г. Тула |
|
11 апреля 2018 г. |
Дело N А62-7824/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.04.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 11.04.2018.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Мордасова Е.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Анисимовым А.Р., в отсутствие представителей истца -общества с ограниченной ответственностью "Весна" (Смоленская область, Руднянский район, д. Волково, ОГРН 1026700647687, ИНН 6713004520) и ответчика - департамента Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию (г. Смоленск, ОГРН 1106732005357, ИНН 6732005424), надлежащим образом извещенных, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца - общества с ограниченной ответственностью "Весна" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 30.01.2018 по делу N А62-7824/2017 (судья Еремеева В.И.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Весна" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с исковым заявлением к департаменту Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию (далее -департамент) о взыскании 5 022 669 рублей, в том числе 773 907 рублей субсидий в возмещение части затрат на организацию производства переработки льна-долгунца и 4 248 762 рублей субсидий в возмещение части затрат на техническую и технологическую модернизацию предприятия первичной ее переработки.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 30.01.2018 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных исковых требований. В обоснование своих доводов ссылается на наличие у департамента обязанности выплатить субсидии на возмещение части затрат на производство льна-долгунца (производство тресны), на техническую и технологическую модернизацию производства льна, технологическую модернизацию предприятия первичной переработки льна.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что обществом 17.12.2015 в департамент подано заявление о предоставлении субсидии на производство тресты.
Согласно приложенной к данному заявлению справке-расчету от 17.12.2015 размер подлежащей выплате субсидии составил 2 565 155 рублей 10 копеек, в том числе 1 545 215 рублей 10 копеек - за счет средств федерального бюджета и 1 019 940 рублей - за счет средств областного бюджета.
Департамент и общество 24.12.2015 заключили договор N 0016 о предоставлении субсидии на производство тресты в 2015 году, предметом которого является предоставление департаментом субсидий в рамках реализации областной государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской области" на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением администрации Смоленской области от 20.11.2013 N 928, сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на возмещение части затрат на техническую и технологическую модернизацию производства льна, технологическую модернизацию предприятий первичной переработки льна.
На основании приказа департамента от 24.12.2015 N 0332 обществу произведена выплата субсидии на производство льна-долгунца (производство тресты) в сумме 1 019 940 рублей за счет средств областного бюджета, а также в сумме 771 308 рублей 41 копейки - из федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на указанные цели.
Обществом в департамент 21.12.2015 подано заявление о предоставлении субсидии на техническую и технологическую модернизацию.
Согласно приложенному к данному заявлению расчету общий размер подлежащей выплате субсидии составил 8 598 700 рублей.
Департамент и общество 23.12.2015 заключили договор N 0015 о предоставлении субсидии на техническую и технологическую модернизацию, предметом которого является предоставление департаментом субсидий в рамках реализации областной государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской области" на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением администрации Смоленской области от 20.11.2013 N 928, сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на возмещение части затрат на техническую и технологическую модернизацию производства льна, технологическую модернизацию предприятий первичной переработки льна.
На основании приказа департамента от 23.12.2015 N 0329 обществу произведена выплата субсидии на возмещение части затрат на техническую и технологическую модернизацию производства, технологическую модернизацию первичной переработки льна в размере 4 350 578 рублей 46 копеек за счет средств федерального бюджета.
Согласно пунктам 2.1.1 договоров субсидии предоставлялись в 2015 году на условиях, установленных постановлением администрации Смоленской области от 18.04.2014 N 263 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий в рамках реализации областной государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской области" на 2014 - 2020 годы сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), занимающимся выращиванием льна-долгунца и (или) его переработкой, на производство льна-долгунца (производство тресты), на возмещение части затрат на техническую и технологическую модернизацию производства льна, технологическую модернизацию предприятий первичной переработки льна" и договорами.
Письмом от 14.07.2016 N 62 общество обратилось к губернатору Смоленской области о выплате недополученных сумм субсидий на производство льна-долгунца (производство тресты) и на возмещение части затрат на техническую и технологическую модернизацию.
