г. Чита |
|
12 апреля 2018 г. |
Дело N А19-16351/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 апреля 2018 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Никифорюк Е.О., судей Сидоренко В.А., Басаева Д.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сукач Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 2) на решение Арбитражного суда Иркутской области от 01 февраля 2018 года по делу NА19-16351/2017 по заявлению МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ГОРОДА ИРКУТСКА СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА N 9 (ОГРН 1023801013169, ИНН 3809023913, 664007, ОБЛАСТЬ ИРКУТСКАЯ, ГОРОД ИРКУТСК, УЛИЦА ИОСИФА УТКИНА, ДОМ 15) к Государственному учреждению Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 2) (664007, г. Иркутск, ул. Тимирязева, д. 35) об отмене решения от 08.08.2017 N 65 оос/д в части,
(суд первой инстанции - Г.В. Ананьина),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
установил:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ИРКУТСКА СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА N 9 (далее - заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к Государственному учреждению Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 2) (далее - Фонд) о признании незаконным решения от 08.08.2017 N 65 н/с о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части начисления страховых взносов за единовременное пособие молодым специалистам Меньшиковой Е.Н., Голуновой К.А. в размере 200 руб., пени 0,88 руб., штрафа в размере 40 руб.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение Государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 08.08.2017 N 65 н/с в части начисления недоимки в размере 200 руб. 00 коп., пени в размере 0,88 руб., штрафа в размере 40 руб. 00 коп., как не соответствующее Федеральному закону от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Суд обязал Государственное учреждение - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Взыскано с Государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ГОРОДА ИРКУТСКА СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА N 9 расходы по государственной пошлине в размере 3 000 руб. 00 коп.
В обосновании суд первой инстанции указал, что основанием спорной выплаты является не трудовой договор, а нормативный акт исполнительного органа субъекта РФ, то есть, данные выплаты не связаны с исполнением работниками трудовых обязанностей, не зависят от результатов труда работников учреждения и не включены в систему оплаты труда; данные выплаты молодым специалистам являются мерой социальной поддержки не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Иркутской области от 01.02 2018 г. по делу N А19-16351/2017 и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Полагает, что если выплаты единовременного пособия педагогическим работникам производятся муниципальными образовательными учреждениями, с которыми они состоят в трудовых отношениях, то суммы таких выплат признаются объектом обложения страховыми взносами, т.е. независимо от финансирования такой выплаты в общеустановленном порядке.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 14.03.2018.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, по результатам проведения Фондом выездной проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также правомерности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения страхователем Фондом был сделан вывод о занижении Учреждением базы для начисления страховых взносов в сумме 100000 руб. в результате исключения сумм единовременного денежного пособия, выплаченных молодым специалистам Меньшиковой Е.Н. (50 000 руб.), Голуновой К.А. (50 000 руб.).
Решением от 08.08.2017 N 65 н/с Учреждение привлечено к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ за неуплату страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в виде штрафа в размере 50 руб. 28 коп. Также решением начислены пени по состоянию на 01.01.2017 в сумме 12 руб. 88 коп. Учреждению предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 251 руб. 40 коп., внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета.
Не согласившись с вынесенным решением в части начисления страховых взносов за единовременное пособие молодым специалистам Меньшиковой Е.Н., Голуновой К.А. в размере 200 руб., пени 0,88 руб., штрафа в размере 40 руб., посчитав его не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы Учреждения, заявитель оспорил его в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, фонд обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях Российской Федерации установлены Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
В силу пункта 1 статьи 1 Закона N 125-ФЗ обязательное социальное страхование от несчастных случаев является самостоятельным видом социального страхования.
В соответствии с положениями статьи 3 Закона N 125-ФЗ под страховым взносом понимается обязательный платеж по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанный исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику. При этом страховой тариф - это ставка страхового взноса, исчисленная исходя из сумм выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу застрахованных по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам и включаемых в базу для начисления страховых взносов в соответствии со статьей 20.1 настоящего Закона.
Объектом обложения страховыми взносами в силу пункта 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ являются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.
В силу пункта 2 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 настоящего Закона.
Таким образом, базой для начисления страховых взносов являются выплаты работнику в связи с выполнением им трудовых обязанностей.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Как верно отмечено судом первой инстанции, наличие трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 14.05.2013 N 17744/12, сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда. Выплаты социального характера, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Согласно пункту 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, а также все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Как правильно установлено судом первой инстанции, в соответствии с Соглашениями о предоставлении единовременного денежного пособия молодому специалисту от 26.09.2016 N N 14, 15 Учреждением в ноябре 2016 Меньщиковой Е.Н., Голуновой К.А., соответственно, были произведены единовременные выплаты денежного пособия в целях социальной поддержки и создания благоприятных условий для привлечения молодых специалистов из числа педагогических работников для работы в муниципальных образовательных организациях города Иркутска.
Данные соглашения заключены в соответствии с Положением о порядке выплаты единовременного денежного пособия молодым специалистам из числа педагогических работников, впервые приступившим к работе по специальности в муниципальных образовательных организациях города Иркутска, утв. постановлением администрации города Иркутска от 16.02.2016 N 031-06-93/6.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее -Федеральный закон N 131-ФЗ) органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
В целях социальной поддержки молодых специалистов из числа педагогических работников, создания благоприятных условий для привлечения молодых специалистов из числа педагогических работников для работы в муниципальных образовательных организациях города Иркутска, руководствуясь ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.ст. 37, 38, 42, 56 Устава города Иркутска, решением Думы города Иркутска от 27.11.2008 N 004-20-550947/8 "О дополнительных мерах социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан г. Иркутска", администрацией города Иркутска постановлением от 16.02.2016 N 031-06-93/6 установлено единовременное денежное пособие молодым специалистам из числа педагогических работников в возрасте до 30 лет включительно, окончившим учебное заведение и впервые приступившим в год окончания учебного заведения к работе по специальности в муниципальных образовательных организациях города Иркутска, в размере 50000 рублей.
