТС" потребителям городского округа город Уфа Республики Башкортостан на период с 01.07.2013 по 31.12.2013 установлены следующим образом: для населения - 74,08 руб./куб.м, в составе тарифа компонент на холодную воду - 12,90 руб./куб.м и компонент на тепловую энергию - 1 075,88 руб./Гкал (тарифы указаны с учетом НДС); для иных потребителей - 62,78 руб./куб.м, в составе тарифа компонент на холодную воду - 11,00 руб./куб.м и компонент на тепловую энергию - 911,76 руб./Гкал.
При этом установленный вышеназванными постановлениями третьего лица от 27.11.2012 N 590 и от 01.07.2013 N 156 тариф на горячую воду в расчете на 1 куб.м применялся истцом и ответчиком при расчетах за коммунальный ресурс горячая вода в период до октября 2013 г. включительно.
В дальнейшем в связи со вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" в вышеназванное постановление были внесены изменения, исключившие графу, содержащую информацию о "результирующей величине тарифа" (в размере 74,08 руб./куб.м и 62,78 руб./куб.м соответственно), и установлен только двухкомпонентный тариф на горячую воду, составляющий для населения: 12,98 руб./куб.м - компонент на холодную воду, 1 075,88 руб./Гкал - компонент на тепловую энергию.
В спорный период (февраль-ноябрь 2015 гг.) стоимость горячей воды истцом определена на основании двухкомпонентного тарифа, утвержденного постановлением ГК РБ по тарифам от 18.12.2014 N 912: 15,68 руб./куб.м без НДС - компонент на холодную воду, 1 315,53 руб./Гкал без НДС - компонент на тепловую энергию.
Истцом в адрес ответчика для оплаты поставленного коммунального ресурса были выставлены счета-фактуры на общую сумму 8 300 569 руб. 82 коп.
Из материалов дела усматривается, что при определении количества тепловой энергии, необходимой для приготовления одного кубического метра горячей воды, истец применил следующие показатели величины расхода тепловой энергии: за февраль 2015 г. - 0,0665 Гкал/куб.м (303,759 Гкал: 4 567 куб. м.), за март 2015 г. - 0,0664 Гкал/куб.м (291,056 Гкал: 4 383 куб. м), за апрель 2015 г. - 0,0659 Гкал/куб.м (245,332 Гкал: 3 723 куб.м), за май 2015 г. - 0,0666 Гкал/куб.м (367,164 Гкал: 5 513,00 куб.м), за июнь 2015 г. - 0,0665 Гкал/куб.м (358,993 Гкал: 5 402 куб.м), за июль 2015 г. - 0,0667 Гкал/куб.м (406,558 Гкал: 6 094 куб.м), за август 2015 г. - 0,0664 Гкал/куб.м (451,702 Гкал: 6 801,275 куб.м), за сентябрь 2015 г. - 0,0662 Гкал/куб.м (353,98 Гкал: 5 349,176 куб.м), за октябрь 2015 г. - 0,0669 Гкал/куб.м (522,585 Гкал: 7 810 куб.м), за ноябрь 2015 г. - 0,0669 Гкал/куб.м (534,513 Гкал: 7 992 куб.м).
Ответчик, не оспаривая факт поставки истцом в спорный период ресурса "горячая вода" в многоквартирные жилые дома, находящиеся у ответчика в управлении, а также данных о количестве поставленной воды (в куб.м.) и примененных истцом тарифов, действующих в спорный период, не согласился с предъявленным к оплате количеством тепловой энергии, определенным ответчиком расчетным методом с применением величины на подогрев 1 куб. м. воды в размере, превышающем 0,0568 Гкал/куб.м
Управляющая организация настаивает на применении показателя количества тепловой энергии для подогрева 1 куб. м. горячей воды в размере 0,0568 Гкал/куб.м.
Таким образом, разногласия сторон обусловлены применением различного показателя количества тепловой энергии для подогрева 1 куб. м. горячей воды: ответчик настаивает на применении показателя количества тепловой энергии для подогрева 1 куб. м. горячей воды равного 0,0568 Гкал/куб.м., истец настаивает на применении показателя 0,0677 Гкал/куб.м.
Спорные правоотношения сторон по данному делу касаются поставки коммунальных ресурсов в многоквартирные жилые дома, следовательно, в силу подпункта 10; части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) должны рассматриваться с учетом правовых норм, регулирующих жилищное законодательство.