Письмом от 22.07.2016 N 2581-05 департамент сообщил о невозможности выплаты обществу в 2016 году недополученных в 2015 году субсидий.
Посчитав данный отказ незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа департамента, изложенного в письме от 22.07.2016 N 2581-05, в выплате субсидии на возмещение части затрат на производство льна-долгунца (производство тресты), на возмещение части затрат на техническую и технологическую модернизацию производства льна и технологическую модернизацию предприятия первичной переработки льна, и о понуждении устранить допущенные нарушения.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Смоленской области от 18.05.2017 по делу N А62-1065/2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Письмами от 02.12.2016 N 01-09502 и 05.12.2016 N 01-09571 общество обратилось в департамент с заявлениями о предоставлении субсидий на производство льна-долгунца (производство тресты) и на техническую и технологическую модернизацию производства льна.
Письмом от 19.12.2016 N 4535-05 департамент отказал в выплате субсидий, ссылаясь на отсутствие информации налогового органа об исполнении заявителем обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, выданной по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором представлены заявления о предоставлении субсидий на производство тресты, на техническую и технологическую модернизацию производства, то есть на 01.11.2016, а также на представление информации Пенсионного фонда Российской Федерации, содержащей сведения о наличии задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, по состоянию на 01.11.2016.
Полагая, что отказ департамента является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа департамента, изложенного в письме от 19.12.2016 N 4535-05, в выплате субсидий на возмещение части затрат на производство льна-долгунца (производство тресны) и на техническую и технологическую модернизацию производства льна, технологическую модернизацию предприятия первичной переработки льна, а также о возложении на департамент обязанности устранить допущенные нарушения.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Смоленской области от 21.04.2017 по делу N А62-682/2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Указывая вышеизложенные обстоятельства, общество обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с настоящим заявлением о взыскании недополученных субсидий в общей сумме 5 022 669 рублей.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно пункту 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:
из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);
из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
В силу подпунктов 2, 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В целях реализации областной государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской области" на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением администрации Смоленской области от 20.11.2013 N 928, администрацией Смоленской области вынесено постановление от 18.04.2014 N 263 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий в рамках реализации областной государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской области" на 2014 - 2020 годы сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), занимающимся выращиванием льна-долгунца и (или) его переработкой, на производство льна-долгунца (производство тресты), на возмещение части затрат на техническую и технологическую модернизацию производства льна, технологическую модернизацию предприятий первичной переработки льна" (далее - Порядок).
Согласно пунктам 1, 6.10, 8.10 Порядка (в ред. от 15.12.2015) настоящий Порядок определяет правила предоставления субсидий в рамках реализации областной государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской области" на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением администрации Смоленской области от 20.11.2013 N 928, а именно:
- сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), занимающимся выращиванием льна-долгунца и (или) его переработкой, на производство льна-долгунца (производство тресты);
- сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на возмещение части затрат на техническую и технологическую модернизацию производства льна, технологическую модернизацию предприятий первичной переработки льна.
Указанные субсидии предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на указанные цели, в порядке очередности регистрации заявлений о предоставлении указанных субсидий и документов, указанных в подпункте 6.4 пункта 6, подпункте 8.4 пункта 8 настоящего Порядка.
В случае нарушения показателей результативности, указанных в договоре о предоставлении субсидии на производство тресты, возврат указанной субсидии осуществляется в соответствии с условиями данного договора.
Остатки субсидий на техническую и технологическую модернизацию, не использованные в отчетном финансовом году, подлежат возврату получателями указанных субсидий в добровольном порядке не позднее 1-го февраля текущего финансового года в случаях, предусмотренных договором о предоставлении субсидии на техническую и технологическую модернизацию.
При отказе от добровольного возврата остатков субсидий на техническую и технологическую модернизацию их возврат производится департаментом в судебном порядке в соответствии с федеральным законодательством.
Из анализа положений Порядка следует, что субсидии предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период в пределах лимитов бюджетных обязательств в порядке очередности регистрации заявлений о предоставлении указанных субсидий и документов.
Впоследствии в пункты 6.10, 8.10 Порядка постановлением администрации Смоленской области от 28.10.2016 N 614 внесены изменения, которые вступили в силу с 28.10.2016.
С учетом изменений согласно пунктам 6.10, 8.10 Порядка (в ред. от 28.10.2016) основаниями для отказа в предоставлении субсидии на производство тресты являются, в том числе недостаточный объем средств областного бюджета, выделяемых на предоставление субсидии на производство тресты в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств.
Основаниями для отказа в предоставлении субсидии на техническую и технологическую модернизацию являются, в том числе недостаточный объем средств областного бюджета, выделяемых на предоставление субсидии на техническую и технологическую модернизацию в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств.
Поступившее от общества заявление о предоставлении субсидии на производство льна зарегистрировано 17.12.2017 за вх. N 09328.
Документы по субсидии на производство тресты были представлены на общую сумму 2 565 155 рублей 10 копеек, в том числе 1 545 215 рублей 10 копеек - за счет средств федерального бюджета и 1 019 940 рублей - за счет средств областного бюджета.
На дату представления заявления (17.12.2017) остаток лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета, предусмотренных на указанные цели, составлял 771 308 рублей 41 копейку, который перечислен обществу 28.12.2015. Субсидия за счет средств областного бюджета была выплачена в полном объеме в размере 1 019 940 рублей. Таким образом, сумма недоплаты субсидии на производство льна составила 773 907 рублей.
Поступившее от общества заявление о предоставлении субсидии на возмещение части затрат на техническую и технологическую модернизацию производства льна зарегистрировано 22.12.2017 за вх. N 01-09445.
Документы по субсидии на возмещение части затрат на техническую и технологическую модернизацию производства льна были представлены на общую сумму 8 535 900 рублей, в том числе 4 350 600 рублей из федерального бюджета и 4 185 300 рублей из областного бюджета.
На дату представления заявления (22.12.2017) лимиты бюджетных обязательств областного бюджета, предусмотренные на указанные цели, были использованы в полном объеме, поэтому субсидия из областного бюджета не предоставлена. Субсидия за счет средств федерального бюджета была выплачена обществу в полном объеме 25.12.2017 в размере 4 350 578 рублей 46 копеек. Таким образом, сумма недоплаты субсидии на технику составила 4 185 300 рублей.
Департаментом в материалы дела представлены в табличной форме подробные отчеты о лимитах бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год с учетом дат очередности регистрации заявлений общества и других заявителей о предоставлении субсидий и документов, о суммах заявленных субсидий, о суммах и датах выплаты субсидий из областного и федерального бюджетов в порядке очередности регистрации заявлений в пределах лимитов бюджетных обязательств.
По данным департамента, общая сумма не выплаченных субсидий на производство льна и технику составила 4 959 200 рублей.
При заключении договоров от 23.12.2015 N 0015 о предоставлении субсидии на техническую и технологическую модернизацию и от 24.12.2015 N 0016 о предоставлении субсидии на производство тресты стороны согласовали условия предоставления субсидий, установленные постановлением администрации Смоленской области от 18.04.2014 N 263.
Субсидии предоставлены обществу в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период в пределах лимитов бюджетных обязательств в порядке очередности регистрации заявлений истца о предоставлении субсидий и документов.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности.
Следовательно, непредставление доказательства должно квалифицироваться исключительно как отказ от опровержения того факта, на наличие которого аргументировано, со ссылкой на конкретные документы, указывает процессуальный оппонент. Участвующее в деле лицо, не совершившее процессуальное действие, несет риск наступления последствий такого своего поведения (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.03.2012 N 12505/11, от 08.10.2013 N 12857/12).
Ввиду отсутствия у департамента обязанности выплатить обществу субсидий на возмещение части затрат на производство льна-долгунца (производство тресны), на техническую и технологическую модернизацию производства льна, технологическую модернизацию предприятия первичной переработки льна, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
По существу доводы апелляционной жалобы повторяют правовое обоснование заявленных обществом требований и не опровергают выводов суда области, в связи с чем не могут являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом второй инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 30.01.2018 по делу N А62-7824/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Тимашкова |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.