г. Москва |
|
10 апреля 2018 г. |
Дело N А41-46037/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 апреля 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Юдиной Н.С.,
судей Игнахиной М.В., Миришова Э.С.,
при ведении протокола судебного заседания Гавриловым С.И.,
при участии в заседании:
от истца - Кутузова Е.И. представитель по доверенности N 429 от 02.01.2018, Мартынов С.С. представитель по доверенности N 368 от 25.12.2017,
от ответчика - Яковлева Д.С. представитель по нотариально удостоверенной доверенности от 19.09.2017, Янбердин И.Т. генеральный директор, протокол заседания совета директоров от 15.12.2017, приказ N 169/7 от 15.12.2017,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия Щелковского муниципального района "Межрайонный Щелковский водоканал" на решение Арбитражного суда Московской области от 15.12.2017, принятое судьей Зинуровой М.В., по делу N А41-46037/17 по иску муниципального унитарного предприятия Щелковского муниципального района "Межрайонный Щелковский водоканал" к обществу с ограниченной ответственностью "Теплосервис" (ИНН 5041024698, ОГРН 1045008254830) при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, закрытого акционерного общества "Роса" о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие Щелковского муниципального района "Межрайонный Щелковский водоканал" (далее - истец, МУП ЩМР "Межрайонный Щелковский водоканал") обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском (с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ) к обществу с ограниченной ответственностью "Теплосервис" (далее - ответчик, ООО "Теплосервис") о взыскании задолженности в размере 7.534.373 руб. 83 коп., неустойки в размере 440.534 руб. 43 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено закрытое акционерное общество "Роса".
Решением Арбитражного суда Московской области от 15.12.2017 по делу N А41- 46037/17 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, МУП ЩМР "Межрайонный Щелковский водоканал" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в обжалуемом решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со ст.ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда https://kad.arbitr.ru/.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представители истца поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представители ответчика возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, 01.06.2015 стороны заключили договор N 616 холодного водоснабжения и водоотведения, согласно условиям которого организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязалась подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду и осуществлять прием и транспортировку сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения. Абонент обязался оплачивать холодную воду установленного качества в объеме, определенном договором и соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены договором, соблюдать в соответствии с договором режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых приборов учета.
Согласно п. 1.2 договора граница раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по водопроводным и канализационным сетям абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства определяется в акте о разграничении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности (далее - акт).
В акте установлено 4 контрольные точки отбора сточных вод:
- КК695 контрольный колодец;
- КК1 транзитный колодец;
- КК680 транзитный колодец;
- водозабор технической воды.
Пунктом 3.5 договора определено, что размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии с п. 4.3.6 договора абонент обязан вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения.
По условиям договора (п. 4.3.17) абонент обязался соблюдать установленные нормативы допустимых сбросов и лимиты на сбросы сточных вод, принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов, соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на централизованную систему водоотведения.
Пунктом 8.1 договора предусмотрено, что контроль состава и свойств сточных вод в отношении абонентов, для объектов которых установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов осуществляется в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2013 года N 525.
В соответствии с пунктом 8.2 договора отбор проб сточных вод, анализ отобранных проб сточных вод, оформление результатов анализа проб сточных вод и информирование о таких результатах абонентов и уполномоченных государственной власти в рамках контроля состава и свойств сточных вод в отношении абонентов объектов которых нормы допустимых сбросов не устанавливаются, осуществляются в порядке предусмотренном Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2013 года N 525.
Истцом в целях контроля состава и свойств сточных вод, отводимых ответчику, 15.08.2016 осуществлен отбор сточных вод, что подтверждается актом отбора проб сточных вод N 310 от 15.08.2016, подписанный ответчиком без замечаний и возражений, скрепленный печатью Общества (л.д. 95 - 98, т. 1).
Протоколами исследования пробы от 24.08.2016 N 66377, от 24.08.2016 N 66378, от 24.08.2016 N 66379, от 24.08.2016 N 66380, подготовленных ЗАО Аналитический центр "Роса" подтверждено, что состав и свойства сточных вод не соответствуют нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения (л.д. 107 - 114, т.1).
Истцом произведен расчет платы за загрязняющие вещества, запрещенные к сбросу в централизованную систему водоотведения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 и выставлены ответчику счета на оплату N 4581 от 07.12.2016 г. на сумму 1.053.336 руб. 54 коп. (л.д. 119, т. 1), N 4579 от 07.12.2016 г. на сумму 20.715 руб. 62 коп. (л.д. 122, т. 1).
Также осуществлен отбор сточных вод 24.10.2016, по результатам которого составлен акт отбора N 492 от 24.10.2016 (л.д.63 - 66, т. 1).
Протоколами исследования пробы от 02.11.2016 N 68684, N 68685, N 68686, N 68687 (л.д. 74 - 81, т. 1) подтверждено, что состав и свойства сточных вод не соответствуют показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения.
Истцом произведен расчет платы за загрязняющие вещества, запрещенные к сбросу в централизованную систему водоотведения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644, и ответчику выставлены счета на оплату N 4580 от 07.12.2016 г. на сумму 1.845.806 руб. 19 коп., N 6975 от 12.12.2016 г. на сумму 4.614.515 руб. 48 коп.
04.04.2017 истцом в адрес ответчика направлена претензия N 2054 для досудебного урегулирования спора, оставленная ответчиком без удовлетворения (л.д. 50 - 54, т. 1).
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции в связи со следующим.
В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
С 01 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ), главой 5 которого предусмотрена необходимость обеспечения охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения.
В силу п. 118 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.
Согласно п. 123 Правил N 644 размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в части превышения допустимой концентрации загрязняющего вещества без учета налога на добавленную стоимость и нормативов свойств сточных вод определяется исходя, среди прочего, из того, что объем сточных вод, отведенных абонентом, принимается за период от обнаружения превышения требований, установленных п. 114 Правил, до следующего отбора проб организацией, осуществляющей водоотведение, но не более 3 календарных месяцев. При этом объем сточных вод учитывается с начала календарного месяца, в котором зафиксировано превышение, независимо от даты отбора контрольных проб. Предельный размер платы составляет 10- кратный тариф на водоотведение без учета НДС, умноженный на общий объем сточных вод, отведенных абонентом, за период, указанный в настоящем пункте.
Если по результатам контроля зафиксирован сброс сточных вод с нарушением требований, предусмотренных п. 113 Правил N 644, а также залповый сброс (сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод с превышением более чем в 20 раз установленных нормативов и требований), размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения определяется по утвержденной формуле.
Согласно п. 2.1 Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунального водоотведения населенных пунктов на территории Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 14.02.2005 N 93/5, при сбросе сточных вод в системы коммунального водоотведения нормированию подлежит объем сточных вод, принимаемый в систему коммунального водоотведения, количество и качество загрязняющих веществ, содержащихся в сточных водах.
Как следует из материалов дела, протоколами исследования пробы от 24.08.2016 N 66377, от 24.08.2016 N 66378, от 24.08.2016 N 66379 подтверждено, что состав и свойства сточных вод, не соответствуют нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения.
Согласно протокола исследования пробы N 66377 от 24.08.2016 г. обнаружены вещества "Железо" = 29.0 мг/л, "Свинец" = 0.86 мг/л, "взвешенные вещества" = 480 мг/л, являющимися веществами, подлежащими нормированию в соответствии с Приложением N 5 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N644 "Об утверждении Правил холодного снабжения и водоотведения".
Согласно протокола исследования пробы N 66378 от 24.08.2016 г. (точка отбора ККN 1 (транзит) обнаружены запрещенные вещества в соответствии с приложением N 4 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного снабжения и водоотведения".
