г. Челябинск |
|
09 апреля 2018 г. |
Дело N А76-9336/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 апреля 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суспициной Л.А.,
судей Богдановской Г.Н., Пивоваровой Л.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Кыштымского городского округа Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 01.02.2018 по делу N А76-9336/2017 (судья Катульская И.К.).
В судебном заседании приняла участие представитель Администрации Кыштымского городского округа Челябинской области Гаврилова А.О. (доверенность от 12.09.2016 N 26-юр).
Муниципальное образование Кыштымский городской округ Челябинской области в лице Администрации Кыштымского городского округа (далее - Администрация Кыштымского округа, Администрация, истец) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Челябинской области и Курганской областях (далее - МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской области, ответчик), в котором потребовало:
-признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на лесной участок площадью 320000 кв. м по адресу: Челябинская область, г. Кыштым, Кыштымское лесничество, Кыштымское участковое лесничество, кварталы 202 (выделы 14, 15, часть 17, часть 18, часть 19), 208 (выделы часть 1, 2, 3, часть 4, часть 10, часть 21, часть 22, часть 29), кадастровый номер 74:32:0000000:4222, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 08.09.2014, запись регистрации N 74-74-32/026/2014-213;
-установить обозначенному земельному участку с кадастровым номером 74:32:0000000:4222 категорию земель "земли населенных пунктов" и разрешенное использование "под захоронения";
-признать право собственности муниципального образования Кыштымский городской округ Челябинской области на обозначенный земельный участок с кадастровым номеров 74:32:0000000:4222 (исковое заявление - т. 1, л.д. 5-11).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Главное управление лесами Челябинской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Челябинской области, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по Челябинской области, Федеральное агентство лесного хозяйства (определение от 27.06.2017 - т. 1, л.д. 76, определение от 22.08.2017 - т. 1, л.д. 85, определение от 27.11.2017 - т. 2, л.д. 57 соответственно).
До принятия решения по существу спора Администрация Кыштымского округа в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявила об отказе от иска в части требований об установлении земельному участку с кадастровым номером 74:32:0000000:4222 категории земель "земли населенных пунктов" и разрешенного использования "под захоронения" (отказ - т. 1, л.д. 78), а также об изменении предмета исковых требований, просила признать право собственности муниципального образования Кыштымский городской округ на земельный участок с кадастровым номером 74:32:0000000:4222 (ходатайство об изменении предмета иска - т. 1, л.д. 77).
Определением суда первой инстанции от 22.08.2017 принят отказ истца от иска в части требований об установлении земельному участку с кадастровым номером 74:32:0000000:4222 категории земель "земли населенных пунктов" и разрешенного использования "под захоронения", производство по делу в указанной части прекращено, а также принято изменение истцом предмета исковых требований (т. 1, л.д. 85).
Таким образом, предметом иска стало требование о признании права собственности муниципального образования Кыштымский городской округ на земельный участок с кадастровым номером 74:32:0000000:4222.
Решением суда первой инстанции от 01.02.2018 (резолютивная часть объявлена 25.01.2018, с учетом определения от 28.02.2018 об исправлении опечатки) в удовлетворении исковых требований Администрации отказано (т. 2, л.д. 70-76, 81).
С таким решением Администрация Кыштымского округа (далее также - податель жалобы) не согласилась, обратилась в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит данное решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска (т. 2, л.д. 86-91).
В обоснование апелляционной жалобы Администрация указывает на неправомерное применение судом первой инстанции положений градостроительного законодательства об изменении целевого назначения и разрешенного использования земельных участков в связи с изменением границ населенных пунктов в редакции, действующей по состоянию на настоящее время, на не на момент возникновения спорных правоотношений (на момент принятия решения о включении спорного лесного участка в границы муниципального образования Кыштымский городской округ). Настаивает на том, что на момент принятия Генерального плана Кыштымского городского округа действующим градостроительным законодательством специальных процедур согласования помимо тех, которые были выполнены, не требовались. Выводы суда первой инстанции об отсутствии согласования проекта Генерального плана Кыштымского городского округа в 2009 г. с федеральным органом, уполномоченным на подготовку заключений по проектам генеральных планов в области лесных отношений, считает необоснованными, сделанными при неправильном применении положений градостроительного законодательства.
Кроме того, Администрация указывает на то обстоятельство, что спорный лесной участок занят общественным кладбищем, ввиду чего находится в муниципальной собственности Кыштымского городского округа в силу прямого указания закона.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд принял апелляционную жалобу Администрации Кыштымского округа к производству, назначил дело к судебному разбирательству в судебном заседании 02.04.2018 (15 час. 00 мин.) (определение от 07.03.2018 - т. 2, л.д. 84).
К дате судебного заседания отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от лиц, участвующих в деле, в суд апелляционной инстанции не поступили.
Явку представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции обеспечил только истец - Администрации Кыштымского округа.
Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения сведений о месте и времени судебного разбирательства на официальном сайте http://kad.arbitr.ru/ в сети "Интернет".
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся представителей участников арбитражного процесса.
Представитель Администрации в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме, настаивала на отмене решения суда от 01.02.2018 и удовлетворении иска.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований Администрация Кыштымского городского округа сослалась на следующие обстоятельства.
В 2008 - 2009 г.г. имела место быть процедура разработки и принятия Генерального плана Кыштымского городского округа.
Главой Кыштымского городского округа вынесено постановление "О проведении публичных слушаний по проекту Генерального плана Кыштымского городского округа" от 09.10.2008 N 2353 (т. 1, л.д. 15-17).
Данное постановление опубликовано 25.10.2008 в СМИ "Кыштымский рабочий" за N 120 в разделе "Официальный раздел" (т. 1, л.д. 18-21, 124).
Согласно заключению уполномоченных представителей Администрации Кыштымского округа от 05.12.2008 результаты проведения публичных слушаний по проекту Генерального плана Кыштымского городского округа признаны удовлетворительными, рекомендовано направить данный проект на согласование (т. 1, л.д. 22).
Проект Генерального плана Кыштымского городского округа Челябинской области направлен Администрацией с сопроводительными письмами в адрес Правительства Челябинской области и Губернатора Челябинской области (письмо от 08.09.2009 за N 19/2105 - т. 1, л.д. 25), а также в адрес Министерства регионального развития Российской Федерации (письмо от 26.08.2009 за N 19/2003 - т. 1, л.д. 23-24).
Генеральный план Кыштымского городского округа утвержден решением Собрания депутатов Кыштымского городского округа от 23.12.2009 N 170 (т. 1, л.д. 13).
Письмом от 18.02.2011 N 24 Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата по Челябинской области" уведомила Главу Кыштымского городского округа о внесении в государственный кадастр недвижимости существующих и планируемых границ населенных пунктов Кыштымского городского округа (т. 1, л.д. 26).
По утверждению истца, согласно Генерального плана Кыштымского городского округа в состав границ населенного пункта г. Кыштым спорный земельный участок, поставленный на кадастровый учет с кадастровым номером 74:32:0000000:4222 и занятый общественным кладбищем; в подтверждение данного обстоятельства в материалы дела представлены заключение общества с ограниченной ответственностью "Гео-Сервис" (т. 1, л.д. 123-126), справка Администрации от 19.10.2017 N 19/152 (т. 2, л.д. 12).
Указанное обстоятельство, по мнению Администрации, свидетельствует о необходимости отнесения данного земельного участка к муниципальной собственности Кыштымкого городского округа.
Между тем, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 74:32:0000000:4222 относится к землям лесного фонда, имеет разрешенное использование - под расширение городского кладбища, зарегистрирован на праве собственности за Российской Федерации с 08.09.2014 на основании положений статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, запись регистрации 74-74-32/026/2014-213 (т. 1, л.д. 27, 70, 120-122, 136-137).
В материалы дела представлена переписка, из которой следует, что в период с 2009 г. по 2017 г. Администрация Кыштымского округа неоднократно обращалась в Главное управление лесами Челябинской области с целью изменения целевого назначения спорного лесного участка (т. 2, л.д. 43-47).
Из содержания распоряжения Главного управления лесами Челябинской области от 19.06.2013 N 327-р "Об образовании земельных участков Кыштымского лесничества Кыштымского участкового лесничества" (т. 1, л.д. 92-112) следует, что обозначенный лесной участок сформирован из вновь образованных лесных участков из состава земель лесного фонда площадью 228000 кв. м и площадью 92000 кв. м, расположенных по адресу: Челябинская область, Кыштымское лесничество, Кыштымское участковое лесничество, - для ведения лесного хозяйства.
Приказом Главного управления лесами Челябинской области от 30.04.2015 N 206 утвержден акт выбора участка лесного фонда Кыштымского лесничества под расширение территории существующего кладбища N 38 от 29.04.2015 в целях перевода из категории "земли лесного фонда" в категорию "земли населенных пунктов (границы г. Кыштыма) с целью расширения территории существующего кладбища (т. 2, л.д. 29-34).
В материалы дела представлено регистрационное дело (т. 1, л.д. 87-112), публичная кадастровая карта (т. 1, л.д. 141), планы лесного участка и карты-схемы расположения и границ лесного участка (т. 1, л.д. 106-112).
Из выписки из государственного лесного реестра на 16.11.2017 (т. 2, л.д. 35-37, 48-49) об участке с кадастровым номером 74:32:0000000:4222 следует, что данный участок относится к категории защитных лесов - леса, расположенные в 1 и 2 поясах зон санитарной охраны источников водоснабжения, в отношении участка установлены ограничения по режиму использования в соответствии со статьей 105 Лесного кодекса Российской Федерации, Лесного плана Челябинской области, распоряжения Правительства Российской Федерации N 849-р от 27.05.2013.
Считая, что у муниципального образования Кыштымский городской округ возникло право собственности на спорный лесной участок с кадастровым номером 74:32:0000000:4222 в связи с включением его в 2009 г. в границы населенного пункта города Кыштыма в соответствии с Генеральным планом на основании положений части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ), Администрация Кыштымского округа обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Мотивируя решение об отказе в удовлетворении иска, суд первой инстанции указал отсутствие доказательств, свидетельствующих о согласовании вопроса о включении спорного лесного участка в границы населенного пункта с уполномоченным органом - с Министерством регионального развития Российской Федерации. При этом суд первой инстанции руководствовался правовой позицией, сформулированной в апелляционном определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.01.2017 N 33-АПГ16-27.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, являются установление наличия у истца, принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, факта его нарушения ответчиком.
В рамках настоящего дела Администрация Кыштымского округа оспаривает зарегистрированное право собственности Российской Федерации на лесной участок с кадастровым номером 74:32:0000000:4222, указывая в качестве правового обоснования заявленных требований положения части 1 статьи 8 Закона N 172-ФЗ, в качестве фактического обоснования - обстоятельства, связанные с утверждением в 2009 г. Генеральный план Кыштымского городского округа, в соответствии с которым спорный лесной участок вошел в границы населенного пункта г. Кыштыма.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, Законом N 172-ФЗ иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 1 Закона N 172-ФЗ).
В силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, Правительством Российской Федерации, а в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу части 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 8 Закона N 172-ФЗ, перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельного кодекса Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона N 172-ФЗ перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае установления или изменения границы населенного пункта.
Как следует из положений части 1 статьи 7, пункта 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 1 части 1 статьи 8, пункта 2 части 1 статьи 18, части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение генерального плана городского поселения относится к вопросам местного значения городского поселения, по которым представительным органом местного самоуправления городского поселения принимаются муниципальные правовые акты.
