г. Самара |
|
19 апреля 2018 г. |
А55-29459/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 апреля 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
при участии:
от акционерного общества "Электросеть-Волга" - представителя Деркасовой М.Ю. (доверенность от 01.09.2017),
от Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области - представителя Иванова А.С. (доверенность от 19.09.2017 N МЭЖКХ-15/3912),
от общества с ограниченной ответственностью "РЭС" - представителя Юдакова М.О. (доверенность от 10.07.2017),
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области - представителя Шепеленко С.В. (доверенность от 07.09.2017 N 10972/5),
от иных лиц - представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Электросеть-Волга"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 31 января 2018 года по делу N А55-29459/2017 (судья Медведев А.А.),
по заявлению акционерного общества "Электросеть-Волга" (ОГРН 1116313001507, ИНН 6313539056), г. Самара,
к Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, г. Самара,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, г. Самара, общества с ограниченной ответственностью "РЭС", г. Самара, общества с ограниченной ответственностью "Электромонтаж", г. Самара, открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги", г. Самара,
об оспаривании отказа,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Электросеть-Волга" (далее - заявитель, общество) обратилось в суд с заявлением к Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (далее - Министерство), в котором, в соответствии со ст. 49 АПК РФ, изменив предмет исковых требований, просило признать незаконным отказ Министерства, выраженный в письме исх. N 15/7374 от 27.09.2017 г., в установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту на основании заявления от 05.05.2016 N 336-исх по установлению платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств ООО "Региональные электрические сети" по индивидуальному проекту и об обязании Министерства рассмотреть заявление АО "Электросеть-Волга" об установлении платы по индивидуальному проекту на основании упомянутого заявления и представленных документов по существу.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной Антимонопольной Службы по Самарской области, ООО "РЭС", ООО "Электромонтаж", ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 31 января 2018 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 31 января 2018 года по делу N А55-29459/2017 и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
В материалы дела поступили отзывы Министерства и ООО "РЭС" на апелляционную жалобу заявителя, в котором Министерство и третье лицо просят суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 31 января 2018 года по делу N А55-29459/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.
Кроме того, в материалы дела поступил отзыв УФАС по Самарской области, в котором антимонопольным органом представлены возражения по доводам апелляционной жалобы заявителя.
В судебном заседании апелляционного суда представитель заявителя апелляционную жалобу поддержал, просил суд ее удовлетворить.
Представители Министерства и ООО "РЭС" в судебном заседании апелляционного суда возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в представленных отзывах на апелляционную жалобу.
Представитель Управления ФАС по Самарской области в судебном заседании апелляционного суда оставил вопрос по разрешению апелляционной жалобы на усмотрение суда.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционного суда не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из заявления АО "Электросеть-Волга", ООО "Региональные электрические сети" (далее по тексту ООО "РЭС") подали в АО "Электросеть-Волга" заявку от 12.10.2015 г. на технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощности 918,4 кВт при напряжении 6 кВ от основного источника питания РП-3. Согласно вышеуказанной заявки, новое ТП-910 будет запроектировано и построено по выданным техническим условиям и присоединено к существующей ТП-35. Новое ТП-910 планируется для электроснабжения строящихся жилых домов, расположенных по адресу: г. Самара, ул. Ленинская, д. 149 и г. Самара, ул. Ленинская, д. 151.
АО "Электросеть-Волга" и ООО "РЭС" являлись смежными сетевыми организациями. В собственности ООО "РЭС" находится трансформаторная подстанция ТП-35, расположенная по адресу: г. Самара, ул. Бр. Коростелевых, 107, имевшая технологическое присоединение к электрическим сетям АО "Электросеть-Волга" РП-3 г. Самара, ул. Никитинская, 53 а.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15.06.2015 г. по делу N А55- 22637/2014 установлено ограничение пропускной способности кабельных линий от ПС "Центральная-3" до РП-3 и подтверждена невозможность подключения дополнительной нагрузки в количестве 918, 4 кВт без проведения реконструкции KЛ-6 кВ от РП-3 до ПС "Центральная-3". Ввиду отсутствия технической возможности технологического присоединения энергопринимающих устройств ООО "РЭС", АО "Электросеть-Волга" обратилось в Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (далее по тексту - Минэнерго и ЖКХ Самарской области) с заявлением от 05.05.2016 г. N 336 об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.
Минэнерго и ЖКХ Самарской области рассмотрело заявление АО "Электросеть-Волга" и направило отказ в открытии дела по установлению индивидуального тарифа на технологическое присоединение (письмо N 15/3049 от 11.05.2016 г.). Причиной отказа согласно вышеуказанного письма, является несоответствие уровня напряжения и максимальной мощности присоединяемых энергопринимающих устройств. По мнению, Минэнерго и ЖКХ Самарской области, в соответствии с Правилами технологического присоединения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 и приказам ФСТ России от 11.09.2012 N 209-э/1 "Об утверждении методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям" плата за технологическое присоединение по индивидуальному проекту устанавливается при отсутствии технической возможности, а также при технологическом присоединении заявителей, присоединяющихся к электрическим сетям на уровне напряжения не ниже 35 кВ и максимальной мощности энергопринимающих устройств не менее 8 900 кВт.
Ранее, Минэнерго и ЖКХ Самарской области на запрос заявителя, предоставило ответ о порядке технологического присоединения энергопринимающих устройств ООО "РЭС" (исх. N 15/10238 от 25.12.2015), согласно которого в соответствии с п. 2 ст. 23.2 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" с 1 января 2011 года не допускается включение в состав платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций. И таким образом, по мнению Министерства, включение в размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств ООО "РЭС" затрат на строительство кабельных линий от РП-3 до ПС "Центральная-3" противоречит действующему законодательству.
ООО "РЭС" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к АО "Электросеть-Волга" об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора об осуществлении технологического присоединения N 5-ТП2015 от 26.10.2015.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.05.2016 г. по делу N А55- 649/2016 были урегулированы разногласия и стоимость мероприятий по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств принята в редакции ООО "РЭС": 624 012, 30 рублей. Согласно данного расчета, ООО "РЭС" оплачивает технологическое присоединение по стандартизированной тарифной ставке С1 для расчета платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам.
Заявитель обратился за разъяснениями в Федеральную антимонопольную службу России и по результатам рассмотрения письма АО "Электросеть-Волга" Самарским УФАС России было выдано Минэнерго и ЖКХ Самарской области предупреждение о прекращении в срок до 25.09.2017 г., действий, которые содержат признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции, путем отзыва письма исх. N 15/3049 от 11.05.2016 г., направленного в адрес АО "Электросеть- Волга".
Минэнерго и ЖКХ Самарской области письмом исх. N 15/7046 от 14.09.2017 г. отозвало письмо от 11.05.2016 г. N 15/3049 от отказе в открытии дела по установлению индивидуального тарифа на технологическое присоединение, направленное в АО "Электросеть-Волга".
Но при этом, как указывает заявитель, Минэнерго и ЖКХ Самарской области, письмом исх. N 15/7374 от 27.09.2017 г. отказалось открывать дело по установлению индивидуального тарифа и сообщило, что размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств ООО "РЭС" определен решением Арбитражного суда Самарской области от 26.05.2016 г. по делу N А55-649/2016 в размере 624 012, 21 рублей.
Заявитель считает, что отказ Минэнерго и ЖКХ Самарской области, выраженный в письме исх. N 15/7374 от 27.09.2017 г., в установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту на основании заявления от 05.05.2016 г. N 336 АО "Электросеть-Волга", является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя в качестве сетевой организации.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Принимая обжалуемый судебный акт, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
05.05.2016 года АО "Электросеть-Волга" обратилось в адрес Министерства с заявлением на открытие дела по установлению платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту ООО "Региональные электрические сети" (далее - ООО "РЭС").
Министерство рассмотрело указанное заявление в срок, установленный действующим законодательством в области государственного регулирования тарифов в сфере электроэнергетики (7 дней со дня поступления заявления), и направило письмо в адрес АО "Электросеть-Волга" об отказе в открытии дела по установлению платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту ООО "РЭС" в связи с тем, что величина максимальной мощности присоединяемых энергопринимающих устройств ООО "РЭС", указанная в представленном пакете документов АО "Электросеть - Волга", составляет 1 718,4 кВт, уровень напряжения 6 кВ.
Доводы по вопросу определения размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств ООО "РЭС" к АО "Электросеть-Волга" Министерством изложены в отзыве от 19.10.2016 N 15/7514 по делу N А55-15361/2016, представленном также в приложении к отзыву по настоящему делу.
По вопросу включения в состав платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту расходов на присоединение к вышестоящей сетевой организации, министерство руководствовалось действующим приказом ФСТ России от 15.11.2013 N 1415-тп "Об урегулировании спора, связанного с установлением министерством энергетики и жилищно - коммунального хозяйства Самарской области платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств ОАО "Особые экономические зоны" к территориальным распределительным электрическим сетям ЗАО "Энергетика и связь строительства" по индивидуальному проекту". В соответствии с которым на основании Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" с 1 января 2011 года не допускается включение в состав платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики".
В соответствии с п. 31 раздела III постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 "В целях проверки обоснованности установления сетевой организацией факта отсутствия технической возможности, заявитель вправе обратиться в орган федерального государственного энергетического надзора для получения заключения о наличии (отсутствии) технической возможности технологического присоединения сетевой организацией.
Орган федерального государственного энергетического надзора направляет заявителю заключение о наличии (отсутствии) технической возможности технологического присоединения в срок не позднее 30 дней со дня поступления соответствующего обращения".
Статьей 29.1. Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ предусмотрено, что "под федеральным государственным энергетическим надзором в сфере электроэнергетики понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти".
В Самарской области уполномоченным федеральным органом исполнительной власти является Средне-Поволжское управление Ростехнадзора.
АО "Электросеть-Волга" с заявлением от 05.05.2016 по установлению платы по индивидуальному проекту представлен расчет максимальной пропускной способности электрических сетей, выполненный организацией ООО "ЭнергоСтройПроект", за которым обратился не заявитель, а организация ООО "Электромонтаж" не имеющая отношение к установлению платы по индивидуальному проекту. Кроме того, у ООО "ЭнергоСтройПроект" в Приложении N 1 к свидетельству о допуске и определенному виду и видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства от 21.08.2013 г. N Г1-013-6319154140- 21082013247 отсутствует вид работ на выявление наличия (отсутствия) технической возможности и на выдачу соответствующего заключения.
Между ООО "РЭС" и АО "Электросеть-Волга" заключен договор на технологическое присоединение N 5-ТП2015 от 26.10.2015 г. (далее - договор на ТП) (разногласия по данному договору были урегулированы решением Арбитражного суда Самарской области от 26.05.2016 г. по делу N А55-649/2016, законность которого была подтверждена Постановлением апелляционной инстанции от 15 сентября 2016 года).
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2016 решение Арбитражного суда Самарской области и 26.05.2015 по делу N А55-649/2016 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба АО "Электросеть-Волга" без удовлетворения. Таким образом, разногласия между АО "Электросеть-Волга" и ООО "РЭС" были урегулированы и установлен размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств ООО "РЭС" к АО "Электросеть-Волга" с максимальной мощностью 918,4 кВт в размере 624 012,21 руб. (в т.ч. НДС 18% - 95 188,3 руб.). Указания министерству на необходимость установления АО "Электросеть-Волга" размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств ООО "РЭС" по индивидуальному проекту данным решением не вынесено.
По договору на ТП, АО "Электросеть-Волга" обязуется осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств ООО "РЭС" (ТП-35 6/0,4 кВ, по адресу г. Самара, Ленинский район, ул. Братьев, Коростелевых, 154А) максимальной мощностью 918,4 кВт к ранее присоединенной в данной точке 800 кВт.
Плата по договору на ТП установлена судебными актами 1 и 2 инстанциями по делу А55-649/2016, которые имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела.
Статья 69 АПК РФ устанавливает, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В рамках данного дела N А55-29459/2017 АО "Электросеть-Волга" по сути пытается изменить условие о плате в Договоре на ТП, которое уже утверждено судебными актами по делу N А55-649/2016, вступившими в законную силу, что недопустимо в силу статьи 69 АПК РФ.
Требование АО "Электросеть-Волга" об обязании Министерства рассмотреть заявление об установлении платы по индивидуальному проекту противоречит судебным актам 1 и 2 инстанции по делу N А55-649/2016.
В адрес министерства предписание УФАС по Самарской области на необходимость установления указанной платы по заявлению АО "Электросеть-Волга" от 05.05.2016 N 336 не поступало.
Во исполнение предупреждения УФАС по Самарской области от 04.09.2017 N 10710/5 министерство отозвало письмо от 11.05.2016 N 15/3049 и письмом от 14.09.2017 N 15/7074 уведомило об этом УФАС по Самарской области и АО "Электросеть-Волга".
На письмо АО "Электросеть-Волга" (от 20.09.2017 N 502) министерство письмом (от 27.09.2017 N 15/7374) сообщило, что готово рассмотреть, в случае наличия у АО "Электросеть-Волга" новой заявки от ООО "РЭС" на осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств, соответствующие материалы, предусмотренные действующим законодательством.
Необходимо отметить, что действующее законодательство не устанавливает запретов на повторное обращение заинтересованных лиц в уполномоченный орган для установления платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям по индивидуальному проекту.
До настоящего времени нового заявления от АО "Электросеть-Волга" в адрес министерства не поступало.
31.10.2017 года вступил в силу приказ ФАС России от 29.08.2017 N 1135/17 "Об утверждении методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям и в соответствии с данным приказом приказ ФСТ России от 1 1.09.2012 N209-э/1 "Об утверждении методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям" признан утратившим силу.
Учитывая вышеизложенное доводы АО "Электросеть-Волга", изложенные в заявлении о признании незаконным отказа в установлении размера платы по индивидуальному тарифу, противоречат требованиям действующего законодательства.
В силу положений части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, данных в Постановлении от 01.07.1996 N 6/8, для признания оспариваемого ненормативного правового акта органа местного самоуправления недействительным необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и охраняемых законом интересов заявителя, а также незаконного возложения им на заявителя обязанности, создающей иные препятствия для осуществления заявителем предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, основанием для признания оспариваемого ненормативного правового акта незаконным является наличие одновременно двух условий: несоответствие ненормативного правового акта законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении настоящего дела совокупности указанных обстоятельств не установлено.
Согласно заявлению АО "Электросеть-Волга", осуществление технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства обратившихся к нему лиц является обязанностью АО "Электросеть-Волга", как сетевой организации, а установление размера платы за такое присоединение входит в компетенцию только государственного органа, отсутствие установленной платы препятствует реализации АО "Электросеть-Волга" нормативно установленной обязанности по заключению соответствующего договора и осуществлению мероприятий по технологическому присоединении, энергопринимающих устройств ООО "РЭС".
Согласно пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, сетевые организации - это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
В соответствии с Дополнительным соглашением N 3 от 01.03.2017 г. АО "Электросеть-Волга" с 01.03.2017 г. утратило право распоряжения и владения энергопринимающим устройством, к которому осуществляется технологическое присоединение ООО "РЭС". Точкой присоединения между сетями ООО "РЭС" и АО "Электросеть-Волга" является РП-3 РУ-6 кВ. Согласно дополнительному соглашению N 3 от 01.03.2017 г. к договору аренды электротехнического оборудования N 13 от 19.04.2016 г., заключенному с ООО "Электромонтаж", из данного договора исключено электрооборудование РП-3.
Доказательства обратного суду не представлены.
Таким образом, с момента передачи объектов электрооборудования РП-3 6/0,4 кВ из владения (пользования, распоряжения) АО "Электросеть-Волга", данная организация не может являться сетевой организацией в указанной точке, так как не владеет РП-3, соответственно у неё отсутствует обязанность по выполнению мероприятий по технологическому присоединению.
В соответствии с ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Оценивая обстоятельства дела, арбитражный суд первой инстанции, пришёл к правомерному выводу о том, что в отказ, содержащийся в письме исх. N 15/7374 от 27.09.2017 г., является законным и не нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах, требования заявителя правомерно оставлены судом без удовлетворения.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения и надлежащей правовой оценки в суде первой инстанции.
Судебный акт по делу принят при полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств и материалов дела. Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 31 января 2018 года по делу N А55-29459/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-29459/2017
Истец: АО "Электросеть-Волга"
Ответчик: Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области
Третье лицо: ОАО Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги, ООО "РЭС", ООО "Электромонтаж", Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области