11 апреля 2018 г. |
А11-7116/2017 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 11.01.2018
по делу N А11-7116/2017,
принятое судьей Семеновой М.В.
по заявлению индивидуального предпринимателя Сычевского Владимира Алексеевича (ОГРН 307334012300056, ИНН 332905556300, г. Владимир)
о признании незаконным постановления Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области от 17.04.2017 N 7,
при участии:
от индивидуального предпринимателя Сычевского Владимира Алексеевича - Щербакова А.А. по доверенности от 21.04.2017;
от Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области - Челышевой Т.Н. по доверенности от 13.03.2018 N 38,
и установил:
индивидуальный предприниматель Сычевский Владимир Алексеевич (далее - Предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным постановления Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области (далее - Департамент) от 17.04.2017 N 7 "Об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую"; об обязании Департамента принять постановление о переводе земельного участка с кадастровым номером 33:07:000317:573, площадью 26 591 +/- 1427 кв.м, расположенного по адресу: Владимирская область, Ковровский район, МО Новосельское (сельское поселение), примерно 100 м по направлению на юг от д. 14 в д. Пестово, из категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения.
Решением от 11.01.2018 Арбитражный суд Владимирской области удовлетворил требования Предпринимателя.
Департамент не согласился с решением арбитражного суда первой инстанции и обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Департамента в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Предпринимателя в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу просил оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Владимирской области от 11.01.2018 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, Предпринимателю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 33:07:000317:573 площадью 26 591 +/- 1427 кв.м; категории земель: земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Владимирская область, Ковровский район, МО Новосельское (сельское поселение) примерно 100 м по направлению на юг от д. 14 д. Пестово (свидетельство о государственной регистрации права от 03.09.2017 серии 33 АЛ N 668995).
02.03.2017 Предприниматель обратился в Департамент с ходатайством о переводе указанного земельного участка из категории: земли сельскохозяйственного назначения, в категорию: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Постановлением от 17.04.2017 Департамент отказал в переводе земельного участка с кадастровым номером 33:07:000317:573 из категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, в категорию: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Посчитав постановление Департамента не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Предприниматель обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении находящихся в частной собственности земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 1.1. постановления Губернатора Владимирской области "О реализации Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" рассмотрение в установленном порядке ходатайств заинтересованных лиц о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую от имени администрации области осуществляет Департамент.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель из одной категорию в другую, осуществляется Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ).
Частью 1 статьи 2 Федерального закона N 172-ФЗ регламентировано, что для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Частью 4 статьи 2 Федерального закона N 172-ФЗ предусмотрено, что для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую заявителем предоставляются следующие документы: 1) выписка из ГКН относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить, или кадастровый паспорт такого земельного участка; 2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя; 2.1) выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц; 3) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить; 4) заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; 5) согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую, за исключением случая, если правообладателем земельного участка является лицо, с которым заключено соглашение об установлении сервитута в отношении такого земельного участка.
В соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона N 172-ФЗ по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
Акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков может быть обжалован в суд (часть 8 статьи 3 Федерального закона N 172-ФЗ).
Согласно статье 4 Федерального закона N 172-ФЗ перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае: 1) установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод; 2) наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; 3) установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Статьей 7 Федерального закона N 172-ФЗ предусмотрено, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных: 1) с консервацией земель; 2) с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения; 3) с установлением или изменением черты населенных пунктов; 4) с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, за исключением размещения на землях, указанных в части 2 настоящей статьи; 5) с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса; 6) со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений (далее - линейные объекты) при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов; 7) с выполнением международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов; 8) с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель; 9) с размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.
Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на пятьдесят и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в пункте 4 статьи 79 ЗК РФ, в другую категорию не допускается, за исключением случаев, установленных пунктами 3, 6, 7 и 8 части 1 настоящей статьи.
В пункте 1 статьи 77 ЗК РФ определено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно пункту 1 статьи 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В пункте 4 статьи 79 ЗК РФ закреплено, что особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений образовательных организаций высшего образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.
В соответствии с ГОСТом 26640-85 "Земли: термины и определения", утвержденным постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 28.10.1985 N 3453 и действующим в настоящее время, сельскохозяйственными угодьями являются земли или земельные участки в составе таких земель, которые систематически используются для целей: пашни (сельскохозяйственные угодья, систематически обрабатываемые и используемые под посев сельскохозяйственных культур, включая посевы многолетней травы, а также чистые пары), сенокос (сельскохозяйственные угодья, систематически используемые под сенокошение), пастбища (сельскохозяйственные угодья, систематически используемые для выпаса травоядных животных), залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими).
Таким образом, сельскохозяйственными угодьями являются только те земли или земельные участки в составе таких земель, которые систематически используются для вышеуказанных целей.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции установил, что спорный земельный участок не используется ни как земли сельскохозяйственного назначения в целом, ни как сельскохозяйственные угодья.