Под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила N 306), которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 9 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 88 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Исходя из приведенных положений следует, что тарифы, применяемые в отношениях по начислению платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению являются регулируемыми ценами, в связи с чем полномочиями на их установление наделены уполномоченные органы, а не стороны гражданско-правового договора.
При выявлении необходимости утверждения норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях проведения расчетов за услугу горячего водоснабжения, общество "БашРТС" вправе инициировать процесс определения такого норматива и утверждения его в установленном порядке. При этом теплоснабжающая организация как профессиональный участник рынка при формировании данного норматива получает возможность представить в регулирующий орган достоверную и исчерпывающую информацию, в том числе по температурному режиму, по коэффициенту потерь тепла в системе водоснабжения и т.п. в целях исчисления данного показателя в соответствии с фактическими затратами, а потребитель в конечном итоге - право оплачивать услуги в том порядке, который предусмотрен законодательством и нормативными актами. Иной подход нарушает баланс интересов на рынке оказания энергетических услуг, противоречит общим принципам организации экономических отношений и основам государственной политики в сфере ценообразования, водоснабжения и водоотведения.
Довод ООО "БашРТС" относительно неправомерности применения в двухкомпонентных тарифах величины расхода тепловой энергии (0,0568 Гкал/куб.м), рассчитанного регулирующим органом при установлении одноставочного тарифа, ранее был предметом исследования и оценки арбитражными судами в рамках дела N А07-6992/2015, где судами подтверждена правомерность применения данного показателя 0,0568 Гкал/куб.м в двухкомпонентных тарифах в целях проведения расчетов за услуги горячего водоснабжения.
Также вопрос о правомерности применения величины расхода а тепловой энергии 0,0568 Гкал/куб.м в целях проведения расчетов за услуги горячего водоснабжения за период октябрь-ноябрь 2015 г. был предметом рассмотрения арбитражного суда по делу N А07-30626/2015. В рамках данного дела апелляционный и кассационный суды пришли к выводу о том, что в соответствии с пунктом 3 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. При этом суд кассационной инстанции указал, что несмотря на то обстоятельство, что величина расхода тепловой энергии 0,0568 Гкал/куб.м не была утверждена регулирующим органом именно в качестве норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды в спорный период, не влечет вывода о невозможности его применения в расчетах.
Суды отметили, что показатель расхода тепловой энергии на производство 1 куб. м горячей воды (Гкал) является технической категорией, и его величина зависит только от технологии производства (получения) горячей воды, экономические значения в данном случае не имеют влияния на его величину. При этом, с момента расчета ГК РБ по тарифам показателя расхода тепловой энергии на производство 1 куб. м горячей воды в размере 0,0568 Гкал./куб. м и до периода октябрь - ноябрь 2015 г., изменений технологии производства горячей воды не произошло, доказательств этому ООО "БашРТС" не представило.
В силу части 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Следует отметить, что дифференцированные нормативы расхода тепловой энергии на приготовление горячей воды, на которые ссылается истец, утверждены постановлением ГК РБ по тарифам от 29.09.2016 N 121, вследствие чего не подлежат применению в расчетах за спорный период (февраль-ноябрь 2015 г.)
Согласно позиции ГК РБ по тарифам, изложенной в отзыве на иск, расчет тарифов за период с 01.01.2013 по 31.12.2013 производился в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" и приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 N47 "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса".
В соответствии с пунктом 48 упомянутых Методических рекомендаций, одноставочные тарифы на горячую воду в расчете на 1 куб. м в закрытых системах теплоснабжения рассчитывались по формуле с применением показателя - количество тепла, необходимого для приготовления одного кубического метра горячей воды согласно утвержденной формуле: Qт/э = с*р*(t гвс-t хвс)*(1+Kn), где
с - 0,000001 Гкал/кг*1 С,
р - 983,24 кг/куб.м. (плотность воды при температуре, равной t гвс и среднему по году давлению воды в трубопроводе),
t гвс - 60 С (средняя за год температура горячей воды, поступающей потребителям из систем централизованного горячего водоснабжения),
t хвс - 9,8 С (средняя за год температура холодной воды, поступающей потребителям из систем централизованного холодного водоснабжения).
