г. Воронеж |
|
18 апреля 2018 г. |
Дело N А08-11626/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 апреля 2018 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мокроусовой Л.М.,
судей Маховой Е.В., Сурненкова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Серищевой С.В.,
при участии:
от государственного унитарного предприятия "Белводоканал": Соломенников М.М., представитель по доверенности N б/н от 01.02.2018;
от закрытого акционерного общества "Белгородский цемент": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Белгородский цемент" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 29.01.2018 по делу N А08-11626/2017 (судья Головина Л.В.),
по иску ГУП "Белводоканал" (ИНН 3123000623, ОГРН 1023101682559)
к закрытому акционерному обществу "Белгородский цемент" (ИНН 3123003920, ОГРН 1023100000274)
о взыскании платы за превышение предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ в размере 727 080,60 руб.,
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие "Белгородский водоканал" (далее - ГУП "Белводоканал", истец) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с иском к закрытому акционерному обществу "Белгородский цемент" (далее - ЗАО "Белгородский цемент", ответчик) о взыскании платы за превышение предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ в размере 727 080,60 руб.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 29.01.2017 по делу N А08-11626/2017 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ЗАО "Белгородский цемент" обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда первой инстанции, просит решение отменить. Заявитель апелляционной жалобы ссылается на то, что судом первой инстанции не дана оценка доводам ответчика относительно его контррасчета задолженности.
В судебное заседание апелляционной инстанции 11.04.2018 представитель ЗАО "Белгородский цемент" не явился.
Учитывая, что в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении лица, участвующего в деле, о месте и времени судебного заседания, на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ, дело рассматривалось в его отсутствие.
В судебном заседании 11.04.2018 судом удовлетворено ходатайство ответчика о приобщении к материалам дела копий дополнительных документов, а именно: письма ЗАО "Белгородский цемент" N 1/БЦ-64/18 от 30.01.2018 с приложенными расчетами водохозяйственного баланса за период 2011 г., 2017-2018 г., ответа ГУП "Белгородский водоканал" N 564 от 26.02.2018, письма ЗАО "Белгородский цемент" N 1/БЦ-203/18 от 15.03.2018 с приложенным расчетом водохозяйственного баланса за период 2017-2018 г., списка эксплуатируемой техники, письма акционерного общества "Белгородский цемент" N 1/БЦ-213/18 от 16.03.2018, а также приобщен отзыв ГУП "Белгородский водоканал" на апелляционную жалобу.
Представитель ГУП "Белводоканал" возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, указанным в отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
При рассмотрении дела в порядке арбитражного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело (ч.1 ст. 268 АПК РФ).
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав представителя лица, участвующего в деле, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Как следует из материалов дела, 01.01.2013 между ГУП "Белводоканал" и ЗАО "Белгородский цемент" заключен договор N 320 на прием сточных вод в канализацию города Белгорода при наличии собственных источников водоснабжения.
В соответствии с п. 2.1.1. договора, МУП "Горводоканал" обязался обеспечить круглосуточный бесперебойный прием сточных вод от абонента, при условии их соответствия "Правилам_" в объеме лимитов сброса, 82 608 м.куб./за 12 мес.; 6 884 м.куб./мес. с концентрациями, установленными в "Нормативах сброса...".
Согласно п. 1.2. договора, прием сточных вод и загрязняющих веществ в составе сточных вод от абонента и его субабонентов осуществляется в централизованную систему канализации г. Белгорода согласно выданным техническим условиям и утвержденным нормативам сброса по составу сточных вод, разрешенных к приему (сбросу) в систему канализации г. Белгорода (далее "Нормативы сброса...").
Согласно п. 2.2.9 договора абонент обязан соблюдать установленные лимиты сброса и допустимые концентрации в стоках, не допуская сброс веществ, запрещенных к сбросу "Правилами..." и иным действующим законодательством РФ. Осуществлять контроль за составом и свойствами сбрасываемых в систему канализации г. Белгорода сточных код (включая стоки субабонентов) и соблюдать нормативы водоотведения по качеству сточных вод, установленные в "Нормативах сброса...".
Пунктом 2.4.5 договора предусмотрено право истца осуществлять лабораторный контроль по составу сточных вод абонента.
В силу пункта 4.5 договора за превышение нормативных сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в городскую канализацию с "Абонента" взимается плата в соответствии с действующим законодательством РФ.
22.11.2016 представителями филиала "ЦЛАТИ по Белгородской области" ФГБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" произведен отбор проб сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения на объекте абонента по адресу: Белгородская область, г. Белгород, ул. Сумская, площадка Цемзавода, о чем составлен протокол отбора проб воды.
Из указанного протокола следует, что отбор проб производился в присутствии представителей ответчика - Жариковой Н.В. (ведущий инженер) и Цыганкова Л.Я. (нач. отдела ООС и ККВ), которые подписали акт отбора проб.
Результаты лабораторных исследований данных проб выявили превышение концентраций загрязняющих веществ в сточных водах ответчика, что нашло отражение в протоколе N 918/спв от 29.11.2016.
По результатам исследований произведен расчет повышенной платы за сброс в пятикратном размере действующего тарифа за каждый кубометр сбрасываемых сточных вод в сумме 727 080,60 руб. в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1310 от 31.12.1995, п. 4 Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населённых пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие веществу в системы канализации населенных пунктов Белгородской области, утверждённого постановлением Правительства Белгородской области от 22.06.2015 N 241-пп, Приложением к Решению Совета депутатов г. Белгорода "Об утверждении нормативов сброса в систему коммунальной канализации города Белгорода" от 08.12.2009 N 291.
Ответчик оплату в добровольном порядке не произвел. Претензия истца N 3887 от 08.12.2016, направленная в адрес ответчика, осталась без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Принимая решение по настоящему делу, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, при этом суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Согласно пункту 10 статьи 7 Закона о водоснабжении в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Контроль состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в централизованную систему водоотведения, осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод в порядке, установленном Правительством Российской Федерации Закона о водоснабжении.
Анализ отобранных проб сточных вод осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации (п. 5 ст. 30 Закона о водоснабжении).
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов", порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
В силу пункта 4 Порядка о взимании платы за сброс N 241-пп в качестве мер экономического воздействия к абонентам организацией водопроводно-канализационного хозяйства применяется плата за сброс сточных вод и загрязняющих веществ сверх установленных нормативов в следующих размерах:
- за превышение допустимой концентрации по одному загрязнителю - однократный размер действующего тарифа за каждый кубометр сбрасываемых сточных вод;
- за превышение допустимых концентраций одновременно по двум загрязнителям - двукратный, по трем - трехкратный и т.д. размер действующего тарифа за каждый кубометр сбрасываемых сточных вод. При этом кратность увеличения действующего тарифа не ограничивается;
- за сброс веществ, не удаляемых на очистных сооружениях коммунальной канализации, а также за залповый сброс любого вида загрязнений - двадцатипятикратный размер действующего тарифа за каждый кубометр сбрасываемых сточных вод.
В соответствии с п. 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167) нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий:
-соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами;
-обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации;
-техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ;
-защита сетей и сооружений системы коммунальной канализации.
Согласно п. 65 Правил N 167, контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно- канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах. Анализы контрольных проб сточных вод производятся лабораторией организации водопроводно-канализационного хозяйства или по усмотрению указанной организации в аттестованной и (или) аккредитованной для производства таких работ другой организации (лаборатории) (п. 67 Правил N 167).
Абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод (ст. 64 Правил N 167).
Подпунктом "г" пункта 147 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644, предусмотрено, что абонент, транзитная организация обязаны обеспечить доступ представителям организации водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию представителям иной организации к приборам учета (узлам учета) и иным устройствам для отбора проб в установленных местах отбора проб в целях проведения производственного контроля качества питьевой воды, контроля качества сточных вод.
В соответствии с п. 148 Правил N 644 абонент, транзитная организация обеспечивают беспрепятственный доступ представителям организации водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию представителям иной организации после предварительного оповещения абонента, транзитной организации о дате и времени посещения.
Абонент, транзитная организация должны быть извещены о проведении обследования водопроводных и канализационных сетей и о проведении отбора проб воды и сточных вод не менее чем за 15 минут до проведения такого обследования и (или) отбора проб. Оповещение должно осуществляться любыми доступными способами, позволяющими подтвердить получение такого уведомления адресатами.
Согласно п. 149 Правил N 644 уполномоченные представители организации водопроводно-канализационного хозяйства или представители иной организации допускаются к водопроводным, канализационным сетям и сооружениям на них, приборам учета и иным устройствам, местам отбора проб при наличии служебного удостоверения (доверенности) или по заранее направленному абоненту, транзитной организации списку с указанием должностей проверяющих. В случае если доступ предоставляется для проверки, по итогам проверки составляется двусторонний акт, в котором фиксируются результаты проверки, при этом один экземпляр акта должен быть направлен абоненту, транзитной организации не позднее 3 рабочих дней со дня его составления. При этом абонент, транзитная организация имеют право присутствовать при проведении организацией водопроводно-канализационного хозяйства всех проверок, предусмотренных настоящим разделом.
Аналогичные нормы содержатся в Правилах осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.06.2013 N 525 (далее - Правила контроля).
В соответствии с п. 18 Правил контроля отбор проб сточных вод осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение.
Отбор проб сточных вод осуществляется в присутствии абонента, за исключением случаев его неявки к месту отбора проб. В случае неявки абонента к месту отбора проб сточных вод в течение 15 минут после времени, указанного в уведомлении о проведении отбора проб сточных вод, пробы сточных вод отбираются без абонента (п. 19 Правил контроля).
По п. 21 Правил контроля организация, осуществляющая водоотведение, обязана любым способом уведомить абонента о проведении отбора проб сточных вод не позднее, чем за 15 минут до начала процедуры отбора проб сточных вод. Отбор проб сточных вод осуществляется не ранее чем через 15 минут с момента подтверждения факта получения абонентом такого уведомления.
По результатам отбора проб сточных вод на месте отбора проб сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, в силу п. 27 Правил контроля составляет в 2 экземплярах акт отбора проб сточных вод по форме, приведенной в приложении N 2, который подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, и абонентом.
Пунктом 28 Правил контроля предусмотрено, что при несогласии абонента с содержанием акта отбора проб сточных вод абонент обязан подписать этот акт с указанием в нем своих возражений. Акт отбора проб сточных вод в случае отказа абонента от его подписания подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, с отметкой "абонент от подписи отказался". В случае неявки абонента к месту отбора проб сточных вод в установленное время акт отбора проб сточных вод подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, с отметкой "абонент на отбор проб сточных вод в установленное время не явился". Один экземпляр акта отбора проб сточных вод в течение 3 рабочих дней со дня отправки пробы сточных вод в аккредитованную лабораторию направляется абоненту любым способом, позволяющим подтвердить факт получения этого акта абонентом.
Из материалов дела следует, что анализ пробы воды проведен в независимой аккредитованной лаборатории ЦЛАТИ по Белгородской области, имеющей аттестат аккредитации RA.RU.516147 от 30.01.2015.
В результате анализа проб зафиксировано превышение предельно-допустимой концентрации загрязняющих вещества в сточных водах.
Правилами N 525 (пункт 29), равно как и ранее Правилами N 167 (пункты 68, 90), предусматривается право абонента произвести параллельный отбор проб сточных вод и провести их анализ.
Однако ЗАО "Белгородский цемент" по своему усмотрению не воспользовался правом отобрать и исследовать параллельные пробы, чем по своей воле лишил себя эффективного способа защиты (статьи 9, 65 АПК РФ).
Нормативы сброса по составу сточных вод, разрешенных к приему (сбросу) в систему коммунальной канализации города Белгорода утверждены решением Совета депутатов г. Белгорода от 08.12.2009 N 291.
Нормативы сброса по составу сточных вод, разрешенных к приему (сбросу) в систему коммунальной канализации города Белгорода утверждены решением Совета депутатов г. Белгорода от 08.12.2009 г. N 291. В указанных нормативах указан перечень и допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах абонента.
По результатам исследований произведен расчет повышенной платы за сброс в пятикратном размере действующего тарифа за каждый кубометр сбрасываемых сточных вод в сумме 727 080,60 руб.
Пункт 29 Правил контроля предоставляет право абоненту при отборе проб сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение, произвести одновременно параллельный отбор проб сточных вод и провести их анализ в аккредитованной лаборатории за счет собственных средств.
Ответчик не воспользовался данным правом и не произвел отбор и исследование параллельной пробы.
Судом расчет повышенной платы, произведенный истцом, проверен и признан правильным.
В соответствии со статьями 307, 309 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенные действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства должны исполняться надлежащим образом. По общему правилу только надлежащее исполнение прекращает обязательство (статья 408 ГК РФ). Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (статья 310 ГК РФ).
Ответчик не представил в суд доказательств, свидетельствующих как о ненадлежащем исполнении условий договора, так и доказательств, подтверждающих оплату по выставленному счету N СУ000000977 от 08.12.2016 на сумму 727 080,60 руб.
Оценивая представленные в материалы дела доказательства во взаимной связи и совокупности, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца о взыскании 727 080,60 руб. оплаты в повышенном размере за превышение предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ в сбрасываемых стоках.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно посчитал исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с п. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно п. 2 ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В силу частей 1,2 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Апелляционным судом не принимается во внимание контррасчет ответчика задолженности. В соответствии с пунктом 4 Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализационных пунктов Белгородской области от 22.06.2015 N 241-пп за превышение допустимых концентраций одновременно по пяти загрязнителям плата за сброс начисляется в пятикратном размере. Согласно протоколу лабораторных исследований проб воды N 918/спв от 29.11.2016 превышение допустимой концентрации установлен по пяти загрязнителям.
Обстоятельства снижения производственных мощностей, численности рабочих и предложенный ответчиком водохозяйственный баланс не может быть принят во внимание, так как стороны не вносили изменений в расчет водоснабжения и водоотведения, являющийся приложением к договору от 01.01.2013 N 320, принятый в расчете платы за сверхнормативный сброс загрязненных веществ, ответчиком не опровергнут.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для отмены либо изменения судебного акта не имеется. Нарушений норм материального права и процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не допущено.
В силу статьи 110 АПК РФ государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы относится на ее заявителя и возврату либо возмещению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 29.01.2018 по делу N А08-11626/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Белгородский цемент" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Л.М. Мокроусова |
Судьи |
Е.В. Маховая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.