город Ростов-на-Дону |
|
12 апреля 2018 г. |
дело N А32-45923/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 апреля 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Смотровой Н.Н., Ильиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Харуновой И.Н.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: представитель по доверенности от 05.04.2018 Вавилова Т.М.,
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения Краснодарского края "Краснодаравтодор" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.01.2018 по делу N А32-45923/2017 по заявлению Государственного казенного учреждения Краснодарского края "Краснодаравтодор",
заинтересованное лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю,
принятое в составе судьи Гонзус И.П.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное казённое учреждение Краснодарского края "Краснодаравтодор" (далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным предписания управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - заинтересованное лицо, управление) об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от 22.05.2017 N А/24 по делу N 8.
Решением суда от 24.01.2018 заявленные требования удовлетворены.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что заявителем не представлено доказательств необоснованности и незаконности действий департамента имущественных отношений Краснодарского края.
В отзыве на апелляционную жалобу учреждение просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель заявителя в судебном заседании пояснил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, требования апелляционной жалобы удовлетворить.
Заинтересованное лицо, надлежащим образом уведомленное о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 22.05.17 на основании распоряжения управления от 25.04.17 N 12-2839-р, государственным инспектором по использованию и охране земель в Ленинградском, Кущевском и Староминском районах - главным специалистом-экспертом межмуниципального отдела по Ленинградскому, Кущевскому и Староминскому районам управления Росреестра по Краснодарскому краю Макаревич Е.А. проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства Российской Федерации в отношении государственного казенного учреждения Краснодарского края "Краснодаравтодор" при использовании земельного участка по адресу: Краснодарский край, Староминский район, дор. Староминская-Ленинградская-Павловская, кадастровый номер 23:28:0000000:6, вид разрешенного использования - под автомобильной дорогой, на предмет ранее выданного предписания об устранении нарушения земельного законодательства (далее - предписание) от 21.05.2015 по делу N 8, продленного определением от 23.11.2015, определением от 23.05.2016, определением от 10.11.2016.
Согласно предписанию учреждение обязано в срок до 11.05.2017 устранить допущенное нарушение требований статей 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации, выразившееся в использовании земельного участка с кадастровым номером 23:28:0000000:6, расположенного по адресу: Краснодарский край, Староминский район, дор. Староминская-Ленинградская-Павловская, в отсутствие предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
В результате проверки выявлено, что учреждением не исполнено предписание, правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на используемый земельный участок с кадастровым номером 23:28:0000000:6, расположенный по адресу: Краснодарский край, Староминский район, дор. Староминская-Ленинградская-Павловская, оформленные в установленном законом порядке, учреждением не представлены. Сведения о зарегистрированных правах на вышеуказанный земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, что, по мнению управления, явилось нарушением требований статей 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации, и послужило основанием для издания государственным инспектором в Ленинградском, Кущевском и Староминском районах по использованию и охране земель Е.А. Макаревич 22.05.17 оспариваемого предписания N А/24 по делу N 8, которым учреждению предписано устранить указанное нарушение в установленном законодательством Российской Федерации порядке в срок до 20.11.2017 путем оформления в установленном порядке правоустанавливающих документов на земельный участок в соответствии со статьями 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с предписанием, учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который его принял.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установление в совокупности двух обстоятельств: несоответствие обжалуемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение данным актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно пункту 5 части 5 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации, подпункта 3 пункта 1 Положения о государственном земельном контроле, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 N 1, пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и подпункта 5 пункта 9 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 N486, в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать обязательные для исполнения предписания юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных в результате проверок земельного законодательства нарушений, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.
В соответствии с частью 2 статьи 25 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение настоящего Федерального закона и не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пунктам 103-113 административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора, утв. приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 N 486 в случае выявления по результатам проверки нарушений обязательных требований юридическому лицу, органу государственной власти, органу местного самоуправления, индивидуальному предпринимателю или гражданину, в отношении которых проводилась проверка и в действиях которых выявлено нарушение требований земельного законодательства, вместе с актом проверки вручается предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации.
Предписание об устранении выявленных нарушений законодательства является обязательным для исполнения с момента его вручения лицу, в отношении которого оно вынесено, либо его уполномоченному представителю. Форма предписания установлена Приказом об утверждении предписания.
В случае выявления при проведении проверки юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления, индивидуальных предпринимателей или граждан нарушений обязательных требований, за которые предусмотрена административная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, должностные лица Росреестра (его территориального органа), проводившие проверку, в пределах своих полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, принимают меры по привлечению к административной ответственности в установленном действующим законодательством порядке.
Производство по делам об административных правонарушениях осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Срок устранения нарушения земельного законодательства в предписании устанавливается должностным лицом с учетом вида выявленного правонарушения, времени вступления в силу постановления по делу об административном правонарушении и времени, необходимого для устранения нарушения земельного законодательства, но не более 6 месяцев.
Указанный в предписании срок устранения нарушений может быть продлен:
- на основании ходатайства лица, в отношении которого вынесено предписание об устранении нарушений законодательства,
- по решению уполномоченного должностного лица Росреестра (территориального органа) в случае наличия документально подтвержденных оснований необходимости продления срока для обеспечения устранения выявленных нарушений в установленном законодательством порядке.
В случае невозможности устранения нарушения в установленный срок лицо, которому выдано предписание об устранении выявленных нарушений законодательства, не позднее указанного в предписании срока устранения нарушения вправе направить должностному лицу, выдавшему данное предписание, ходатайство о продлении указанного в предписании срока устранения нарушения земельного законодательства.
К ходатайству прилагаются документы, подтверждающие принятие в установленный срок нарушителем мер, необходимых для устранения правонарушения.
Если к моменту окончания указанного в предписании срока устранения нарушений законодательства постановление по делу об административном правонарушении не вынесено, или вынесенное постановление не вступило в законную силу, срок исполнения предписания об устранении нарушения земельного законодательства подлежит продлению на основании ходатайства лица, которому выдано предписание.
Ходатайство о продлении срока исполнения предписания рассматривается должностным лицом, вынесшим данное предписание, в течение 3 рабочих дней с момента поступления. По результатам рассмотрения ходатайства выносится определение:
1) об удовлетворении ходатайства и продлении срока исполнения предписания - в случае если нарушителем приняты все зависящие от него и предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации меры, необходимые для устранения выявленного нарушения;
2) об отклонении ходатайства и оставлении срока устранения нарушения земельного законодательства без изменения - в случае если в установленный предписанием срок нарушение возможно устранить, но нарушителем не приняты все зависящие от него меры, необходимые для устранения выявленного нарушения. В определении об отклонении ходатайства указываются причины, послужившие основанием для отклонения ходатайства.
Копия вынесенного определения по результатам рассмотрения ходатайства направляется заявителю заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
В течение пятнадцати рабочих дней с момента истечения срока устранения нарушения земельного законодательства, установленного предписанием, организуется проведение внеплановой проверки с целью определения факта устранения указанного нарушения.
В случае выявления факта неисполнения предписания об устранении нарушения земельного законодательства должностное лицо, уполномоченное на проведение проверки, в установленном порядке:
- выдает правонарушителю новое предписание об устранении нарушения земельного законодательства;
- принимает решение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частями 25 или 26 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В случае неустранения в установленный срок нарушений, указанных в предписании об устранении нарушений законодательства, Росреестр (территориальный орган) в срок не позднее чем тридцать дней со дня привлечения виновного лица к административной ответственности за неисполнение такого предписания информирует о его неисполнении с приложением соответствующих документов:
1) исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в соответствии с их компетенцией - в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
2) орган государственной власти или орган местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, которые в соответствии с законодательством вправе обратиться в суд с требованием об изъятии находящихся в частной собственности земельных участков в связи с их ненадлежащим использованием и об их продаже с публичных торгов, - в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности.
В соответствии с частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Судом установлено, что оспариваемое предписание вынесено в соответствии с полномочиями, установленными, статьей 71 Земельного кодекса Российской Федерации, положением и приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 20.07.2015 N 486 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора".
В силу статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как следует из положений статей 40, 41, 43 Земельного кодекса Российской Федерации, а также статей 262, 264 Гражданского кодекса Российской Федерации право на использование (пользование) соответствующего земельного участка принадлежит собственнику такого земельного участка, а также может осуществляться лицом, не являющимся его собственником. К таким лицам статьями 5, 41 Земельного кодекса Российской Федерации отнесены землепользователи, землевладельцы, арендаторы и обладатели сервитутов.
