город Томск |
|
10 апреля 2018 г. |
Дело N А67-6016/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 апреля 2018 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Павлюк Т.В.,
судей Сбитнева А.Ю.,
Скачковой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гальчук М.М., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального образования "Город Томск" в лице Департамента финансов администрации города Томска (07АП-1994/18) на решение Арбитражного суда Томской области от 23.01.2018 по делу N А67-6016/2017 (судья Воронина С. В.) по исковому заявлению ООО "УК "Маякъ" ИНН 7017368300 ОГРН 1157017000040 к Муниципальное образование "Город Томск" в лице "ДФ АТ" ИНН 7021023925 ОГРН 1037000090511 о взыскании 42 710,97 руб. с последующим начислением процентов
третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора: ООО "Стомсервис", Департамент управления муниципальной собственностью Администрации города Томска
В судебном заседании приняли участие:
от истца: без участия (извещен);
от ответчика: Когут М.С., представитель по доверенности от 17.05.2017, паспорт;
от третьих лиц: без участия (извещены);
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "УК "МаякЪ" (далее по тексту - ООО "УК "МаякЪ", истец) обратилось в Арбитражный суд Томской области с исковым заявлением (с учетом уточнений от 10.11.2016) к Муниципальному образованию "Город Томск" в лице Департамента финансов администрации города Томска (далее по тексту - Департамента, ответчик) о взыскании за счет средств казны муниципального образования "Город Томск" руб., в том числе: задолженности по оплате услуг за содержание и текущему ремонту общего домового имущества в размере 41 985,44 руб. за период с 01.03.2017 по 30.06.2017; процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 725,53 руб. за период с 11.04.2017 по 03.08.2017, а также процентов за пользование чужими денежными средствами, подлежащих начислению на сумму долга с 04.08.2017 до момента фактического погашения суммы основного долга; расходов на оплату за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав в размере 400 руб. расходов по оплате государственной пошлины в размере 2000 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация г. Томска, ООО "СТОМСЕРВИС".
Решением суда от 23.01.2018 (резолютивная часть объявлена судом 17.01.2018) исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что Департамент финансов администрации города Томска не является надлежащим ответчиком; указывает, что спорные помещения переданы по договору аренды; кроме того считает, что проценты за пользование чужими денежными средствами начислены неверно.
Истец в отзыве, представленном в суд в соответствии со статьей 262 АПК РФ, доводы апелляционной жалобы отклонил, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Департамент управления муниципальной собственностью Администрации г.Томска, в отзыве представленном в суд доводы апелляционной жалобы ответчика счел обоснованными и подлежащими удовлетворению.
От ООО "Стомсервис" отзыв на апелляционную жалобу в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не поступил.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал, настаивал на ее удовлетворении.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие истца, третьих лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 30.03.2016 N 70/029/003/2016-2182 муниципальному образованию "Город Томск" принадлежат на праве собственности нежилые помещения п033-п034, 1003-1006, 1008-1018, 1021-2026, 1028, 1032-1034, 1036-1037, 1039, 1041-1044, 1046-1056, кадастровый номер 70:21:0100033:9227, общей площадью 544,7 кв. м, расположенные по адресу: г. Томск, ул. Ивана Черных, 109/4.
Пунктом 3 протокола от 11.02.2016 внеочередного общего собрания собственников помещения многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Ивана Черных, 109/4 выбрано в качестве управляющей организации Общество с ограниченной ответственностью "УК "МаякЪ" для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 162 Жилищного Кодекса Российской Федерации собственниками помещений 15.02.2016 заключен договор управления многоквартирным домом с ООО "УК "МаякЪ".
Пунктом 5 протокола внеочередного общего собрания собственников помещения многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Ивана Черных, 109/4 от 11.02.2016 установлены размер платы на техническое обслуживание общего имущества в размере 14,50 руб. с квадратного метра общей площади помещения ежемесячно, а также тариф на ремонт общего домового имущества в размере 4,77 руб.
Согласно договору на оказание услуг по техническому обслуживанию и передаче данных узлов учёта тепловой энергии и/или теплоносителя N 17-16 от 04.05.2016, заключенный между ООО "УК "ГЭС" и ООО "УК "МаякЪ" плата за обслуживание приборов учёта установлена в размере 0,95 руб. за квадратный метр площади помещения ежемесячно. Жилому дому по ул. Ивана Черных, 109/4 услуги предоставляются с 1 марта 2016 года на основании дополнительного соглашения от 28.03.2016 к договору N 522.
Услуги по обслуживанию лифтов предоставляется на основании N М9-034/15 на комплексное техническое обслуживание и текущий ремонт лифтов от 01.05.2015, заключенный с ООО "Томская лифтовая компания".
Согласно договору тариф установлен в размере 0,95 руб. за квадратный метр площади помещения ежемесячно.
Услуги по вывозу мусора предоставляются на основании договора N 357 на оказание услуг по вывозу и захоронению отходов от 01.05.2015, заключенный с ООО "Сорнет". Согласно договору тариф установлен в размере 2,75 руб. за квадратный метр площади помещения ежемесячно. За период с 01.03.2017 по 30.06.2017 ООО "УК "МаякЪ" производил начисления за содержание и текущий ремонт общего имущества, в связи с чем, полагая, что у ответчика образовалась задолженность в сумме 41 985,44 руб., общество обратилось в Департамент с претензией о необходимости оплаты задолженности. Поскольку задолженность погашена не была ООО "УК "МаякЪ" обратилось в арбитражный суд с вышеуказанными исковыми требованиями.
Принимая решение, суд первой инстанции правомерно исходил из обоснованности заявленных истцом требований. Суд апелляционной инстанции с выводами суда соглашается на основании следующего.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами ТСЖ, жилищного или иного специализированного потребительского кооператива. Согласно части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. В силу пункта 1 статьи 290 ГК РФ и пункту 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства. В соответствии со статьей 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению. Пунктом 1 статьи 153 ЖК РФ предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. В силу подпункта 5 пункта 2 названной статьи обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса. С учетом изложенного, обязанность при наличии соответствующих обстоятельств, возникает у собственников общего имущества в силу закона, вне зависимости от того, достигнуто ли между ними соответствующее соглашение о распределении расходов на содержание общего имущества.
Таким образом, муниципальное образование "Город Томск", являясь собственником нежилых помещений в многоквартирном жилом доме, в силу прямого указания закона обязано нести расходы по содержанию общего имущества, независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, и расходов на коммунальные услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 162 ЖК РФ при выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. Пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 определено, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды). В соответствии с частью 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Подпункт "а" пункта 32 Правил N 354 устанавливает, что исполнитель имеет право требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, - уплаты неустоек (штрафов, пеней). Обязанность собственника нежилого помещения, иного владельца вещных прав в многоквартирном доме нести бремя расходов по содержанию многоквартирного дома установлена в силу закона, а размер таких расходов в виде внесения платы, определяется исходя из доли в праве общей собственности на общее имущество и соответствующего утвержденного тарифа. В соответствии с пунктом 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений, независимо от того, жилое это или нежилое помещение и в чьей собственности оно находится.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела факт оказания ООО "УК "МаякЪ" услуг по содержанию и ремонту общего домового имущества. Доказательств тому, что услуги от ООО "МаякЪ" не получены, равно как и доказательств тому, что услуги по содержанию и ремонту общего имущества оказывались другой управляющей организацией либо оказывались ООО "МаякЪ" некачественно в материалы дела в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено.
По расчету истца, общая задолженность ответчика за услуги составила 41 985,44 руб. Расчет задолженности проверен судом первой инстанции и правомерно признан верным.
Довод Департамента о том, что истцом не доказан фактический размер расходов, правомерно отклонен судом, так как управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений, так как в силу характера правоотношений по содержанию общего имущества размер расходов управляющей организации и размер платы одного из собственников помещений не совпадают (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 4910/10 по делу N А71-9485/2009-ГЗ).
Закон не связывает возникновение обязанности по внесению платы за помещение и коммунальные услуги с фактом заключения договора между собственником такого помещения и соответствующей организацией (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 07.11.2013 по делу N А46-2115/2013, Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 28.02.2014 по делу N А27-6190/2013).
То обстоятельство, что спорные помещения переданы по договору аренды третьему лицу, не исключает обязанности собственника имущества нести расходы по его содержанию, которая прямо предусмотрена законом.
Довод о том, что пунктом 5.2.7 договора предусмотрена обязанность арендатора заключить с балансодержателем договор об оказании коммунальных услуг, либо самостоятельно нести расходы по их оплате, отклоняется.
Согласно п. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно п. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Таким образом, вышеуказанным договором не предусмотрена оплата за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Отклоняя довод Департамента финансов, о том, что надлежащим представителем ответчика в спорных правоотношениях является Департамент управления муниципальной собственностью Администрации города Томска, апелляционный суд руководствуется следующим.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Согласно статье 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) по искам, предъявляемым к муниципальному образованию о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования, его интересы представляет главный распорядитель бюджетных средств. Согласно части 2 статьи 21 БК РФ перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.
Исходя из определения понятия главного распорядителя бюджетных средств, содержащегося в статье 6 БК РФ, Положения о Департаменте финансов, утвержденного решением Думы города Томска N 1001 от 15.09.2005, надлежащим представителем интересов Муниципального образования "Город Томск" является Департамент финансов Администрации города Томска.
Департамент финансов является финансовым органом Администрации города Томска, обеспечивает проведение на территории города единой бюджетной и налоговой политики и координирует деятельность в этой сфере иных органов местного самоуправления, имеет право выступать в пределах своей компетенции от имени Администрации города Томска и Муниципального образования "Город Томск" (пункты 1.1, 1.6 Положения).
В соответствии с пунктами 3.57, 3.58 Положения Департамент финансов составляет и ведет реестр расходных обязательств города Томска, представляет интересы Муниципального образования "Город Томск" по искам к муниципальному образованию в случае отсутствия главного распорядителя бюджетных средств, к ведомственной принадлежности которого относятся спорные правоотношения, и при отсутствии иного органа, обладающего необходимыми полномочиями.
Ссылка ответчика на то, что регулирование и контроль за находящимся в собственности муниципального образования недвижимым имуществом осуществляется Департаментом управления муниципальной собственностью Администрации города Томска, который и является надлежащим представителем ответчика, как соответствующий отраслевой орган, несостоятельна.
В силу пункта 12.1 части 1 статьи 158 БК РФ от имени муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств отвечает главный распорядитель бюджетных средств. В данном случае главным распорядителем средств бюджета муниципального образования является Департамент финансов Администрации города Томска. Указанный орган является главным администратором доходов бюджета города Томска и источников финансирования его дефицитов.
Доказательств наделения Департамента управления муниципальной собственностью Администрации города Томска соответствующими полномочиями главного распорядителя по расходованию денежных средств в отношении объектов муниципальной собственности, с учетом того, что в письменной форме договор от имени муниципального образования с истцом не заключен, как и доказательств выделения Департаменту управления муниципальной собственностью Администрации города Томска соответствующих денежных средств для расходования на содержание объектов муниципальной собственности, в материалы дела не представлено.
Также истцом заявлено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, предусмотренные статьей 395 ГК РФ.
За пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующими в месте жительства кредитора или, если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения, опубликованными Банком России и имевшими место в соответствующие периоды средними ставками банковского процента по вкладам физических лиц. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором (пункт 1 статьи 395 ГК РФ)
Поскольку ответчик обязательства по своевременной оплате услуг содержания и текущего ремонта не исполнил, истец на основании статьи 395 ГК РФ правомерно начислил проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 11.04.2017 по 03.08.2017 на сумму долга, исходя из средних ставок банковского процента по вкладам физических лиц, опубликованных Банком России и имевшими место в соответствующие периоды просрочки. Согласно расчету истца сумма процентов составила 725,53 руб.
Расчет процентов судом проверен, принят.
Доводы ответчика о том, что расчет процентов необходимо производить с 13.04.2017, отклоняется коллегией, поскольку в соответствии со статьей 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Таким образом, начисление процентов за пользование чужими денежными средствами с 11.04.2017 по 03.08.2017 с дальнейшим их начислением на сумму основного долга до момента фактического погашения суммы основного долга за счет средств казны муниципального образования "Город Томск" правомерно.
Апеллянтом не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы Департамента, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 110, 258, 271, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Томской области от 23.01.2018 по делу N А67-6016/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Муниципального образования "Город Томск" в лице Департамента финансов администрации города Томска - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
А.Ю. Сбитнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-6016/2017
Истец: ООО "УК "МаякЪ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТОМСКА, Муниципальное образование "Город Томск" в лице Департамента финансов Администрации г. Томска
Третье лицо: ООО "Стомсервис"