В соответствии с приведенной формулой (0,000001*983,24*(60- 9,8)*(1+0,15)=0,05676) данный показатель составил 0,05676 Гкал/куб.м (с точностью до 0,00001) или 0,0568 (с точностью до 0,0001), именно эта величина и была применена при расчетах тарифов: 12,98 руб./куб.м (компонент на холодную воду) + 1 075,88 руб./Гкал (компонент на тепловую энергию) * 0,0568 Гкал/куб.м = 74,08 руб./куб.м (одноставочный тариф).
Таким образом, применение в расчетах с населением одноставочного тарифа в размере 74,08 руб./куб.м. фактически соответствует применению двухкомпонентного тарифа, если количество потребленной тепловой энергии определяется с применением величины 0,0568 Гкал/куб.м.
Как следует из пояснения ГК РБ по тарифам от 14.11.2017 N 364-06-00, с момента вступления в силу постановления Правительства Российской Федераций от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее - Основы ценообразования) тарифы на горячую воду подлежали установлению в виде двух компонентов: компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию (пункт 88 Основ ценообразования).
Возможность применения двухкомпонентного тарифа на горячую воду связана с определением объемных показателей, а именно, объема расхода горячей воды в куб.м. (для компонента "холодная вода") и объема расхода тепловой энергии, необходимой для производства этой горячей воды в Гкал. (для компонента "тепловая энергия").
Срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами (пункт 14 Правил N 306).
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду" определено, что| органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны утвердить норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позднее 1 января 2018 г.
Новые нормативы расхода тепловой энергии, используемой для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, ГК РБ по тарифам утверждены постановлением от 29.09.2016 N 121 и подлежат применению с 01.07.2017.
Таким образом, вопреки доводам подателя жалобы, в спорный период 2015 г. подлежит применению показатель удельной величины тепловой энергии, равный 0,0568 Гкал. / куб. м.
Как обоснованно отметил суд первой инстанции, доказательством того, что ООО "БашРТС" необоснованно применяет величину тепловой энергии на подогрев горячей воды при выставлении ООО УК "Уютный дом" счетов на оплату, является также служебная записка N БашРТС/СЗ/ДГ/24, составленная и подписанная начальником по управлению и взысканию дебиторской задолженности ООО "БашРТС" Гильмияровой Д.М. (т. 4, л.д. 74-76).
Согласно указанному документу, со ссылкой на нормативные акты ООО "БашРТС" признает факт того, что у истца отсутствуют сведения о технических особенностях МКД, находящихся под управлением ООО УК "Уютный дом".
В указанной служебной записке должностное лицо истца отмечает, что одним из условий правомерного выставления объемов горячего водоснабжения в соответствии с утвержденными нормативами, является получение ресурсоснабжающей организацией достоверной информации о наличии либо отсутствии полотенцесушителей в МКД, а также сведений об изолированности стояков ГВС.
Как установлено судом первой инстанции, несмотря на то, что двухкомпонентный тариф по горячему водоснабжению действует на территории г. Уфы с ноября 2013 г., со стороны ООО "БашРТС" не было направлено ни одного запроса в адрес ООО УК "Уютный дом" относительно информации об изолированности стояков ГВС, наличии либо отсутствии полотенцесушителей многоквартирных домов, находящихся под управлением ООО УК "Уютный дом".
Также в приложение N 1 к Правилам N 306 введен пункт 24(1), которым для определения норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (Гкал на 1 куб.м), установлена формула 23.1: N э гвс - с х р х (t гв - t хв) х(1+Кп), в которой с - удельная теплоемкость воды (1x10-6 Гкал/(кг Х°С), р - плотность воды при температуре, равной tra, и среднем за год давлении воды в трубопроводе, определяемая в соответствии с таблицей 5.1, t гв - температура горячей воды, поступающей потребителям из систем централизованного горячего водоснабжения (°С), определяемая в соответствии с санитарно- эпидемиологическими правилами и нормами (СанПиН 2.1.4.2496-09), 1хв - температура холодной воды, поступающей потребителям из систем централизованного холодного водоснабжения (°С), определяемая в соответствии с пунктом 25 настоящего документа, Кп - коэффициент, учитывающий потери тепла трубопроводами систем горячего водоснабжения, определяемый на основании таблицы 5.2.