Согласно протокола исследования пробы N 66379 от 24.08.2016 г. обнаружены вещества "Железо" = 4.70 мг/л, "Свинец" = 8.20 мг/л, являющимися веществами, подлежащими нормированию в соответствии с приложением N 5 Постановления Правительства РФ от 7.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения", а также обнаружены вещества запрещенные к сбросу в централизованную систему водоотведения "Аценафтен" = 0,044 мкг/л, "Нафталин"=0,51 мкг/л.
Аценафтен (1,2-дигидроаценафтилен) - ароматический углеводород, содержащий 2 конденсированных бензольных кольца.
Ароматические соединения (арены)- циклические органические соединения, которые имеют в своём составе ароматическую систему.
Нафталин - твердое кристаллическое вещество с характерным запахом. В воде растворяется, но хорошо растворим в бензоле, эфире, спирте, хлороформе.
Таким образом, указанные вещества являются запрещенными к сбросу в централизованную систему водоотведения и не могут быть задержаны в технологическом процессе очистки сточных вод очистными сооружениями системы централизованного рдения, обладающие повышенной токсичностью, способностью накапливаться в организме человека, обладающие отдаленными биологическими эффектами и образующие опасные вещества.
Минимальная предельная допустимая концентрация, для указанных веществ флоурен, роформ, трихлоэтен, аценафтен, нафталин не установлена для водных объектов, а значит равна 0.
Данные результаты отбора проб направлены ответчику письмом N 4804 от 30.08.2016.
Согласно протокола исследования пробы N 66380 от 24.08.2016 г. (точка отбора водозабор технической воды) запрещенные вещества и вещества содержание которых в сточных водах превышает регламентированные нормы соответствии с приложением N 5 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения" не обнаружены.
Согласно протокола исследования пробы N 66381 от 24.08.2016 г. (точка отбора водопроводный кран) запрещенные вещества и вещества содержание которых в сточных водах превышает регламентированные нормы соответствии с приложением N 5 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения" не обнаружены.
Отборы проб осуществлены из контрольного колодца, утвержденного сторонами. При отборе всех проб присутствовали представители ответчика. Емкости со сточными водами опломбированы и промаркированы.
Кроме того, МУП ЩМР "Межрайонный Щёлковский Водоканал" совместно с представителями ответчика и ЗАО "РОСА" с соблюдением требований Правил N 525, ГОСТ 31861- 2012 и ПНД Ф 12.15.1-08 произведен отбор проб сточных вод 15.08.2016.
Согласно протокола вскрытия пробы N 66378 от 15.08.2016 г. проба доставлена в ЗАО "Роса" 15.08.2016 г. в 13:50, состоит из семи флаконов: "Общий хим. Анализ" N38, "Амоний- ион" N 195, "Металлы" N5, "Нефтепродукты" N16, "ПАУ" N200, "Фенолы" N7, "ЛГС" N8, доставлена в опломбированном пластиковом пакете, признаков повреждения пломбы не выявлено.
Согласно протокола вскрытия пробы N 66379 от 15.08.2016 г. проба доставлена в ЗАО "Роса" 15.08.2016 г. в 13:50, состоит из семи флаконов: "Общий хим. Анализ" N30, "Амоний-ион" N43, "Металлы" N69, "Нефтепродукты" N20, "ПАУ" N201, "Фенолы" N20, "ЛГС" 33, доставлена в опломбированном пластиковом пакете, признаков повреждения пломбы не выявлено.
Согласно протокола вскрытия пробы N 66377 от 15.08.2016 г. проба доставлена в ЗАО "Роса"" 15.08.2016 г. в 13:50, состоит из семи флаконов: "Общий хим. Анализ" N 7, "Амоний-ион" N 191, "Металлы" N 93, "Нефтепродукты" N 23, "ПАУ" N 86, "Фенолы" N 14 "ЛГС" N 151, доставлена в опломбированном пластиковом пакете, признаков повреждения пломбы не выявлено.