Согласно положениям статей 15, 22, 24, 36 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица приобретают земельные участки на праве собственности, аренды либо в постоянное (бессрочное) и безвозмездное срочное пользование только в предусмотренных законом случаях.
Учреждение предоставило суду доказательства неоднократного обращения в Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) с заявлением о закреплении данного объекта недвижимого имущества на праве оперативного управления и вышеуказанного земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 16.09.2014 23-АМ N 620761 и от 17.10.2011 23-АИ N 732435 земельный участок и сооружения дорожного транспорта находятся в собственности субъекта Российской Федерации - Краснодарского края.
Департамент в период с 2016 по 2017 года отказывал в закреплении данных объектов недвижимого имущества, мотивируя отказ ввиду многочисленных замечаний, отсутствия права на земельный участок, автомобильную дорогу.
06.09.2017 учреждение обратилось в департамент имущественных отношений Краснодарского края с заявлением N 01-04/2430-КАД о закреплении земельных участков 23:28:0000000:6, 23:28:0000000:13, 23:28:0000000:191 на праве постоянного (бессрочного) пользования за государственным казенным учреждением Краснодарского края "Краснодаравтодор".
Письмом N 52-35420/17-33-24 от 04.10.2017 года департамент отказал в удовлетворении заявления по следующим причинам:
- с заявлением обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (поскольку на момент обращения право оперативного управления на автомобильную дорогу не было закреплено за учреждением);
- в границах земельных участков с кадастровым номером 23:28:0000000:13, 23:28:0000000:6, 23:28:0000000:191 расположены объект недвижимости, информация о зарегистрированных правах на которых отсутствует, а также расположены автомобильные дороги с кадастровыми номерами 23:28:0000000:481 и 23:28:0000000:498, находящиеся в собственности Староминского сельского поселения Староминского района.
Учреждение является юридическим лицом, находящимся в ведении министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края, функции собственника учреждения осуществляют департамент имущественных отношений Краснодарского края и министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края.
Право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником имущества принято решение о закреплении, возникает у учреждения с момента передачи имущества. Земельные участки, необходимые для выполнения учреждением своих уставных задач, предоставляются ему на праве постоянного (бессрочного) пользования в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Учитывая, что учреждение в 2016-2017 годах неоднократно обращалось в орган, выполняющий функции собственника государственного имущества Краснодарского края с заявлениями о закреплении земельных участков с кадастровыми номерами 23:28:0000000:6, 23:28:0000000:13, 23:28:0000000:191, а земельные участки департаментом имущественных отношений Краснодарского края в постоянное (бессрочное) пользование учреждению не переданы, учреждение считает, что предписание по делу N 8 является недействительным, поскольку выполнить его требования не представлялось возможным, несмотря на то, что учреждением были предприняты все необходимые действия по его исполнению.
Исполнение предписания в данном случае зависит от воли собственника - третьего лица, что является доказательством незаконности данного предписания, нарушающего права и интересы юридического лица.
Не может быть признано исполнимым предписание, исполнение которого поставлено в зависимость от воли третьих лиц или предположительно могущих наступить событий.
Государственное казенное учреждение Краснодарского края "Краснодаравтодор" в соответствии с уставом является юридическим лицом, находящимся в ведении министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края.
Функции собственника учреждения осуществляют департамент имущественных отношений Краснодарского края и министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края.
Право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником имущества принято решение о закреплении, возникает у учреждения с момента передачи имущества.
Земельные участки, необходимые для выполнения учреждением своих уставных задач, предоставляются ему на праве постоянного (бессрочного) пользования в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (пункт 3.10 Устава).
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Федерального закона N 257-ФЗ от 08.11.2007 "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предоставление земельных участков, которые находятся в собственности субъекта Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которым в данном случае является департамент имущественных отношений Краснодарского края.
