г. Санкт-Петербург |
|
13 апреля 2018 г. |
Дело N А56-31350/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 апреля 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сотова И.В.
судей Казарян К.Г., Черемошкиной В.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Панковой Н.А.
при участии:
от истца: представитель Близнюк А.Р. по доверенности N 7/16 от 11.01.2016 г.
от ответчика: представитель Прогоннова Е.А. по доверенности N 233 от 24.11.2017 г.
от 3-го лица-1: не явился, извещен
от 3-го лица-2: представитель Селиверстова Н.А. по доверенности 78 АБ3440974 от 16.10.2017 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2491/2018) Акционерного общества "ОТЭКО" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.12.2017 по делу N А56-31350/2017 (судья Шелема З.А.), принятое
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Трансойл"
к Акционерному обществу "ОТЭКО"
3-и лица: 1) Акционерное общество "Вагонная ремонтная компания-1", 2) ОАО "РЖД"
о взыскании,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Трансойл" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к акционерному обществу "ОТЭКО" (далее - ответчик) о взыскании 344 257,11 руб. убытков, понесенных в результате отцепки в связи с неисправностью вагонов, сданных в аренду в рамках договора N 23/20/07-ТР от 31.10.2007 г.
Определениями суда от 08.08.2017 г., 12.09.2017 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество "Вагонная ремонтная компания-1" и открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (соответственно).
Решением суда от 14.12.2017 г. заявленные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Акционерное общество "ОТЭКО" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
По мнению подателя жалобы, оснований для взыскания убытков не имелось, поскольку ответчик в силу условий договора N 23/20/07-ТР от 31.10.20107г. освобожден от ответственности по возмещению убытков в связи с ненадлежащим исполнением истцом договорных обязательств, в частности - в связи с несвоевременным предоставлением документов, подтверждающих произведенный ремонт.
В отзыве на апелляционную жалобу ОАО "РЖД" (третье лицо-2) просит обжалуемое решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель АО "Вагонная ремонтная компания-1" в заседание апелляционного суда не явился, однако о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещен, а равно как считается он извещенным и в соответствии с частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ (с учетом разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, содержащихся в пункте 5 постановления от 17.02.2011 г. N 12, и при соблюдении требований абзаца второго части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса РФ), в связи с чем и в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело (апелляционная жалоба) рассмотрено в его отсутствие.
В настоящем судебном заседании ответчик доводы жалобы поддержал; истец с доводами апелляционной жалобы не согласился; представитель третьего лица-2 поддержал позицию истца.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке, предусмотренном статьями 268-270 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, установлено судом, между АО "Отэко" (арендатор) и ООО "Трансойл" (субарендатор) заключен договор аренды цистерн N 23/20/07-ТР от 31.10.2007 г., в рамках которого по актам приема-передачи АО "Отэко" переданы в субаренду ООО "Трансойл" вагоны N50051275, N50926773, N51955656, которые на момент передачи в субаренду прошли плановый ремонт за счет АО "Отэко".
Пунктом 4.2 указанного договора (в редакции дополнительного соглашения N 39 от 31.12.2015) установлено, что арендатор несет полную гарантийную ответственность в гарантийный период (далее - гарантийный период 1) за проведенный плановый ремонт (деповской или капитальный) цистерн, выполненный своими силами и/или с привлечением им третьих лиц, а также за замененные съемные дорогостоящие узлы и детали, а именно: боковые рамы, надрессорные балки, колесные пары, поглощающие аппараты (далее - СУДД), при производстве плановых ремонтов (деповских или капитальных), в порядке и с определением суммы убытков, предусмотренными разделом 6 договора.
Под гарантийным периодом 1 стороны понимают период с момента передачи цистерны в субаренду до даты производства первого планового ремонта (деповского или капитального).
В соответствии с пунктом 6.3.2 договора аренды, арендатор несет в Гарантийный период 1 ответственность за технологические неисправности, возникшие в процессе ремонта, некачественно проведенного силами арендатора или по договорам арендатора, заключенным с третьими лицами.
В соответствии с пунктом 6.3.3 договора, арендатор возмещает субарендатору убытки, фактически понесенные последним, вследствие непроизводительного простоя цистерн. Сумма убытков определяется исходя из стоимости арендной платы по договору за период непроизводительного простоя цистерны.
В гарантийный период вышеназванные вагоны были отцеплены перевозчиком - ОАО "Российские железные дороги" в текущий отцепочный ремонт по кодам технологической неисправности Классификатора "Основные неисправности грузовых вагонов" (КЖА 2005 04), что подтверждается актами-рекламациями формы ВУ-41 по каждому вагону, содержащими причины появления дефектов, а именно:
- порожний вагон N 51955656 на станции Екатеринбург - Сортировочный был отцеплен в текущий отцепочный ремонт (ТР-2) в вагонное эксплуатационное депо Свердловск - Сортировочный по технологическим неисправностям - код 205 (трещина /излом боковины рамы), код 912 (претензии к качеству деповского ремонта). В ходе ремонта неисправные боковые рамы ООО "Трансойл" N0014-153307-87, N 0014-055354-88 заменены на исправные боковые рамы собственности ОАО "РЖД" N 0012-004430-15, N 0015-054425-15. По результату ремонта составлен акт-рекламация формы ВУ-41 N1128 от 09.05.2015 г., согласно которому было выявлено нарушение п.8.3 "Руководящего документа "Ремонт тележек грузовых вагонов" РД 32 ЦВ 052-2009, который утвержден и введен в действие с 01.07.2010 г.