Так, согласно заключению администрации Ковровского района Владимирской области от 28.07.2015 земельный участок с кадастровым номером 33:07:000317:573 для сельскохозяйственного производства не используется свыше 10 лет; данный земельный участок не входит в перечень земель особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий и в состав земель особо охраняемых территорий и объектов.
Кроме того, в соответствии с заключениями Департамента сельского хозяйства и продовольствия администрации Владимирской области от 31.03.2017 N ДСХП-1378-11-08/1 о возможности перевода земельного участка с кадастровым номером 33:07:000317:573 в земли промышленности, транспорта и иного назначения, а также заключением Управления жизнеобеспечения, гражданской обороны, строительства и архитектуры администрации Ковровского района Владимирской области от 29.07.2015 N 04-28/160 и заключением администрации Ковровского района Владимирской области от 28.07.2015 земельный участок с кадастровым номером 33:07:000317:573 нецелесообразно использовать в сельскохозяйственном производстве, в том числе в связи с частичным его расположением в придорожной полосе федеральной автомобильной дороги М-7 "Волга".
В данном случае актуальных сведений и соответствующих доказательств использования спорного земельного участка для сельскохозяйственного производства, относимости спорного земельного участка к сельскохозяйственным угодьям Департаментом не представлено.
При этом, как верно указал суд, отнесение спорного земельного участка к группе - земли сельскохозяйственного назначения само по себе не подтверждает его принадлежность к сельскохозяйственным угодьям, а также фактическое использование этого земельного участка как сельскохозяйственных угодий.
Из имеющегося в материалах делам кадастрового паспорта земельного участка также не следует, что земельный участок в ГКН значится как сельскохозяйственные угодья, что исключает его отнесение к указанным землям (определение Верховного Суда Российской Федерации от 12.12.2014 N 41-КГ14-30).
На основании пояснений представителя заявителя суд установил, что перевод земельного участка с кадастровым номером 33:07:000317:573 из одной категории в другую связан с расширением уже существующего придорожного комплекса, расположенного на смежном земельном участке, принадлежащем Предпринимателю на праве собственности, категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с разрешенным использованием: для строительства комплекса придорожного сервиса, расположенного по адресу: Владимирская область, Ковровский район, на 239 км + 800 м (справа) от автомобильной дороги М-7 "Волга".
Кроме того, как пояснил представитель заявителя со ссылкой на письмо администрации Ковровского района Владимирской области от 22.09.2017 N 4245/01-24, с учетом функциональности указанного земельного участка иных вариантов размещения комплекса придорожного сервиса, образуемого в результате расширения и реконструкции существующего комплекса не имеется.
Суд также установил, что земельный участок с кадастровым номером 33:07:000317:573 входит в земельный участок площадью 14,9 га, который согласно Схеме территориального планирования Ковровского муниципального района предназначен под строительство комплекса придорожного сервиса, о чем свидетельствует письмо администрации Ковровского района Владимирской области от 13.02.2017 N 04-28/57.
Согласно Генеральному плану муниципального округа Новосельское сельское поселение, утвержденному решением Совета народных депутатов от 26.12.2012 N 17/34, земельный участок с кадастровым номером 33:07:000317:573 предусмотрен для размещения объекта местного значения - придорожного сервиса и расположен в функциональной зоне "улично-дорожной сети (дорожного обслуживания) Т-2", что подтверждается письмом Департамента строительства и архитектуры администрации Владимирской области от 28.08.2017.
В силу пункта 13 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" объектами дорожного сервиса являются здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2009 N 860 "О требованиях к обеспеченности автомобильных дорог общего пользования объектами дорожного сервиса, размещаемые в границах полос отвода" установлено, что автомобильные дороги общего пользования федерального, регионального, межмуниципального и местного значения обустраиваются различными видами объектов дорожного сервиса; на объектах дорожного сервиса, размещаемых в границах полос отвода автомобильных дорог, обеспечивается оказание минимально необходимых услуг в соответствии с требованиями к перечню минимально необходимых услуг, оказываемых на объектах дорожного сервиса, размещаемых в границах полос отвода автомобильных дорог, согласно приложению N 2.
Таким образом, объекты дорожного сервиса призваны обеспечить физических и юридических лиц необходимыми услугами в процессе пользования автомобильными дорогами, что свидетельствует о социальном назначении таких объектов.
Проведение государственной экологической экспертизы в целях перевода земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категории земель промышленности, транспорта и иного назначения не предусмотрено.
При таких условиях у Департамента отсутствовали правовые основания для отказа Предпринимателю в удовлетворении заявления о переводе земельного участка с кадастровым номером 33:07:000317:573 из одной категории в другую, выраженного в оспариваемом постановлении.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Повторно исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к итоговому выводу о том, что оспариваемое постановление Департамента противоречит положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы Предпринимателя в сфере предпринимательской деятельности.
В нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное Департаментом не доказано.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На этом основании суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования заявителя.
Основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Владимирской области отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Департамента по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 11.01.2018 по делу N А11-7116/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.