Выплата единовременного денежного пособия молодым специалистам из числа педагогических работников, впервые приступившим к работе по специальности в муниципальных образовательных организациях города Иркутска, согласно Решению Думы г. Иркутска от 27.11.2008 N 004-20-550947/8 "О дополнительных мерах социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан г. Иркутска" является дополнительной мерой социальной поддержки и социальной помощи.
Порядок предоставления из бюджета города Иркутска дополнительной меры социальной поддержки в виде единовременного денежного пособия молодым специалистам из числа педагогических работников, впервые приступившим к работе по специальности в муниципальных образовательных организациях города Иркутска определен Положением о порядке выплаты единовременного денежного пособия молодым специалистам из числа педагогических работников, впервые приступившим к работе по специальности в муниципальных образовательных организациях города Иркутска, утв. постановлением администрации города Иркутска от 16.02.2016 N 031-06-93/6 (далее - Положение о порядке выплаты единовременного денежного пособия).
Согласно п.п. 2, 3 Положения о порядке выплаты единовременного денежного пособия право на получение пособия имеют молодые специалисты из числа педагогических работников в возрасте до 30 лет включительно, впервые приступившие к работе по специальности в МОО г. Иркутска не позднее 1 декабря года окончания ими обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования независимо от формы обучения и независимо от того, выполнялась ли ими педагогическая работа до обучения и (или) в период обучения, а также взявшие на себя обязательство проработать в МОО г. Иркутска не менее трех лет и имеющие объем учебной нагрузки (педагогической работы) не менее половины нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы (далее - молодой специалист).
Пособие предоставляется молодым специалистам в случае, если они не имеют права на данную меру социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством Иркутской области.
Выплата пособия является публичным обязательством муниципального образования г. Иркутск перед физическим лицом, подлежащим исполнению в денежной форме (п. 4 Положения).
Пособие, выплаченное молодому специалисту, подлежит возврату в случае прекращения трудовых отношений молодого специалиста с МОО г. Иркутска до истечения трех лет со дня предоставления ему пособия (п. 14 Положения).
Апелляционный суд соглашается с судом первой инстанции в том, что данное Положение о порядке выплаты единовременного денежного пособия связывает выплату с договорными трудовыми отношениями, но предусматривает возможность выплаты не всем без исключения педагогическим работникам, а только молодым специалистам из числа педагогических работников в возрасте до 30 лет включительно, впервые приступившим к работе по специальности в МОО г. Иркутска не позднее 1 декабря года окончания ими обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования независимо от формы обучения и независимо от того, выполнялась ли ими педагогическая работа до обучения и (или) в период обучения, а также взявшие на себя обязательство проработать в МОО г. Иркутска не менее трех лет и имеющие объем учебной нагрузки (педагогической работы) не менее половины нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы.
То обстоятельство, что меры социальной поддержки выплачиваются работодателем, не доказывает связь их с трудовыми отношениями и с оплатой труда.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума N 17744/12 от 14.05.2013, выплаты социального характера, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд).
Как следует из материалов дела, спорные выплаты Учреждение производило на основании постановления администрации города Иркутска от 16.02.2016 N 031-06-93/6.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что основанием данной выплаты является не трудовой договор, а нормативный акт исполнительного органа субъекта РФ, то есть, данные выплаты не связаны с исполнением работниками трудовых обязанностей, не зависят от результатов труда работников учреждения и не включены в систему оплаты труда; данные выплаты молодым специалистам являются мерой социальной поддержки не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
При этом суд первой инстанции правильно учел, что бюджетные учреждения могут осуществлять полномочия исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по исполнению публичных обязательств перед гражданами в денежной форме (пункт 5 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").
При этом финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (пункт 6 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ).
Для финансирования расходов по исполнению публичных обязательств перед гражданами в денежной форме, осуществляемые бюджетными учреждениями, открыты специальные лицевые счета.
Зачисление на них бюджетных средств на эти цели осуществляется только в объеме сумм ежемесячных денежных выплат, без финансирования средств на уплату взносов на обязательное страхование, поскольку на основании приведенных выше нормативных актов эти выплаты не являются составляющими заработной платы молодых специалистов, а потому не облагаются страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование и на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на основании пункта 1 части 1 статьи 9 Закона и подпункта 1 пункта 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ.
Тот факт, что законодатель приравнивает выплаты к пособиям, подтверждает и часть 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, которая освобождает от налогообложения не только государственные пособия, а также и иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, об отсутствии оснований для включения Учреждением указанных выплат в облагаемую страховыми взносами базу, неправомерности доначисления Фондом недоимки в размере 200 руб. 00 коп., пени в размере 0, 88 руб., штрафа в размере 40 руб. 00 коп.
Ссылка Фонда на имеющуюся судебную практику (Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2017 по делу N А19-12588/2016, Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21.12.2016 по делу N А19-7628/2016) правильно отклонена судом первой инстанции, поскольку указанные судебные акты приняты при иных обстоятельствах.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что требования заявителя подлежат удовлетворению, а доводы фонда признаются основанными на ошибочном толковании указанных выше норм.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 01 февраля 2018 года по делу N А19-16351/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Судьи |
В.А.Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-16351/2017
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 июля 2018 г. N Ф02-2928/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Иркутска средняя общеобразовательная школа N9
Ответчик: ГУ Иркутское региональное отделение фонда Социального страхования РФ филиал N2