Согласно протокола вскрытия пробы N 66380 от 15.08.2016 г. проба доставлена в ЗАО "Роса"" 15.08.2016 г. в 13:50, состоит из семи флаконов: "Общий хим. Анализ" N2, "Амоний- ион" N190, "Металлы" N50, "Нефтепродукты" N54, "ПАУ" N36, "Фенолы" N11, "ЛГС" N 151, доставлена в опломбированном пластиковом пакете, признаков повреждения пломбы не выявлено.
Методы хранения и консервации проб для определения обобщенных показателей предусмотрены в ГОСТ 31861-2012, в котором указаны методы хранения и консервации, а также максимальный рекомендуемый срок хранения.
Согласно п. 28 Правил N 525 при несогласии абонента с содержанием акта отбора проб очных вод абонент обязан подписать этот акт с указанием в нем своих возражений. Подписи и печать ответчика на актах имеется.
В соответствии с п. 29 Правил N 525 при отборе проб сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение, абонент вправе произвести параллельный отбор проб сточных вод и провести их анализ в аккредитованной лаборатории за счет собственных средств.
Ответчик воспользовался данным правом, однако в нарушение п. 36 Правил, ООО "Теплосервис" представил протоколы лабораторных испытаний от 02.09.2016 г. N 8238, от 02.09.2016 г. N 8237, от 02.09.2016 г. N 8236 (л.д. 127-132, т. 1) МУП ЩМР Межрайонный Щелковский Водоканал" несвоевременно, в связи с чем, у МУП ЩМР Межрайонный Щелковский Водоканал" отсутствовала возможность проведения анализа резервной пробы в срок, установленной п. 37 Правил N 525 и достоверность результата такого анализа с учетом сроков консервации резервной пробы.
ООО "Теплосервис" имел возможность действовать в соответствии с пунктом 36 завил N 525 и своевременно направить результаты отбора параллельной пробы в организацию, осуществляющую водоснабжение, для проведения оценки сопоставимости результатов, а в случае разногласий сторон в течение 1 рабочего дня провести анализ резервной пробы.
Однако, указанным правом ООО "Теплосервис" не воспользовался, таким образом, лишив себя эффективного способа защиты прав.
По результатам отбора проб от 24.10.2016 г. составлен акт отбора сточных вод от 24.10.2016 N 492.
Протоколами исследования пробы N 68684, N 68685, N 68686, N 68687 от 02.11.2016 г., подготовленных ЗАО Аналитический центр "Роса", подтверждено, что состав и свойства сточных вод, не соответствуют нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения.
Согласно протокола исследования пробы N 68685 от 02.11.2016 г. обнаружены вещества "Железо" = 4.20 мг/л, "Фенолы" = 0.26 мг/л, "взвешенные вещества" = 310 мг/л, "Азот" (сумма азота органического и аммонийного)" = 79,3 мг/л, являющимися веществами, подлежащими нормированию в соответствии с приложением N 5 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения", а также запрещенные к сбросу вещества в соответствии с Приложением N4 становления Правительства РФ от 29.07.2013 N644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения".
Согласно протокола исследования пробы N 68686 от 02.11.2016 г. (точка отбора N 680) обнаружены вещества "Железо" = 3.70 мг/л, являющимися веществами, подлежащими нормированию в соответствии с приложением N 5 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения".
Согласно протокола исследования пробы N 68687 от 02.11.2016 г. обнаружены вещества "Железо" = 3,30 мг/л, "Свинец" >100 мг/л, являющимися веществами, подлежащими нормированию в соответствии с Приложением N5 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения", а также обнаружены вещества запрещенные к сбросу в централизованную систему водоотведения.
Результаты отбора проб направлены ООО "Теплосервис" письмом N 6288 от 09.11.2016.
Отборы проб осуществлены из контрольного колодца, утвержденного сторонами. При отборе всех проб присутствовали представители ответчика. Емкости со сточными водами опломбированы и промаркированы.
Кроме того, МУП ЩМР "Межрайонный Щёлковский Водоканал" совместно с представителями ответчика и ЗАО "РОСА" с соблюдением требований Правил N 525, ГОСТ 31861- 2012 и ПНД Ф 12.15.1-08 произведен отбор проб сточных вод 24.10.2016.
Согласно протокола вскрытия пломбы N 68684 от 24.10.2016 проба доставлена в ЗАО "Роса" в 16:00, состоит из семи флаконов: "Общий хим. Анализ" N 220, "Амоний-ион" N 4, "Металлы" N 97, "Нефтепродукты" N 17, "ПАУ" N 5, "Фенолы" N25, "ЛГС" N16, доставлена в опломбированном пластиковом пакете, признаков повреждения пломбы не выявлено.
Согласно протокола вскрытия пломбы N 68685 от 24.10.2016 проба доставлена в ЗАО "Роса" в 16:00, состоит из семи флаконов: "Общий хим. Анализ" N 17 "Амоний-ион" N 4, "Металлы" N66, "Нефтепродукты" N38, "ПАУ" N2, "Фенолы" N44, "ЛГС" N32, доставлена в опломбированном пластиковом пакете, признаков повреждения пломбы не выявлено.
Согласно протокола вскрытия пробы N 68686 от 24.10.2016 г. проба доставлена в ЗАО "Роса" 24.10.2016 г. в 16:00, состоит из семи флаконов: "Общий хим. Анализ" N 8, "Амоний- ион" N 5, "Металлы" N 65, "Нефтепродукты" N 2, "ПАУ" N 3, "Фенолы" N 6, "ЛГС" N 52, доставлена в опломбированном пластиковом пакете, признаков повреждения пломбы не выявлено.
Согласно протокола вскрытия пробы N 68687 от 24.10.2016 г. проба доставлена в ЗАО "Роса" 24.10.2016 г. в 16:00, состоит из семи флаконов: "Общий хим. Анализ" N 123, "Амоний-ион" N 53, "Металлы" N 4, "Нефтепродукты" N 113, "ПАУ" N 218, "Фенолы" N 11, "ЛГС" N 137, доставлена в опломбированном пластиковом пакете, признаков повреждения не выявлено.
Методы хранения и консервации проб для определения обобщенных показателей "усмотрены в ГОСТ 31861-2012, в котором указаны методы хранения и консервации, а же максимальный рекомендуемый срок хранения.
Согласно п. 28 Правил N 525 при несогласии абонента с содержанием акта отбора проб сточных вод абонент обязан подписать этот акт с указанием в нем своих возражений. Подписи и печать ответчика на актах имеется.
В соответствии с п. 29 Правил N 525 при отборе проб сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение, абонент вправе произвести параллельный отбор проб сточных вод и провести их анализ в аккредитованной лаборатории за счет собственных средств.
ООО "Теплосервис" воспользовался правом проведения анализа параллельной пробы в аккредитованной лаборатории ЗАО "ГИЦ ПВ" за счет собственных средств, однако полученные результаты анализа параллельной пробы предоставлены ООО "Теплосервис" МУП ЩМР "Межрайонный Щелковский Водоканал" несвоевременно в нарушение п. 36 Правил.
Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством РФ.
Приложением N 2 к Правилам N 644 (в редакции, действовавшей на дату расчетов платы), определен перечень загрязняющих веществ, запрещенных к сбросу в централизованную систему водоотведения. Данной нормой определено, что вещества, которые не могут быть задержаны в технологическом процессе очистки сточных вод очистными сооружениями системы централизованного водоотведения, в том числе моно- и полициклические вещества, которые были обнаружены в сточных водах ответчика, не должны превышать более чем в 4 раза минимальную предельно допустимую концентрацию, установленную для этих веществ для водных объектах.