17.05.2015 г. вагонным эксплуатационным депо Свердловск - Сортировочный в связи с технологической неисправностью - трещина /излом боковины рамы (код 205) произведен ремонт грузового вагона N 50051275. По результатам ремонта, составлен акт-рекламация N 1233 от 25.05.2015 г., согласно которому было выявлено нарушение п.8.3 "Руководящего документа. Ремонт тележек грузовых вагонов" РД 32 ЦВ 052-2009, который утвержден и введен в действие с 01.07.2010 г.
04.05.2015 вагонным эксплуатационным депо Свердловск - Сортировочный в связи с технологической неисправностью - трещина /излом боковины рамы (код 205) произведен ремонт грузового вагона N 50926773. По результатам ремонта, составлен акт-рекламация N 1156 от 21.05.2015 г., согласно которому было выявлено нарушение п.8.3 "Руководящего документа. Ремонт тележек грузовых вагонов" РД 32 ЦВ 052-2009, который утвержден и введен в действие с 01.06.2010 г. Боковые рамы N 3264 (12-1997 г.), N 3779 (12-1997 г.) были визуально осмотрены и проверены средствами неразрушающего контроля и забракованы по канавкообразному износу более 2 мм в тело рамы на опорной поверхности буксового проема. В пределах гарантийного срока вагон N 50926773 был отцеплен в ТР-2 (текущий отцепочный ремонт) в вагонное эксплуатационное депо Горьковский -Сортировочный 13.11.2015 г. по технологической неисправности 205 (трещина /излом боковины) и эксплуатационной неисправности 220 (несоответствие зазоров скользуна). В ходе ремонта неисправные боковые рамы ООО "Трансойл" N0012-003736-97, N 0012-004099-97 заменены на исправные боковые рамы собственности ОАО "РЖД" N 0033-036724-09, N0014-009323-09. Согласно акту-рекламации формы ВУ-41 N 1146 от 15.11.2015 при производстве неразрушающего контроля боковых рам N 0012-003736-97, N 0012-004099-97 был выявлен дефект типа "механическая обработка "размерами 40*20 мм, глубина 3 мм и 40*40 мм; дефекты расположены в зоне R55 внутреннего угла буксового проема; установлено нарушение требований п.9 телеграммы из ОАО "РЖД" N2260 от 12.02.2008 г. и п.2.6.4 технических требований "Детали литые из низколегированной стали для вагонов железных дорог колеи 1520 мм. Рама боковая и балка надрессорная" ТТ ЦВ-32-695-2006 при производстве деповского ремонта ВЧДР ОМСК - Сортировочный (клеймо 605).
Текущий отцепочный ремонт вагонов произведён вагоноремонтными предприятиями ОАО "РЖД" в соответствии с Руководством по текущему отцепочному ремонту РД 32 ЦВ-056-97 и Правилами технической эксплуатации железных дорог, утвержденных Приказом N 286 от 21.12.2010 г. и оплачен в рамках договора ТОР-ЦВ-00-32, заключённого между ООО "Трансойл" (заказчик) и ОАО "РЖД" (подрядчик).
Настоящий иск заявлен со ссылкой на наличие у истца 344 257 руб. 11 коп. убытков, возникших в результате отцепки из-за неисправности вагонов, сданных в аренду в рамках договора N 23/20/07-ТР от 31.10.2007 г.
Суд первой инстанции, установив, что выявленные неисправности носили технологический характер и были обнаружены в гарантийный период, с учетом наличия в договоре аренды между ООО "Трансойл" и АО "ОТЭКО" условия о полной гарантийной ответственность ответчика за проведенный плановый ремонт цистерн, выполненный силами третьих лиц, признал исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме, руководствуясь при этом статьями 309, 310, 611, 612, 616, 723 Гражданского кодекса РФ, статьей 20 Устава железнодорожного транспорта РФ, пунктом 7 Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России N 28 от 18.06.2003 г., пунктами 21, 31 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса России N 286 от 21.12.2010 г., а также положениями пунктов 1.6, 2.1, 2.3 Регламента расследования причин отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы, утвержденного Президентом НП "ОПЖТ" Гапановичем В.А. от 14.03.2014 г.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, как сделанных в результате полного исследования и анализа материалов дела (представленных доказательств), отклоняя в этой связи приведенные ответчиком в апелляционной жалобе доводы о допущенных со стороны истца нарушениях условий договора, которые сами по себе не освобождают ответчика от исполнения обязательств, вывод о чем подтверждается и сложившейся судебной практикой (по делам с аналогичными обстоятельствами: А56-59873/2016, А56-85313/2016).
Апелляционная жалоба не содержит доводов способных повлиять на правильность принятого по делу судебного акта. Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
При таких обстоятельствах апелляционный суд признает обжалуемое решение соответствующим нормам материального и процессуального права и фактическим обстоятельствам дела (при отсутствии помимо прочего и оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ), а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.12.2017 г. по делу N А56-31350/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу АО "ОТЭКО" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Сотов |
Судьи |
К.Г. Казарян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.