Как усматривается из материалов дела, решение Собрания депутатов Кыштымского городского округа от 23.12.2009 N 170 об утверждении Генерального плана Кыштымского городского округа принято уполномоченным органом в установленной форме, подписано главой муниципального образования, официально опубликовано и по этим основаниям не оспаривается.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов. При установлении или изменении границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельного кодекса Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности (часть 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации). Нарушение установленного Земельного кодекса Российской Федерации, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (часть 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 172-ФЗ установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Вместе с тем, если в соответствии с проектом генерального плана поселения предусматривается включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, то названный проект подлежит обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как следует из частей 7 и 8 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации согласование проекта генерального плана с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти осуществляется в трехмесячный срок со дня поступления в этот орган уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования. В случае непоступления в установленный срок главе муниципального образования заключений на проект генерального плана от уполномоченного федерального органа исполнительной власти данный проект считается согласованным с таким органом.
Пунктами 1, 2, подпунктом "а" пункта 5 Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2007 N 178 (далее - Положение о согласовании), действовавшего в период подготовки Генерального плана Кыштымского городского округа в 2008-2009 г.г., предусматривалась организация согласования проекта генерального плана поселения органом местного самоуправления, являвшимся заказчиком разработки такого проекта, с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительства, в случае, указанном в части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Таким уполномоченным органом в названный период являлось Министерство регионального развития Российской Федерации (пункт 1 положения о Министерство регионального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2005 N 40).
Как следует из пунктов 4, 6, 10, 11 и 12 Положения о согласовании, Министерство регионального развития Российской Федерации было наделено организационными полномочиями по подготовке сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений уполномоченных отраслевых органов. При поступлении в Министерство регионального развития Российской Федерации хотя бы от одного уполномоченного отраслевого органа заключения об отказе в согласовании проекта документа территориального планирования Министерство проводило согласительное совещание с представителями таких органов, и если замечание не было урегулировано в ходе совещания, то подготавливалось сводное заключение о несогласии с проектом документа территориального планирования.
Получение заключения об отказе в согласовании проекта, содержащего положения о несогласии с проектом генерального плана с обоснованием принятого решения, является основанием для создания согласительной комиссии, в ходе работы которой принимается решение о согласовании проекта генерального плана в том случае, если высказанные замечания устранены либо сняты в связи с их отзывом уполномоченным отраслевым органом или спорные положения исключены из проекта документа территориального планирования. В противном случае согласительная комиссия отказывает в согласовании проекта документа территориального планирования, что является основанием для отклонения и направления на доработку такого проекта (части 9 - 12 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункты 16 - 23 Положения о согласовании).
В период подготовки проекта Генерального плана Кыштымского городского округа в 2008-2009 г.г. Федеральное агентство лесного хозяйства являлось федеральным органом, уполномоченным на подготовку заключений по проектам генеральных планов в области лесных отношений.
Между тем, как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, что проект Генерального плана Кыштымского городского округа был направлен только в Министерство регионального развития Российской Федерации.
Указанное обстоятельство подателем жалобы не опровергнуто.
Таким образом, истцом в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального права Российской Федерации не представлено доказательств согласования вопроса о включении спорного лесного участка в границы населенного пункта и об изменении вида разрешенного использования земельного участка с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно отклонил доводы Администрации о проведении всех предусмотренных действующим законодательством процедур согласования проекта Генерального плана Кыштымского городского округа, поскольку в установленный частью 8 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации срок в муниципальное образование не поступило сводное заключение Министерство регионального развития Российской Федерации на данный проект.
Включение спорного лесного участка в соответствии с вышеназванным порядком в границы Кыштымского городского округа до утверждения Генерального плана муниципального образования материалами дела не подтверждено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения иска у суда первой инстанции отсутствовали.
Доводы апелляционной жалобы по существу принятого по делу решения основаны на неправильном толковании положений закона, потому отклоняются апелляционной коллегией в полном объеме по мотивам, приведенным выше.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции также не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на подателя жалобы по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Её взыскание в доход федерального бюджета не производится, поскольку Администрация в качестве органа местного самоуправления освобождена от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 01.02.2018 по делу N А76-9336/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Кыштымского городского округа Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Л.А. Суспицина |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.