В этом же пункте приложения приведены упомянутые таблица 5.1 "Определение плотности воды в диапазоне температур от 5 °С до 75 °С" и таблица 5.2 "Коэффициент, учитывающий тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения".
Однако, ООО "БашРТС" не поясняет, каким образом в своих расчетах общество определяло коэффициенты потерь в системах горячего водоснабжения с февраля по ноябрь 2015 г., если у истца в 2017 г. |не было сведений по домам ООО УК "Уютный дом".
Из дополнительного пояснения к апелляционной жалобе ООО "БашРТС" следует, что исходя из информации, размещенной истцом по итогам деятельности за 2015 г. фактически можно определить величину тепловой энергии, необходимую на подогрев куб.м горячей воды, усредненный показатель которой составляет 0,0656 Гкал/куб.м.
Суд критически относится к данным доводам истца в силу следующего.
В отзыве на кассационную жалобу ГК РБ по тарифам от 16.12.2016 N 5-51-06-ОЮ по настоящему делу (т.2, л.д.101-оборот) утверждает, что тариф на горячую воду с 01.07.2015 рассчитан тарифным органом исходя из применения норматива расхода тепловой энергии 0,0568 Гкал/куб.м.
Деятельность теплоснабжающей организации по оказанию услуг горячего водоснабжения является регулируемой. Определение экономически обоснованной цены этих услуг (тарифа), в том числе и отдельных показателей, заложенных в тариф, производится по определенным правилам, действующим на момент формирования тарифов, и распространяется на период регулирования.
В отзыве от 14.11.2017 N 364-06-ОЮ ГК РБ по тарифам также указал, что теплоснабжающая организация ООО "БашРТС", как профессиональный участник рынка, при формировании предложения по установлению норматива имела возможность представить в регулирующий орган достоверную и исчерпывающую информацию, в том числе по температурному режиму, по коэффициенту потерь тепла в системе водоснабжения.
Между тем, доказательств представления такой информации истцом в тарифный орган в спорный период не представлено.
Ссылки истца на приведенную им судебную практику подлежат отклонению, поскольку судами рассматривался иной период (2016 г.), а определение величины тепловой энергии, необходимой на подогрев 1 куб. м воды, не является действием по установлению норматива, сводится к расчетному определению искомой величины для спорного периода, для которого отсутствовал норматив, установленный в определенном законодательством порядке. Определение расчетным путем "результирующей" составляющей двухкомпонентного тарифа, действовавшего в предыдущие периоды поставки ресурса, было обусловлено изначальным включением указанной величины в тариф при его установлении. При этом, величина количества тепловой энергии, необходимой для приготовления 1 куб.м горячей воды в размере 0.0568 Гкал/куб.м была определена тарифным органом не в качестве норматива потребления коммунальной услуги горячего водоснабжения, но как расчетная величина.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что расчетное количество тепла, необходимое для удельной величины тепловой энергии за период февраль-ноябрь 2015 г. обоснованно определено ответчиком исходя из величины тепловой энергии, необходимой для подогрева 1 куб.м воды, равной 0,0568 Гкал./куб.м. и составляет 6 294 892 руб.
Расчет ответчика судом проверен и признан арифметически верным.
Как отмечено выше, из представленных сторонами платежных поручений, акта сверки по состоянию на 06.12.2017 усматривается, что истцом в адрес ответчика выставлена с учетом корректировок за февраль - ноябрь 2015 г. сумма к оплате в размере 8 478 199 руб. 85 коп., на день рассмотрения иска ответчик оплатил 8 429 436 руб. 78 коп. и с учетом того, что сумма, подлежащая оплате установлена в размере 6 294 892 руб., переплата составила 2 134 544 руб. 78 коп. (8 429 436,78 руб.- 6 294 892).
В связи с тем, что произведенный истцом расчет количества тепловой энергии, необходимой для приготовления одного кубического метра горячей воды, является незаконным, расчет пени обоснованно не принят судом первой инстанции. Кроме того, сумма пени уже была взыскана по первоначальному иску по исполнительному листу за тот же период по настоящему делу.
На основании изложенного решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено. С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы истца по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы относятся на его счет. Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27 декабря 2017 г. по делу N А07-30610/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.В. Баканов |
Судьи |
О.Е. Бабина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.