г. Саратов |
|
18 апреля 2018 г. |
Дело N А12-41149/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 апреля 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Волковой Т. В.,
судей Антоновой О. И., Жаткиной С. А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Юдиной Д. М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стомтовары" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13 февраля 2018 года по делу N А12-41149/2017, (судья Милованова И.В.),
по иску общества с ограниченной ответственностью "Стомтовары" (400074, г. Волгоград, ул. Баррикадная, д. 1д кв.4-17, ИНН 3459009980, ОГРН 1143443012602)
к государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Михайловская городская детская больница" (403342, Волгоградская область, г. Михайловка, ул. Леваневского, д. 2, ОГРН 1023405561750, ИНН 34437008260)
о признании одностороннего отказа от исполнения контракта незаконным,
при участии в судебном заседании: - от общества с ограниченной ответственностью "Стомтовары" директор Земляная Инна Леонидовна, приказ от 14.05.2014 N 1,
- от государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Михайловская городская детская больница" представитель Искендеров Игорь Русланович, действующий по доверенности от 19.01.2018,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Стомтовары" (далее - ООО "Стомтовары", ответчик) обратилось в суд с исковым заявлением к государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Михайловская городская детская больница" (далее - ГБУЗ "МГДБ", ответчик), в котором просит признать односторонний отказ от исполнения контракта N 741907 от 15.08.2017 года незаконным.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 13 февраля 2018 года в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Стомтовары" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13 февраля 2018 года отменить, исковые требования удовлетворить.
Представитель ООО "Стомтовары" в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель ГБУЗ "МГДБ" в судебном заседании возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 15.08.2017 года в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и по результатам открытого аукциона в электронной форме между ГБУЗ "МГДБ" (заказчик) и ООО "Стомтовары" (поставщик) был заключен контракт N 741907 на поставку изделий медицинского назначения.
В соответствии с 6.1 контракта поставка товара осуществляется партиями по заявкам, по форме согласно Приложению N 2, полученным от заказчика. Заявки содержат сведения о наименовании, количестве и ассортименте товара, адреса поставки, стоимости товара и лиц, ответственных за приемку товара. Заявки должны быть подписаны уполномоченным лицом заказчика и заверены печатью заказчика. Товар должен быть поставлен в даты заключения контракта до 31.12.2017 года, по заявке заказчика, в течение 3-х календарных дней со дня направления заказчиком соответствующей заявки. Заявка может быть направлена поставщику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такового уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику.
Пунктом 13.1. стороны установили срок действия контракта - с даты его подписания и до 31.12.2017 года, а в части оплаты (возмещение убытков, выплата неустойки, исполнение гарантийных обязательств) - до полного их исполнения сторонами своих обязательств.
06 сентября 2017 года ответчик в адрес поставщика направил заявку на поставку товара согласно п.1.2 спецификации.
Довод истца о том, что поступившая заявка не была оформлена в соответствии с условиями контракта, судом отклоняется, как противоречащий имеющимся в деле доказательства.
В материалы дела представлен скриншот с электронного ящика ГБУЗ "МГДБ" на электронный ящик ООО "Стомтовары", указанного в реквизитах контракта.
При этом вложенный файл (заявка) позволяет установить номер, дату контракта, наименование товара подлежащего поставке, а также указание на заказчика.
Пунктом 6.1 контракта стороны предусмотрели, что заявки заказчика направляются поставщику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки.
Таким образом, вопреки доводам истца, пунктом 6.1 контракта не предусмотрена обязанность заказчика направлять заявки с определенного электронного адреса.
12.09.2017 ответчик направил в адрес претензию об истечении сроков, предусмотренных контрактом для поставки товара и повторную заявку от 12.09.2017, которую просил исполнить в течение трех календарных дней до 15.09.2017 года.
13.09.2017 года истец осуществил поставку товара на сумму 44740,70 руб. по товарным накладным N УТ-588 от 12.09.2017, УТ-569 от 07.09.2017 года.
В соответствии с п.7.5, 7.5.4, 7.5.5, 7.5.6, 7.6 контракта приемка товара по количеству, ассортименту, комплектности и качеству осуществляется заказчиком в месте поставки товара в соответствии со спецификацией в течение двух рабочих дней. По окончании приемки подписывается товарная накладная. При обнаружении недостатков товара в ходе его приемки заказчик обязан уведомить поставщика в течение 2-х рабочих дней после их обнаружения с приложением мотивированного отказа от подписания товарной накладной с указанием перечня выявленных недостатков товара, который составлялся, в том числе, с учетом отраженного в заключении по результатам экспертизы товара предложения экспертов, экспертных организаций, если таковые привлекались для ее проведения. Поставщик обязуется своими силами и за свой счет заменить товар ненадлежащего качества в течение 3-х дней с момента получения уведомления об обнаружении недостатков товара. Товар, не соответствующий по качеству условиям настоящего контракта, считается не поставленным. Обязанность поставщика по поставке товара заказчику считается исполненной в момент подписания заказчиком товарной накладной.
15.09.2017 года ответчиком осуществлена приемка товара и составлен акт о несоответствии поставленного товара, техническим характеристикам, указанным в контракте, а именно: по накладной УТ-588 от 12.09.2017 года п.п. 1,2,3 (п.2 заявки заказчика от 12.09.2017) на групповой упаковке изделия отсутствует информация о наличии естественного уровня кислотного баланса рН 5,5; привезенный товар не соответствует заявленному количеству. По накладной УТ-569 от 07.09.2017 года по п.п.1 (п.1 заявки от 12.09.2017) поставлены перчатки с внутренним полимерным покрытием, в то время как заявлены перчатки внутренний слой, которых должен содержать три компонента с эффектами: противоаллергический, противовоспалительный, увлажнение и питание, при этом на упаковке должна быть маркировка материалов изготовления внутреннего покрытия; привезенный товар не соответствует заявленному количеству, а также страна происхождения вместо заявленной Малайзии, привезены перчатки производства Тайланд.
Письмом от 19.09.2017 N 237 истец указал, что считает акт N 981 от 15.09.2017 года нелегитимным и просил принять товар.
Письмом N 987 от 19.09.2017 ответчик просил забрать привезенный товар с ответственного хранения и осуществить поставку товара в заявленном объеме и полном соответствии с условиями заключенного контракта.
26.09.2017 года ответчик направил повторную претензию N 1012, с требованием осуществить поставку товара в течение трех дней с момента получения настоящей претензии.
12.10.2017 года ответчиком принято решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта N 741907 от 15.08.2017 года, в связи существенным нарушением условий контракта поставщиком (не осуществлена поставка товара в указанные сроки, поставленная часть товара не соответствует условиям контракта) и направлено в адрес ООО "Стомтовары". Согласно почтового уведомления решение вручено ООО "Стомтовары" 03.11.2017 года.
Полагая, что решение принято заказчиком незаконно, истец обратился с настоящим иском в суд.
Принимая законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции, правомерно руководствовался следующим.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 525 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530).
К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами Кодекса.
В силу статьи 527 ГК РФ государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Закон N 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (статья 1 Закона).
Согласно статье 24 Закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), к которым относится и аукцион - способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с Извещением о проведении электронного аукциона N 0129200005317002051 объектом закупки является поставка изделий медицинского назначения в соответствии с разделом 2 "Информационная карта совместной закупки" и разделом 4 "Техническое задание".
В Техническом задании (раздел 4 документации) заказчиком установлены требования к функциональным и техническим характеристикам объекта закупки.
Для участия в электронном аукционе, в том числе, поступила заявка ООО "Стомтовары", в которой указано наименование предлагаемых изделия медицинского назначения (медицинские перчатки), а также функциональные и технические характеристики данного товара.
При этом в заявке Общество выразило согласие на поставку товаров, соответствующих требованиям документации об электронном аукционе на поставку изделий медицинского назначения на условиях, предусмотренных указанной документацией об электронном аукционе.
Истец был допущен к участию в электронном аукционе на поставку изделий медицинского назначения.
Согласно протоколу подведения итогов аукциона в электронной форме ООО "Стомтовары" признано победителем электронного аукциона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 10 статьи 70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В разделе 5 конкурсной документации содержится текст проекта контракта на поставку изделий медицинского назначения.
Подписанный сторонами по результатам аукциона контракт N 741907 от 15.08.2017 соответствует тексту проекта контракта, являющего приложением к аукционной документации.
В соответствии пунктом 1 части 1 статьи 94 Закона N 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе: приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее -отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 94 Закона N 44-ФЗ приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.
Пунктом 6.4 контракта N 741907 от 15.08.2017 предусмотрено, что при приемке товара заказчик производит проверку товаров на предмет их соответствия Спецификации (Приложение N 1) и акту приема передачи (товарной накладной) товаров по ассортименту, количеству, комплектности, товарному виду, упаковке и качеству. Если в результате проведенной проверки будет обнаружено несоответствие поставленных товаров требованиям заказчика, последний вправе отказаться от подписания акта приемки-передачи (товарной накладной) товаров, незамедлительно проинформировав об этом поставщика в письменной форме. Поставщик обязуется за свой счет доукомплектовать товары или заменить товары, не соответствующие требованиям заказчика по ассортименту, комплектности, товарному виду, упаковке и качестве, либо восполнить несоответствие поставленных товаров требованиям заказчика в срок, дополнительно согласованный сторонами.
В подписанной сторонами спецификации к контракту определены следующие функциональные и технические характеристики поставляемого товара:
Позиция 1 - перчатки диагностические нестерильные. Материал изготовления -натуральный латекс без опудривания. С внутренним функциональным слоем из полиуретана. Внутренний слой содержит три компонента с эффектами: противоаллергический и противовоспалительный; увлажнение и питание. Маркировка на упаковке материалов изготовления, в том числе материалов изготовления внутреннего покрытия. Без хлоринации. Без гидрогелевого, акрилатного и нитрилового покрытий. Универсальной формы, длиной 240 мм, манжета с валиком. Текстурированные с размером зерна текстуры на поверхности пальцев и ладони 1,5 мм. Толщина одной стенки текстурированных участков перчатки на пальцах 0,2 мм. Удлинение при разрыве до ускоренного старения 700%. Удлинение при разрыве после ускоренного старения 500%. Приемлемый уровень качества на герметичность AQL 1,5. Упаковка 50 пар, производство Малайзия.
Позиция 2 - перчатки диагностические нестерильные. Неопудренные, двойной хлоринации для проведения медицинских исследований, диагностических и терапевтических процедур. Материал изготовления - латекс натурального каучука. Поверхность без опудривания. Хлорирование с обеих сторон. Внутренняя и внешняя поверхность перчатки без смазки и полимерных покрытий. Технология обработки внутренней поверхности перчаток: защищать кожу рук от высокой кислотности; поддерживать естественный уровень кислотного баланса рН 5,5; снижать раздражающее воздействие изделия. Информация о наличии естественного уровня кислотного баланса рН 5,5 указана на групповой упаковке изделия. Цвет перчатки ярким желтым как визуальный критерий двойной хлоринации. Перчатки универсальной формы, полностью текстурированные. Манжета с валиком 1,5. Длина 240 мм. Толщина одной стенки перчатки на расстоянии 13 мм от вершины среднего пальца 0,15 мм, в центре ладони 0,12 мм. Усилие в момент разрыва до ускоренного старения 7,0Н. Упаковка 50 пар, производство Малайзия, Индия, Германия.
Истец осуществил поставку товара по накладной УТ-588 от 12.09.2017 года п.п. 1,2,3 (п.2 заявки заказчика от 12.09.2017) 1500 пар, где на групповой упаковке изделия отсутствовала информация о наличии естественного уровня кислотного баланса рН 5,5; привезенный товар не соответствовал заявленному количеству. По накладной УТ-569 от 07.09.2017 года по п.п.1 (п.1 заявки от 12.09.2017) были поставлены перчатки с внутренним полимерным покрытием, в то время как заявлены перчатки внутренний слой, которых должен содержать три компонента с эффектами: противоаллергический, противовоспалительный, увлажнение и питание, при этом на упаковке должна быть маркировка материалов изготовления внутреннего покрытия; привезенный товар не соответствовал заявленному количеству, а также страна происхождения вместо заявленной Малайзии, поставлены перчатки производства Тайланд.
Судом первой инстанции установлено, что в ходе приемки товара заказчиком выявлено несоответствие поставленного товара спецификации к контракту.