Для нафталина Приказом Росрыболовства от 18.01.2010 N 20 "Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения" утвержден норматив 0,004 мг/дм.куб., то есть содержание нафталина в водном объекте не должно превышать 0,004 мг/куб.дм., а в централизованной системе водоотведения в 4 раза выше указанного норматива - 0,016 мг/куб.дм.
Для веществ, для которых норматив сброса в водный объект не установлен, т.е. равен 0, сброс в централизованную систему водоотведения запрещен вне зависимости от концентрации.
Постановлением Главного государственного врача РФ от 28.09.2007 N 75 утверждены предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового назначения (ГН 2.1.5.1315- 03).
Для водных объектов рыбохозяйственного значения издан Приказ Росрыболовства от 18.01.2010 N 20 "Об утверждении качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения".
Следовательно, законодатель разделяет водные объекты на объекты рыбохозяйственного значения и объекты хозяйственно-питьевого и культурно-бытового назначения.
Река Клязьма является рыбохозяйственной (входит в рыбохозяйственный реестр, утвержденный Приказом Минсельхоза России от 21.10.2015 N 479), следовательно, к отношениям, связанным со сбросом загрязняющих (запрещенных) веществ в централизованную систему водоотведения должны применяться акты, регулирующие нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения.
Приказом N 20 Росрыболовства допустимая концентрация выявленных веществ, относящихся к группе полициклических ароматических углеводородов, а следовательно, запрещенных к сбросу, не установлена.
Согласно ч. 2 ст. 47 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" сброс в водные объекты рыбохозяйственного значения и рабоохранные зоны врендных веществ, предельно допустимые концентрации, которых в водах водных объектов рыбохозяйственного значения не установлены, запрещается.
Статьей 4 Федерального закона N 416-ФЗ к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения отнесено, в частности, кроме прочих, утверждение правил холодного водоснабжения и водоотведения и утверждение порядка осуществления контроля состава сточных вод.
Согласно части 10 статьи 7 Федерального закона N 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Правила N 644 вступили в силу с 14 августа 2013 года, а в части раздела VII - с 01 января 2014 года.
В силу пункта 25 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года N 644, абонент обязан соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Законом N 416-ФЗ, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящими Правилами, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
В соответствии с подпунктом "и" пункта 35 Правил N 644 абонент обязан соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований.
Подпунктом "в" пункта 36 Правил N 644 установлено, что организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
Таким образом, с момента вступления в силу Правил N 644 дополнительно к ранее действовавшим нормативам по составу сточных вод все абоненты обязаны соблюдать требования к составу сточных вод, установленные данными Правилами, а организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право контролировать соблюдение абонентом указанных требований и в случае их нарушения взимать за это плату.
В соответствии с пунктом 111 Правил N 644 абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
Согласно пункту 114 Правил N 644 состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N 3.
На основании пункта 118 Правил N 644, в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.
Порядок расчета указанной платы (формула расчета) предусмотрен пунктом 123 Правил N 644.
Пунктом 65 Постановления Правительства РФ от 12 февраля 1999 года N 167 "Об утверждении правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации" (далее - Правила N 167), установлено, что контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2013 года N 525 утверждены Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод (далее - Правила N 525).
В силу пункта 6 Правил N 525 периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод не может превышать 1 раза в квартал, за исключением случая, указанного в пункте 7 настоящих Правил, и не может быть реже 1 раза в год.
В соответствии с пунктом 22 Правил N 525 отбор проб сточных вод проводится из контрольных канализационных колодцев, указанных в программе контроля состава и свойств сточных вод или договоре водоотведения, едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения.
Отбор проб сточных вод осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение. Отбор проб сточных вод осуществляется в присутствии абонента, за исключением случаев его неявки к месту отбора проб. В случае неявки абонента к месту отбора проб сточных вод в течение 15 минут после времени, указанного в уведомлении о проведении отбора проб сточных вод, пробы сточных вод отбираются без абонента (пункты 18, 19 Правил N 525).
