г. Санкт-Петербург |
|
10 апреля 2018 г. |
Дело N А56-48925/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 апреля 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Лопато И.Б., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Сивцевой П.С.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3876/2018) ООО "Агро - Эксперт" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.12.2017 по делу N А56-48925/2017 (судья Ресовская Т.М.), принятое
по заявлению ООО "Агро - Эксперт"
к Северо-Западному Управление государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
о признании незаконным предписания
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Агро-Эксперт" (ОГРН 1063706006473, адрес: 155901, Ивановская обл., г. Шуя, ул. Завокзальная, д. 1; далее - ООО "Агро - Эксперт", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании предписания Северо-Западного Управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы в сфере транспорта (ОГРН 1057810036240, адрес: 190031, Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, д. 117, лит. А; далее - Управление) N 134/209 от 05.06.2017 об устранении выявленных нарушений незаконным в части пунктов 1,2,3.
Решением от 04.12.2017 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных Обществом требований отказал.
Не согласившись с решением суда, ООО "Агро - Эксперт" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
Стороны, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, в связи с поступившим в Северо-Западное УГЖДН обращением начальника станции Шуя Северной железной дороги - филиала ОАО "РЖД" "О грубых нарушениях правил технической эксплуатации железных дорог РФ работниками ООО "Агро-Эксперт" при осуществлении маневровых работ на пути необщего пользования предприятия, создающих угрозу безопасности движения, угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда окружающей среде и имуществу компании ОАО "РЖД", на основании распоряжения начальника Управления Семенова С.В. от 26.05.2017 N 209, согласованному с Северо-Западной транспортной прокуратурой, 05.06.2017 проведена внеплановая выездная проверка ООО "Агро-Эксперт" в рамках осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также промышленной безопасности на железнодорожном транспорте.
В ходе проведенной проверки выявлены нарушения обязательных требований законодательства в области обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, о чем составлен акт N 134/209 от 05.06.2017 и выдано предписание для устранения выявленных нарушений с указанием срока их устранения.
Не согласившись с предписанием в части пунктов 1, 2, 3, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности выданного Управлением предписания в оспариваемой части, в связи с чем отказал Обществу в удовлетворении заявления.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон N 17-ФЗ) железнодорожные пути необщего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны обеспечивать маневровую и сортировочную работу в соответствии с объемом перевозок, ритмичную погрузку и выгрузку грузов, а также рациональное использование железнодорожного подвижного состава и его сохранность.
Согласно пункту 1 предписания при изменении технического оснащения железнодорожного пути необщего пользования или технологии его работы, инструкция о порядке обслуживания и организации движения не пересматривалась в установленном порядке. Выявлено: - проведение капитального ремонта пути N 2; - изменение максимального уклона после реконструкции; - отсутствие расчетов новых норм закрепления подвижного состава; - устройство ограждения с нарушением габарита приближения строений.
Конструкция и состояние сооружений и устройств, расположенных на железнодорожных путях необщего пользования, должны соответствовать строительным нормам и правилам и обеспечивать пропуск вагонов с допустимой на железнодорожных путях общего пользования нормой технической нагрузки, а также пропуск локомотивов, предназначенных для обслуживания железнодорожных путей необщего пользования.
Владелец железнодорожных путей необщего пользования обеспечивает за свой счет их содержание с соблюдением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также осуществляет совместно с грузоотправителями и грузополучателями освещение таких путей в пределах занимаемой ими территории или в местах погрузки, выгрузки грузов и проводит очистку железнодорожных путей необщего пользования от мусора и снега.
В случае, если на железнодорожные пути необщего пользования осуществляется подача железнодорожного подвижного состава, эксплуатация которого осуществляется также на железнодорожных путях общего пользования, железнодорожные пути необщего пользования должны соответствовать требованиям, установленным в отношении железнодорожных путей общего пользования, и в определенных случаях подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия.