Результаты приемки зафиксированы в Акте N 981 от 15.09.2017, в которых заказчик отказался от приемки товара не соответствующего спецификации к контракту. Поставщик надлежащим образом был уведомлен о поставке товара не соответствующего контракту, о чем свидетельствует имеющаяся в деле переписка и истцом данное обстоятельство не оспаривалось.
Таким образом, приемка товаров произведена заказчиком с соблюдением положений раздела 7 контракта.
Поставщик надлежащим образом был уведомлен о поставке товара не соответствующего контракту, о чем свидетельствует имеющаяся в деле переписка и самим Обществом данное обстоятельство ни в суде первой инстанции ни в суде апелляционной инстанции не оспаривалось.
В соответствии с положениями ст. 432 и 506 ГК РФ требования в части ассортимента поставляемой продукции, предполагающие поставку хирургических поставок, относятся к предмету договора, были специально оговорены сторонами первоначально при заключении Контракта и в последующем в спецификации.
Принимая данные обстоятельства, судебная коллегия считает, что поставка товара, не соответствующего согласованному ассортименту, является существенным нарушением условий заключенного договора.
Также следует, по мнению суда апелляционной инстанции, принять во внимание, что истец заранее был ознакомлен с требованиями и условиями аукционной документации, в том числе и проектом контракта.
До даты подачи заявки на участие в аукционе истец положения документации об аукционе не обжаловал.
Кроме того, Общество в своей заявке на участие в аукционе дало согласие на поставку товара в соответствии с требованиями документации об аукционе.
Заключая контракт на указанных выше условиях, истец должен был оценивать свои возможности совершения соответствующих действий, оценивать риски и последствия неисполнения обязательств.
Судом первой инстанции, верно установлено, что факт поставки истцом товара, не соответствующего требованиям, указанным в спецификации (приложении N 1) к контракту, подтверждается материалами дела, в частности, актом от 15.09.2017 N 981.
Общество данный факт документально не опровергло и в суде апелляционной инстанции, так же и не представило доказательств, того что замена поставляемого товара была согласована и отвечала всем условиям контракта.
Учитывая данные обстоятельства, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отказе в удовлетворении требования о признании одностороннего отказа от исполнения контракта от 15.08.2017 N 741907 незаконным.
Не соглашаясь с решением суда первой инстанции, заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что приемка товара произведена ответчиком с нарушением порядка приемки товара, предусмотренного Инструкциями П-7 и П-6.
Данный довод апелляционной жалобы подлежит отклонению, поскольку в договоре прямо не предусмотрено условие о применении к отношениям сторон по приемке товара Инструкции N П-7 и П-6, то в данном случае подлежит применению правила, установленные статьей 513 ГК РФ.
Аналогичная правовая позиция, изложена в судебной практики, в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 21.02.2017 по делу N А65-8822/2016.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 513 Кодекса покупатель (получатель) обязан совершить все необходимые действия, обеспечивающие принятие товаров, поставленных в соответствии с договором поставки. Принятые покупателем (получателем) товары должны быть им осмотрены в срок, определенный законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота. Покупатель (получатель) обязан в этот же срок проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота, и о выявленных несоответствиях или недостатках товаров незамедлительно письменно уведомить поставщика.
Согласно Инструкции о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной постановлением Госарбитража СССР от 25.04.1966 N П-7 (далее - Инструкция N П-7) (пункт 1), применяется во всех случаях, когда стандартами, техническими условиями, Основными и Особыми условиями поставки или другими обязательными для сторон правилами не установлен иной порядок приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству и комплектности, а также тары под продукцией или товарами. В договорах поставки могут быть предусмотрены особенности приемки соответствующих видов продукции и товаров.
Особенности исполнения контракта предусмотрены статьей 94 Закона N 44-ФЗ, а также пунктом 6.4 контракта.
ООО "Стомтовары" извещен, о принятии ответчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта надлежащим образом 03.11.2017 года, что подтверждается почтовым уведомлением.
При таких обстоятельствах, оснований считать акт от 15.09.2017 N 981 недействительным у судебной коллегии не имеется.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены или изменения которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены или изменения принятого решения.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13 февраля 2018 года по делу N А12-41149/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т. В. Волкова |
Судьи |
О. И. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.