г. Вологда |
|
19 апреля 2018 г. |
Дело N А13-17089/2017 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Мурахиной Н.В.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 30 января 2018 года по делу N А13-17089/2017 (судья Савенкова Н.В.),
установил:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области (ОГРН 1023500877058, ИНН 3525114885; место нахождения: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Зосимовская, дом 45а; далее - управление, УПФ) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ТеплоэнергостройКомплект" (ОГРН 1113525000632, ИНН 3525253511; место нахождения: 160021, Вологодская область, город Вологда, улица Александра Клубова, дом 25; далее - общество, ООО "ТеплоэнергостройКомплект") о взыскании 1500 рублей финансовой санкции, назначенной решением от 28.12.2016 N 045S19160002728 за несвоевременное предоставление сведений о застрахованных лицах формы СЗВ-М за июнь 2016 года.
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление управления рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 30 января 2018 года по делу N А13-17089/2017 в удовлетворении исковых требований отказано.
Управление с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на то, что пропуск срока на обращение в суд с рассматриваемым заявлением произошел по независящим от управления причинам, в связи с поздним получением почтовых реестров об отправке обществу заявления о взыскании финансовой санкции.
ООО "ТеплоэнергостройКомплект" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ и пункту 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам без проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, общество является лицом, производящим выплаты физическим лицам, следовательно, в силу статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" признается страхователем.
В ходе проведенной УПФ проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления ответчиком сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), в редакции, действовавшей в спорный отчетный период, установлено, что сведения формы СЗВ-М за июнь 2016 года в отношении 3 застрахованных лиц представлены обществом в управление 08.08.2016, в то время как срок представления таких сведений установлен не позднее 10.07.2016.
Выявленное нарушение зафиксировано управлением в акте от 10.11.2016 N 045S18160002815.
Решением от 28.12.2016 N 045S19160002728 общество привлечено к ответственности по части четвертой статьи 17 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2017) в виде штрафа в размере 1500 руб. (500 руб. х 3 застрахованных лиц).
В адрес общества заявителем направлено требование от 07.02.2017 N 045S01170154021 об уплате финансовой санкции за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ в добровольном порядке. Срок исполнения данного требования установлен до 07.03.2017.
Поскольку указанное требование в добровольном порядке обществом не исполнено, управление обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением, а также с ходатайством о восстановлении пропущенного процессуального срока для такого обращения с иском.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства, проанализировав соответствующие нормативные правовые акты, пришел к выводу о пропуске управлением срока на обращение с заявлением о взыскании с ООО "ТеплоэнергостройКомплект" финансовых санкций и об отсутствии оснований для удовлетворения ходатайства УПФ о восстановлении данного срока.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
Закон N 27-ФЗ устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", а также сведений о детях.
Согласно статье 1 Закона N 27-ФЗ индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный отчетный период) страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
На основании части четвертой статьи 17 данного Закона (в той же редакции) непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Также в данной правовой норме закреплялось, что взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 19 и 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), действовавшего до 01.01.2017.
С 1 января 2017 Закон N 212-ФЗ утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".
Вместе с тем, согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Из анализа перечисленных норм права следует, что к отношениям, связанным с взысканием штрафов, предусмотренных Законом N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений в системе обязательного пенсионного страхования, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 АПК РФ), подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.
Таким образом, с 01.01.2017 на правоотношения, связанные с контролем за уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, а также с взысканием штрафов, начисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации по статье 17 Закона N 27-ФЗ, распространяется законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, в том числе и положения статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В пункте 3 статьи 46 НК РФ установлено, что заявление о взыскании штрафа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования о его уплате.
Ранее, до 31.12.2016, аналогичная норма содержалась в статье 19 Закона N 212-ФЗ, которая применялась при взыскании указанных штрафов в силу статьи 17 Закона N 27-ФЗ в той же редакции.
Материалами дела подтверждается, что согласно почтовому реестру требование от 07.02.2017 N 045S01170154021 направлено страхователю 16.02.2017.
Срок исполнения данного требования истек 07.03.2017, следовательно, заявление могло быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, то есть в рассматриваемом случае - до 07.09.2017.