В соответствии с положением о Департаменте имущественных отношений Краснодарского края, утвержденным постановлением главы администрации Краснодарского края от 23.04.2007 N 345, Департамент имущественных отношений Краснодарского края:
- является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по управлению и распоряжению имуществом и земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Краснодарского края (пункт 3.2);
- закрепляет имущество, находящееся в государственной собственности Краснодарского края, на праве оперативного управления за краевыми казенными предприятиями и государственными учреждениями, производит в установленном порядке изъятие лишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, дает согласие на распоряжение имуществом государственных учреждений (пункт 3.8);
- предоставляет в установленном законодательством порядке земельные участки без проведения торгов (пункт 3.10.2);
- осуществляет в установленном законодательством порядке необходимые действия, направленные на образование земельных участков (пункт 3.10.6).
На момент вынесения предписания департаментом не было принято решение о закреплении за учреждением автомобильной дороги и земельного участка, на котором расположена данная автомобильная дорога.
Поскольку волеизъявления собственника в отношении закрепления за учреждением автомобильной дороги и земельного участка с кадастровым номером 23:28:0000000:6 не было, у учреждения отсутствовали основания для обеспечения государственной регистрации права вышеуказанных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Заявителем представлены доказательства, подтверждающие, что учреждение в целях исполнения требований предписания и соблюдения земельного законодательства по оформлению правоустанавливающих документов на земельный участок, обращалось в департамент имущественных отношений Краснодарского края с заявлениями о закреплении за учреждением автомобильных дорог, расположенных в Староминском районе Краснодарского края, предоставлении земельных участков под автомобильной дорогой учреждению в постоянное (бессрочное) пользование (письмо от 06.09.2017 N 01-04/2431-КАД, письмо от 07.09.2017 N 01-04/2443-КАД, заявление от 07.09.2017 N 01-04/2442-КАД).
Департамент имущественных отношений Краснодарского края отказывал учреждению в предоставлении земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование по ряду причин, в том числе и по тому основанию, что учреждение не является лицом, полномочным на обращение о закреплении за ним на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка, находящегося в собственности Краснодарского края, поскольку учреждение не является правообладателем автомобильной дороги "ст-ца Староминская - ст-ца Ленинградская - ст-ца Павловская".
Лишь 19.10.2017 Департаментом имущественных отношений Краснодарского края издан приказ N 2406, которым за учреждением закреплено на праве оперативного управления сооружение - дорога "станица Староминская-станица Ленинградская-станица Павловская". При этом данным приказом на учреждение не возложена обязанность по оформлению земельного участка, на котором расположен данный объект недвижимого имущества - автомобильная дорога.
14.11.2017 года учреждением получена выписка из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающая проведенную регистрацию права. Право оперативного управления зарегистрировано 10.11.2017, то есть, только в настоящее время возникло право учреждения на оформление правоустанавливающих документов на спорные участки.
Управление не обосновало, что до этого учреждение являлось собственником или иным законным пользователем автомобильными дорогами "станица Староминская-станица Ленинградская-станица Павловская".
Предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Предписание административного органа должно содержать четкую формулировку относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.
Содержащиеся в предписании требования должны содержать краткую, точную информацию о выявленных нарушениях и указание на выполнение конкретных действий, которыми обнаруженные нарушения должны быть устранены.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое предписание не является исполнимым. Управлением обратное не доказано, также как и не указано, еще какие именно действия должно было совершить учреждение для исполнения предписания. Фактически данное предписание изначально было адресовано ненадлежащему лицу, является неисполнимым и не соответствует требованиям статей 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации, не соответствует целям и задачам статьи 71 названного Кодекса.
Оспариваемое предписание нарушает права и законные интересы учреждения, возлагая на него заведомо неисполнимое обязательство и создавая условия для привлечения учреждения к административной ответственности за неисполнение данного предписания к установленному сроку.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований учреждения и признания оспариваемого предписания недействительным.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплаченной учреждением государственной пошлины правомерно отнесены на управление.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.01.2018 по делу N А32-45923/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
Г.А. Сурмалян |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-45923/2017
Истец: ГКУ КК "Краснодаравтодор", ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ "КРАСНОДАРАВТОДОР"
Ответчик: Межмуниципальный отдел по Ленинградскому, Кущевскому и Староминскому районам Управления Росреестра по КК, Управление Росреестра по Краснодарскому краю, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю