г. Ессентуки |
|
19 апреля 2018 г. |
Дело N А63-4785/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 апреля 2018 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белова Д.А.,
судей: Афанасьевой Л.В., Цигельникова И.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Джашакуевым М.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Майдибор Надежды Петровны на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14.12.2017 по делу N А63-4785/2017 (судья А.А. Говорун),
по заявлению индивидуального предпринимателя Майдибор Надежды Петровны, г. Ставрополь, ОГРН 313265117200296, к администрации города Ставрополя, г. Ставрополь, ОГРН 1022601931901, комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, г. Ставрополь, ОГРН 1022601934486, жилищно-строительному кооперативу "Темп-93", г. Ставрополь, ОГРН 1032600931747, о признании незаконным решения администрации и признании незаконным бездействия |
в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
УСТАНОВИЛ:
ИП Майдибор Н.П. (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к администрации города Ставрополя (далее - администрация), КУМИ г. Ставрополя (далее - комитет), ЖСК "Темп-93" (далее - кооператив), в котором просит:
признать незаконным решение администрации, изложенное в уведомлении комитета об отказе от 23.12.2016 N 08/14-9614с, как несоответствующее требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации и Земельного кодекса Российской Федерации;
признать незаконным бездействия администрации, комитета, связанные с нерешением вопроса об организации процедуры предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка площадью 271 кв.м (кадастровый номер 26:12:011605:125), расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. Пирогова, в квартале 525.
Решением суда от 14.12.2017 заявление об уточнении предмета заявленных требований, поданное в порядке статьи 49 АПК РФ от 07.12.2017, отклонено. В удовлетворении заявленных требований отказано.
Предприниматель не согласилась с решением суда первой инстанции и обратилась в апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда от 14.12.2017 и принять по делу новый судебный об удовлетворении заявленных требований.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о дате и месте проведения судебного заседания.
Арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями ст. ст. 268 - 271 АПК РФ, проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявитель в порядке статьи АПК РФ ходатайствовал об уточнении заявления, дополнив его требованием о признании незаконным действия управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю по снятию с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 26:12:011605:125, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. Пирогова, в квартале 525.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о не соответствии заявленного ходатайства статье 49 АПК РФ, поскольку требование о признании незаконным действия управления Росреестра по Ставропольскому краю по снятию с государственного кадастрового учета спорного земельного участка не было изначально заявлено предпринимателем, является новым требованием и связано с одновременным изменением предмета и основания заявления.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 16.12.2002 на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок из земель населенных пунктов площадью 271 кв.м. с кадастровым номером 26:12:011605:125, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Пирогова, в квартале 525, вид разрешенного использования - под объекты транспорта автомобильного.
Из кадастрового паспорта от 13.12.2016 N 26/501/16-799782 следует, что указанный участок был предоставлен кооперативу в аренду на основании постановления главы администрации города Ставрополя от 07.10.2002 N 7048.
В рамках дела N А63-11361/2016 комитет обращался в суд с иском к кооперативу с требованием об освобождении земельного участка площадью 271 кв. м (кадастровый номер 26:12:011605:125), местоположение установлено относительно ориентира, расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Пирогова, в квартале 525.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 16.01.2017 по делу N А63-11361/2016 установлено, что на основании постановления от 07.10.2002 N 7048 с кооперативом был заключен договор аренды земельного участка от 14.10.2002 N 2538 с кадастровым номером 26:12:011605:125 сроком до 07.10.2007.
Поскольку по истечении срока действия договора комитет выразил свое несогласие на продолжение арендных отношений, направив в адрес кооператива письменное требование от 05.08.2016 N 08/13-5452с об освобождении земельного участка, а также учитывая требования пункта 7.2.1 договора от 14.10.2002 N 2538, предусматривающего, что при истечении срока аренды договор считается автоматически прекращенным без специального уведомления арендатора со стороны арендодателя и отсутствие в материалах дела какой-либо переписки, подтверждающей намерения кооператива на продолжение арендных отношений, суд пришел к выводу о прекращении между сторонами договорных отношений.
Решением суда от 16.01.2017 по делу N А63-11361/2016 иск комитета удовлетворен, суд обязал ЖСК "ТЕМП-93" осуществить возврат земельного участка площадью 271 кв. м (кадастровый номер 26:12:011605:125), местоположение установлено относительно ориентира, расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Пирогова, в квартале 525 в освобожденном надлежащем состоянии комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2017 решение суда от 16.01.2017 по делу N А63-11361/2016 оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.11.2017 постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2017 по делу N А63-11361/2016 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2018 решение суда от 16.01.2017 по делу N А63-11361/2016 оставлено без изменения.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 21.09.2017 N 26-0-1-54/4008/2017-9576 зарегистрированные права (обременения) на земельный участок с кадастровым номером 26:12:011605:125 отсутствуют.
10 декабря 2016 года предприниматель обратился в администрацию через МКУ "МФЦ в городе Ставрополе" с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Пирогова, в квартале 525 в аренду для целей, не связанных со строительством (под объекты транспорта).