Однако управление с рассматриваемым заявлением о взыскании с общества 1500 руб. финансовой санкции обратилось в арбитражный суд лишь 16.10.2017, что подтверждается оттиском входящего штампа суда первой инстанции, проставленном на первой странице заявления (лист дела 4).
При таких обстоятельствах заявление подано по истечении шестимесячного срока, установленного как статьей статьи 19 Закона N 212-ФЗ, так и статьей 46 НК РФ для взыскания финансовых санкций в судебном порядке.
В части 1 статьи 115 АПК РФ указано, что лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.
Порядок восстановления процессуальных сроков определен в статье 117 АПК РФ, согласно части 2 которой пропущенный процессуальный срок может быть восстановлен в случае признания причин его пропуска уважительными и если не истекли предельные допустимые сроки для его восстановления.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
Из перечисленных норм права следует, что ходатайство о восстановлении срока должно содержать причины его пропуска, уважительность которых должна быть подтверждена документально.
В материалах дела усматривается, что ходатайство управления о восстановлении пропущенного процессуального срока мотивировано поздним получением почтовых реестров об отправке обществу заявления о взыскании финансовой санкции.
Оценив причины пропуска срока, изложенные в ходатайстве УПФ, суд первой инстанции сделал верный вывод о том, что ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд не подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 117 АПК РФ арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предельные допустимые сроки для восстановления.
Законодательство о страховых взносах не раскрывает понятия уважительности причин пропуска срока, поэтому в каждом конкретном случае суд самостоятельно определяет уважительность (или отсутствие уважительности) причин пропуска срока на обращение в суд с учетом конкретных обстоятельств дела.
При этом суду следует учитывать, что в качестве уважительной причины пропуска управлением срока может быть признано только наличие обстоятельств, объективно препятствовавших заявителю своевременно обратиться в суд с иском о взыскании сумм финансовых санкций. При этом значимы доказательства отсутствия у заявителя реальной возможности осуществления процессуального действия с соблюдением установленных сроков.
Вместе с тем каких-либо доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, объективно препятствовавших своевременному обращению заявителя в суд, УПФ не представлено.
Доказательства ненадлежащей работы сотрудников органа почтовой связи в материалах дела также отсутствуют.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает, что приведенное в ходатайстве о восстановлении процессуального срока обстоятельство не препятствовало своевременному обращению управления в суд с соответствующим заявлением.
Ссылка подателя жалобы на обращение в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением от 05.09.2017 N 05-17/16457 о выдаче судебного приказа о взыскании с общества финансовой санкции за несвоевременное представление сведений формы СЗВ-М за июнь 2016 года в размере 1500 руб. по требованию от 07.02.2017 N 045S01170154021, также не свидетельствует об уважительности причин пропуска срока на обращение в суд с заявлением о взыскании с общества финансовой санкции, поскольку, как следует из входящей отметки, с заявлением о выдаче судебного приказа УПФ обратилось в Арбитражный суд Вологодской области также с пропуском срока шестимесячного срока (не позднее 07.09.2017), а именно 21.09.2017.
Незначительность пропуска процессуального в силу статьи 117 АПК РФ не имеет значения, так как при разрешении вопроса о восстановлении пропущенного процессуального срока суд оценивает, прежде всего, характер причин пропуска, а не продолжительность периода пропуска.
Поскольку уважительных причин пропуска срока на обращение в суд с рассматриваемым заявлением апелляционной инстанцией не установлено, то следует признать, что оснований для удовлетворения ходатайства УПФ о восстановлении срока у суда первой инстанции также не имелось.
В связи с утратой управлением возможности взыскания с общества финансовой санкции по требованию от 07.02.2017 N 045S01170154021 по причине истечения установленного срока для взыскания и в связи с отказом в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока на обращение в суд с заявлением, УПФ правомерно отказано во взыскании с общества 1500 руб. финансовой санкции.
Обжалуемое решение суда соответствуют обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 30 января 2018 года по делу N А13-17089/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-17089/2017
Истец: ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области
Ответчик: ООО "ТЕПЛОЭНЕРГОСТРОЙ-КОМПЛЕКТ"