В соответствии с пунктом 27 Правил N 525 по результатам отбора проб сточных вод на месте отбора проб сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, составляет в 2 экземплярах акт отбора проб сточных вод по форме, приведенной в приложении N 2, который подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, и абонентом.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 АПК РФ).
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Как следует из материалов дела, состав и свойства сточных вод, отводимых ответчику не соответствуют нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, что подтверждается протоколами исследования пробы аналитического центра ЗАО "Роса".
Таким образом, из изложенного следует, что расчеты платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения произведены в строгом соответствии с Правилами N 644, действующими на момент ее расчета.
Все акты отобранных проб подписаны истцом и ответчиком.
При таких обстоятельствах, требования истца в части взыскания задолженности в размере 7.534.373 руб. 83 коп. подлежат удовлетворению в заявленном размере.
В соответствии со статьей 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
Гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательства и меры имущественной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение, которая не может являться средством извлечения прибыли и обогащения со стороны кредитора. При этом право снижения размера неустойки предоставлено суду в целях установления явной несоразмерности последствиям нарушения обязательств.
Согласно п. 16.3 договора, а также п. 30 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 644, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по оплате договора холодного водоснабжения и водоотведения организация водопроводного-канализационного хозяйства вправе потребовать уплату неустойки в размере двукратной ставки рефинансирования Центрального банка РФ, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.12.2015 N 1340 к отношениям, регулируемым актами Правительства РФ, в которых используется ставка рефинансирования Банка России, с 01 января 2016 года вместо ставки рефинансирования применяется ключевая ставка Банка России.
Расчет неустойки, произведенный истцом в соответствии с условиями пункта 16.3 договора и пункта 30 Правил N 644, апелляционным судом проверен и признан правильным и математически верным. Контррасчет ответчиком не представлен.
При таких обстоятельствах, требования истца в части взыскания неустойки в размере 440.534 руб. 43 коп. подлежат удовлетворению в полном объеме.
Аналогичная позиция содержится в судебных актах по делам N А41-7010/17, А41-53325/16, А41-53329/16, А40-103988/16. А40-148857/16, А41-65854/16, А40-43644/16.
Кроме того, согласно судебному акту, вступившему в законную силу, в рамках дела N А41-8024/17 рассмотрены требования МУП ЩМР "Межрайонный Щелковский водоканал" к ООО "Теплосервис" о взыскании части платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с 15.08.2016, которые удовлетворены в полном объеме.
В связи с этим истцом уточнены исковые требования по настоящему делу.
В рамках дела N А41-8024/17 судом дана оценка акту отбора проб N 310 от 15.08.2016 и протоколам исследования проб N 66377, N 66378, N 66379 от 28.08.2016, а также параллельным пробам ответчика от 31.08.2016 и протоколам лабораторных испытаний от 02.09.2016 N 8238, N 8237, N 8236.
Согласно ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований в полном объеме.
В соответствии со ст. 104 АПК РФ и ст. 333.40 НК РФ госпошлина, излишне уплаченная при подаче иска, подлежит возврату плательщику.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным в настоящей статье.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 3 части 1 статьи 270, пунктом 2 статьи 269, статьей 271, статьей 110, статьей 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 15.12.2017 года по делу N А41-46037/17 отменить.
Взыскать с ООО "Теплосервис" в пользу МУП ЩМР "Межрайонный Щелковский водоканал" 7.534.373 руб. 83 коп. задолженности, 440.534 руб. 43 коп. неустойки, 62.905 руб. расходов по госпошлине по иску, 3.000 руб. расходов по госпошлине по апелляционной жалобе.
Возвратить МУП ЩМР "Межрайонный Щелковский водоканал" из средств Федерального бюджета 26.303 руб. госпошлины, излишне уплаченной при подаче иска.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.С. Юдина |
Судьи |
М.В. Игнахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.