В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Закона N 17-ФЗ открытие для постоянной эксплуатации нового железнодорожного пути необщего пользования и подача на такой железнодорожный путь железнодорожного подвижного состава осуществляются после принятия такого железнодорожного пути в эксплуатацию созданной в установленном порядке комиссией, в состав которой входят представитель федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, владелец железнодорожного пути необщего пользования и владелец инфраструктуры, к которой примыкает такой железнодорожный путь. Порядок обслуживания железнодорожного пути необщего пользования устанавливается его владельцем по согласованию с перевозчиками, осуществляющими перевозки по такому железнодорожному пути.
У каждого железнодорожного пути необщего пользования должны быть технический паспорт, план, его продольный профиль, чертежи сооружений.
В силу статьи 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации железнодорожные пути необщего пользования - это железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров и выполнения работ для собственных нужд. Согласно пункту 1.9 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), каждый железнодорожный путь необщего пользования должен иметь технический паспорт, план и продольный профиль, чертежи сооружений. В техническом паспорте указываются технические характеристики и состояние рельсов, шпал, балласта, земляного полотна, сооружений, весовых приборов, обустройств и механизмов, предназначенных для погрузки, выгрузки, очистки, промывки вагонов, маневровых устройств, лебедок.
Пунктом 1.7 Правил N 26 предусмотрено, что на каждый железнодорожный путь необщего пользования по окончании строительства и приема такого пути в эксплуатацию составляется инструкция о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования. В инструкции указывается характеристика путевого развития железнодорожного пути необщего пользования, весовая норма и длина состава (поезда), допускаемая к обращению на пути необщего пользования, максимально допустимая скорость движения, тип локомотива, порядок маневренных передвижений и т.д.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в ходе проведения проверки Управлением выявлено проведение капитального ремонта пути N 2; изменение максимального уклона после реконструкции; отсутствие расчетов новых норм закрепления подвижного состава; устройство ограждения с нарушением габарита приближения строений. Изменения в технический паспорт пути внесены 17.04.2017. Изменения в Инструкцию направлены в ОАО "РЖД" на согласование 31.05.2017 года. На момент проверки изменения в Инструкцию, согласованные всеми сторонами, не представлены, что и отражено в акте проверки и в Предписании.
Таким образом, Обществом нарушены требования пунктов 1, 4 статьи 16 Закона N 17-ФЗ и пункта 1.7 Правил N26.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции признает обоснованным вывод суда первой инстанции о правомерности пункта 1 предписания Управления.
В части пункта 2 оспариваемого предписания суд обоснованно указал, что в ходе проведения проверки Управлением выявлено отсутствие на въездных воротах со стороны въезда на территорию предприятия знака "Осторожно! Негабаритное место!", который должен находится в указанном месте в соответствии с Разделом N 5 "Техника безопасности" и Приложения N 1 (Схематический план путевого развития) Инструкции от 22.05.2012 "О порядке обслуживания и организации движения на пути необщего пользования ООО "Агро-Эксперт", примыкающего к станции Шуя Северной ж.д. филиала ОАО "РЖД" через путь необщего пользования "ПЧ-7", согласованной в том числе с Генеральным директором ООО "Агро-Эксперт" Супко Т.А.
Кроме того, в нарушение пункта 1 статьи 16 Закона N 17-ФЗ, пункта 5.6.2.2 ГОСТ 9238-2013, пункта 8.2.7 Инструкции по применению габаритов приближения строений МПС РФ от 18.11.1986 N ЦП/4425, пункта 5.1.4. ГОСТ P-12.4.026-2001 Управлением установлено, что ООО "Агро-Эксперт" установило забор (часть его элементов) с нарушением габарита приближения строений, забор не обозначен соответствующей окраской.
ГОСТ 9238-2013 межгосударственный стандарт "Габариты железнодорожного подвижного состава и приближения строений" (далее - ГОСТ 9238-2013) устанавливает исходные очертания габаритов железнодорожного подвижного состава и приближения строений железнодорожных путей общего и необщего пользования (ширина колеи 1520 и 1435 мм), а также методы расчета по определению допустимых строительных размеров для габаритов железнодорожного подвижного состава. Все вновь возводимые сооружения должны находится в пределах допустимых габаритов приближения строений (сооружений), то есть не ближе определенного расстояния, в данном случае не ближе 3100 мм от оси пути.
Поскольку на предприятии уже имеется построенный с нарушением габарита приближения строений забор, необходимо применять пункт 8.2.7 Инструкции по применению габаритов приближения строений МПС РФ от 18.11.1986 N ЦП/4425, согласно которому негабаритные, сооружения и устройства, влияющие на безопасность работы железнодорожного персонала, должны быть ограждены с обеих сторон постоянными предупредительными знаками "Осторожно! Негабаритное место" и соответствующей окраской.
Таким образом, является законным и обоснованным вывод суда первой инстанции о правомерности пункта 2 предписания Управления.
Кроме того, из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что Общество письмом от 26.06.2017 информировало Управление об устранении нарушения, указанного пунктом 2 предписания (л.д. 55).
Пунктом 3 оспариваемого предписания Обществу предписано устранить нарушения обязанностей локомотивной бригады при выполнении маневровых работ.
В соответствии с Законом N 17-ФЗ разработаны Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (далее - Правила), утв. Приказом Минтранса России от 21.12.2010 N 286.
Согласно пункту 2 указанные Правила устанавливают систему организации движения поездов, функционирования сооружений и устройств инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожного подвижного состава, а также определяют действия работников железнодорожного транспорта при технической эксплуатации железнодорожного транспорта Российской Федерации общего и необщего пользования (далее - железнодорожный транспорт).
Правила движения поездов и маневровой работы устанавливаются Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации в соответствии с приложением N 8 к указанным Правилам.
В соответствии с разделом 3 Инструкции от 22.05.2012 года "О порядке обслуживания и организации движения на пути необщего пользования ООО "Агро-Эксперт" руководителем маневров на предприятии является составитель, он же осуществляет расстановку и закрепление вагонов. В его обязанности входят и другие функции, которые прописаны в Инструкции.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что в нарушение пункта 1.2 Инструкции маневровая и составительская бригада состоят из машиниста локомотива и помощника машиниста, исполняющего также обязанности составителя. Маневровая работа осуществляется машинистом тепловоза в одно лицо.
В ходе проверки Обществом представлены приказы о приеме Федорова Н.С. на работу слесарем по ремонту подвижного состава от 29.09.2016 года и приказ от этого же числа 29.09.2016 года о возложении на него обязанности составителя поездов. При этом документов, подтверждающих квалификацию, прохождение Федоровым Н.С. программ профессиональной подготовки (переподготовки) по профессии составитель поездов, аттестации знаний ПТЭ, копии документов (протоколы, Акты, зачетные ведомости, др.), подтверждающие знание им необходимых нормативных документов в соответствии с требованиями Профессионального стандарта "Составитель поездов, кондуктор грузовых вагонов", утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 19.03.2015 N 170н, а также журналов инструктажей по охране труда с работниками ООО "Агро-Эксперт" по вопросам соблюдения "Правил охраны труда в хозяйстве перевозок ПОТ РО-32-ЦЦ-855-01", "Инструкции по охране труда для составителя поездов" в ходе проверки и административного расследования Обществом представлены не были.
На основании изложенного, пункт 3 предписания обоснованно признан судом правомерным.
Таким образом, оснований для признания оспариваемого предписания в части пунктов 1, 2, 3 незаконным, а также нарушающим права и законные интересы ООО "Агро-Эксперт" не имеется, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленного требования. Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Излишне уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета на основании статьи 104 АПК РФ.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04 декабря 2017 года по делу N А56-48925/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агро-Эксперт" - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью "Агро-Эксперт" излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1500 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.