В письме от 23.12.2016 N 08/14-9614с комитет сообщил предпринимателю об отказе в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 26:12:011605:125, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. Пирогова, в квартале 525.
В обоснование орган местного самоуправления указал, что испрашиваемый земельный участок не относится к вновь образуемым земельным участкам и не может быть предоставлен для целей, не связанных со строительством и (или) эксплуатацией зданий, сооружений в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в редакции, действовавшей до 01.03.2015.
Считая указанный отказ, а также бездействия органов местного самоуправления, связанные с нерешением вопроса об организации процедуры предоставления земельного участка в аренду, незаконными и нарушающими права и законные интересы предпринимателя, последний обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, оспариваемых решений и действий (бездействия) на соответствие их закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Судом первой инстанции установлено, что предприниматель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 26:12:011605:125, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. Пирогова, в квартале 525 в аренду для целей, не связанных со строительством (под объекты транспорта).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции (статья 39.2 ЗК РФ).
В статье 39.6 ЗК РФ перечислены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов.
Статьей 34 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) был установлен порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
В пункте 2 указанной статьи было установлено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 статьи 34 ЗК РФ заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 4 статьи 34 ЗК РФ).
Согласно пункту 5 статьи 34 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 вышеназванной статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 названной статьи решения (пункт 6 статьи 34 ЗК РФ).
Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ) статья 34 ЗК РФ признана утратившей силу.
В соответствии с пунктом 3 статьи 34 Закона N 171-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу названного Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу названного Федерального закона), но не позднее 1 января 2018 года.
При этом положения пункта 3 статьи 34 Закона N 171-ФЗ распространяются только на вновь образуемые земельные участки, предоставляемые для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 21.09.2017 N 26-0-1-54/4008/2017-9576 земельный участок площадью 271 кв.м с кадастровым номером 26:12:011605:125, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Пирогова, в квартале 525 с видом разрешенного использования под объекты транспорта автомобильного имеет статус "актуальные, ранее учтенные" и поставлен на государственный кадастровый учет 16.12.2002.
Указанный участок ранее был предоставлен кооперативу в аренду по договору от 14.10.2002 N 2538.
В настоящее время сведения о правообладателях в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:12:011605:125 в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, что подтверждается выпиской от 21.09.2017 N 26-0-1-54/4008/2017-9576.
Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что испрашиваемый предпринимателем земельный участок не является вновь образованным, основания, указанные в пункте 3 статьи 34 Закона N 171-ФЗ для предоставления земельного участка в порядке статьи 34 ЗК РФ без проведения торгов, отсутствуют.
С учетом изложенного, оспариваемый отказ не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Также предприниматель в исковом заявлении указал, что испрашиваемый им в аренду земельный участок подлежал выставлению на торги в форме аукциона, в связи с чем бездействия органов местного самоуправления по непроведению указанной процедуры являются незаконными.
Порядок подготовки и организации аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определен статьей 39.11 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.11 ЗК РФ решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
Подготовка аукциона по инициативе органа государственной власти или органа местного самоуправления регламентирована пунктом 3 статьи 39.11 ЗК РФ, которой в том числе установлен порядок проведения аукциона.
Согласно пункту 5 указанной статьи заявление об утверждении схемы расположения земельного участка, заявление о проведении аукциона подаются или направляются в уполномоченный орган заявителем по его выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно положению подпункта 6 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ, в случаях, когда не требуется образовывать земельный участок, утверждать проект межевания территории и проводить кадастровый учет вновь образуемого земельного участка, уполномоченный орган обязан рассмотреть заявление заинтересованного в предоставлении земельного участка физического или юридического лица о проведении аукциона, установить наличие или отсутствие достаточных оснований для проведения аукциона в соответствии с подпунктом 8 и отсутствие обстоятельств, препятствующих его проведению в соответствии с подпунктами 8, 9, и по результатам рассмотрения такого заявления в порядке подпунктов 7-9 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ принять либо решение о проведении аукциона, либо решения об отказе в проведении аукциона.
В рассматриваемом случае инициативы органа местного самоуправления в предоставлении в аренду спорного земельного участка путем проведения аукциона не было.
Представленное в суд заявление предпринимателя о предоставлении спорного земельного участка от 10.12.2016 по форме и содержанию не является заявлением о проведении аукциона в порядке подпункта 6 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ, поэтому отсутствие со стороны органов местного самоуправления действий по организации аукциона не является незаконным бездействием.
Данная правовая позиция согласуется с выводами, изложенными в постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 16.08.2016 по делу N А59-3365/2015 и постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2017 по делу N А32-13258/2016.
На основании вышеизложенного судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Доводы предпринимателя, изложенные в апелляционной жалобе, судом отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании законодательства, противоречат материалам дела и сложившейся в Российской Федерации судебной практике, а также опровергнуты приведенными выше правовыми нормами.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, не допущено.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Ставропольского края от 14.12.2017 по делу N А63-4785/2017.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 266, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14.12.2017 по делу N А63-4785/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-4785/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 1 октября 2018 г. N Ф08-5873/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Майдибор Надежда Петровна
Ответчик: Администрация города Ставрополя, ЖСК "Темп-93", Комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя